БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №82 > «Я и ты» — чудо диалога
В номере №82

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+4
Интересно, хорошо написано

«Я и ты» — чудо диалога
Сарра ПЕСЧАНСКАЯ

Мартин Бубер — один из ярчайших мыслителей двадцатого века прославился как автор книги «Я и Ты». И не надо привычно думать, что «Я» в данном случае — это наше, каждому родное, любимое «я», вокруг которого вертится мир. Бубер утверждает иное — столь знакомое каждому религиозному человеку и малодоступное материалисту: «Я» — Создатель, «Я» в мире одно, и «чудесная» удача диалога с ним — это и есть одухотворенность сознания любого из миллионов «Ты», если «ты» человеческое открыто душой и напряженно трудится для создания моста духовной энергии между человеческим телом, единицей жизни и Вечным ее источником. И здесь источник чудес: чудо — всегда реплика из этого Диалога.

Человек на земле1
Равви Пинхаса кто-то спросил: «Почему сказано “в день, когда Б-г сотворил на земле человека”, а не “в день, когда Б-г сотворил человечество”?»

Равви Пинхас ответил: «Чтобы ты служил своему Творцу так, словно на земле существует один-единственный человек — ТЫ».

Примером такого Диалога, и примером почти образцовым, стал для Бубера хасидизм. Философ говорил, что встреча с хасидизмом стала значительнейшим событием в его личностном интеллектуальном развитии. Его интерес стал источником многолетнего труда, который завершился составлением двухтомного собрания хасидских преданий.

Свыше двадцати лет ушло на то, чтобы собрать, классифицировать и стилистически обработать рассказы, созданные устной традицией и столетиями переходившие из уст в уста. Лишь изредка в эту устную традицию вплетаются отдельные издания рассказов о чудесах, творимых и предрекаемых праведниками и провидцами — цадиками, вокруг которых и группировались хасидские школы и общины. Но чудо не излучалось единственно цадиком, оно было воздухом, которым дышали хасиды, светом, пронизывавшим их бытие.

Сила общины

Рассказывают, что как-то ночью на исходе праздника Йом-Кипур луна скрылась за облаками, и Баал-Шем-Тов не мог выйти и произнести благословение новой луны. Его охватило тягостное чувство, что судьба слишком грандиозна, и ее неизмеримость не может хоть как-то зависеть от движения его губ. Огромная энергия его души тщетно стремилась помочь отраженному свету малой планеты пробиться сквозь толщу туч. Видя, что облака лишь сгущаются, утратил было надежду Баал-Шем-Тов.

Ничего не знавшие о его страданиях ученики-хасиды в другой комнате танцевали, изливая радость от искупления грехов минувшего года. Счастье жизни переполняло их, и, подхватив под
руки впавшего в отчаяние цадика, они увлекли его в своем танцующем круге во двор. И ночь стала вдруг светлой, разошлись тучи, и ярче, чем когда-либо прежде, с чистого неба сияла луна.

Цадик, — объяснял Бубер, — это тот, чье слияние с Б-гом наиболее полно из возможных для человека. Основатель хасидизма — сам личность полулегендарная, Баал-Шем-Тов говорил, что «человек должен познать самого себя как проявление Б-жества». Результат такого познания для цадика — дарование откровений, способность пророчества и провидения. Так излучаются чудеса.

Гора-спасительница

ИзменитьУбрать
р. Исраэль Баал-Шем-Тов
(0)

Вершины Карпатских гор круты и неприступны. В часы созерцания Баал-Шем-Тов покидал прекрасные склоны, на которых стоял его дом, и поднимался на вершину, где проводил долгое время в уединении. Однажды праведник столь глубоко задумался, что забыл о том, что стоит на краю пропасти, и, шагнув вперед, занес ногу над обрывом. В ту же минуту соседняя гора сошла со своего места, придвинулась вплотную к той, на которой стоял Баал-Шем-Тов, и он спокойно продолжил свой путь.

Преемник Баал-Шем-Това и его ученик Великий Маггид (рабби Дов Бэр из Межирича) уделял много внимания именно механизмам взаимодействия человечества со своим создателем. Человек ведь, согласно хасидскому учению, не пассивный приемник. Все-таки с «Я» Миросоздателя он участвует в диалоге, а не внимает извечному монологу.

В разработанной Великим Маггидом концепции главное место уделено рассеянным Б-жественным «искрам». Как писал рабби Лурия из Праги, знаменитый создатель Голема, в соответствии с каббалистическим учением высшей целью творения считается процесс исправления мира «тиккун», то есть процесс освобождения «искр» из их земных «оболочек» (клиппот) и постепенное их вознесение к Первоисточнику, вплоть до установления полного единства между Творцом и его Творением.

Лекарство

Как-то рабби Барух из Мезбижа купил в городе лекарство для больной дочери. Глядя на пузырьки с лекарствами, выстроившиеся на подоконнике, рабби Барух стал рассуждать: «Если на то Б-жья воля, чтобы моя Райцель выздоровела, то она в лекарстве не нуждается. Однако, если бы Б-г сделал свою способность творить чудеса явной для всех, то ни у кого бы и свободы выбора не было: каждый бы узнал Б-га. Но Всевышний хочет, чтобы у людей был выбор, поэтому Он облек Свои деяния в законы Природы. Поэтому Он сотворил целебные травы».

И дальше принялся рассуждать цадик, задавая сам себе вопрос: «Но почему больному все же дают именно лекарства?» И ответил: “Искры”, что отпали от изначального единства миров, облачившись в “раковины” (клиппот), проникли в камни, растения и животных — все они восходят обратно к своему Источнику по благословению праведника, который работает с ними, использует их и применяет в своей святости. Но как могут спастись “искры”, что попали в горькие лекарства и травы? Чтобы они не остались в изгнании навсегда, их предназначил Творец для больных людей: каждому — те искры, которые соответствуют природе, корню его души. Таким образом, больные — это врачи, исцеляющие лекарства».

Человек играет особую роль в процессе очищения и перевоссоздания мира. Роль его огромна. Именно изливающаяся из уст человеческих экстатическая молитва концентрирует дух, и этой силой (человеческой) «искры» материального мира сразу возносятся через многочисленные ступени и преодолевают уровни, которые иначе, в ходе иных форм рациональных и постепенных служений, им пришлось бы проходить постепенно — через различные воплощения и на протяжении жизни поколений.

Так чудеса воспаряют.

Мартин Бубер в хасидских устных преданиях увидел реплики этого Диалога — диалога, являющегося образцом и обобщением для всех диалогов, в которые вступают люди: друг с другом, с природой, с прошлым и будущим, с самими собой, предаваясь душевным борениям или самокопанию.

ИзменитьУбрать
Худ. А. Вайсман
(0)

Петь вдвоем и ухо — не ухо

Говорил рабби Пинхас из Кореца: прислушайтесь, как бывает, что не может поющий петь громко и хорошо, но вот подходит к нему другой, который поет лучше, а тогда и первый начинает петь громче и слаще.

А еще вспомните, что сказано в книге «Обязанности сердец», что живущий праведно видит оком, которое не есть око, и слышит ухом, которое не есть ухо. И это правда! Ибо часто, когда кто-то приходит ко мне за советом или провидением, я слышу, как он сам себе отвечает и все сам о себе видит.

Бубер говорил, что повествование о чуде, которое произошло в конкретном месте и с конкретными людьми, называют обычно легендой. Эти хасидские легенды он называл истинной реальностью. «...Я называю легенды реальностью, реальностью опыта восторженных душ, реальностью, рождающейся в каждом чистом сердце, незамутненном хитростью и лукавством». Прежде чем попрекнуть самого Бубера в лукавстве этой реплики и указать, что он, по сути, готов называть легендой и чудом некий, возможно, искренний самообман, — попробуйте вспомнить, когда последний раз встречались вы с восторженной душой, с чистым сердцем, незамутненным хитростью и лукавством, и не восклицали ли вы тогда: да это чудо! Вот оно, чудо, еще не покинувшее наш мир!

Свидетельство

Рабби Рафаэль из Бершади был известен своей честностью. Однажды его свидетельство должно было стать решающим при обвинении некоего еврея в преступлении. Еврей был виновен, и вина его была известна рабби Рафаэлю. Так что свидетельство его должно было стать приговором. Рабби Рафаэль в ночь перед судом молился и, не сомкнув до утра глаз, сражался сам с собой. А на рассвете он лег на пол, закрыл глаза, приказал себе умереть и... скончался.


1Здесь и далее приведены хасидские предания из книги М. Бубера

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №82 > «Я и ты» — чудо диалога
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 07:02:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl