– Здравствуйте… – на пороге кабинета стоял незнакомый человек. Молодая женщина, оторвала голову от компьютера и перестала разговаривать по телефону. Вернее, по одному из трех телефонов. Два оставшихся громко говорили одним и тем же властным голосом, которому она периодически отвечала:
– Да, госпожа президент. Нет, госпожа президент. Да-да, нет…
– Здравствуйте, – мужчина все еще нерешительно мялся на пороге.
– О, у нас посетитель! Здравствуйте, – приветливо сказала телефонная трубка.
– Да? – молодая женщина посмотрела вопросительно.
– Мне подарили вот это, – в его руке была небрежно зажата газета.
– Ну-ка покажите, что там у вас? – она осторожно положила на стол оба примолкших телефона и подошла к незнакомцу.
– «Шомрей Шабос», – прочитала она название газеты. – И что?
– Нет, не здесь, на последней странице, – поправил ее посетитель.
– «Приглашаем на Хануку в Мигдаль». И откуда это у вас? – спросила она строго.
– Мне подарили. На день рождения. Близкие друзья.
Доверительно приблизившись, он прошептал ей на ухо чье-то имя и выразительно поднял глаза вверх.
– Вообще-то, к нам можно попасть только по предварительной записи, – сказала она, понизив голос. – Надеюсь, вы меня понимаете? Но если у вас такие рекомендации… – она тоже многозначительно подняла глаза вверх, и усадив мужчину на стул посередине комнаты, вручила ему толстую пачку бумаг.
– Я – вице-президент по информации. Заполните эти анкеты и напишите заявление. Нам надо пройти формальности. Если не хотите, на вопросы можете не отвечать, у нас все равно прямая связь с... – и она снова подняла голову вверх.
Незнакомец растерянно изучал анкету.
– Но что это за место? Куда я попал? – посетитель явно начинал нервничать.
– Это «Мигдаль», и если вам сделали такой подарок, значит, это именно то, что доктор прописал.
На этих словах в комнату быстрым шагом вошла эффектная блондинка в белом халате. Одной рукой она ловко приложила фонендоскоп к груди незнакомца, другой – измерила пульс, давление, уровень гемоглобина в крови, и, заглянув ему в глаза, спросила:
– И давно это? Впрочем, можете не отвечать, и так все ясно! – сказала она и принялась быстро диктовать, а вице-президент по информации, выхватив из рук оторопевшего незнакомца анкеты, стала расставлять в них какие-то загадочные значки.
– Утрата интереса к жизни средней тяжести. Выражается в приступах необъяснимой тоски, поздних уходах с работы, одиночестве, потере времени в социальных сетях и самое серьезное – утрате чувства юмора. На первое время прописываю обычный комплекс. Начать с общего осмотра.
– Вы же меня уже осмотрели, – растерянно попытался возразить человек.
– Осматривать будем не вас, а «Мигдаль». Заодно проверим, как вы переносите лечение, а потом доведем до значимой дозы.
С этими словами она так же быстро покинула комнату, крикнув напоследок:
– Если будет острое ухудшение, то я как обычно – в библиотеке.
– В библиотеке?
– Точно, с библиотеки и начнем, – в комнату вошла еще одна женщина с приятной улыбкой. Она спросила:
– Вы умеете читать?
– Так ведь он пришел с газетой, – быстро ответила вице-президент по информации.
– Я – вице-президент по согласованию – представилась улыбающаяся и, подхватив незнакомца под руку, повела куда-то по коридору. – Судя по медицинскому заключению, у вас острое состояние, но на первых порах я вам помогу. Вот так, вот так, шаг за шагом, – успокаивающе повторяла она, вводя его в небольшую комнату, все стены которой были сложены из книг.
– Сейчас уже многие ничего, кроме Фейсбука, воспринимать не могут, но наш ведущий специалист по чтению нашла способ борьбы с этим недугом. Она работает там под прикрытием, раскладывая по сети книжные приманки, и, благодаря ей, многие пациенты снова начинают читать, сначала в гомеопатических дозах, а потом приходят сюда…
В этот момент из-за монитора компьютера выглянула женщина приятной внешности, обворожительно улыбнулась и нежно произнесла:
– Как хорошо, что вы зашли. Ну, наконец-то мы с вами лично познакомимся! У нас, кстати, великолепные новые поступления…
Незнакомец застыл, словно пораженный пением сирены, судорожно оглянулся и сказал:
– Мне бы для начала что-нибудь легонькое, а? Вот я смотрю, у вас тут какие-то журналы лежат.
– Вообще-то чтобы получить эти журналы, необходим допуск. Но в рамках обычного исключения из правил – читайте. А потом, когда окрепнете, подойдете к ведущему специалисту-издателю и оформите знакомство. Но предупреждаю, это затягивает, некоторые до того зачитались, что стали сами туда статьи писать.
После такого строго предупреждения вице-президента по согласованию незнакомец совсем было сник, но дама с голосом сирены сказала:
– Ничего-ничего, читайте на здоровье, тут все пишут легко, интересно, и, между прочим, журнал наш с картинками.
– Не с картинками, а с фотографиями и репродукциями, – поправила вице-президент по согласованию. – Кстати, пройдемте на сеанс искусствотерапии, это совсем недалеко, буквально за стеной.
Мужчина сжался, представив, что сейчас эта улыбчивая дама предложит ему пройти сквозь стену из книг, но вопреки его ожиданиям, они вышли из библиотеки через дверь и сразу же нырнули в дверь следующую.
– Ох, – только успел сказать посетитель, и его ноги предательски подкосились. Но спутница вовремя усадила его на свободное место за одним из столов. – И это все картины? – непослушным голосом спросил он, показывая на стены, уходящие бесконечно ввысь.
– Мы как раз сейчас готовим очередную выставку «Школы еврейской живописи», под управлением ведущего сэнсэя нашей школы. Там будет представлено множество разных техник и сюжетов, если в вас уже пробудился творческий дух – присоединяйтесь, а если дух ваш еще не окреп, то ознакомьтесь с постоянно действующей экспозицией школы.
Многоголосье ученических голосов донеслось до его потрясенного сознания.
– Это отличная идея, – сказала вице-президент по согласованию и вывела посетителя в коридор. – А сейчас будьте осторожны, в соседнем помещении у нас обосновались младшие школьники. Мы заглянем туда одним глазом, чтобы не подвергать себя опасности впасть в детство. Их родители считают, что здесь они учатся, а они сами считают, что приходят сюда играть. Что тут происходит на самом деле, кажется, знает только наш дипломированный специалист по детям всех возрастов, но в целях соблюдения техники безопасности мы ее пока что не будем отвлекать.
Как раз в эту минуту дверь распахнулась, и из нее вырвался вихрь детских голосов, обрывков цветной бумаги, комочков пластилина, длинных шарфов, разрозненных перчаток, книжек с разноцветными картинками, обучающих карточек, детских игрушек и конфетных фантиков. Вихрь этот прокружил вокруг мужчины, и тот, чтобы сохранить равновесие, схватился за ручку двери напротив.
– Куда это они?
– Убежали на площадку для школьников. Только, в отличие от обычных детских площадок, наша расположена не в пространстве, а во времени. Так называется дневной творческо-развлекательный лагерь на время школьных каникул.
– Но, кажется, каникулы еще не начались?
– Они с таким нетерпением ждут площадку, что все время бегают проверять, не началась ли она. Кстати, вы с этой дверью поосторожней. Как у вас с музыкальным слухом? А с голосом? А у ваших близких? Дело в том, что стоит только переступить порог этой комнаты, и вы захотите петь так же хорошо, как ее обитатели.
– Неужели здесь вы держите канареек?
– О, вы уже шутите, – улыбнулась в ответ вице-президент по согласованию. – Нет, не канарейки, но певчие птички здесь тоже есть – «Ципорим». Именно так называется один из вокальных детских коллективов, собирающихся за этой дверью. А еще есть те, кто только начал петь, и у них пока нет своего названия. Есть те, кто много лет приходят на занятия и уже поют соло. Кроме того, здесь собираются люди, которые случайно однажды открыли эту дверь и остались, потому что они уже не могут расстаться с песней. Как вы понимаете, и канарейки, и люди нуждаются в обучении. А с таким многоголосьем четырех разных коллективов не всякий специалист справится. Но наш – может!
– Может, мне стоит попозже сюда заглянуть, – нараспев сказал мужчина, и тут его глаза округлились от изумления. Собеседница, не теряя улыбки, стала медленно таять в воздухе. Заметив его удивление, она сказала:
– Простите, но как раз сейчас у меня начинается занятие в родительском клубе «Недельная глава». Я вызову для вашего сопровождения вице-президента по игре, – и еще раз улыбнувшись, она окончательно растворилась в воздухе.
– Здравствуйте, я вице-президент по игре, – протянутая для приветствия рука энергичной женщины небольшого роста вывела посетителя из состояния глубокой задумчивости.
– Как раз сейчас вице-президент по согласованию читает лекцию о том, как надо жить в ногу со временем. В наше время подобные знания – предмет повышенного спроса, так что ей самой никак нельзя опаздывать. Кстати, я смотрю, на ваших щеках появился румянец, а в газах – огонь интереса. Думаю, вы уже достаточно окрепли, для того чтобы спуститься на первый этаж.
Она словно катилась на роликах, но посетитель за ней поспевал. Так что старинная металлическая лестница не препятствовала их продвижению. Мало того, кажется, что в эхе, повторявшем звук их шагов, он услышал:
– Хочешь больше узнать обо мне и обо всех старинных лестницах города, о его колодцах, воротах, улочках и домах-ах-ах-ах… Приходи на курсы экскурсоводов-водов…
– Простите, пожалуйста, – обратился он к своей спутнице, – это мне показалось, или вы тоже слышали?
