БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №150 > СИНТЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И МАСТЕРСТВА
В номере №150

Мигдаль Times №150
СИНТЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И МАСТЕРСТВА
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

Высокое искусство - всегда синтез индивидуальности и мастерства.

Тимофей Докшицер1,
«Из записной книжки трубача»

...Творческое состояние – понятие емкое. Частное его проявление – в напряженном, нередко длительном процессе освоения музыки, от стадии изучения текста до стадии эмоционально-образного ее воплощения. Без такого длительного периода вживания в музыку невозможно достичь свободы, глубины, искренности исполнения.

…Индивидуальность и мастерство – казалось бы, явления из совершенно разных сфер. Индивидуальность – категория духовной сферы человека, обозначающая его природные данные. Мастерство – категория материальная, относящаяся к сфере развития игровых навыков, ремесла.

Однако в творческом процессе индивидуальность и мастерство тесно взаимодействуют. С развитием мастерства раскрывается и проявляется индивидуальность. …Высокое музыкально-исполнительское искусство – всегда синтез индивидуальности и мастерства.

Только совершенные музыкальные звуки способны проникать в мир возвышенных чувств человека. Прочие – любой громкости и скорости – остаются земными.

(0)

Из записок Майи Плисецкой

…Жизнь бывает несправедлива к таланту. Но поэт, композитор, художник пробьются через века. Если у них термоядерный заряд, конечно.

Пролежала «Неоконченная симфония» Шуберта на чердаке венского дома пятьдесят два года. И ничего, не испортилась. Не взял шедевр тлен. Рисовал Ван Гог свои подсолнухи и ландшафты. Издевались над ним, в лицо смеялись. Ничего. Выдюжил. Только вздорожал до миллионов в цене.

А балеринам – горше. Прошел их век, кончился, ничего не осталось. Пустота. Кто рукоплескал им, слал корзины роз – уже в могиле. Не поделятся своим восторгом с балетоманами.

В редчайших случаях, когда балерина гениальна, не меньше, – фотография, даже самая старомодная, скажет знатоку многое. Птица, и когда сидит, видно, что птица.

*

…Наверное, я танцевала «Лебединое озеро» несовершенно. Были спектакли удавшиеся, были с огрехами. Но моя манера, принципы, кое-какие танцевальные новшества привились, утвердились. «Плисецкий стиль», могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экрана телевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение – поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз.

Я радуюсь этому.
Я грущу…

*

…когда через Надю Леже я познакомилась с Пьером Карденом, великим, неповторимым, неистощимым выдумщиком Пьером Карденом, и побывала на его ослепительных коллекциях, я смогла нутром ощутить, что мода – это искусство. Полное тайн, недосказанности, волшебства – искусство.

Я твердо знаю, что благодаря костюмам Кардена получили признание мои балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Без его утонченной фантазии, достоверно передавшей зрителю аромат эпох Толстого и Чехова, мне не удалось бы осуществить мечту.

…В ту толстовскую пору женщины заворачивали себя в длинные, в пол, облегающие платья, да еще сзади подбирался тяжелый оттопыренный турнюр. В таком костюме и походить толком не походишь, а тут – танцуй. Перенести же действие в абстракцию – никакого желания не было. Какая же, к черту, Анна Каренина в тренировочном трико!

Безо всякой надежды, больше для размышлений вслух, я сказала Кардену:

– Вот бы вы, Пьер, сделали костюмы для «Анны». Как было бы чудно…

У Кардена в глазах включились батарейки. Словно ток по ним пошел.

– Я знаю, как их надо решить. Тут нужно…

(0)

…Пьер создал для «Анны» десять костюмов. Один лучше другого. Настоящие шедевры. Их бы в музеях выставлять…

…Технический трюк решения Кардена был прост. Он приподнял к талии боковые сборки платьев петербургских модниц и… высвободил ноги, при этом не меняя женского силуэта той поры. Любое движение стало возможным. А вместо турнюров Карден обошелся широченными, но полувоздушными бантами с ветвистой тесьмой в пол.

*

…Почему я понравилась французам? Пришлась им по душе? Впрямую задавала я этот вопрос десятку самых сверхфранцузов – Луи Арагону, Ролану Пети, Жану Вилару, Иветт Шовире, Жану Бабиле… Все сходились на одном: мне удалось переключить внимание аудитории с абстрактной техники – на душу и пластику. Когда я танцевала финал второго акта, взгляды приковывались к рисунку лебединых рук, излому шеи; никто не замечал, что мои падебурре не так уж совершенны. Немало балерин «Гранд-опера» могли исполнить падебурре отточеннее, с лучшим вытяжением подъемов, выворотнее. А вот спеть руками и абрисом шеи тему Чайковского?..

Перекинусь в сегодня. Технических сложностей для двадцатилетних более не существует. Правильно выученная балерина (обязательно выученная правильно, это решающе важно) танцует теперь все. Без запинки, без сучка и задоринки. Исполнить двойные фуэте – ничего не стоит. Пять пируэтов на пальцах соло – никаких проблем.

…Но я и по сей день убеждена, что одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через 150-200 танцем надо будет, как и прежде, в первую очередь растронуть душу, заставить сопереживать, вызвать слезы, мороз гусиной кожи…

*

…За целую свою жизнь я встретила лишь нескольких балетмейстеров-творцов, у которых был природный Б-жий дар к сочинительству танца. Господь Б-г так скуп на балетмейстерский талант от рождения! Блистательный танцор, умница, образован, начитан, хороший слух, а балетмейстер… убогий, никудышный. Вот и начинает лжетворец перелицовывать, заимствовать, перетряхивать удачные постановки прошлого. Бессвязно заполнять музыкальное пространство примитивными классными комбинациями да добавить по моде – натужно вымученный некий танец-модерн, заимствованный с видеопленок или подсмотренный на сцене у современных столпов модерна. В итоге – Тришкин кафтан…

Мне довелось ставить, к примеру, в Риме «Раймонду», в Мадриде – «Тщетную предосторожность», и я, начиная с самых благих новаторских устремлений, приходила к финишу к смирению – зачем от добра добра искать? Поставила испанский во втором акте «Раймонды» на пальцах, накрутила, навыдумывала трюков. А потом вернулась к Горскому2, сохранив лишь свою идею характерного танца на пуантах. И положа руку на сердце скажу – не смогла я дотянуться до Горского. Хорошо еще, что понимаю это. А другие?..

Как водится у Якобсона3, на каждую ноту – движение. А у Хачатуряна нот очень много, может, даже больше, чем следует. Значит, и движений – тысячи. Все предстоит запомнить. И никаких привычных – ни тебе пируэтов, девлопе, жете антурнан. Все первозданное, доселе не существовавшее, якобсоновское.

(0)

Якобсон-хореограф был помечен Б-гом. …При заминках он предлагал несметное количество вариантов. Фантазия его была бездонна. И все – тут же, тотчас, без домашних заготовок, импровизируя. Взаправду, почти по-моцартовски…

*

…Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Ну не с самого раннего детства, разумеется, но так давно, что первый импульс и припомнить не могу. …Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно – то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу. С кем бы ни заговаривала о своих мечтах – образ Кармен являлся первым…

Начала с либретто. Набросала по Мериме и бизевской опере наивным пунктиром контуры действия: Кармен, Хосе, цветок, любовь, тореадор, ревность, карты, нож, смерть… Совсем наивно…

…До глубокой ночи сидим втроем у нас, на Горького. Альберто [Алонсо], Родион и я. Альберто на русско-английско-испанском силится разъяснить свой замысел. Он хочет, чтобы мы прочли историю Кармен как гибельное противостояние своевольного человека – рожденного природой свободным – тоталитарной системе всеобщего раболепия, подчиненности системе, диктующей нормы вральских взаимоотношений, извращенной, ублюдочной морали, уничижительной трусости… Жизнь Кармен – коррида, глазеющая равнодушная публика. Кармен – вызов, восстание. Ослепительная – на сером фоне!.. Слов Альберто не хватает. Начинает показывать. Танцует. Передвигает по столу тарелки, рюмки. Встает на стулья. …Весь балет у него уже в голове,
в сердце. Текст либретто – лишь крохотный замятый листок, исписанный убористо по-испански, который он оставляет у нас, прикрыв сгоряча селедочницей…

Родион успокаивает:

– Майя придет завтра с нотами. Не волнуйся, Альберто. По Бизе. За ночь я сделаю монтаж музыки по твоему плану. Не волнуйся!..

На часах два часа ночи…

…Начали с дуэта. Кармен и Тореро. Я и Сергей Радченко. Альберто ставит самозабвенно. Мы оба, завороженные, погружаемся в мир его хореографической фантазии. Каждое движение – как слово, фраза. Все конкретно. Все «о чем-то». Серьезно. И совершенно по-своему. Ни на что, танцованное мною до сих пор, не похожее… («Я, Майя Плисецкая»; royallib.ru)

(0)

Стратегии Айзека Азимова

Как у Азимова получилось осуществить столько творческих замыслов? Чтобы догнать его по количеству написанных текстов, вам потребуется выпускать полноценный роман каждые 2 недели в течение 25 лет. Вот некоторые из методов писателя.

Не переставайте учиться. Азимов получил докторскую степень по химии, занимался самообразованием, писал книги «по мифологии, Библии, Шекспиру, истории, точным наукам и о многом другом». Не ограничивайтесь одной темой, следуйте за любопытством. И не прекращайте инвестировать в собственные знания.

Не боритесь со ступором. «Нередко, работая над научно-фантастическим романом, я ловил себя на мысли, что сыт по горло и просто не в состоянии написать еще хоть одно слово». Кризис – это нормально, важна реакция на ситуацию. «Я не упираюсь в чистый лист бумаги и не ломаю голову днями и ночами, если она и так пуста. Вместо этого я откладываю роман и берусь за другой проект. Работаю над редакционной статьей, эссе... К тому времени, как я устаю от новых задач, голова снова способна функционировать на полную мощность и вернуться к старой задаче…»

Остерегайтесь сопротивления. Представителям творческих профессий знаком страх воплощения идей. Как только мы реализуем идею, она навсегда открыта тысячам людей для критики. «Писатель обязан преодолевать неуверенность по мере того, как он пишет. …писатель часто ...что-то меняет, сокращает, и всегда примеряет разные способы выразить мысль. И никогда не бывает полностью удовлетворен». У всех нас есть идеи – маленькие семена творчества, но мы часто отвергаем их, даже не попытавшись реализовать.

Снизьте планку. Азимов был противником перфекционизма. Пытаться сделать все идеально с первого раза – большая ошибка. «Подумайте о себе, как о художнике, который сначала делает набросок, чтобы ясно представлять композицию. Потом берется за цвета, баланс и все остальное. Потом наступает время для тонкостей». В то же время «писатель не имеет права погрязнуть в сомнениях относительно качества своего письма. Он должен любить то, что пишет. Я люблю».

Создавайте больше. Азимов рекомендовал больше творить. «К тому моменту, когда книга поступает в магазины, писателю некогда беспокоиться о том, что ее не примут или будут мало покупать. К этому моменту он уже продал несколько книг и работает над новыми. И это все, что его беспокоит. Рабочий поток поддерживает душевное спокойствие».

Секретный соус. Писатель, друг Азимова, как-то спросил: «Откуда ты берешь идеи?» Он ответил: «Думаю, и думаю, и думаю до тех пор, пока не буду готов себя убить… Ты думал, идеи достаются легко?» (medium.com)

Смартфон и творчество

Телефон многое нам дает, но при этом отнимает три ключевых элемента творчества: одиночество, сомнения и скуку. А ведь они всегда сопутствовали творческим идеям, – считает создательница комиксов и педагог Линда Барри.

В 2016 г. Барри, прежде чем приступить к чтению лекции в Центре космических полетов, потребовала, чтобы все присутствующие сотрудники лаборатории НАСА сдали свои телефоны и другие персональные устройства.

Такая перспектива смутила слушателей не меньше, чем любого среднестатистического смартфонозависимого подростка. Но им пришлось уступить, согласившись «писать от руки». На этом тоже настояла Барри: «Через кнопку delete вы можете избавиться от всего, в чем не уверены, поэтому у любого новшества просто нет шансов. Письмо от руки стало открытием для людей. Может быть, потому меня и пригласили в НАСА – я все еще знаю, как пользоваться своими руками... и с этим связан иной способ мышления».

Когда-то мы были более соображающими студентами в менее изменяющейся привычной обстановке. Незнакомцы читали книги в метро, и такими же были мы сами. В процессе обсуждения иногда появлялись идеи, которые приводили к творческим проектам. Сейчас многие из нас позволяют такой возможности ускользнуть, поскольку эти моменты мы заполняем смешными видео и порцией социальных медиа.

К тому же, возникает соблазн использовать смартфоны в качестве щита в любой момент напряжения, социальной тревожности. Барри и ее сверстники-карикатуристы – Дэниел Клоуз, Саймон Хансельманн, Ариэль Шраг и др., прошли через одиночество, неуверенность и скуку во время учебы в средней и старшей школе.

В книге «Глубокая работа» профессор компьютерных наук К. Ньюпорт утверждает, что проведенное в телефоне время способствует стрессам, тревожности и упущению творческих возможностей, а также расшатывает нашу личную и профессиональную жизнь. М. Зомороди, автор книги «Скучно и блестяще», рассказала, как скука может привести к блестящим идеям, и поделилась результатами недельного эксперимента по борьбе с привязанностью к смартфону.

Но что, если вы начисто сотрете отвлекающие цифровые факторы только для того, чтобы обнаружить, что ваш мозг просто-напросто пуст? И некогда занятое пространство теперь лишено всего, кроме смутных воспоминаний о мемах и обобщенного страха перед миром? (cameralabs.org)

*

Секрет Вуди Аллена

Один из секретов Вуди Аллена – всегда держать под рукой что-то, чем можно записать неожиданно возникшую идею. Если обратить внимание на один из кадров документального фильма
«Woody Allen: A Documentary», то можно заметить хранилище, доверху заваленное кусочками бумаги, салфетками, чьими-то исписанными визитками, стикерами, листами из блокнота.
«Это моя коллекция. Это то, как я начинаю работу над каждым новым проектом. Я записываю идеи, какие-то детали на всем, что подвернется под руку – вплоть до салфеток в отелях, где останавливаюсь. Когда приходит время, я просто собираю все эти бумажки, вываливаю их на постель, сажусь и начинаю по одной рассматривать их и думать, как вписать идеи в картину. И так каждый раз».

Записывать идеи сразу же, как они тебя осенили – очень важно. Не ждите утра, возвращения в кабинет или любого другого подходящего момента, чтобы записать идею. Фиксируйте ее здесь и сейчас, иначе потом почти наверняка забудете. В конце концов, все уже знают про Evernote и прочие приложения для моментальных заметок? (pressfeed.ru)

*

Главное - начать

Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Второй враг – чересчур высокая самокритичность. Слишком придирчивая само­оценка может привести к творческому тупику.
Третий враг – лень. Начало, продолжение и завершение – эти три этапа психологически неравнозначны и требуют разных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап – завершение. Но большинству людей сложнее всего начать. Эту трудность представители творческих профессий иногда испытывают особенно остро. Первые минуты творческого напряжения мучительны.
С. Михоэлс писал: «Переступить порог сцены – это напряжение дается мне все труднее и труднее. Я неохотно вспоминаю об этом моменте, когда придется переступить из кулис на сцену. Когда я вступил, мне легко, но до этой минуты – очень трудная вещь – переключение». (vikent.ru)

*

Способен ли искусственный интеллект творить?

С развитием нейросетей (кибернетическая сеть, построенная по принципу работы человеческого мозга) им придумывают все более разнообразные способы применения: обучение автопилотов
Tesla, распознавание лиц, диагностика болезней.
Творчество – сфера, которая всегда считалась исключительно человеческой. Однако и это начинают ставить под сомнение. Способны ли роботы ступить на территорию искусства, в пространство креативности, а значит – эмоций и восприятия?
Нейросети научились рисовать картины, сочинять музыку и стихи, а также придумывать сценарии и даже создавать мультфильмы. Принцип действия всех алгоритмов похож: они анализируют огромный массив произведений искусства и на основе полученных закономерностей «создают» свое творение.
Однако есть важный критерий – новизна, по которому мы оцениваем и творения художников. Могут ли алгоритмы действительно создать что-то новое?
Разработчики из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства Ратгерского университета создали генеративно-состязательную сеть (GAN), которая анализирует примерно 81 тысячу картин. Новая картина рождается тогда, когда изображение признается произведением искусства, не идентичным ни одному из существовавших ранее стилей.
А существует ли разница между нашим восприятием произведения, созданного человеком, и тем, что «сгенерировано» роботом? В интернете есть сайт Bot or Not, предлагающий угадать, кто написал то или иное стихотворение – бот или человек. Ответ не всегда очевиден. Писатель Оскар Шварц, создатель Bot or Not, отмечает что мы не только можем перепутать написанное ботом с работой человека, но и наоборот – принимаем творчество людей за творчество роботов.
Это заставляет нас задуматься о том, как мы сами воспринимаем творчество. Нейросети могут писать стихи, но именно наше восприятие, наше прочтение наполняет их смыслом. Для робота слова, цвета и звуки являются всего лишь набором знаков, за которым он не видит содержания, смыслового поля. По крайней мере, пока не видит.
Роботы не могут придать предметам значение, а произведениям – глобальную культурную ценность. Лишь признание человека позволит всему этому обрести столь желаемый многими статус – действительно быть искусством, а не казаться им. (habrahabr.ru)

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

1Т.А. Докшицер (1921-2005) - трубач, педагог и дирижер. Народный артист РСФСР, профессор Академии музыки и им. Гнесиных.
2А.А. Горский (1871-1924) - балетмейстер, реформатор театрального действия. Балеты в редакции Горского по сей день идут во многих театрах мира.
3Л.В. Якобсон (1904 - 1975) - артист балета и балетмейстер, руководитель труппы «Хореографические миниатюры» (ныне «Театр балета имени Леонида Якобсона»).

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №150 > СИНТЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И МАСТЕРСТВА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-07-19 18:53:53
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia