БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №82 > О чудесах
В номере №82

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

О чудесах
Адин ШТЕЙНЗАЛЬЦ

Писать о чудесах как-то несолидно. Вредно для репутации: автор неизбежно будет отнесен к категории средневековых фанатиков. Особенно неприличной эта тема представляется в России.

Новая Россия исповедует сейчас некую неординарную религию, составленную из поверхностных научных представлений в рамках программы средней школы и чудовищной эклектической смеси суеверий. Последние активно приобретаются как дома, в семье, так и в общении с соседями, извлекаются из публикаций в прессе.

Если бы Распутин воскрес сегодня и должен был продолжать ту деятельность, которой он занимался при жизни, у него бы не было никаких проблем. Единственное, что бы он, наверное, сделал с целью хорошей рекламы, так называл бы себя «доктор Распутин». Все остальное он мог бы, в принципе, оставить без изменений: и методы, и тематику, и терминологию не было бы необходимости корректировать.

Итак, если я скажу в России, что верю в чудеса, мне немедленно будет предложен широкий диапазон суеверий и «достоверных» знамений из арсенала профессиональных шарлатанов.

А если скажу, что в чудеса не верю, мое положение будет еще хуже: уж лучше бы прямо сказал, что атеист. Более того, быть атеистом, в некоторой степени, нормально, а вот не верить, что в Саратове родилась зеленая мышь с тремя головами, — это уж совсем непристойно.

И все же о чудесах можно и нужно говорить.

ТаНаХ и Талмуд полны описаний чудес. В наших средневековых книгах и в современной еврейской религиозной литературе это распространенная тема. Чудеса для нас — это не выдумки писателей-фантастов, а жизненные реалии.

Прежде всего, что подразумевается под словом «чудо»? Определение, которое мы попытаемся дать, основано на изучении совокупности еврейских источников. Положим, наблюдается такой феномен: в точности над Северным полюсом в атмосферу входит небесное тело, скажем, метеор, и, долетев до определенной высоты, останавливается и зависает в воздухе. Это явление не получит внятного объяснения в рамках известных нам законов природы. Более того, вероятность подобного феномена крайне мала, как и вероятность любого другого явления, которое принято считать необъяснимым. Но можно ли назвать это чудом?

ИзменитьУбрать
(0)

Второй сценарий: на стреле подъемного крана висит массивный многотонный блок; в то самое мгновение, когда под грузом проходит человек, канат рвется, блок летит, казалось бы, точно ему на макушку, но в последнее мгновение меняет траекторию и падает рядом.

С одной стороны, вероятность этого события намного больше, чем того, что небесное тело повиснет над Северным полюсом. Представляется, что это следует считать меньшим чудом, но с этим вряд ли согласится человек, избежавший падения на него сорвавшегося груза.

Где же проходит граница между необъяснимым феноменом и чудом? На иврите слово «нес» («чудо») имеет еще одно значение: флаг, знамя, штандарт. Интересно, что в русском языке тоже есть слово, означающее чудо и имеющее общий корень со словом «знамя»: знамение.

Чудо играет роль флага, точнее — сигнального флажка. Оно непосредственно касается человека, оно призвано сообщить ему нечто, подать ему знак.

Чтобы понять, как евреи понимают слово «чудо», стоит обратиться к истории праздника Пурим. Все, рассказанное в библейской Книге Эстер, традиция считает чудом, более того, образцом чуда. Но что находит в этом тексте читатель?

Красивый драматический сюжет, череда событий, ни одно из которых не нарушает законы природы и не представляется необъяснимым. Это рассказ о придворных интригах, нисколько не чудесная история.

Как появляется главный персонаж, Эстер? Она не падает камнем, зависая над Северным полюсом. Ее посылает во дворец Мордехай, который, в свою очередь, не возникает из ничего, а выводится на страницы книги вполне логично и даже с генеалогической справкой. И его антипод Аман не появляется, как черт из табакерки: у него есть должность и определенные обязанности при дворе. Более того, даже такая частность, как свойственная ему юдофобия, связана с определенным событием, неприятным для него. Царь по наущению Амана издает указ уничтожить всех евреев в империи, и это тоже не выглядит как стихийное бедствие.

Мы знакомы с царем с самого начала книги. Он пьянчужка и капризный эгоцентрик. Такие люди склонны компенсировать беспорядок в собственной душе требованием строжайшего порядка вокруг себя. Самодуры, живя произволом, любят порядок. При Сталине ничего не стоило убить человека или сослать. Я видел разнарядку: сколько людей нужно расстрелять — без имен, только область, количество и дата. Но при этом нужно было арестовать их по всей форме, привести понятых из домоуправления. Надо было их пытать, пока не признаются, писать протоколы обысков, приводить задержанных в суд. К чему все это? Ведь каждому ясно: фарс, формальность, фикция. Но нет, порядок следует соблюсти!

Царь Ахашверош жил по тому же принципу законного самодурства. На протяжении всего повествования он несколько раз оказывается в ситуации, когда ему неясно, как поступить. Он вызывает юридических консультантов. Каждый известен нам по имени и по должности. Царь то и дело сверяется с «Книгой законов Персии и Мидии». Она, наверное, была толще, чем сталинская конституция. Разумеется, в книге царь находит то, что ему удобно, а консультанты говорят ему то, что он хочет слышать.

Ну и что же во всем этом чудесного?!

Ответ прост: чудо в том, что все нити этого политического кружева сошлись в точке, определившей спасение евреев от уничтожения. Чудо, в котором нет ничего сверхъестественного.

Теперь попытаемся дать определение чуду. Чудо — это событие не обязательно сверхъестественное, но достаточно экстраординарное, редкое, которое имеет решающее значение в жизни человека.

Я верю в чудеса. Верю и в то, что есть люди, способные их творить. Но именно поэтому каждый слух о чуде, который доходит до меня, я проверяю в семь раз тщательней, чем тот, кто в чудеса не верит. Рационалисты, не признающие возможность чудес в принципе, оказываются легкой добычей для любого начинающего фокусника. Трюк на уровне водевильного розыгрыша может превратить их в истово верующих, они раскисают и становятся подобны медузам. Становой хребет их убеждений негибок, а потому при малейшем нажиме ломается.

Примерно двести лет назад к одному хасидскому Ребе пришел человек из «просвещенцев» — так в те времена называли борцов с религией, с традицией. Он сказал: «Ребе, я собрал множество исторических материалов и в результате точного расчета установил вот что. Красное море разверзлось перед евреями по вполне объяснимым естественным причинам. Это не было чудом». Ребе ему ответил: «Меня совершенно не интересуют твои расчеты, они не имеют никакого значения. Важно, что это произошло в точности в ту минуту, когда евреям надо было там пройти».

ИзменитьУбрать
(0)

В отождествлении чудесного и сверхъестественного проявляется, в первую очередь, влияние определенного, ушедшего в прошлое, строя мысли. В средние века мир казался детерминированным, причины всего были ясны или вот-вот должны были открыться человеку. А то, что очевидно, но необъяснимо, и объявлялось чудом.

В современном постнаучном мире вопрос о сверхъестественном превращается в вопрос о вероятности, то есть события больше не делятся на вероятные и невероятные. Они делятся на более вероятные и менее вероятные. Если бы меня спросили, может ли графин приподняться над моим столом, вылететь на середину комнаты, превратиться в птичку и запеть басом арию из оперы Россини, я бы сказал, что это крайне маловероятно. Но, с другой стороны, нельзя с уверенностью сказать, что это совершенно невозможно. Если говорить о вероятности этого события за бесконечное время, то можно сказать, что оно не только возможно, но наверняка произойдет.

Вопрос в том, хватит ли у нас времени его дождаться.

————--
Слово «чудо» имеет на иврите эквиваленты с несколько разным смыслом. Например, слово «пеле» — это какое-то крайне маловероятное или совсем уж невероятное событие. Несмотря на эти определения, удивительные события, противоречащие нашим привычным ожиданиям, время от времени случаются и откладываются в человеческой памяти. А слово «нес» означает совсем иное: это тоже чудо, но чудо совсем иного рода — это знак Всевышнего человеку.
Адин Штейнзальц

В американском фильме «Десять Заповедей» Моисей поднимает рyкy с посохом, и внезапно воды моря расступаются, как театральный занавес в начале спектакля, и сыны Израиля проходят по морю, яко посyxy, а вода стоит стеной справа и слева от ниx. После этого фильма каждый считает, что он знает, как выглядело рассечение моря.
Того же, кто откроет Библейский текст и внимательно прочтет его, ожидает большой сюрприз. В первую очередь выясняется, что море расступилось не сразу после того, как Моисей простер над ним свой посох. Библейское описание выглядит так: «Моисей простер рyкy свою над морем и Всевышний отгонял воды моря сильным восточным ветром всю ночь, и расступились воды моря». Великое чудо, оказывается, свершилось не столь стремительно, как это было показано в кино. Более того, Тора раскрывает нам механизм произошедшего чуда — сильный ветер дул почти всю ночь, и воды моря отступили под действием ветра.
Понятно, что чудо, являясь, по самому определению слова, нарушением законов природы, не является нормальным объектом для науки. Но Тора, описав природный механизм рассечения моря, сама открыла здесь двери наyчномy исследованию. Выяснилось, что в озерах, через которые в наше время проходит Суэцкий канал, при сильном юго-восточном ветре уровень воды опускается на два метра.

Меир Левинов

Источник: Рисунки А. Коциевского


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №82 > О чудесах
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 10:08:59
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA