Тема сдвоенного (№48-49) выпуска журнала «Мигдаль Times» — «Деловые люди».
Деловые люди в той или иной мере обладают определенным комплексом характерных черт, которые в течение веков ставились в заслугу, а чаще в обвинение евреям. И действительно, евреи, таки-да, «наследили» в деловом мире. Во-первых, они принесли в этот мир свою этику деловых отношений, во-вторых, немало способствовали созданию и развитию такого изобретения человечества, как биржа. А если говорить «за Одессу», то тут их вклад в банковское дело (не только Одессы, но и России), да и во все другие отрасли промышленности и торговли просто «бросается в глаза». В советские времена, когда весь импорт «делался на Малой Арнаутской», подпольные бизнесмены получили название «деловаров». Да и в сегодняшней Одессе, нравится это кому-то или нет, роль бизнесменов-евреев в развитии города, в становлении промышленности достаточно заметна. Но, вопреки мнению, что все евреи — торгаши, деловая жилка — это тоже талант, и примеров тому не счесть — как в жизни, так и в литературе.
В Израиле, где бизнес — еврейский по определению, существует некая неожиданная и очень доходная отрасль.
Наш раздел «Одесских историй» пополнился еще одним курьезом, приключившимся при очередном переименовании улиц.
К рубрике «Новости “Мигдаля”» добавилась рубрика «Программы “Мигдаля”» и первая из представленных — библиотека.
К 100-летию И. Башевиса-Зингера мы публикуем его Нобелевскую речь, а к 110-летию И. Бабеля — отрывок из книги о нем.
Теорема Геделя о недоказуемом, всколыхнувшая научный мир не меньше теории Эйнштейна, до сих пор является уделом немногих специалистов.
Незаслуженно забытый скрипач Самуил Фурер — один из тех музыкантов, кто мог бы составить славу Одессе.
Необычная история ленинградской паспортистки из рассказа братьев Шаргородских продолжается в этом номере.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Редакция благодарит Американский распределительный комитет
«Джойнт», чья любезная помощь сделала возможным выход этого номера.
ДА НЕ ОСКУДЕЕТ ГЛАЗ ЧИТАЮЩЕГО
Редакция благодарит всех читателей, взявших на себя труд прочесть этот номер.
ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Вс-вышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного.
Много общего у тех людей, о которых мы рассказываем сегодня. Например, некоторые оказывались третьими сыновьями в семье, — но это просто забавное совпадение. А вот глубокое чувство социальной ответственности (это когда естественное желание зарабатывать так или иначе сочетается с желанием принести, извините, пользу обществу) — характерно почти для всех наших персонажей. И еще — их, вопреки домыслам газетчиков, не привлекала власть. Дружить с королевской фамилией или, там, с президентом — это можно. Опять же, армию финансировать, в парламенте заседать, строить синагоги и жертвовать еврейским общинам... Зачем таким людям королевский трон? И без того писатели, аналитики, журналисты привычно употребляют словосочетания "империя Рейтера", "империя Гутника"...
В полном соответствии с исторической логикой период становления предпринимательства сменяется периодом развития. Прошло время романтических одиночек, когда остепенившиеся пираты основывали династии финансистов, а изобретательные дельцы и ловкие торговцы были самыми яркими персонажами эпохи. Сегодняшний бизнес менее индивидуален, и "героями" становятся фирмы, объединения, корпорации. Но — роль личности в истории (в том числе и истории предпринимательства) остается неизменной, что бы там ни говорили по этому поводу классики полузабытых учений века минувшего.
Если вам уже удалось сколотить небольшой капитал, и вы не знаете, почему он не сильно торопится вырасти, возможно, эта статья будет вам полезна.
(рекомендуется всем, кому не дают покоя лавры банкиров Ротшильдов, барона Гинзбурга и других представителей еврейского бизнеса)
Слово «биржа» советскому человеку было знакомо со школьной скамьи. Мы точно знали, что их безработные стоят в длинных очередях на бирже труда. В Одессе это слово имело еще и другие значения.
На протяжении Х?Х столетия численность евреев в Одессе постоянно возрастала. Соответственно возрастала их роль в развитии экономики города.
— Слушай, Мендель, почему ты перестал вести бизнес с Абрамом?
— А ты вел бы бизнес с человеком, который все время жульничает?
— Конечно, нет.
— Ну, и Абрам тоже.
Родившись на излете XVIII столетия, Одесса стремительно, на удивление всей стране и всему миру, развивалась и богатела, чему в немалой степени способствовало активное участие еврейского населения и еврейского же капитала в создании и наращении торгово-экономического потенциала города. В истории еврейской Одессы остался Яаков-Арон-Зеев, сын рабби Мордухая, по прозвищу Рублев, поскольку с дозволения властей держал меняльную лавку, где обменивал иноземные деньги на русские рубли и наоборот. Во время смертоносной эпидемии чумы 1812 г. он с риском для жизни приносил больным пищу и ухаживал за ними, за что потом удостоился самоличной благодарности Эммануила Дюплесси герцога де Ришелье, который в эти дни всеобщего ужаса и сам вел себя с достоинством порядочного человека и толкового градоначальника.
Река под названием Делавар или Делавэр (зависит от перевода) протекает на севере Америки. На ее берегах жило некогда могущественное индейское племя, носившее то же имя. Печальную историю гибели делаваров знают все, кто в детстве увлекался Фенимором Купером. Кто мог подумать, что этому племени суждено было возродиться на далеких от Североамериканских Штатов берегах Черного моря? Возродиться не в девятнадцатом, а в двадцатом веке, во второй его половине, на территории совсем другой страны, в сказочном городе Одесса? Возродиться, расцвести — и вновь исчезнуть, как сгинули некогда их предшественники, истребленные безжалостными бледнолицыми.
Юрий Моисеевич Полонский — президент юридической компании, о которой мы упоминали в гид-параде («Мигдаль Тimes», №35). О деловых людях Одессы этот человек знает не понаслышке.
Я долго искала какого-нибудь одесского предпринимателя, чтобы поговорить о его деле, о том, как делается сегодня бизнес, что, кроме денег, он «с этого имеет». Бизнесмены оказывались заняты или в отъезде, но чаще всего говорили, что «в эти игры не играют». И тогда я решилась «сыграть» с собственным мужем. Во всяком случае, это как раз тот пример, который я искала, — когда что-то реальное созидается. Это не значит, что банкиры или торговые фирмы не созидают, но строят заводы сегодня немногие.
Брать интервью у собственного мужа непросто — нет эффекта отстраненности, но это хорошая возможность получить ответы на вопросы, которые не обсуждаются за ужином, да и общие ужины, честно говоря, у нас случаются редко, потому что, чтобы строить, надо забыть о нормальном режиме.
Талант необходим в любом деле. В бизнесе, который тоже означает дело, но только по-английски, он необходим не меньше, чем в любой другой области. И если ты бездарен — лучше не берись, не прикасайся — себе дороже. Занимайся лучше чем-нибудь другим: преподаванием, врачеванием, вышивкой гладью, иначе все получится, как у Эли в «Мальчике Мотле» Шолом-Алейхема.
Не нужно быть крупным экономистом, чтобы по достоинству оценить отрасль хозяйства, дающую не менее 400% прибыли в год. И не в результате однократной рискованной сделки, сулящей сумасшедшие барыши, а на протяжении долгого времени, уже много лет... И не в малом копеечном объеме: вложил шекель — получил четыре... нет, речь идет о сотнях миллионов и даже миллиардах шекелей! Тогда, может быть, имеются в виду какие-то инвестиции в далекие слаборазвитые страны, где дремучие туземцы, до сих пор живущие в отсталом 20 веке, за гроши крутят гайки, давая заработать крутым израильтянам? Нет, именно у нас в Израиле, под боком! Кахоль-лаван! Авода иврит!!
Случилось мне в свое время служить в топонимической комиссии, сформированной на злобу дня при одной из руководящих нами инстанций. «Есть мнение», сообщили нам доверительно, скоропостижно вернуть одесским улицам их прежние имена, а у кого есть — то и отчества.
Тринадцать лет тому назад было почти невозможно поверить в чудо появления первых ростков еврейской жизни в некогда самом еврейском городе Юга Украины. Первые посетители начали осторожно исследовать и осваивать творческую территорию «Мигдаля», который сегодня знает «вся Одесса». А начинался он с театра «Мигдаль-ор», воскресной школы и библиотеки.
14 июля исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного еврейского писателя Исаака Башевиса-Зингера, который, эмигрировав в Америку из Польши, сохранил не только еврейский менталитет, но и родной язык. Несмотря на все разговоры о том, что идиш умирает, Башевис-Зингер всю жизнь писал на этом, как его называли, «жаргоне», и ему вполне удавалось запечатлеть тончайшую нюансировку чувств и мыслей. В 1978 году писателю была вручена Нобелевская премия по литературе за «эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы».
1 (13) июля исполнилось 110 лет со дня рождения И.Э. Бабеля. Перед вами 44-я, финальная, глава из романа профессора истории Калифорнийского Технологического университета, автора ряда довольно известных историко-биографических исследований, Роберта Розенстоуна «Король Одессы» (издан Северо-Западным университетом, штат Иллинойс, 2003 г.).
В романе Бабель, приехавший в Одессу летом 1936 г., размышляет о пережитом, мечтает бежать за границу и ввязывается в сложные истории с женщинами и агентурой госбезопасности.
В финальной главе Арье-Лейб беседует уже не с Бабелем, от лица которого ведется повествование в романе, а — с самим автором, которому очень хочется узнать всю правду о Короле.
Курт Гедель (1906-1978), человек с характерной национальностью и биографией (родился профессором математики в Австрии, умер профессором математики в США), в 1931 году впервые опубликовал, а позже несколько раз расширял и уточнял смысл главной идеи своей жизни. Он доказал, что ничего невозможно доказать. Он доказал это строжайшими средствами сначала теории чисел, а потом математической логики: логики — основы основ, чем неизбежно пользуются все остальные науки: от той же математики до политологии и схоластики.
До сих пор я не понимаю, почему я хотел записаться евреем. Моим языком был русский, героями — русские: Наташа, Онегин, Пугачев; никакой другой литературы, кроме русской, я не знал и не обожал. Я спорил по-русски, плакал по-русски и по-русски признавался в любви. Я любил русских девочек, русские песни и русский мат. Ничего еврейского я не знал Я не знал ничего о красавице Эстер, о прекрасной Юдифи, я не знал, что есть герои-евреи, что были братья Маккавеи, и сын звезды — Бар-Кохба, и восстание в гетто Варшавы. Слово «Иордан» ничего не вызывало во мне. Мне нравилось, когда говорили, что я вылитый русский, что у меня глаза Есенина, что у меня широкая русская душа, — потому что какой ширины еврейская душа, я не знал.
Мы уже писали («Мигдаль Тimes», №36-37) о том, что Музею истории евреев Одессы Лидия Михайловна Белогородская подарила редкие фотографии учеников П.С. Столярского — Самуила и Леонида Фуреров. Как сложилась судьба этих музыкантов в то богатое талантами время?
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.