БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Форум > ПАРИЖСКИЙ ОДЕССИТ АЛЕКСАНДР ЗАЛЮК
Разделы

Мигдаль Times №139
ПАРИЖСКИЙ ОДЕССИТ АЛЕКСАНДР ЗАЛЮК
Александр ШИХМАН (США)

Память – это слоеный пирог, в котором закопаны сладости вперемешку с пчелиными жалами.
Искусство – это замороженная память.
Кто не копает из-за боязни быть ужаленным, тот не выкапывает сладостей.

Иллюстрация из парижского журнала
(0)

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Довольно часто, когда я перебираю старые семейные фотографии, меня посещает мысль, что лет этак 40-50 назад я не смог бы предвидеть даже в самых смелых фантазиях все перипетии нашего жизненного пути и увидеть себя сидящим на вершине холма в Южной Калифорнии и пишущим статью для одесского еврейского журнала. И уж точно я не думал, что когда-либо начну коллекционировать работы художников-евреев парижской школы. Но жизнь непредсказуема.

Сквозь вереницу мыслимых и немыслимых, но вполне реальных событий я оказался в доме у правнучки одного из «могучих» евреев парижской школы и столпов кубизма, ближайшего друга Аполлинера, Леопольда Маркусси. Со стен этого дома на меня смотрели Пикассо и Аполлинер, Миро и Ман Рэй, Шагал и Сутин.

(К слову, о мистике. Мой компьютерный автокорректор упорно меняет имя Сутина на Путина. А что – Хаим Путин... Были полеты с журавлями, охота на тигров, ныряние за антиквариатом. Так что образ в ермолке, с кистью и у мольберта может стать новым имиджем вождя.)

В доме правнучки Маркусси самым любопытным материалом для меня стали записные книжки и ежедневник ее прадеда, по которым можно составить календарь его встреч –

«…завтра на вокзале в полдень нужно встретить Пабло (Пикассо – А.Ш.) ...послезавтра ужин с Моисеем (Кислингом – А.Ш.) ...утром в типографии встреча с Миро».

В череде звездных имен довольно часто мелькает имя Саши Залюка. К своему стыду, я практически ничего не мог припомнить об этом художнике. Вернувшись домой и покопавшись в интернете, я обнаружил что Саша Залюк (также известный под именем Александр Давидович Цалюк) имел одесские корни и был кумиром художественной богемы предвоенного Парижа.

Из одесских журналов 1912-1916 гг., ОННБ
(0)

ПО СУТИ...

Париж, 1971 год. В доме престарелых на Rue Notre Dame des Champs тихо умирает седовласый мужчина с аристократическим лицом, слегка перекошенным от инсульта. Он что-то шепчет на незнакомом для окружающих языке и вскоре испускает последний вздох.

Его похороны проходят почти незамеченными. Местные газеты лишь вскользь пишут о его смерти. Мало кто вспоминает, что в предвоенный период этот скромный человек был одним из любимцев и кумиров Монпарнаса. Саша Залюк.

Из одесских журналов 1912-1916 гг., ОННБ
(0)

Александр Цалюк родился в 1887 г. в украинском городке Радомышль. Его отец, Давид Цалюк, был вполне образованным по тем временам светским евреем и служил в русской армии нотариусом и писарем, а также исполнял роль гражданского судьи в местной еврейской общине.

Из одесских журналов 1912-1916 гг., ОННБ
(0)

К сожалению, отец Саши рано ушел из жизни из-за опухоли мозга, оставив на руках матери четырех малолетних детей. После этого мать некоторое время поддерживала семью, сдавая в аренду апартаменты в Радомышле, но затем переехала к родственникам в Одессу, где продолжила «риэлтерский» бизнес.

Из одесских журналов 1912-1916 гг., ОННБ
(0)

С юных лет Саша проявлял склонность к рисованию. Он брал уроки рисования и живописи у лучших частных педагогов Одессы, а затем поступил на подготовительные курсы в Петербургскую Академию изящных искусств. Проучившись на курсах несколько месяцев, он так и не смог поступить в Академию из за еврейской квоты, и вскоре, ввиду отсутствия вида на жительство в Петербурге, был выслан в Одессу.

В Одессе Саша продолжил обучение в Одесском художественном училище и начал сотрудничать в журналах «Крокодил» (1911–1912), «Южная неделя» (1912–1913), а также в газете «Южная мысль» (1911). В 1908-1912 гг. он постоянно принимал участие в выставках Товарищества южнорусских художников в Одессе.

Иллюстрации из одесских журналов 1912-1916 гг. предоставлены Отделом искусств Одесской национальной научной библиотеки
(0)

Понимая, что его путь к Олимпу в России будет устлан терновником еврейской судьбы, Цалюк принимает решение уехать в Париж, где и оказывается в 1912 году. Еще будучи в Одессе, Цалюк познакомился с Максимом Горьким, который очень хорошо отозвался о его журнальных иллюстрациях. Именно Горький был одним из тех, кто посоветовал Саше перебраться в Париж, позже ввел его в круг местной художественной богемы и вплоть до начала Первой мировой войны чем мог помогал молодому художнику. В Париже Саша продолжил обучение живописи во французской Национальной школе изящных искусств под руководством таких менторов как Рафаэль Коллин и Франсуа Фламенг. В Париже он становится известен как Саша Залюк.

В 1914 г. он женился на Берте Фейге Лернер. Их брак продлился 50 лет, вплоть до смерти Берты в 1964 году.

Вскоре после их свадьбы началась война. Саша записывается во французскую армию и уходит на фронт. Он проведет в армии три года и дослужится до чина капитана артиллерии. В окопах Первой мировой он встречает Аполлинера и близко сходится с будущим классиком французской живописи Отоном Фриезом. За храбрость и заслуги перед Францией Саша Залюк получает французское гражданство.

По возвращении с войны в 1917 г. Саша начинает рисовать портреты известных парижан. Среди его клиентов появляются не только местные толстосумы, но и художники, актеры, писатели, политики, а также модные куртизанки. Он снимает мастерскую рядом с японцем Леонардом Фужитой. В их мастерских часто мелькают лица известных натурщиц. С одной из них, метиской Ай Ши, он знакомит своего ближайшего друга, одесского художника Самуила Грановского, и вскоре они женятся.

Из коллекции А. Шихмана
(0)

B 1919 г. у Саши с успехом проходит первая послевоенная выставка (около 50 работ) в галерее «Au Tableau d'Art» (Таблица искусства), где он показывает зарисовки с полей Первой мировой вперемешку с портретами представителей парижской богемы. Его популярность как портретиста постоянно растет.

Из коллекции А. Шихмана
(0)

В 1917 г. в мастерских Залюка и Фужиты появляется новая натурщица, молодая католичка Жанна Эбютерн. Слух о ее необыкновенной красоте быстро распространяется в среде художников.

Из коллекции А. Шихмана. Мадонна Парижа
(0)

Художница и скульптор из России Ханна Орлова собирает в своей мастерской небольшую вечеринку, на которой в числе гостей оказываются Жанна Эбютерн и Амадео Модильяни. После вечеринки у Жанны и Моди начинается роман. Саша Залюк входит в круг близких друзей Моди. Под его влиянием Саша начинает заниматься скульптурой из орехового дерева. Их дружба продолжается до самой кончины Моди и Жанны в 1920 году.

После похорон Саша покупает участок на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой Модильяни. Образ Жанны в обличье ангела Парижа постоянно появляется в его работах.

По стечению жутких обстоятельств в 1925 г. умирает единственная дочь Саши и Берты. Они хоронят ее на кладбище Пер-Лашез рядом с Модильяни.

Иллюстрация из парижских журналов
(0)

С начала 1920-х годов Залюк работает иллюстратором во французских сатирических и эротических журналах «La Vie Parisienne» («Парижская жизнь»), «Fantasio» («Фантазио»), «La Sourire» («Улыбаясь»), «Le Journal Amousant» («Журнал развлечений»), «Paris-plaisirs» («Парижские удовольствия»). В частности, по просьбе Жоржа Сименона он делает иллюстрации к его рассказу «Филантропия» («Paris-plaisirs», №85, July 1929). Его мастерство художника-иллюстратора достигает апогея в середине 1930-х годов. Арт-критики называют его одним из лучших иллюстраторов Франции.

Иллюстрация из парижских журналов
(0)

Станковые работы Залюка также не остаются незамеченными. В 1921 г. он участвует в Первой русской выставке искусств и ремесел в Лондоне (галерея Уайтчэпел), где среди приглашенных художников – Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Жак Липшитц, Николай Рерих и Борис Григорьев.

Из коллекции А. Шихмана
(0)

В середине 1920-х гг. Залюк организует в Париже объединение художников «La Horde de Montparnasse» («Орда Монпарнаса»). Он создает плакаты для «Орды», а также занимается благотворительной деятельностью, поддерживая художников-эмигрантов из России и Восточной Европы. Его часто видят в кафе «Ротонда» обсуждающим проблемы «Орды» с Максом Жакобом, Пикассо, Паскиным и Маркусси. По воспоминаниям современников, в Ротонде он также встречался с Иса­аком Бабелем и Ильей Эренбургом.

Из коллекции А. Шихмана
(0)

В 1927 г. в Париже открывается ресторан «La Coupole» («Купол»), интерьер которого впоследствии стал классическим образцом арт-деко и кубизма. Его владельцы Эрнест Фро и Рене Лафон пригласили на открытие ресторана всех звезд Парижа. За столиками «La Coupole» сидели Дерен, Леже, Сутин, Ман Рэй, Пикассо, Кислинг. В кулуарах ресторана Луи Арагон встретил Эльзу Три­оле, а Жорж Сименон кадрил черную красотку Жозе­фину Бейкер; там же Андре Бретон публично дал пощечину Джорджо де Ки­рико... Стены и колонны «La Coupole» расписывал 31 художник. И Саша Залюк был одним из них. Его фотография и сейчас висит на стене этого ресторана.

Автопортрет в мастерской. Из коллекции А. Шихмана
(0)

Саше Залюку удалось пережить войну, скрываясь у друзей в Париже и на юге Франции. Погибли многие его друзья и соратники по кисти и мольберту. В печах Освенцима сгорел его ближайший друг Самуил Грановский. На пути в Освенцим умер от воспаления легких Макс Жакоб. От болезни в 1941 г. скончался Леопольд (Луи) Маркусси, а в 1943 г. в Париже умер Хаим Сутин.

Портрет Самуила Грановского. Из коллекции А. Шихмана
(0)

После войны искусство Залюка становится менее оптимистичным. Он вновь начинает работать как иллюстратор парижских журналов, однако заказов становится все меньше. Его работы редко демонстрируются на публичных выставках. В 1951 г. он участвует в Салоне Независимых, в этом же году его работы выставляются в парижском салоне Национального союза искусств. В его работах все чаще появляется тема Холокоста. Он начинает увлекаться сюрреализмом.

В послевоенной Франции, за исключением американцев, мало кто тратит деньги на приобретение предметов искусства и роскоши. Жизнь становится тяжелой. Саше приходится обратиться за материальной помощью к родственникам из США, Англии и Израиля.

В 1964 г. умирает Берта. В конце 1960-х гг. его самого поражает инсульт. К Саше на помощь приходит один из его учеников, Генри Энгель де Сальм, который оказывает ему материальную помощь, а затем помещает его в дом престарелых. Саша постепенно восстанавливается после инсульта и опять берется за работу, рисуя в основном портреты людей, которые его окружают.

В 1971 г. он умирает в Париже в возрасте 84-х лет. По рассказам очевидцев, смерть застала его с улыбкой на лице и карандашом в руках. После смерти его имя было позабыто почти на тридцать пять лет.

28 июня 2005 г., за отсутствием предъявителей на права к наследству, более 800 работ Саши Залюка ушли с молотка за несколько часов. Практически все ушедшие работы осели в частных коллекциях и у французских арт-дилеров. От 10 до 20 работ Залюка каждый год появляются на публичных аукционах в Европе и Америке. Его работ практически нет в музеях.

До сих пор Париж не удостоил Залюка посмертной персональной выставкой. Что же касается Одессы… а сохранились ли в ней его работы и память о нем?

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №139
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-07-22 02:41:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Всемирный клуб одесситов