БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №28 > «Золотой век» одесского еврейства
В номере №28

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+9
Интересно, хорошо написано

«Золотой век» одесского еврейства
Ольга Ксендзюк

«...со всех концов Европы сколько сошлось народов, чтобы выстроить один город... Потешный был город... Впрочем, вероятно, той Одессы уже давно нет и в помине...»

В. Жаботинский. «Пятеро». Париж, 1936

А что мы, собственно, делаем в Одессе?

Мы имеем счастье здесь рождаться. Это научно установленный факт. Еще мы имеем обыкновение здесь жить. И работать. А вот умирают многие из нас уже не здесь. И знаменитыми становятся тоже не здесь. Одесса — это такая колыбель, наверное. Только, к счастью, не революции... Много разного говорят о расположении возможных истоков человеческой цивилизации. С цивилизацией у нас тут все еще проблематично. Но насчет истоков — не сомневайтесь: отсюда происходит и продолжает происходить одна из интереснейших ветвей рода людского. Вот, даже создали «Всемирный клуб одесситов»...

Вообще, этот город словно создан для того, чтобы приезжать сюда на семинары, форумы... отдыхать... Он не самый южный — то есть, не сине-апельсиново-жаркий. Но и отдыхать тоже хочется специфически: побродить по обрывам, спускам, переулкам, дворам. Увидеть выглянувшие из-под многолетних наслоений тяжелой черной краски красивые старинные ворота. Сказать «спасибо» Александру Розенбойму, который вплотную к ним подвел. А еще когда-то я любила читать то трогательно-неловкие, то аккуратные надписи на дверных табличках, на стандартных совковых почтовых ящиках. В их звуке была поэзия: Вайнфельд, Эдельман, Биневич, Кушнир, Гриншпун, Штейнберг...

Я не могу ответить на простой вопрос: сколько сейчас в Одессе евреев? И вы, представьте себе, тоже не сможете — таких цифр нет. Если пользоваться данными историка И. Котлера («Очерки по истории евреев Одессы», 1996), то картина следующая. В 20-х, к примеру, годах — около 190 тысяч. В 1959-м, по официальным данным — 106 тысяч. В 1989-м — уже 64 тысячи. А насчет 90-х — тот же автор упоминает о «50-тысячном еврейском населении Одессы». Академический российско-украинский сборник «Многонациональный одесский край» (М., 1997 г.) дает почти те же цифры: 153 тысячи евреев (37% от общей численности населения) в Одессе в 1926 г. и 65 тысяч (6%) в 1989-м... Не слишком много для относительно большого города, не так ли?

Что ж, давайте посмотрим, как это все «проистекало»...

В 1998 г., при археологических раскопках на Приморском бульваре, были найдены девять фрагментов еврейских надгробий. Находка была датирована «доодесским» периодом, т.е. до конца 80-х гг. XVIII в. По гипотезе профессора А.О. Добролюбского (в буквальном смысле «раскопавшего» эти вещдоки вместе с О.И. Губарем) это дает археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 г. (Добролюбский А.О. «Евреи-запорожцы под стенами Хаджибея»).

Получается, что еврейская одесская история началась раньше, чем история собственно одесская (впрочем, это вполне в нашем характере). Тем более, что о посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А. Яковлев. А в «Краткой еврейской энциклопедии» (1992) сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало шесть евреев (О.И. Губарь полагает, что речь идет о шести семьях).

На момент основания города в нем насчитывалось 246 евреев. В 1798 году была построена первая синагога. И завертелась-закрутилась жизнь...

С начала XIX века еврейское население непрерывно росло — вплоть до начала века двадцатого. В 1854 г. семь тысяч евреев были гражданами Одессы, в то время как еще шесть тысяч евреев-жителей Одессы были приписаны к другим городам России. Множество прибывало из других районов Новороссии, с Волыни, из Литвы, Белоруссии. Еврейский ученый Иоахим Тарнополь писал в 1855 г., что евреи из Брод, которые составляли существенную часть поселившихся в Одессе евреев, «сочетали добродетель трудолюбия с торговыми навыками. Многие из них стали банкирами, торговцами и маклерами».

Как отмечает Патриция Херлихи, автор книги «Одесса: годы 1794-1914», в Одессе вместе с еврейским сообществом развивались и все его институты. В 1826 г. была основана еврейская светская школа, одна из первых в империи, затем, в 1835 г. — школа для еврейских девочек и респектабельная школа-пансион для детей богатых евреев.

Одним из наиболее значительных событий еврейской жизни в Одессе того времени стало основание в 1841 г. большой синагоги. Десятилетием позже архитектор Моранди построил новое здание во флорентийском стиле для Главной синагоги. Позднее эти здания стали относить к наиболее выдающимся архитектурным памятникам города.

Безусловным достижением того времени стала организация собственной медицинской службы. Еврейская больница на 75 мест принимала 450 пациентов в год. Неимущие могли приходить в город из окрестных селений и бесплатно получить консультацию и лекарства. Действовали различные филантропические организации: общества взаимопомощи, учреждения для обучения сирот и бедных детей, по сбору одежды для бедняков. Ежегодно община собирала 37 тыс. рублей на благотворительность.

Одесса в те времена была одним из самых либеральных городов Российской империи. Атмосфера национальной терпимости в многоязычной и разнородной среде не только предоставляла евреям замечательные возможности в экономике и свободу развивать свои культурные потребности, но и даже принимать участие в городском управлении (где в 1850-х гг. служило одиннадцать евреев). Воронцов и его преемник Строганов придерживались мнения, что евреи должны участвовать во всех делах городской жизни.

Постоянный приток поселенцев связал городское население семейными и иными узами с еврейскими поселениями внутри страны. Это обусловило еще более массовую миграцию евреев в Одессу... В 60-70-х гг. XIX в. евреи были второй главной компонентой одесского населения. По выражению П. Херлихи, эти годы были «золотым веком» для одесских евреев: развитие иудаизма, не сравнимое с Москвой и Санкт-Петербургом, прекрасные синагоги, участие в городском управлении, в общественной и культурной жизни Одессы. Евреи были свободны от «морального гетто» (характерного для Российской империи), свободны в выборе занятий, могли занимать должности, и некоторые из них стали буржуазной элитой. «Новороссийские евреи обнаружили высокую степень инициативности и предприимчивости, чрезвычайную гибкость и мобильность в своих социальных и экономических структур, — пишет Стивен Ципперштейн в своей книге «Евреи Одессы». — Евреи смогли более эффективно подойти к использованию буржуазных преимуществ системы в сравнении с нееврейским населением. Они внесли заметный вклад в экономическое продвижение региона, а в социальной сфере свели к минимуму отрицательные проявления урбанизации, индустриализации и коммерциализации в обществе».

«Странно, — говорит Патриция Херлихи, — но бедность евреев в равной степени с богатством вызывала в Одессе негодование окружающих. Образ Одессы как Эльдорадо для евреев и неевреев в равной степени распространялся повсеместно в черте оседлости, и город наводняли многочисленные бедняки, не находившие никаких возможностей заработать». А времена были не лучшими: коммерческие возможности сокращались как раз тогда, когда росла численность еврейской общины. Среди одесских евреев было много людей богатых, влиятельных, имевших основания поддерживать власть, которая защитила бы их личность и имущество. Но введение антисемитских законов показало, что российское правительство не считает евреев полноправными гражданами. Многие авторы описывали, какой беспорядок внесла правительственная политика в одесскую еврейскую общину. По сравнению с предыдущими десятилетиями статус евреев понизился.

Американский корреспондент, посетивший Одессу в первом десятилетии XX в., писал: «В Одессе более чем 200 тысяч евреев — треть всего населения, они контролируют банковское дело, промышленность, экспортную торговлю, мукомольное дело, оптовую и розничную торговлю, коммерческие предприятия... Предубеждение против еврейского населения повсеместно, как и здесь — следствие экономических, а не религиозных причин — просто они становятся все более богатыми и процветающими... Их сыновья в университете демонстрируют ту же серьезность и усердие, что в своей торговой конторе. Поэтому они становятся лучшими врачами, адвокатами и инженерами, их услуги постоянно потребны...»

Социальные беспорядки и затем страшный погром 1905 г. отравили ту благожелательную в основном атмосферу, в которой жили одесские евреи. В годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, Одессу покинули почти 50 тысяч евреев. Завершающей трагической точкой в истории одесского еврейства (как и, собственно, «золотого века» Одессы) стал 1917 год...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №28 > «Золотой век» одесского еврейства
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-12-08 05:24:04
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов