50-й номер журнала «Мигдаль Times» посвящен архитекторам и их творениям. Архитектура — тема для непосвященных сложная, поэтому мы постарались приподнять завесу над этим художественным и пространственным явлением.
Естественно, говоря об архитектуре, обратиться к стилям, в которых строились и строятся сейчас синагоги, к одесским зданиям, построенным архитекторами-евреями, и к судьбе архитектора М. Минкуса, начавшего свою карьеру в Одессе.
Ажиотажное строительство, а на взгляд многих — разрушение старой Одессы (в том числе и продажа под снос здания Новобазарной синагоги), стало темой интервью с начальником Управления охраны объектов культурного наследия.
Осенние праздники, как и любые еврейские праздники, дают повод задуматься над различными философскими аспектами бытия.
После теракта 11 сентября, множества других терактов, прокатившихся по миру с тех черных дней, после событий в Беслане, каждый из нас понимает, что эта беда сегодня может постучаться в любой дом, в любом уголке Земли.
В рубрике «Программы “Мигдаля”» мы рассказываем о «Школе еврейской живописи», но иллюстрирующие статью работы продолжают тему журнала.
Летний лагерь «Халом-8» на этот раз описывают сами участники.
Кроме того, что В.П. Эфроимсон — фигура, которую даже Солженицын приводит как пример «хорошего еврея», этот ученый известен еще и своей оригинальной теорией генетической природы альтруизма.
Мы публикуем воспоминания о жизни на Молдаванке израильского публициста (к сожалению, ныне покойного) Исраэля Эльдада.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Что может сказать об архитектуре неспециалист? (Автор, разумеется, имеет в виду себя.)
Наверное, любой горожанин знает: практически все, что его окружает, — это архитектура. От одесского Оперного театра до безликой бетонной коробки, в которой нередко обитает означенный горожанин. Он слышал о памятниках архитектуры и зданиях, представляющих собой архитектурную (историческую, эстетическую и т.д.) ценность. И многие интуитивно догадываются, чем здание, созданное, скажем, М. Линецким, отличается от вышеупомянутой бетонной коробки, построенной человеком, который — вероятно, из скромности, — пожелал остаться неизвестным.
Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Они строились по типу базилики, где колонны окружают центральное пространство и несут галерею, которая используется как эзрат нашим (женское отделение). Неизменны требования к местоположению синагоги и ее ориентации на Иерусалим. В некоторых общинах принято, чтобы непременно были окна (иногда — определенное их количество). Что касается внутреннего устройства, то три атрибута существуют в любой синагоге.
Это: Арон hа-кодеш — шкаф, в котором хранится свиток Торы. Бима — стол (или тумба), желательно на возвышении, стоящий посередине синагоги. На него кладут свиток во время чтения. Тива (амуд) — шкаф (плита), перед которой стоит шалиах цибур (ведущий молитву). Стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и других книг. Дальше уже вопросы удобства: место для омовения рук; специальное место для зажигания свечей; место для кидуша в шабес и праздники.
Согласно ограничениям, которые налагались церковью или властями, синагоги не могли быть выше жилых домов и иметь богатый декор; они по большей части занимали «островное» положение в окружении значительно более низкой и бедной застройки. Эта особенность, а также определенные детали архитектурного строя (аттик или башня) в известной степени делали ее подобной ратуше.
По этой же причине особое внимание уделялось интерьерам. Синагогальное строительство испытывало влияние различных стилей — готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, даже постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких (обычно двух) различных стилей. Мы приводим описания стилей и образцов синагогальной архитектуры, показавшихся нам наиболее характерными, с одной стороны, и с другой — достаточно интересными.
Считалось, что поколения, родившиеся после 1945 года, — самые счастливые, потому что не знают, что такое война. Так, во всяком случае, нам говорили старшие, так учили в школе.
Михаил Адольфович Минкус (1905-1963) вошел в историю советской архитектуры как автор многих известных грандиозных проектов и сооружений эпохи социалистического строительства.
А начиналось все, как и у многих, — в Одессе...
О старинной и достопочтенной одесской еврейской общине, об участии евреев в становлении и развитии города как крупнейшего торгового, промышленного и культурного центра написано немало. Гораздо меньше пока известно об участии евреев в формировании архитектурного облика Одессы как большого европейского города.
В Одессе ведется колоссальное строительство. Но новые постройки в самом сердце города не вызывают энтузиазма, наоборот, для тех, кто любит и понимает наш город — это знак беды: такое ощущение, что намеренно или бездумно уничтожается уникальное лицо города, его история и легенда. Одновременно с этим масштабным строительством ветшают старинные постройки: обнажился ракушняк на фасадах, падают карнизы и лепка. Остается надеяться, что когда остов кирхи сложится, как башня-близнец, там не окажется бомжей или случайно забредших детей. Обо всем этом мы решили поговорить с начальником Управления охраны объектов культурного наследия Н.А. Штербуль.
«Осенними» мы вправе назвать три еврейских праздника, идущие один за другим в месяце тишрей: Рош hа-Шана (он же День Суда), Йом-Кипур (День Искупления) и Сукот (праздник сукки).
Путь любой живописи начинается с прикладного искусства. Вначале человек создает необходимые ему вещи, затем эстетизирует их форму и украшает изображениями, и только спустя длительное время научается воспринимать чудо изображения на плоскости 3-мерного мира как самодостаточное искусство, и тогда изображение отрывается от украшаемых предметов и становится картиной.
Нас часто ругают за комплиментарные статьи, которые мы пишем о мигдалевских событиях. С 16 по 23 августа проходил ежегодный семейный лагерь «Халом-8». Участниками лагеря стали 170 человек, в том числе гости из общин Симферополя, Кировограда и Измаила. Мы обратились к Алене Ривкиной, приехавшей из Симферополя и испытавшей лагерную жизнь «на собственной шкуре», с просьбой поделиться впечатлениями.
Подробности халомского бытия смотрите на сайте http://www.migdal.ru. Ежели вы все-таки убедитесь, что это не пустые восторги, и вам захочется отведать «Халома-9», поспешите записаться в мигдалевцы, потому что при наборе в лагерь (не побоимся признаться в семейственности) мы отдаем предпочтение своим.
Биолог, генетик, историк, социолог, педагог, философ Владимир Павлович Эфроимсон родился 21 ноября 1908 г., в Москве, по иронии судьбы — в том самом доме на Лубянке, где потом разместились ЧК и НКВД. Через 25 лет следователь кричал дерзкому заключенному: «Да знаете, где вы находитесь?!» «Знаю, — отвечал Владимир Павлович, — я дома, а вы...»
Друг моего детства Гриша, с которым мы не виделись без малого сорок лет, стал писателем. Меня это немного удивило, поскольку в юности он проявлял склонность к пластическим искусствам. Я не замечал за ним поползновений в область изящной словесности (Гриша рассказывает о нашей совместной попытке написать детективно-приключенческий роман, но я этого не помню). Тем не менее, с интересом прочитал его рассказы (в которых он упоминал и меня) и нашел их не только весьма любопытными, но и профессионально сделанными (это не дружеский комплимент). Гришины писания живо напомнили мне тот невообразимый котел, в котором я, гордый потомок Маккавеев и мудрецов-талмудистов, варился вместе с не менее гордыми потомками запорожских козаков, беглых крепостных из российской глубинки, греческих негоциантов, итальянских карбонариев и немецких колонистов. Похлебка получилась горькая на вкус, острая на язык и скорая на руку.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.