Путь любой живописи начинается с прикладного искусства. Вначале человек создает необходимые ему вещи, затем эстетизирует их форму и украшает изображениями, и только спустя длительное время научается воспринимать чудо изображения на плоскости 3-мерного мира как самодостаточное искусство, и тогда изображение отрывается от украшаемых предметов и становится картиной.
Еврейское прикладное искусство существовало от момента создания ковчега. С теми или иными оговорками оно не иссякало никогда, но имело утилитарный характер и внешние напластования в зависимости от стран обитания, а также специфику в связи с трактовкой заповеди об идолопоклонстве.
Иначе обстоит дело с еврейской станковой живописью. Есть еврейские художники, их немного. На мировом уровне известен один Шагал (да и того Франция и Америка считают каждая своим художником). Кто-то знает Сутина, кто-то Тышлера, кто-то Модильяни, кто-то вспомнит Левитана и Антокольского, Пэна, у которого недолго учился Шагал...
Это уже пестрая картина. Но этнической принадлежности, самоидентификации и потребности работать в еврейской теме еще недостаточно. Недостаточно скрупулезно изображать, как выглядит еврей — что честно делал Пэн, ученик Чистякова, хороший ученик. Так, как рисовал евреев Пэн, нарисовал бы их и Чистяков. Пэн смотрел на них русскими глазами, хотя был этническим евреем. Шагалу же удалось взглянуть изнутри — изобразить душу. Он не просто еврейский художник, он — еврейский мир.
Мы родились и выросли недалеко от тех мест, где родилось, жило и практически исчезло «местечко» — но дух еще витает. Именно в силу своего географического, а может, и энергетического местообитания феномен «местечка» внятен нам. Наша обязанность — подхватить, сохранить, усилить, донести до еврейского, и не только еврейского мира то, что еще можно спасти. Не дать раствориться, исчезнуть...
Появление еврейской живописи или даже проявление ее из сокрытия — это такое же значимое явление, как возрождение иврита. Она находится в самом начале пути, переживает становление, потому, что 100, 200 лет, когда создавалась основная масса (очень небольшая) существующих сегодня работ, — это даже не вчера для Времени... Это — Сегодня!
Уже пять лет «Школа еврейской живописи» центра «Мигдаль» фантазирует и импровизирует на еврейские темы по мотивам еврейских художников, во многих (около 20), зачастую авторских, техниках. Это акварель, гуашь, темпера, масло, пастель, тушь, резьба по дереву, мозаика, живопись на керамике, дереве, холсте, монотипия, графика на фотобумаге и многое другое, что придет нам в голову.
Задача нашей школы — воссоздание еврейской живописи, где «местечко» — главный энергетический источник еврейской живописной стилистики, узнаваемой (во многом благодаря Шагалу) евреями практически всего мира. Мы пытаемся найти свой, национальный, пластический и живописный ряд.
Так же, как человек естественно осваивает свой язык и впитывает культуру окружающего его мира, так и еврейский ребенок должен вначале получить свой живописный язык, прежде чем он приступит к изучению живописных миров других народов.
Мы обучаем детей (с 6 лет) и взрослых, находясь внутри еврейской традиции, воспринимать и воспроизводить мир по-еврейски. Их работы находят отклик в еврейских душах вне зависимости от места проживания. Наши гости из разных стран воспринимают эту живопись как еврейскую, свою, и значит, мы действительно что-то нащупали.
Как еврейские эти работы воспринимаются и представителями других национальностей, имевших возможность с ними познакомиться. А это как обычные люди, так и искусствоведы, художники, музейные работники. Мы участвуем в выставках, занимаем призовые места, получаем грамоты. В 2000-м году «Мигдаль» издал книгу «Школа еврейской живописи представляет...» — с живописными работами наших детей на досках. Наши работы можно увидеть почти в каждом номере «Мигдаль-Times».
В прошлом году мы начали выпускать еврейскую праздничную открытку. Сейчас готовим выставку «Еврейская Одесса». Она посвящается 210-летнему юбилею города. На работах изображены дома, связанные с еврейской историей Одессы. Работу над этой темой мы начали в летнем семейном лагере в 2002 г. и продолжили на 2-х детских площадках этого года. Техника исполнения смешанная — от 2 до 4 в каждой картине — восковая пастель, акварель, гелиевые ручки, блестящий клей. Работы получились очень интересные, своеобразные — импрессионисты нам бы позавидовали.
Согласно С.И. Ожегову («Словарь русского языка»), школа — это: 1) учебное заведение; 2) выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; 3) направление в области науки, искусства и т.п.
Мы работаем в первых двух значениях слова «школа», полагая, надеясь, что третье со временем также будет «иметь место быть».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.