БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №150 > ОТКУДА ВЫ ЧЕРПАЕТЕ ИДЕИ?
В номере №150

Мигдаль Times №150
ОТКУДА ВЫ ЧЕРПАЕТЕ ИДЕИ?
Нил ГЕЙМАН

Известный британский писатель-фантаст и сценарист Нил Гейман отвечает на вопрос:

Любая профессия таит в себе ловушки. Врачей постоянно просят о бесплатном совете, юристов расспрашивают о тонкостях права, гробовщиков уверяют, что их занятие невероятно интересно – и тут же меняют тему разговора. А писателей спрашивают – откуда те черпают идеи.

Поначалу я отделывался легкомысленными ответами вроде «Из клуба „Идея месяца“», «Из магазинчика идей в приморском английском городишке», «Из запылившегося фолианта в подвале моего дома» или даже «От Пита Аткинса» (тут, пожалуй, придется объяснить: Пит Аткинс – сценарист, писатель и мой хороший друг; недавно мы решили, что, доведись нам столкнуться с таким вопросом, я сошлюсь на него, а он – на меня).

Потом мне надоело, и теперь я говорю правду: «Я придумываю их. В своей голове».

Публике не нравится этот ответ – не знаю, почему. Спрашивающим кажется, будто у меня есть большой секрет, а я отказываюсь рассказать им, как это происходит, и пытаюсь прошмыгнуть мимо.

(0)

Разумеется, отказываюсь. Во-первых, я и сам не представляю, откуда берутся идеи, что рождает их и не иссякнет ли когда-нибудь их поток. Во-вторых, спрашивающие едва ли горят желанием несколько часов выслушивать лекцию о творческом процессе. В-третьих, идеи не так уж важны. Поверьте. Идея, достойная книги, большого экрана или телесериала, найдется у всякого.

Любой мало-мальски успешный писатель (чьи работы увидели свет) сталкивался с подобным – к нему приходят с Жутко Потрясающей Идеей, и готовы Взять Его в Дело. Предложения похожи
как две капли воды: гость рассказывает суть Идеи (которая родилась в адских муках), писатель – внимательно слушает, чтобы состряпать из нее роман (который, конечно же, напишется
без труда), а прибыль поделят пополам.

К таким людям я проявляю разумное милосердие – и искренне отвечаю, что у меня слишком много идей и слишком мало времени для подобных затей. А затем – желаю удачи от чистого сердца.

Идеи – не самый сложный элемент творчества, а лишь один из них. Гораздо сложнее – придумать правдоподобных персонажей, которым более-менее удается выполнять то, что прикажет писатель. А самое трудное – усесться и, кирпичик за кирпичиком, слово за словом, воздвигнуть ваше творение так, чтобы оно выглядело свежим и могло заинтересовать читателя. Вся художественная литература – процесс выдумывания. Что бы вы ни писали, в каком бы жанре ни творили, ваша задача – выдумать что-то как можно убедительнее.

Как бы то ни было, публику по-прежнему интересует ответ на вопрос. А меня они вдобавок спрашивают, не приходит ли озарение во сне. Отвечаю: нет. Логика, на которой строится сновидение, – не та, на которой можно выстроить рассказ. Попробуйте записать сны на бумагу – и поймете, о чем я. А еще лучше – расскажите кому-нибудь ваш сон: «И вот я очутился в этом ветхом доме, который оказался моей старой школой. Тут появилась воспитательница, которая на самом деле – старая ведьма. Потом она ушла, но остался листок. Посмотреть на него я не мог, поскольку шестое чувство подсказывало: прикасаться к нему нельзя, иначе произойдет что-то ужасное…» – и увидите, как их глаза тускнеют от скуки. И я не отвечаю напрямую. Точнее, не отвечал до недавних пор.

Моя семилетняя дочурка Полли убедила меня выступить с речью перед ее классом. Учительнице очень понравился замысел: «Все ребята пытаются сочинять. Возможно, вы согласитесь рассказать, каково это: быть профессиональным писателем. И поделитесь интересными историями. Они просто обожают их», – и я пришел. Дети сидели на полу, пятьдесят глазенок уставились на меня.

«Когда мне было столько же лет, сколько и вам, – начал я, – меня просили ничего не выдумывать. А теперь мне платят за то, что я придумываю».

Рассказывал я минут двадцать, а после они принялись задавать вопросы. И, наконец, один из них спросил: «Откуда вы берете свои идеи?»

Я понял, что должен ответить. В конце концов, это разумный вопрос (если только не приходится выслушивать его каждую неделю). И вот что я рассказал:

«Идеи приходят, когда вы мечтаете. Приходят, когда вам скучно. Они постоянно стучатся к вам. Единственная разница между писателями и остальными людьми – мы слышим этот стук.Идеи приходят, когда вы задаете самим себе простые вопросы. Самый важный из них – "А что, если?.." Но есть и другие: "Если бы только…" "Интересно, а что…", "Если так пойдет дальше…" или "Разве не забавно, если?.."»

Эти вопросы, и другие – которые рождаются, стоит вам начать мыслить глубже, – и есть одна из тех кладовых, откуда берутся идеи.

«А что, если раньше миром правили коты?»«Но отчего же они больше не управляют?»«Что они сами думают на сей счет?»

Одному замыслу не обязательно выступать готовым сюжетом – с него все лишь начинается. Иногда это – человек («Вот мальчик, который хочет научиться волшебству»), порой – место («На краю времени стоит замок – единственное место, где…»), временами – образ («Женщина сидит в темной комнате, а вокруг летают лица»).

Иногда идеи приходят, если объединить вещи, которые раньше не получилось объединить: «Если человека укусит оборотень, он превратится в волка. А что случится, если оборотень укусит золотую рыбку? Или стул?»

Но вот идея – всего лишь начальная зацепка – пришла. Что дальше? А дальше – пишите. Слово за словом, пока не поставите точку в последней главе. Иногда этот принцип не работает. Иногда работает не так, как вы предполагали. Иногда вам приходится отправлять написанное в корзину и начинать заново.

Несколько лет назад у меня родилась великолепная задумка для серии комиксов «Песочный человек», получившая название «Секс и фиалки»: суккуб, который дарил художникам, писателям и композиторам вдохновение в обмен на жизни.

Превосходный сюжет. Только усевшись, чтобы написать произведение, я обнаружил: вот-вот, кажется, ухватишь мысль – а она ускользает из пальцев, как мелкий песок. Ни один из сюжетов в цикле «Песочного человека» не вызывал так многоэмоций. Быть может, оттого, что этот – наиболее близок к истине. Я превратил в рассказ то, что делает из меня писателя: мои мысли и умение переносить их на бумагу.

Ад в моем представлении – пустой лист бумаги (или монитор). И я, бесцельно пялящийся в него, не в силах выдавить ни слова; неспособный создать правдоподобного персонажа; не умеющий написать неизбитый сюжет.

Но я нашел выход. Впал в отчаяние (да, Отчаяние – еще один представитель пантеона легкомысленных ответов, наравне со Скукой и Дедлайнами), объединил собственный страх с мыслями и написал «Каллиопу», вошедшую в сборник комиксов «Страна снов». Думаю, этот рассказ окончательно отвечает: откуда писатели черпают свои идеи. Пока я писал, мой страх того, что вдохновение исчезнет, – пропал.

Откуда я беру свои идеи?

Придумываю. В собственной голове.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №150 > ОТКУДА ВЫ ЧЕРПАЕТЕ ИДЕИ?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-09-20 09:28:49
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"