БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №83 > Если забуду тебя, Иерусалим...
В номере №83

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Если забуду тебя, Иерусалим...
Эльягу ЭССАС

«Иерусалим, ты — город, построенный, чтобы объединить в себе все» (Псалом 122). Так сказал о столице еврейского народа и его государства царь Давид.
Что же объединяет в себе Иерусалим, и чем он сущностно отличается от других городов и столиц?

Начало — еще до всех начал...

В 2085 году по еврейскому летоисчислению (почти 3700 лет тому назад) шли из Беэр-Шевы на север два человека, отец и сын. Они шли, чтобы выполнить непонятный и страшный приказ Всевышнего. Авраhам (отец) должен был принести в жертву Ицхака (своего сына) на горе, которую укажет ему Всевышний.
На третий день пути Авраhам поднял глаза и увидел — вот она, гора, о которой говорил ему Творец мира. На ее вершине Авраhам увидел... Храм, здание бело-золотистого цвета. Он увидел удивительный, неземной огонь и дым, поднимавшийся столбом к небу.

Авраам спросил сына: «Что ты видишь?» Ицхак ответил: «Храм. И огонь, и дым».

Они были не одни, отец с сыном, их сопровождали еще два человека. Но только Авраhам и Ицхак были евреями. Единственными в то время евреями на земле. Авраhам спросил своих спутников: «Что вы видите?» Те отвечали: «Горные вершины». И больше ничего.

Они были близки Авраhаму, эти два человека. Но они увидели только то, что было видно всем. Вершины гор.

А Авраhам и Ицхак увидели Иерусалим. Города еще не было, но его небесный образ уже существовал — а ведь Иерусалим объединяет небесное и земное.

И тогда Авраhам сказал сопровождающим: «Оставайтесь здесь, а мы пойдем дальше...» И они пошли вдвоем, отец и сын. Дойдя до вершины горы, на которой он увидел Храм, Авраhам построил жертвенник, положил на него Ицхака, взял в руки нож и... услышал Голос Всевышнего: «Теперь Я вижу, что ты — тот, от которого может пойти [еврейский] народ. Ибо даже единственного сына [который дороже тебе, чем ты сам] ты не пожалел, выполняя Мой приказ и ради Моего Имени».

2128 год. Два молодых человека, близнецы Эсав и Яаков, внуки Авраhама, сыновья Ицхака, обсуждают, кому предстоит унаследовать традицию, начавшуюся с Авраhама и переданную Ицхаку. Еврейскую традицию, образ жизни — все то, ради чего существует еврейский народ.

Эсав появился на свет на несколько мгновений раньше Яакова и потому считался первенцем. Он должен был сделать выбор. Оба они, Эсав и Яаков, увидели где-то там, на севере от Беэр-Шевы, далеко за горизонтом, на вершине горы... Храм. И огонь и дым. На свете не было ничего прекраснее этого Храма. Но и ничего ответственнее служения в нем. Этот Храм — место служения Творцу мира, а служить Ему можно только в точном соответствии с Его волей. Эсав же хотел владеть миром, а не служить его Творцу. Пусть только «земным» миром, но — владеть. А служение, Храм, огонь и дым, пусть даже и уходящие в Небо, — все это Эсав охотно отдал Яакову. Так и случилось. Потомки Эсава основали Древний Рим, величайшую из империй, распавшуюся затем на десятки государств, создали за тысячу лет мощную и гибкую идеологию, давшую множество различных интеллектуальных ростков, «национальных по форме и идолопоклоннических по содержанию». Казалось, они покорили мир. Их власть распространилась от Атлантики и до Урала, а затем и дальше — до Тихого океана. На Северную и Южную Америку, на Африку и Австралию.

Все, казалось бы, шло согласно плану Эсава. Однако было и маленькое «но». Потомки Яакова продолжали владеть Иерусалимом (и Храмом). Всего несколькими квадратными километрами. Что это в сравнении с миллионами (а сегодня — десятками миллионов) квадратных километров, на которые распространилась власть потомков Эсава? Однако Эсав знал с самого начала, что он не может полностью, безраздельно владеть материальным миром, если Яакову будет отведена в нем тихая обитель, где он сможет заниматься духовными вопросами. Нет, Эсав знал, что есть место, объединяющее в себе духовное и земное. Место это — Иерусалим. И пока Иерусалим принадлежит Яакову, Эсав никогда не сможет считать себя «хозяином», господином мира.

Треугольный фундамент...

И еще одну тайну знал сын Ицхака Эсав (знал ее и сводный брат Ицхака Ишмаэль, от которого повели свой род арабские племена). Он знал, что существование человечества имеет смысл, только если в жизни проявляются и действуют три взаимосвязанных понятия: высшая справедливость («дин»), вневременная истина («эмет») и настоящий — а не поверхностный — мир («шалом»).

И если к таким понятиям, как «эмет» и «шалом», потомки Эсава и Ишмаэля могли относиться «беззаботно», считая их как бы философскими и отвлеченными, то в том, что касается понятия дин, они все время ощущали постоянное внутреннее беспокойство. Ибо если есть дин, то земным наслаждениям и упоению властью — пусть и над большой частью человечества — придет конец. Ведь они-то хорошо знали, что их путь к власти был сплошным отрицанием принципов справедливости.Место, в котором объединяются эти три понятия — «дин, эмет и шалом», — Иерусалим.

Почему же Эсав согласился с разделом сфер влияния, согласно условиям которого он получил весь «земной» мир, а Яаков — «духовные» сферы, пусть малоинтересные для Эсава, зато вполне способные «портить ему настроение»? Дело в том, что он надеялся, что Иерусалим недолго будет находиться в руках Яакова или его потомков (то есть недолго будет еврейским), треугольник «дин, эмет и шалом» будет разбит и о справедливости на земле можно будет забыть.Были ли надежды Эсава иллюзорны? Ему они представлялись реальными. Ибо Эсав твердо решил убить брата своего, Яакова. А когда он понял, что это ему не удастся, то завещал это убийство своим потомкам. Это «завещание» и стало корнем возникающего в каждом поколении нового плана «окончательного решения еврейского вопроса», а также удивительной устойчивости единого фронта народов и стран, «не признающих» (по сей день!), казалось бы, очевидный факт, что Иерусалим является для еврейского народа центром и столицей Израиля.

Город Давида...

Много лет прошло с тех пор, как Авраhам увидел «Бейт Микдаш» — образ Храма, стоящего на горе Сион, а Яаков стал наследником духовной традиции Авраhама и Ицхака. Евреи прошли через горнило египетского рабства, продолжавшегося 210 лет, 40 лет провели в пустыне перед вступлением в Эрец-Исраэль, Землю Израиля, сотни лет осваивали эту страну, боролись с набегами чужеземных армий и, главное, вели очень непростую борьбу во внутренней, духовной сфере со столь легко проникающими в душу и вроде бы облегчающими жизнь идеями, мировоззрениями, «измами», которые, будучи «добавленными» к Торе (а то и просто заменяя ее) должны были помочь как следует устроить духовные и материальные дела. Они падали и поднимались, отступали и вновь побеждали. Они укреплялись на своей земле, а она становилась, если можно так выразиться, все более и более еврейской.

ИзменитьУбрать
Карта, изображающая Иерусалим
как центр мира. Ганновер. 1580 г.
(0)

Но удивительное дело: в самом центре этой земли находилась крошечная территория, всего несколько квадратных километров, на протяжении сотен лет окруженная еврейскими поселениями, которая на тот момент еще не принадлежала евреям!

2891 год (869 г. до н.э.). Город Хеврон. Старейшины всех колен Израиля пришли к Давиду и сказали ему: «Вот, мы — кость твоя и плоть твоя... И сказал Всевышний тебе: "Ты будешь пасти народ Мой, Израиль, ты будешь главою Израиля..." — и помазали Давида на царство над Израилем» (Танах, Книга Шмуэля, II, гл. 5).

Почему же это событие произошло в Хевроне, а не в Иерусалиме, нашей столице? Потому что именно Иерусалим и был той точкой в центре страны, которая еще не контролировалась нашим народом. Согласно законам Торы завоевание Иерусалима, этого особого города, созданного Всевышним для того, чтобы стать сердцем еврейского народа, задолго до того, как этот народ появился, — завоевание этого города должно было стать последним, завершающим этапом четырехсотлетнего периода врастания еврейского народа в свою землю. Тора установила условие, выполнив которое, евреи смогут (и должны будут) вступить во владение Иерусалимом. Условие это — помазание царя из колена Иеhуды, который будет признан всем народом и станет править в строгом соответствии с законами Торы.

Это условие и было выполнено в 2891 году по еврейскому летоисчислению, когда Давид стал царем с согласия всего народа.

И первым же его шагом стало овладение Иерусалимом. 2928 год. Сын царя Давида, царь Шломо (Соломон), завершает строительство Иерусалимского Храма. Город превращается в духовную столицу мира. Одна за другой его навещают делегации со всех концов света, жаждущие познакомиться с удивительным народом и его мудрым правителем. Эти делегации посещали Храм, знакомились с его необыкновенной структурой, сверхъестественным функционированием, становились свидетелями обсуждения законов Торы, наблюдали, как разбирают судебные дела царь Шломо и Высший раввинский суд при его дворе, знакомились с государственной, экономической и социальной жизнью еврейского народа. Это приводило ко все большему осознанию народами мира огромной, «нечеловеческой» мудрости Торы, подводило к признанию Творца. Вскоре процесс этот был прерван.

ИзменитьУбрать
Рисунок Храма из Пасхальной агады.
1629 г.
(0)

Иерусалимский Храм существовал 410 лет. Затем наступил самый трагичный день нашей истории.

3338 год, девятый день месяца ав. Храм разрушен и сожжен. Разрушен и весь город. Оставшиеся в живых евреи уведены в плен, началось Вавилонское изгнание, длившееся 70 лет.
Но евреи вернулись и отстроили Храм, вокруг него опять вырос город. Иерусалим снова стал столицей еврейского народа. Снова были периоды удач и трудностей, побед и поражений. И опять в день 9 ава, теперь уже 3828 года (68 г. н.э.), Храм был разрушен и сожжен, а город уничтожен. На этот раз — римлянами, прямыми потомками Эсава. Казалось, сбылись надежды непримиримого врага Яакова и его потомков. Евреи были изгнаны со своей земли, Иерусалим разрушен, а с ним и фундаментальный треугольник — «дин, эмет и шалом». Теперь осиротевшим миром можно будет управлять безнаказанно. Но и на этот раз Эсав ошибся.

Если забуду тебя, Иерусалим...

Евреям запретили возвращаться и отстраивать Иерусалим. Затем большая часть нашего народа (вернее, большинство оставшихся в живых после войн с римлянами) была изгнана из Земли Израиля.

Но Землю эту, и особенно Иерусалим, они унесли в сердце. Слова-клятва из 127 псалма царя Давида: «им эшкахех Йерушалаим, тишках йемини» — «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука» — были не просто словами, но неотъемлемой частью еврейской жизни. Каждый еврей, где бы он ни находился, должен был знать, с какой стороны от него находится Иерусалим. Трижды в день во время тфилы, молитвы, он становился лицом к Эрец-Исраэль, лицом к Иерусалиму. Во время любого, самого радостного праздника евреи вспоминали о Храме, лежащем в руинах. Четыре дня в году были объявлены траурными (в эти дни, в частности, нельзя ни есть, ни пить) в память о четырех трагических эпизодах, связанных с разрушением Иерусалима; в один из этих четырех дней — 9 ава — пост продолжается 26 часов. Но это еще далеко не все. В соответствии с основными принципами устройства мироздания движения наших сердец и наши действия вызывают симметричные изменения в высших, духовных («небесных») сферах. Эти принципы изложены в Торе и подробно разбираются в Талмуде. Всевышний одарил нас чудом, о котором рассказывает Устная Тора — Талмуд и Мидраши: никогда Присутствие Всевышнего — Шхина — не покинет Иерусалим, никогда не оставит единственный уцелевший остаток стены, окружавшей Храм (евреи называли его — Западная Стена, — а неевреи — Стеной Плача). Нижние ряды камней Западной стены, Котеля, не будут разрушены никогда — в знак ощутимого, явного присутствия Всевышнего в Иерусалиме.

Мы, конечно, понимаем, что Творец мира «находится» (если так вообще можно сказать) всюду и везде. Однако местом, где Он присутствует явно, которое Он охраняет от разрушений, стал этот остаток Храма. Его не смогли уничтожить никакие бедствия, никакие войны, проносившиеся по Эрец-Исраэль, — хотя их было, по меньшей мере, несколько десятков. Всевышний выбрал для себя Иерусалим.

Об этом-то и забыл Эсав, равно как и его потомки и последователи. Неуничтожимость еврейского народа, его неразрывная духовная связь с Иерусалимом, с одной стороны, и проходящее через всю историю Присутствие Всевышнего в Иерусалиме — с другой, стали гарантией того, что миром всегда будет управлять тройственная основа бытия — дин, эмет и шалом — находящая свое выражение в «идее» Иерусалима: Иерусалим, город, построенный, чтобы объединить в себе все.

Печатается в сокращении
www.evrey.com


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №83 > Если забуду тебя, Иерусалим...
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 07:44:11
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"