Мы помещаем отрывок из книги «Воспоминания Одессы, Едисана и Буджака» (Вильно, 1845) известного польского писателя Юзефа Игнация Крашевского. В описании всего лишь одного дня – 17 июля 1843 г. – отразилось пестрое национальное многообразие Одессы, которое автор описывает заинтересованно и подробно, хотя не все его оценки бесспорны.
17 июля в порт прибыл порожний в балласте ионический бриг «Милкьядес».
Утром я отправился к господину Скальковскому, с которым опять осмотрел некоторые находящиеся у него интересные исторические документы, а затем под его предводительством отправился в торговое казино.
По внешнему виду дома, в котором оно находится, с трудом можно было догадаться, каким прекрасным оно окажется внутри. Надпись только над дверями указывает, что здесь находится Казино Комерциаль. Это самый первый и старинный бальный зал в Одессе, – в нем еще давались балы для герцога Ришелье. Вход в казино обозначают два льва из искусственного мрамора.
Через темные сени заходишь в достаточно просторный, овальный зал, который с обеих сторон освещают два ряда окон. Поддерживается он высокими, отстоящими от стен колоннами, на них расположена оббегающая галерея. В глубине был буфет, на возвышенности, находящейся под галереей, стояли столики и стулья. Тоже самое – посередине. На столиках разложены газеты: генуэзский и венецианский торговые курьеры, газета Ллойда, Дебата, Альгемайна и даже наш петербургский еженедельник.
Об этом зале, построенном торговым консулом кавалером Рено, – ранее возле него (а летом и в нем самом) располагалась биржа, – упоминает в своих путевых записях господин де Кастельно.
Здесь была у меня приятная возможность встретиться и познакомиться с почтенным старцем, болгарином, господином Василием Априловым, который для школ и просвещения на своей родине отписал свое состояние, составляющее около четырехсот тысяч злотых. Это лысый, бледный, болезненный старик, страдающий болями в ногах и лишившийся главного богатства – здоровья. Он любезно расспрашивал меня о нашей литературе, о периодических изданиях, об «Утренней звезде» пана Дубровского, выходящей в Варшаве, – видно было, что его очень заинтересовало славянское движение и литература всех наших диалектов. Выслал он мне впоследствии свой труд, изданный в Одессе под названием «Утренняя звезда новоболгарской литературы»1.
Это издание, проясняющее факты болгарского прошлого, а особенно – о стараниях знаменитых земляков и самого уважаемого господина Априлова для развития просвещения в Болгарии. Имеется много очень познавательных подробностей о габровской школе, являющейся прообразом новых учебных заведений такого вида в Болгарии.
Сама эта книга издана в пользу габровской школы.
Научные ссылки и точный перечень дел делают этот труд для исследователей славянства очень любопытным и исправляют много ошибок, касающихся сведений о Болгарии и об историческом прошлом болгар.
Выйдя на улицу, я встретил одетых, как обычно на Шабат, местных караимов. Одеваются они подобно крымским татарам: широкое и черное верхнее платье, под ним короткий богато расшитый по краям кафтан по пояс. Под ними – светлое платье (белое или жемчужное в мелкие цветочки или полоски), длинное до пят и подпоясанное, с плотно облегающими рукавами, с разрезами, обшитыми шнуром. Дополняет наряд высокая черная каракулевая шапка и узорчатый пояс. Носят они усы, но без бород. Оружия же не носят никакого.
После обеда, возвращаясь из дворца Воронцова (который вновь посетил, так как мой первый визит некая слишком умная и «ученая» туристка испортила), я натолкнулся на улице на нескольких греков.
Бульвар был заполнен евреями в их черных одеждах. По пятницам и субботам он служит им местом прогулок.
Большая часть евреев и евреек уже одеваются, как все остальные жители. Ермолки видны только у стариков. О происхождении евреек догадываешься лишь по какому-то, смоделированному ими головному убору, который не так выделяет их, как наших еврейских женщин – жемчуга, накладки и другие обычные принадлежности.
Еврейские дети из местной школы, взбираясь на пьедестал памятника Ришелье, читали по слогам надписи на нем.
О местных евреях, в большом количестве проживающих в Одессе и ее окрестностях, имеется недавно изданная П. Финкелем брошюра, из которой можно почерпнуть информацию о состоянии этой составляющей одесского населения. Автор книги сам происходит из местных евреев и лучше других знает их жизнь.
Еврейская школа в Одессе – одно из самых первых основанных в крае учреждений такого типа – содержащихся и служащих для улучшения образования среди евреев.
Благотворные последствия ее создания уже сейчас дают о себе знать.
Евреев в Одессе насчитывается до двенадцати тысяч, но это вместе с временно здесь находящимися. Осевших здесь и постоянно проживающих: мужского пола 3562, женского 3426, вместе 6988 человек. Остальные прибыли из глубинки наших провинций и Австрии.
Автор записок отмечает, что еврейских купеческих семей в Одессе 197 (788 душ). В 1842 г. купцов 1 гильдии было 7, второй – 9, третьей – 187. Капитал, ими объявленный, составлял 2 026 000 рублей ассигнациями. Из евреев в третьей гильдии было семь нотариусов, 24 биржевых маклера, один маклер морской, браковщиков – 2 человека.
Местные евреи занимаются (кроме банковских операций и сделок на бирже) различной торговлей, в основном, натуральными продуктами и пшеницей из Бессарабии и Херсонщины, скупаемой и продаваемой в Одессе.
Из-за границы они напрямую покупают английские и французские товары. Либо же через вторые руки (иногда из Германии, через Броды).
Евреи в Одессе ведут большую торговлю чаем. Во внутрь страны вывозят оливковое масло, хлопковую ткань, бакалею. Их мелких магазинов насчитывают в Одессе (по состоянию на 1842 г.) 228, а товаров в них на 400 тысяч рублей серебром. Занимаются они также разными ремеслами и промыслом.
Всех мастеров насчитывалось 278, а подмастерьев – 355 человек.
Занимают евреи также должности комиссионеров при торговых домах и смотрителей на складах и при подсчете пшеницы; нанимаются поденно для разных работ.
Еврейки не вмешиваются в торговлю, занимаются только домом и хозяйством.
В Одессе три синагоги. Но по причине их плохой постройки и нахождения в аварийном, грозящем разрушением состоянии, – они были закрыты.
Кроме них, имеется одна небольшая частная, по образцу новых синагог в Германии, очень красивое хоральное пение которой привлекает в субботу интересных посетителей.
Имеется две Bethamidrasz (школы бейт-мидраш) и, по причине закрытия синагог, – до тридцати домов молитвы.
Общий доход еврейской общины составляет до тридцати двух тысяч рублей серебром, из которых совместно оплачиваются рекрутские подати и другие расходы.
Много тратится на образование молодежи и научные учреждения.
В 1842 г. в Одессе было учителей и бакалавров: преподающих по старому образцу (melamdim) и имеющих новоевропейское образование – общим числом 114 человек.
Учеников по школам и начальным школам (chedarim) мужского пола – 1421, женского – 457. Вместе 1878 человек.
Образовательные учреждения стоят в год от 23 726 рублей серебром (за исключением частных домов учебы).
В 1842 г. обучающихся евреев было:
1) В начальных школах (dardeke), где учат основам Танаха (которых насчитывается 28), было 580 учеников; в первой образовательной школе (талмуд-торе) – 220 учеников.
В трех школах, в которых учат по-русски и по-немецки, – 74 ученика.
2) В 24 школах (arwuwim), где изучают Танах и Талмуд, – 177 учеников.
В двух школах, где учат языки и арифметику, – только 7.
3) В 16 талмудических школах – 78 учеников.
4) В двух общественных школах – 250 учеников.
5) В пансионатах, содержащихся христианами, – 8 учеников.
6) В гимназии – 22 ученика. В Ришельевском лицее – 5 человек.
Общее количество учащихся в 76 учреждениях – 1421 ученик.
Автор брошюры отмечает, что одесские евреи, прибывшие из разных сторон и стран, с разными представлениями и интересами, обычаями и приметами, сначала не имели между собой общего духа.
Каждый жил, думал о себе и для себя. В 1826 г. наступила счастливая для местных евреев эпоха – год, в котором была основана школа. Однако были опасения, чтобы она евреев не испугала, и чтобы они от нее не отвернулись. С этой целью была создана комиссия, открывшая 6 октября 1826 г. школу, первую такого рода в России. В этом же месяце на ее счет была положена сумма в 5 000 рублей ассигнациями. При открытии в школе было только 65 учеников – детей основателей школы и наиболее просвещенных евреев.
Поделены они были на три класса.
Лучший учет доходов позволил заплатить задолженности и установить в общине порядок.
На Молдаванке основали Еврейскую больницу на шестьдесят коек, в собственном, для этой цели приобретенном доме. На содержание ее шло в год 6 200 доходов серебром от доходов общины и от местных евреев.
Со временем увеличились и улучшились школьные учреждения. В 1838 г. было уже 6 классов, в которых преподавали: языки – русский, немецкий, древнееврейский, литературу этих же языков; французский, географию, историю всеобщую и российскую, торговое право, науку арифметики, используемую в торговле и бухгалтерии, каллиграфию и т.д.
В женской школе (основанной в 1835 г.) в 1838 г., кроме языков, преподавали также и науки женского домоводства.
Число учеников в обеих школах выросло до четырехсот. Каждый год записывается около 80 учеников и 50 учениц. Начиная от 1826 г., выпущено было уже около 1 500 учеников и 400 учениц.
Автор брошюры о евреях отмечает, какое влияние на местное еврейское общество и на его обычаи оказало основание местных школ.
Изгнание из Одессы старых хасидских раввинов было поводом для создания поговорки, что за четыре мили от Одессы – геенна огненная.
Но, кроме поговорки, потихоньку сглаживаются предрассудки. Просвещение берет верх. Молодежь и целые еврейские семьи прибывают сюда для учебы из глубины страны.
Такой прогресс в еврейском обществе большую славу приносит тем людям, которые первыми его сотворили и результатами своих упорных трудов открыли прекрасное будущее.
Размышляя, я стоял на бульваре, рассматривая опрятное еврейское общество, поздравляя его с духом прогресса и желая его также и их далеким собратьям: до сей поры темным и упрямым в своей темноте.
Женщины и мужчины были чисто и даже элегантно одеты, особенно женщины, которые, наряженные в дорогие платки и платья, кружева и блонды, прохаживались возле памятника Ришелье.
Увидел также турка, первый раз в жизни и первый раз в Одессе. На голове у него был большой белый тюрбан, покрывающий красную ермолку; одетый в темно-синий кафтан до колен, темные широкие шаровары, на босых ногах виднелись красные шлепанцы. С большой торжественной задумчивостью и удивлением стоял он возле памятника герцогу Ришелье. Первый раз, должно быть, видел памятник. Не знаю, какие дикие мысли рождались у него в голове при виде этого безбожного произведения гяуров, являющегося образцом идолопоклонства.
Вечер приближался, на море в отдалении стоял туман, все более сгущающийся. Вскоре Эвксин зевком соединился в одно целое с небом, так что распознать, где одно заканчивалось, а где начиналось другое, было невозможно. На западе блестело еще румяное небо с золотыми и лиловыми облаками, вверху отделяясь от чистого лазурного фона. На море тихо стояли корабли и, окруженные туманом, казались повисшими в воздухе. Вечер был дивно прекрасным и совершенно отличным от предыдущих.
Имел я удовольствие в этот же день встретиться с ученым Каролем Качковским, который восемнадцать лет назад, издавая свой дневник путешествия в Крым, осматривал и описывал Одессу до нас.
Какой же похорошевшей нашел он ее сейчас!
Перевод с польского – Стелла Михайлова
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.