– Да, это наше ноу-хау, мы в буквальном смысле слова пробуждаем историю, для того чтобы город получил возможность говорить со своими жителями. Для этого у нас есть постоянно действующие курсы «переводчиков», то есть, экскурсоводов. Кстати, для первого посещения вы делаете невероятные успехи. А здесь, пожалуй, стоит собрать всю силу воли, – предупредила она перед очередной дверью, – здесь находится территория хореографии, и если вы не уверены, что хотите двигаться, танцуя всю оставшуюся жизнь, то сила воли вам очень и очень пригодится, – доверительно сказала она, прежде чем открыть дверь и впустить его туда...
– Выходите, выходите скорее, вы там уже три часа и можете обессилеть, хватайте скорее меня за руку, – услышал незнакомец сквозь туман и музыку и неожиданно пришел в себя в коридоре.
– Меня словно унесло в океан, неужели я пробыл здесь три часа?
– Вы даже не заметили, что оттанцевали сначала с группой малышей-дошкольников, потом – со школьниками, а потом – еще и с молодежным коллективом? Да, уж, главный хореограф умеет брать за душу. Переведите дух минутку-другую, рассмотрите экспозицию, кстати, обратите внимание на группу людей со счастливыми лицами, которая только что прошла мимо вас. Это участники программы «Счастливый уик-энд». За нашими стенами их жизнь бывает сложна, многие из них совсем недавно переехали в наш город, но здесь они наполняются радостью так, что им хватает на всю неделю. Поездки, экскурсии, мастер-классы, уроки лепки, прогулки и интересные встречи – вот наш рецепт.
– Кстати, о рецептах, уже очень хочется есть, – пожаловался он.
– Это действительно, кстати, потому что наши кулинарные мастер-классы – это что-то! Чолнт, одесские закуски, блюда на мангале… Акции по массовому халопечению и халоотделению собирают у нас огромное количество людей.
– Хало…что?
– Хала – традиционный праздничный хлеб, который должен быть на каждом еврейском столе в субботу. Печь его – искусство, а кроме того, это настоящий ритуал. Пока женщина месит тесто для халы, у нее работает, так сказать, «выделенная линия связи» с Б-гом. Кто откажется от такой возможности?
– Простите, что перебиваю, но что это за группа людей с завязанными глазами?
– Это зрители «Театра ушей».
– Как – зрители? Им же ничего не видно!
– Зато они «смотрят» всеми оставшимися у них чувствами. «Театр ушей»= – это аудиотеатр, явление необычное и очень популярное у молодежи. Они еще открыли у нас литературную гостиную, где собираются авторы для чтения своих произведений, и музыкальный кампус. Так что у нас теперь есть новая городская площадка для творческой молодежи, которой часто есть что сказать, но часто негде это сделать. Они экспериментируют и играют, ну, и мы экспериментируем и играем вместе с ними.
– А нет ли чего-то более традиционного?
– Традиционно у нас работает семейный театр =«Пур ле Шанс»
, в котором на одной сцене собрались люди разных возрастов, но одинаковой увлеченности. Кроме того, что все они друзья, некоторые связаны еще и семейными узами. Сейчас они репетируют мистический спектакль о великом раби бен Бецалеле, прекрасном городе Праге и любви. Кстати, сразу же предупреждаю, театр затягивает не меньше, чем танцы. Ладно, отдохнули, пора возвращаться в игру, – сказала она, вставая.
– Какую игру? – недоверчиво переспросил посетитель.
– Интеллектуальную, конечно. Вы «Что? Где? Когда?» любите? А настольные игры? Эрудит? Викторины? Это все доступно в интернете – на специальном игровом ресурсе «Шпилька». Кроме того, открою вам тайну, со дня на день мы ждем, да что мы, весь город ждет рождения большой новой настольной одесской игры!
– Я не понимаю! Что это за место, куда я попал?!!
– Не надо так волноваться. Вам же сказали – это «Мигдаль». А «Мигдаль»= – это как захватывающая игра, специально подготовленная для вас. Это как грандиозный праздник, который сам к вам приходит. Мы даем то, чего вам не хватает. Для малышей – детский центр =«Мазл-Тов», для интеллектуалов – Музей истории евреев Одессы, для любителей путешествий – поездки, для отдыха – выездные мероприятия и летние лагеря, для творчества – праздники и мастер-классы… – закрыв глаза, увлеченно рассказывала вице-президент по игре.
– Ой, что это с вами? – вдруг закричала она, увидев, что незнакомец уже почти взбежал по лестнице на второй этаж. – Уважаемый! Как вы себя чувствуете? Вам что, нехорошо? Может, стаканчик воды?!
– Что вы, что вы, все отлично! – он остановился на секунду, перевел дыхание и сказал:
– Просто я обязан все попробовать сам!
– Да, наверное, все-таки стоит его показать врачу… – тихо произнесла вице-президент по игре и задумчиво последовала за ним.
Р.S. В мигдалевских диалогах участвовали: Кира Верховская, Диана Маркман, Софья Фингерова, Татьяна Бойко, Бронислава Беленко, Инна Найдис, Галина Толкачева, Анна Зильберман, Ольга Высоцкая, Полина Блиндер, Юлия Творилова, Ирина Фингерова, Юлия Пурина, Максим Егоров, Юля Максимюк, Михаил Рашковецкий и все-все-все мигдалевцы.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.