БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Ханука > Вся книга для печати
Оглавление

Ханука

«Джойнт»

В этой брошюре вы найдете рассказы об истории Хануки, законах и обычаях этого праздника, тексты песен. Брошюра обильно снабжена интересными и красочными иллюстрациями.

Оригинал брюшюры сопровождается параллельным переводом на иврит.

Оглавление

  • Иерусалимский Храм
  • Праздник избавления от религиозных преследований
  • Антиох IV
  • Митъявним
  • Хана и семь ее сыновей
  • Война немногих против многочисленных
  • Значение слова «Ханука»
  • Модиин
  • Хасмонейская династия
  • Геройская смерть Эльазара
  • Почему Иеhуду Хасмонея называли Маккавеем?
  • Зажигание ханукальных свечей
  • Народ Израиля подобен маслине
  • Возносить благодарность и хвалу
  • Обычаи праздника
  • Ханукия в еврейском искусстве
  • Ханука — праздник религиозный и национальный
  • Война Хасмонеев как универсальный символ
  • Песни

Иерусалимский Храм

ИзменитьУбрать
Макет Второго Храма, исполненный по проекту проф. Михаэля Ави-Йоны. Гостиница «Холиленд», Иерусалим.
(0)

В священном здании Храма, построенного в Иерусалиме на горе Мория (Храмовой горе), хранился Ковчег завета. Храм был центром и средоточием духовной жизни всего еврейского народа. Три раза в году — в праздники Песах, Шавуот и Сукот -народ совершал паломничество в Храм, чтобы совершить там жертвоприношения и вознести благодарственные молитвы Б-гу.

Существовало два Храма. Первый был построен царем Шломо (Соломоном). Его строительство продолжалось семь лет. Согласно еврейским источникам, Первый Храм простоял 410 лет и был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э. Второй Храм был построен после возвращения из Вавилонского пленения. Вернувшиеся в Иудею изгнанники, воодушевленные призывами пророков Хагая и Зхарьи и получившие согласие персидского царя Кира, правившего тогда страной, начали строительство Храма. Завершилось оно спустя четыре года, ок. 515 г. до н.э. В конце I в. до н.э. царь Ирод значительно перестроил и расширил здание Храма, сделав его столь великолепным, что мудрецы Талмуда говорили: «Тот, кто не видел здания, построенного Иродом, в жизни своей не видел красивого здания». Согласно еврейским источникам, Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 70 г. н.э.

Одним из главных достижений восстания Маккавеев было возобновление службы в Храме. Сразу же после изгнания греков из Храма Йеhуда Маккавей, вождь повстанческих войск, приказал удалить из Храма языческих идолов, установленных там греками, и возобновить службу, в том числе исполнение заповеди о Меноре — сделанном из золота храмовом светильнике. Примерно 2160 лет назад, 25-го числа месяца кислев Йеhуда Маккавей при большом стечении народа заново освятил Храм. В ходе торжественной церемонии он зажег светильники на золотой Меноре, воскурил благовония на золотом жертвеннике и совершил жертвоприношения. Огонь Меноры должен был гореть постоянно, никогда не угасая. Но поиски чистого, неоскверненного греками масла не увенчались успехом. И все же после долгих поисков в Храме нашелся кувшинчик с маслом, на котором сохранилась печать первосвященника. Печать эта свидетельствовала о том, что масло чисто и пригодно для зажигания огня в Меноре. Но масла в кувшинчике было столько, что его едва хватило бы на один день! И Всевышний совершил чудо: масло это горело целых восемь дней. В память об этом и был установлен праздник — горящие свечи призваны напоминать о чуде.

Праздник избавления от религиозных преследований

ИзменитьУбрать
Солдаты Антиоха ведут Эльазара к языческому алтарю, чтобы заставить его есть свиное мясо.
Гравюра по меди, Амстердам, 1704 г.
(0)

Восстание началось в 167 г. до н.э. после того, как власти вознамерились навязать еврейскому народу эллинистическую культуру, центральным моментом которой было отправление греческих языческих культов. В ту эпоху Страна Израиля входила в состав Селевкидской империи, возникшей после распада империи Александра Македонского. Кроме Эрец-Исраэль, Селевкидская империя включала в себя Вавилонию (совр. Ирак), Малую Азию и Сирию. Правитель этой империи Антиох IV (прозванный Эпифаном, т.е. «великолепным») стремился сплотить в единое культурное и религиозное целое все области своего государства, населенного разными народами, у каждого из которых был свой язык, своя культура, своя религия. Антиох был уверен, что его планы не встретят в Стране Израиля серьезного сопротивления, поскольку большинство живших там евреев были приверженцами греческой культуры (их называли митъявним — «огречившимися»). Антиох приказал превратить Иерусалимский Храм в святилище Зевса и отправлять там также культ Диониса. Евреям запрещено было соблюдать законы своей религии. Их принуждали нарушать законы субботы и праздников, запрещали совершать обрезание младенцам. Нарушившим эти запреты грозила смертная казнь. И в то же время евреев заставляли приносить жертвы греческим богам, есть свинину.

ИзменитьУбрать
«Кто за Г-спода — ко мне!» Матитьяhу призывает жителей
Модиина встать под знамена восстания.
Гравюра по дереву Гюстава Доре.
(0)

Но гонения Антиоха привели к обратному результату, вызвав упорное сопротивление народа. Возникло ставшее символом для следующих поколений массовое движение за освящение имени Всевышнего: люди готовы были умереть, но не изменить своей вере. Апогеем этого народного движения сопротивления стало восстание Маккавеев.

Восстание вспыхнуло в деревне Модиин, которая располагалась неподалеку от города Лод. Когда в эту деревню прибыл царский чиновник с тем, чтобы заставить жителей принести жертвы языческим идолам, Матитьяhу, принадлежавший к священническому роду Хашмонай, убил этого чиновника и разрушил построенный греками жертвенник. Он поднял восстание под девизом Ми лашем элай! («Кто за Г-спода — ко мне!»). К восстанию присоединились все те евреи, которые не хотели изменять своей вере и готовы были сражаться за нее до последней капли крови. Матитьяhу и пять его сыновей (Йоханан, Шимон, Йеhуда, Эльазар и Йонатан) ушли в горы и там вокруг них стали собираться хасиды («праведные») — так называли себя повстанцы, верные еврейской религии.

Антиох IV

ИзменитьУбрать
Статуя Антиоха III.
(0)

Антиох IV Эпифан (т.е. «великолепный») был в 175-163 гг. до н.э. правителем эллинистической Селевкидской империи, возникшей после смерти Александра Македонского. Ее центральные районы охватывали территорию современной Сирии. Династия Селевкидов, почти непрерывно находившаяся в состоянии войны с правившей в Египте эллинистической династией Птолемеев, царствовала на протяжении примерно 250 лет. В Стране Израиля Селевкиды старались насадить эллинистическую культуру. В войне с восставшей Иудеей Антиох Эпифан посылал против нее нескольких ведущих своих полководцев — Птолемея, Никанора, Горгия. Всем им в 166-165 гг. Йеhуда Маккавей нанес поражение. Сам Лисий, главнокомандующий всей армией империи, был вынужден бежать в Антиохию после того, как его войско было разгромлено отрядами еврейских повстанцев.

Митъявним

ИзменитьУбрать
Заклание свиньи согласно обычаю древних греков.
Рисунок на греческой чаше, нач. V в. до н.э.
(0)

Митъявним («огречившимися») называли евреев-приверженцев греческой культуры, стремившихся к эллинизации своего народа, к переходу на греческий язык и усвоению греческого образа жизни. После завоеваний Александра Македонского на Востоке (в 336-323 гг. до н.э.) началась быстрая эллинизация всего этого района. Страной Израиля на протяжении двух веков попеременно правили два эллинистических царства — сирийская империя Селевкидов и египетская империя Птолемеев.

Находясь под властью этих государств, еврейское население Эрец-Исраэль, и в особенности высшие слои городского общества, подвергалось усиленной эллинизации. Члены богатых семейств и даже первосвященники перешли на греческий язык, давали своим детям эллинистическое воспитание, изучали греческую литературу и философию. Все это, разумеется, отдаляло их от традиций своего народа. Многие евреи в Египте и в Эрец-Исраэль, среди которых было даже несколько мудрецов Торы, носили греческие имена (Гиркан, Антигон и т.п.). Греческий язык вытеснял иврит и арамейский, на которых говорили тогда евреи, как в устной, так и в письменной речи. В Талмуде и мидрашах насчитывается около 2.500 греческих заимствований. Во II в. до н.э. был сделан известный перевод Торы на греческий язык — Септуагинта.

Мудрецы Израиля видели в эллинизации смертельную опасность самому существованию еврейского народа и боролись с распространением греческого воспитания и культуры среди евреев. Восстание Маккавеев, вспыхнувшее в ответ на гонения Антиоха IV, стало стимулом роста и укрепления народного движения хасидов, направленного против эллинизации и ее носителей, митъявним.

Хана и семь ее сыновей

ИзменитьУбрать
«Освящение имени Г-спода» — готовность
пожертвовать собственной жизнью и вынести
любые страдания во имя веры в Б-га Израиля.
(0)

Рассказ о Хане и семерых ее сыновьях — одна из наиболее трагических страниц еврейской истории эпохи Хасмонеев. Рассказ этот приводится во Второй книге Маккавеев (гл. 7) и в Вавилонском Талмуде (трактат Гитин, 57). Хана и семь ее сыновей отказались поклониться языческому идолу и погибли, освятив имя Г-спода. Греческие солдаты пытались заставить детей, всех по очереди, поклониться идолу и отведать свинины. И то, и другое еврейская религия строжайше запрещает делать еврею. Все сыновья, каждый в свою очередь, отказались выполнить требование солдат и были подвергнуты мучительной смерти на глазах у матери. Когда подошла очередь последнего, самого маленького сына, солдаты решили добиться своего обманом. На землю как бы случайно уронили кольцо и попросили мальчика поднять его. Сделай он это, со стороны могло показаться, что он кланяется идолу. Но мальчик разгадал хитрость солдат и отказался выполнить их приказ. Он тоже был казнен. Тогда Хана упросила солдат позволить ей поцеловать своих убитых детей, после чего покончила с собой, бросившись с крыши. Талмуд говорит, что Хана поддерживала дух в своих сыновьях, просила их терпеливо переносить мучения и погибнуть, освятив имя Г-спода. А седьмому сыну сказала: «Сын мой, иди к праотцу нашему Авраhаму и скажи ему: «Так говорит моя мать: Нечем тебе гордиться! Ты построил один жертвенник, а я — семь. Тебя Всевышний только испытал на готовность принести жертву, от меня Он потребовал самой жертвы» (Гитин, 57).

История героизма и стойкости Ханы и ее сыновей, которая произошла в эпоху гонений Антиоха Эпифана, воодушевляла еврейский народ в тяжелые времена, закаляла его дух, вселяла в него уверенность в высшей ценности его священных идеалов, ради которых стоит пренебречь указами властителей-злодеев и идти на смерть.

На рисунке изображены евреи, которые готовы были освятить имя Г-спода и погибнуть, но не подчиниться указам Антиоха IV. Верхний рисунок взят из рукописи, содержащей ханукальные пиюты, Германия, XVI в. На нижнем рисунке: семь сыновей Ханы, погибшие, освятив имя Г-спода. На двух рисунках в центре: Антиох пытается убедить первосвященника Эльазара принести жертвы языческим идолам; первосвященник отказался сделать это и был подвергнут мучительной казни.

Война немногих против многочисленных

ИзменитьУбрать
Армия Йеhуды Маккавея против армии и боевых слонов Антиоха.
Гюстав Доре, Франция, XIX в. Справа: боевой слон, изображенный на эллинистической
серебряной тарелке.
(0)

Вначале силы повстанцев представляли собой мелкие партизанские отряды, но уже спустя короткое время небольшая еврейская армия, состоявшая из добровольцев, могла вступать в открытый бой с громадной профессиональной армией греков. Матитьяhу умер в 166 г. до н.э., и руководство восстанием взял на себя третий его сын Йеhуда Маккавей. Очень скоро выяснилось, что он обладает талантом гениального стратега и полководца. Йеhуда умело использовал преимущества еврейских повстанцев, быстрых в передвижении по хорошо знакомой им местности. Он вступил в решающий бой с командиром греко-сирийского войска Аполлонием, наместником Антиоха в Самарии, и нанес ему сокрушительное поражение. Сам Аполлоний был убит. Йегуда взял меч Аполлония и сражался с ним в руках до конца своих дней. Маккавеи вели военные операции в лучших традициях партизанской войны. Вступая в ту или иную деревню, они разрушали построенные митъявним языческие алтари и призывали верных своему народу евреев к оружию — к войне против греко-сирийского владычества и против их союзников-митъявним, сосредоточившихся в Иерусалиме. Освобождению Иерусалима предшествовало еще три крупных сражения: у Бейт-Хорона в 166 г., у Эммауса в 165 г. и у Бейт-Цура в 164 г. После этого последнего сражения, в том же 164 г. до н.э. Маккавеи освободили Иерусалимский Храм.

ИзменитьУбрать
Сражающийся греческий воин.
Изображение на саркофаге,
IV в. до н.э.
(0)

Йеhуда Маккавей стоял во главе восстания на протяжении пяти лет, пока не погиб в сражении у Эльасы в 161 г. до н.э. Братья похоронили его в Модиине, рядом с могилой отца. С освобождением Иерусалима восстание не закончилось. Маккавеи продолжали освободительную войну еще много лет, пока Иудея не обрела полную политическую независимость. Период независимости продолжался около 200 лет, вплоть до разрушения римлянами Второго Храма.

Значение слова «Ханука»

Слово ханука означает «ритуал освящения нового дома». В этом значении оно употреблено, например, в книге Теhилим: «Псалом, песнь Давида при освящении Храма» (Тегилим, 30:1). Освободив от греков Храм и очистив его от языческих идолов, Хасмонеи отпраздновали его освящение. Так рассказывается об этом в Первой книге Маккавеев (гл. 4): «И освятили они жертвенник в тот же самый день, когда осквернили его идолопоклонники... И праздновали освящение жертвенника восемь дней».

Историк Иосиф Флавий называет Хануку «праздником света», поскольку спасение пришло народу Израиля как внезапно воссиявший свет. В наши дни Хануку тоже иногда называют «праздником света».

Модиин

ИзменитьУбрать
Могилы Маккавеев в Модиине.
(0)

Деревня Модиин обнаружена археологами вблизи города Лод. В Модиине были похоронены Матитьяhу и четверо его сыновей, погибших в боях. Шимон, один из сыновей Матитьяhу, возвел над могилами отца и братьев великолепный склеп, в котором позднее был похоронен и сам. Склеп был разрушен в VII в. во время византийско-персидских войн. В прошлом веке около Модиина был обнаружен целый ряд высеченных в скале захоронений, а над ними — развалины древних построек. Считают, что эти захоронения — могилы Маккавеев.

Хасмонейская династия

ИзменитьУбрать
Йеhуда Маккавей освящает жертвенник 25-го кислева. Гравюра, XVII в.
(0)

Восстание против греко-сирийских поработителей возглавил род Хасмонеев (Бейт Хашмонай на иврите): первосвященник Матитьяhу и пять его сыновей. Хасмонеям удалось освободить Иудею от иноземного ига и возродить независимое еврейское государство. Хасмонейская династия занимала центральное место на арене еврейской истории на протяжении жизни пяти поколений, с 165 по 37 гг. до н.э. все цари и первосвященники принадлежали к роду Хасмонеев. На ранних этапах борьбы за освобождение от греческого ига Хасмонеи пользовались широкой поддержкой народа. Против них выступали лишь митъявним. Хасмонеи были в глазах народа символом национального освобождения. Но чем больше укреплялась их власть, тем серьезнее становилось сопротивление им — в основном со стороны экстремистски настроенных хасидов и хранителей и толкователей религиозной традиции, которых называли прушим («отстранившиеся [от греха]»). Они считали, что в руках царя должна оставаться лишь государственная власть и что он не может одновременно быть также и первосвященником. Были и такие, что обвиняли Хасмонеев в узурпации царской власти. По их мнению, царями в Израиле могли быть лишь потомки царя Давида.

ИзменитьУбрать
Семиствольная Менора
впервые появляется на монете,
отчеканенной последним
хасмонейским царем
Матитьяhу Антигоном
(40-37 гг. до н.э.).
(0)

Эти разногласия удалось устранить лишь в период правления царицы Шломцион (76-67 гг. до н.э.), когда был достигнут компромисс с прушим — в их руки перешло практическое управление государством, а законы в интерпретации мудрецов-хранителей традиции снова стали общеобязательными законами государства.

В исторической перспективе совершенно очевидно, что царям Хасмонейской династии удалось радикально изменить положение Иудейского царства на международной арене. Иудея заняла почетное место на карте цивилизованного мира, превратившись из третьеразрядного, расположенного где-то на краю пустыни государства в державу, территория которой тянулась от современного Эль-Ариша на юге до Антиохии на севере.

Геройская смерть Эльазара

ИзменитьУбрать
Эльазар убивает боевого слона в сражении
у Бейт-Зхарьи. Гравюра по дереву Гюстава Доре.
(0)

Книга Маккавеев рассказывает о гибели Эльазара, одного из пяти братьев-Маккавеев, который поразил боевого слона, своего рода «танк» тогдашних времен.

То сражение было одним из наиболее важных во всей войне. Греко-сирийская армия во главе с Антиохом Евпатором, молодым царем, унаследовавшим престол Антиоха Эпифана, шла через земли Идумеи, направляясь к рубежам Иудеи. Йегуда Маккавей вынужден был снять осаду с крепости Акра, которая была построена в Иерусалиме, к югу от Храмовой горы и в которой размещался сирийский гарнизон, и отправиться навстречу врагу. Решающая битва произошла возле города Бейт-Зхарья.

Во время боя Эльазар заметил, что один из греческих боевых слонов украшен богаче других и решил, что на нем находится царь. Он бросился к слону, встал под его брюхом и вонзил в него свой меч. Рухнувший слон раздавил смельчака. В конце этого сражения Йеhуда вынужден был отступить в горный район Гуфна, где в свое время началась его карьера полководца.

Почему Иеhуду Хасмонея называли Маккавеем?

ИзменитьУбрать
Эмалированная табличка
с изображением Йеhуды Маккавея.
Франция, XVI в.
(0)

Йеhуда, сын Матитьяhу, получил прозвище Макаби (в русской традиции — Маккавей), точное значение которого неизвестно. Одни считают, что это аббревиатура слов из книги Шмот (15:11), ставших девизом восставших, — ми хамоха баэлим hашем (досл. «кто, как Ты, среди сильных, Г-сподь?»). По мнению других, «Макаби» это аббревиатура слов Матитьяhу коhен бен Йоханан («Матитьяhу-первосвященник, сын Йоханана»). Есть и еще одна версия: слово макаби происходит от макавет, «молот», потому что Йеhуда, словно гигантский молот, громил своих врагов.

Йеhуде Маккавею удалось разгромить гораздо более сильную, чем его собственная, греко-сирийскую армию, поскольку он удачно использовал быстроту передвижения своих солдат по местности. Ему удавалось внезапно нападать на врага в узких горных ущельях, где у греков не было возможности маневрировать. Йегуда Маккавей заставлял противника вступать в сражения со своей армией там, где у еврейских воинов было преимущество.

Зажигание ханукальных свечей

ИзменитьУбрать
(0)

«Было это в месяце кислев. И вошли они в Храм, и нашли один лишь кувшинчик неоскверненного масла, которого могло хватить всего на один день. Но зажгли они это масло в лампадах, и горело оно восемь дней, пока не выжали они из маслин чистое масло. Поэтому и установили мудрецы того поколения, что восемь этих дней, начиная с 25-го кислева, будут днями радости и прославления Всевышнего, и в эти дни будут зажигать светильники у дверей домов каждую ночь — чтобы провозглашать о чуде» (Рамбам [р. Моше бен Маймон, 1138-1204], Законы Хануки, ч. 3).

ИзменитьУбрать
Зажигание ханукальных свечей в синагоге.
Франкфурт, 1899 г.
(0)

ЗАЖИГАНИЕ ПЕРВОЙ СВЕЧИ. Основная заповедь, которую мы исполняем в Хануку, это принесение благодарности Б-гу за чудо, которое Он для нас совершил. Мы провозглашаем об этом чуде, зажигая свечи. Для зажигания свечей используется семиствольный подсвечник — ханукия. В первый день праздника мы зажигаем одну свечу и произносим три благословения:

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать ханукальные свечи!

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, совершивший чудеса для предков наших в те дни, в это время года!

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

ИзменитьУбрать
Зажигание шестой ханукальной свечи.
Первой зажигают шестую, крайнюю
слева свечу, последней — первую,
крайнюю справа.
(0)

ВОСЕМЬ СВЕЧЕЙ. В следующие семь дней праздника произносят только два первых благословения. В первый день зажигают одну свечу, во второй — две, в третий — три и т. д. В восьмой, последний день зажигают восемь свечей. Свечи устанавливают на ханукие справа налево, но зажигают их в обратном порядке: слева направо. Лучше всего — зажигать светильник с оливковым маслом, но пригодны для этого любые масла и любые фитили.

ШАМАШ. Кроме обязательного числа свечей, мы каждый день зажигаем еще одну — шамаш («служку»). И этой свечой мы зажигаем все остальные. Шамаш следует ставить отдельно от ряда ханукальных свечей или выше их. Зачем зажигают шамаш? Цель зажигания ханукальных свечей — провозглашение чуда, поэтому они святы и нельзя пользоваться их светом для какой-либо иной цели. Чтобы этого не произошло, мы и зажигаем рядом с ханукальными свечами шамаш — его светом можно пользоваться.

ИзменитьУбрать
Дети зажигают ханукальные свечи.
(0)

КОГДА ЗАЖИГАЮТ ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ? Время зажигания ханукальных свечей — от захода солнца (когда начинает темнеть) до получаса после появления звезд. Но если не удалось зажечь их в это время, можно зажигать их на протяжении всей ночи до утра. Свечи должны быть достаточно большими, чтобы гореть как минимум полчаса. В пятницу вечером, в канун субботы, ханукальные свечи зажигают раньше субботних. Поэтому и ханукальные свечи должны быть больше, чем в прочие дни, и гореть не менее полутора часов. На исходе субботы ханукальные свечи зажигают после «hавдалы».

ИзменитьУбрать
Ханукия в стеклянном ящике
у входа в дом.
(0)

ГДЕ ЗАЖИГАЮТ ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ? Ханукальные свечи зажигают у двери дома, если она ведет прямо на улицу, или на подоконнике — чтобы прохожие видели свет ханукальных огней. Тем самым мы исполняем заповедь провозглашения чуда. Ханукальные свечи надо поместить в таком месте, чтобы их не задул ветер. Поэтому если свечи зажигают на открытом воздухе у входа в дом, ханукию помещают в специально для этой цели изготовляемый стеклянный ящик.

КТО ОБЯЗАН ЗАЖИГАТЬ ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ? Ханукальные свечи зажигает глава семьи в присутствии всех членов семьи, которые тем самым тоже принимают участие в исполнении заповеди. В некоторых общинах бытует обычай, согласно которому каждый член семьи сам зажигает ханукальные свечи. Ханукальные свечи обязан зажигать каждый еврей, включая женщин и детей. Даже нищий, живущий на подаяния, обязан занять денег, чтобы купить вс?, что необходимо для исполнения этой заповеди. По обычаю, женщины не выполняют никаких домашних работ, пока горят ханукальные свечи.

ИзменитьУбрать
Зажигание ханукальных свечей в семье репатриантов из Ирака.
Иракские евреи зажигали ханукальные свечи внутри дома, а не
снаружи, опасаясь соседей-мусульман.
(0)

«hAHEPOT hАЛАЛУ» («СВЕЧИ ЭТИ»). После зажигания свечей произносят следующий текст:

«Свечи эти мы зажигаем в память о спасении, и о знамениях, и о чудесах, которые Ты, руками святых священников Твоих, совершил для предков наших в те дни, в это время года. И на протяжении всех восьми дней Хануки свечи эти святы, и мы не имеем права пользоваться их светом — но вправе лишь смотреть на них, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему — за знамения Твои, и за чудеса Твои, и за спасение, которое послал Ты».

У евреев-выходцев из стран Востока принято после «hанерот hалалу» произносить следующий псалом, начинающийся словами: «Псалом, песнь Давида при освящении Храма. Превозношу я Тебя, Г-сподь, ибо поднял Ты меня и не дал врагам моим торжествовать надо мной...» (Теhилим, 30).

ИзменитьУбрать
Ханукальные игры. Гравюра, Нюрнберг, 1734 г.
(0)

«МАОЗ ЦУР ЙЕШУАТИ» («ТВЕРДЫНЯ, ОПЛОТ СПАСЕНИЯ МОЕГО»). Затем поют или читают «Маоз цур йешуати», один из наиболее известных ханукальных гимнов. Этот гимн сложен поэтом, о котором нам неизвестно ничего, кроме его имени — Мордехай (первые буквы пяти строф написанного на иврите гимна составляют его имя), и того, что он жил в нач. XIII в. в Германии. Гимн этот, который поют на традиционный мотив, завоевал широкую популярность. Приведем первую и пятую его строфы:

ИзменитьУбрать
Зажигание свечей.
Рис. Марка Шагала, 1946 г.
(0)

Твердыня, оплот спасения моего,
Тебя подобает восхвалять.
Да будет воздвигнут Дом молитвы моей,
и там принесем мы
благодарственную жертву.
Когда уготовишь Ты гибель
врагу-хулителю,
тогда я завершу псалмовой песней
освящение жертвенника.

Греки собрались против меня
в те дни Хасмонеев,
и проломили они стены Храма,
и осквернили все масла.
Но из оставшегося в кувшинах
совершено было чудо для тех,
кто подобен лилиям;
и сыны мудрости восемь дней
установили для пения и радости.

В каждой из шести строф этого гимна говорится о помощи, которую Всевышний оказал Своему народу в разные периоды истории. Прямое отношение к Хануке имеют первая и пятая строфы.

Народ Израиля подобен маслине

ИзменитьУбрать
Дети занимаются получением масла
из маслин в музее-заповеднике
Неот-Кдумим.
(0)

В древности для зажигания ханукальных огней использовали оливковое масло. Многие придерживаются этого обычая и сегодня. Оливковое масло дает при сгорании чистый яркий свет, и потому именно его использовали для зажигания светильников Меноры в Иерусалимском Храме. Масличное дерево — это, несомненно, наиболее важное из растущих в Стране Израиля деревьев. Оно входит в число тех семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль, как о том сказано в Торе: «...страна оливкового масла...» (Дварим, 8:8). Наши мудрецы сравнивают народ Израиля с масличным деревом, листва которого не опадает ни зимой, ни летом, корни которого уходят в глубину земли, а плоды сочны и получаемое из них масло дает яркий свет. Мидраш говорит, что еще одно свойство уподобляет еврейский народ маслинам: чтобы получить из маслин масло, их надо давить; так и народ Израиля — раскаивается в своих грехах и возвращается на путь истины, только когда постигают его несчастья (Шмот раба, 36). И еще говорят мудрецы: оливковое масло не смешивается с водой, оно всегда всплывает наверх и невозможно его потопить; так и народ Израиля — как ни стараются подавить и потопить его, он всегда всплывает наверх.

Возносить благодарность и хвалу

ИзменитьУбрать
Ханукальная молитва.
Рукопись из Фиорды, XVIII в.
(0)

Кроме заповеди провозглашать чудо, мы обязаны также в дни Хануки благодарить Всевышнего за чудеса, которые Он совершил для наших предков. Рамбам так пишет об этом в своей книге «Мишнэ Тора» (раздел Законы Хануки, ч. 3): «...И установили мудрецы того поколения, что восемь этих дней, начиная с 25-го кислева, будут днями радости и прославления Всевышнего... И запрещено в эти дни произносить надгробное слово и поститься, подобно тому, как это запрещено в Пурим».

«hАЛЕЛЬ». В каждый из восьми дней Хануки во время утренней молитвы читают «hалель», молитву, содержание которой — благодарность и хвала Всевышнему. «hалель» читают также в Песах, Шавуот, Сукот и в рош-ходеш, а в некоторых общинах — еще и в День независимости государства Израиль и в День объединения Иерусалима.

ИзменитьУбрать
Зажигание ханукальных свечей в еврейской семье
в Германии. Рис. Морица Оппенхейма, 1880 г.
(0)

ЧТЕНИЕ ТОРЫ. В каждый из восьми дней Хануки во время молитвы «Шахарит» в синагогах читают связанные с этими днями отрывки из Торы.

«АЛЬ hАНИСИМ». Благодарность и хвала Всевышнему содержатся также в молитве «Аль hанисим» («За чудеса»), которую добавляют к центральной части трех ежедневных молитв («Шахарит», «Минха» и «Маарив») и к застольной молитве:

«За чудеса, и за избавление, и за могущество Твое, и за спасение, и за знамения, и за утешение, и за войны, которые Ты совершил для предков наших в те дни, в это время года, — в дни Матитьяhу, сына Йоханана, первосвященника и его сыновей, когда выступило злодейское греческое царство против народа Твоего, Израиля, чтобы заставить их забыть Тору Твою и нарушить законы, установленные по воле Твоей; но Ты, по великой милости Твоей, стоял за них, когда они были в беде, заступался за них, был судьей в их споре с врагами, мстил за них, отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведников, и злоумышленников в руки тех, кто изучает Тору Твою. И прославил Ты имя Твое, великое и святое, в мире Твоем, и народу Твоему, Израилю, даровал великое спасение в этот самый день. И затем пришли сыновья Твои в Святая святых Храма Твоего, и удалили идолов из дворца Твоего, и очистили святилище Твое. И зажгли светильники во дворах святилища Твоего, и установили эти восемь дней Хануки, чтобы возносить благодарность и хвалу великому имени Твоему».

Обычаи праздника

ИзменитьУбрать
Игра в волчок.
Рис. Марка Шагала, 1946 г.
(0)

Ханука — один из самых любимых праздников еврейского народа во всех странах рассеяния, и на протяжении веков возникло немало связанных с ним своеобразных обычаев.

ИзменитьУбрать
Сваренные в масле ханукальные сладости,
напоминающие о чуде с кувшинчиком
масла: пончики, оладьи, печенье.
(0)

ОЛАДЬИ И ПОНЧИКИ. Характерное для Хануки блюдо — картофельные оладьи и пончики, сваренные в масле. Пропитанные маслом оладьи и пончики напоминают нам о чуде с кувшинчиком масла.

ИзменитьУбрать
Семья бухарских евреев во время зажигания свечей в восьмой день Хануки.
(0)

«ХАНУКАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ». В Хануку принято доставлять радость детям. Объясняется этот обычай тем, что Антиох запретил еврейским детям изучать Тору. А что может быть большей радостью для еврейского ребенка, чем изучение Торы? Каждый вечер, после зажигания свечей, детям дарят какие-нибудь подарки. Во многих общинах принято давать детям монеты, которые называют «ханукальными деньгами» (дмей ханука или меот ханука на иврите, хануке гелт на идише).

ИзменитьУбрать
Ханукальные волчки.
(0)

ВОЛЧОК. Пока горят свечи и члены семьи поют ханукальные песни, едят оладьи и пончики, дети играют в волчок. Обычай этот очень древнего происхождения. На четырех гранях волчка изображены буквы «нун», «гимель», «гей» и «пей». Это первые буквы слов нес гадоль hая по («чудо великое произошло здесь») — в память о чуде, произошедшем в эти дни много веков назад. За пределами Эрец-Исраэль вместо буквы «пей» пишут на волчках букву «шин», и тогда фраза звучит иначе: нес га-доль hая шам, «чудо великое произошло там» — в Эрец-Исраэль.

Ханукия в еврейском искусстве

ИзменитьУбрать
Серебряная ханукия из Центральной Европы.
(0)

В древности ханукальные свечи зажигали, ставя их в ряд, одна возле другой. Древние археологические находки донесли до нас мозаичные изображения Меноры, храмового подсвечника, имевшего семь стволов. Семиствольная Менора высечена и на т.н. «арке Тита» в Риме1. На этой арке изображен победный марш римских воинов, возвращающихся (в 70 г. н.э.) домой после разрушения Иерусалимского Храма и ведущих с собою еврейских пленников. Пленники несут храмовую утварь и в том числе Менору. Специальные ханукальные подсвечники (ханукийот) начали изготовлять лишь начиная с X в. Лучшие еврейские мастера трудились над созданием ханукийот, отдавая этому ремеслу свой талант. Ханукийот делали из самых разных материалов: камня, глины, мрамора, латуни, меди, бронзы, олова, фарфора, железа. Состоятельные люди делали себе ханукийот из серебра и золота.

ИзменитьУбрать
Ханукийот из Северной Африки и арабских стран.
(0)

На еврейских мастеров определенное влияние оказало искусство их соседей, мастеров-неевреев, что привело к возникновению своеобразных стилей изготовления ханукийот. Так, в Голландии делали ханукийот, центральным декоративным мотивом которых было изображение лилий. Там же, в Голландии, в XVII в., была впервые изготовлена ханукия с надписью «ханукия».


1 По мнению большинства еврейских авторитетов, на «арке Тита» изображена не Менора, а один из храмовых светильников, поскольку у самой Меноры ветви были прямыми, а не закругленными. — Прим. редактора.

Ханука — праздник религиозный и национальный

ИзменитьУбрать
Традиционный факельный пробег,
начинающийся из Модиина.
Музей спортивного общества «Макаби».
(0)

Мудрецы, установившие праздник, видели главное его значение в фиксации исторической памяти о чуде с кувшинчиком масла и о спасении, которое послал Всевышний тем немногим, что сражались против многочисленных, слабым, что выступили против сильных, праведникам, восставшим против злодеев. На протяжении многих веков Ханука сохраняла свой религиозный характер. В конце XIX в., с началом нового заселения Страны Израиля евреями и возрождения страны праздник этот приобретает также характер национальный. Ханука становится символом героизма, освобождения от чужеземных поработителей и обретения государственной независимости. Подчеркивая эти аспекты, праздновали Хануку, начиная с 1889 г., в первой ивритоязычной школе в Ришон-Леционе. Празднование, подчеркивавшее героизм Хасмонеев, ввел здесь учитель Давид Юделевич, принадлежавший к движению «Билу». Постепенно такая традиция празднования Хануки распространилась по всей стране, а затем и за ее пределами, в еврейских общинах стран рассеяния. Наряду с зажиганием свечей, устраивались праздничные собрания и факельные шествия. В 1944 г. спортивное общество «Макаби» провело первый, ставший затем традиционным пробег, который начинается в Модиине. Возле могил Хасмонеев зажигают огонь в ханукие, составленной из факелов, и бегуны по эстафете доставляют его в разные уголки страны, в том числе в резиденцию президента в Иерусалиме и на гору Сион, где от него зажигают свечи в десятках ханукийот, привезенных из стран рассеяния.

Война Хасмонеев как универсальный символ

Война еврейского народа за свою свободу и независимость под предводительством Хасмонеев служила на протяжении веков источником вдохновения для целого ряда людей искусства, евреев и неевреев. Известный американский писатель Говард Фаст дает в своей книге «Мои прославленные братья» впечатляющее описание героической борьбы Маккавеев. Немецкий композитор Георг Фридрих Гендель, один из крупнейших мастеров эпохи барокко, создал ораторию «Иуда Маккавей», которая считается одним из лучших его произведений. Оратория эта была заказана у композитора принцем Уэльским в честь герцога Камберлендского, генерала-победителя, возвращавшегося в Лондон в 1746 г. Йеhуда Маккавей служит символом героизма и во французской культуре. В надгробном слове, произнесенном над могилой погибшего в 1675 г. в войне с Германией маршала Анри Тюренна, сказано: «Подобно Иуде Маккавею, Тюренн был патриотом своего народа и вышел на битву во главе немногих против многочисленных. Подобно Иуде Маккавею, он был великим стратегом и шел во главе своих солдат... Тюренн — ты Маккавей!»

ИзменитьУбрать
Гигантская ханукия на одной из
центральных магистралей
американского города.
(0)

Приверженцы движения Хабад каждый год устанавливают громадные ханукийот в больших городах по всему миру — чтобы напомнить о чудесах, произошедших в Хануку. Ханукийот устанавливают на главных площадях и в многолюдных торговых центрах.

Песни

ИзменитьУбрать
Ханукийот из Восточной Европы.
(0)

Давайте поднимем!

Слова: Левин Кипнис
Музыка: народная

hава нарима
Нес ваавука —
Яхад по нашира
Шир hаханука!

Макабим анахну,
Диглейну рам, нахон!
Байеваним нильхамну —
Велану hаницахон!

Перах эль перах
Зер гадолъ нишзор,
Лерош hаменацеях —
Макаби гибор!

hава нарима
Нес ваавука —
Яхад по нашира
Шир hаханука!

ИзменитьУбрать
Ханукия из Туниса, XVIII в.
(0)

Кто сможет рассказать?

Слова: Менаше Равина
Музыка: народная

Ми йемалель гвурот исраэль —
Отан ми йимнэ?
Ген бехоль дор якум hагибор
Гоэль гаам.

Шма! Баямим hаhем, базман hазэ,
Макаби мошиа уфодэ —
Увеямейну коль ам исраэль
Йитъахед, якум веигаэль.

ИзменитьУбрать
Древняя каменная ханукия из Йемена.
(0)

Мои свечи

Слова: Моррис Розенфельд
Музыка: народная

Неротай hазарурим,
Ма рабу hасипурим,
Ли йильат hаор;
Аль дамим вехишлонот,
Аль труот шель ницхонот —
Аль кравот шель дрор.

ИзменитьУбрать
Ханукия из Югославии.
(0)

Налейте масла!

Слова: Левин Кипнис
Музыка: народная

Симу шемен, шемен заит,
Нерот hадлику, йеhи ор бабаит!
Ор лану! Дрор лану!
Аль кен наира, аль кен нашира
Шмона ямим шират hаор.

Ханукальные дни

Слова: Авраh ам Аврунин
Музыка: народная в обработке Менаше Равины

Йемей hаханука, ханукат микдашейну
Бегиль увесимха мемальим эт либейну,
Лайла вайом свивонейну ясов,
Суфганийот нохаль бам ларов.

hаиру, hадлику
Нерот ханука рабим —
Аль hанисим веаль ганифлаот
Ашер холелу гамакабим!

Ницхон гамакабим несапер незамера,
Алей гасонъим аз ядам ки гавера
Йерушалаим шава литхия,
Ам исраэль аса тушия.

Главная > Интересный иудаизм > Ханука > Вся книга для печати
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 03:27:29
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет