БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Талант как деньги
В номере №48-49

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-2
Интересно, хорошо написано

Талант как деньги
Елена КАРАКИНА

Талант необходим в любом деле. В бизнесе, который тоже означает дело, но только по-английски, он необходим не меньше, чем в любой другой области. И если ты бездарен — лучше не берись, не прикасайся — себе дороже. Занимайся лучше чем-нибудь другим: преподаванием, врачеванием, вышивкой гладью, иначе все получится, как у Эли в «Мальчике Мотле» Шолом-Алейхема.

ИзменитьУбрать
(0)

Эля, старший брат главного героя, купил книжку «За один рубль — сто. Способ из ничего, при помощи пяти пальцев, зарабатывать сто рублей в месяц и больше». Сначала он изготовил лимонад, но погорел даже не на том, что его разбавляли все, кому не лень, а на том, что незадачливый Мотл плеснул туда воды от стирки. В результате чего кувшин с лимонадом оказался в лапах полицейского, а маленького продавца лишь бегство спасло от кары. Эля также изготовил снадобье от мышей и крыс — «Они удирают. Многие дохнут». От этого порошка чихала вся Касриловка, а Эля прятался у своего друга Пини. Но лучше всего, конечно, была эпопея с чернилами. Эля приготовил целую бочку чернил. По мере того, как чернила наливались в бутылки, бочка доливалась водой. Чернила заняли весь дом. Когда же выяснилось, что самый пишущий человек в Касриловке расходует одну бутылочку в полгода, чернила пришлось выливать. В первый день по поводу ликвидации чернильного моря в претензии были ближайшие соседи, у которых пострадали стены домов, забор, пара новых чулок и две белые козы. А на второй, когда операция по выливанию чернил была перенесена на речку, разразилась целая экологическая катастрофа — вся Касриловка лишена была возможности поить скот, мыть, стирать. Эля снова прятался у Пини.

Нет, решительно, если нет у тебя таланта в руках — не берись. Конечно, трудно не согласиться с поэтом, сказавшим (речь в стихотворении идет как раз об Одессе):

«Торговля — ты душа
деятельности мира,
Тобой съединены
на свете все страны,
Природа без тебя
была б пуста и сира,
Сокровища навек
в земле погребены».1

Как ни старались принизить значение торговли, предпринимательства при социализме, как ни презиралось почтенное это занятие, народ упорно пытался торговать. С точки зрения официоза было это занятие непрестижным («но не любили мы продажных торгашей», — писал еще Есенин), а с точки зрения практики — еще как! (Недаром же у Жванецкого: «Товаровед, как простой инженер...»)

Для того, чтобы удачливо торговать, надо обладать недюжинным характером, расчетливостью, жесткостью, сметкой, разворотливостью, интуицией и убедительностью. Считается, что всеми этими качествами обладают как раз евреи. И что приобрели они их за две тысячи лет скитаний. В чужих странах они не имели возможности заниматься земледелием, скотоводством, не могли развивать в себе таланты военачальников.

Вот и спасались тем, что занимались куплей и продажей. Достаточно успешно. Об успехе свидетельствуют даже одесские погромы. Первый, имевший место в 1821 году, случился как раз из-за того, что еврейские торговые дома стали вытеснять греков из сферы экспорта зерна. Поводом для погрома послужило убийство греческого патриарха в Константинополе, но причиной была конкуренция.

Если открыть адресные справочники торговых домов и предпринимателей Одессы начала века, создается впечатление, что открыл книгу раввината: не меньше семидесяти процентов имен — сплошь еврейские. Ими заняты практически все торговые ниши — от председателей правлений и директоров банков, до мелочной торговли, от продажи драгоценных камней и ювелирных изделий, до лавок кошерного мяса, аптек и книжных магазинов. Не зря после Шестидневной войны появился анекдот: «Парадокс ХХ века! Все торгуют, евреи воюют». И еще один, уже в 1970-х:

— Алло, это база?

— Да.

— А кто у телефона?

— Иванов.

— А, значит, это военная база.

Вообще анекдотов на тему торговли и евреев масса. Трудно удержаться, чтобы не привести еще один.

ИзменитьУбрать
Рисунки Т. Устиновой
(0)

Задумал как-то Рабинович разбогатеть. Поставил в Сахаре автомат с газированной водой, повесил рядом табличку: «Один стакан — три рубля». Мимо идет караван. Поглядели караванщики на Рабиновича и молча проехали мимо. «Может, я поставил слишком высокую цену?» — подумал Рабинович и снизил ее до двух рублей. Эффект нулевой. Ни один из караванов не останавливается. Рабинович снижает цену до рубля. Ноль внимания, фунт презрения. Тогда Рабинович подбирает бедолагу, ползущего за караваном и умирающего от жажды. Поит его водой и спрашивает, в чем дело. Неужто рубль за стакан воды в Сахаре — так дорого?
— Ты не понимаешь, — отвечает ему собеседник. — Ну, подумай сам: пустыня, жара, солнце, песок. Вода, еврей. Все думают — мираж.

Но совсем не похожи на миражи успехи нынешних предпринимателей-евреев в отечественном бизнесе. Конечно, количественно их сейчас поменьше, чем в начале прошлого столетия. Но если сравнить процентное отношение еврейского населения ко всему остальному и процент преуспевающих бизнесменов-евреев, то цифра должна получиться убедительная. Только провести такое сравнение вряд ли возможно. Не желают гласности бизнесмены, и их легко можно понять.
Можно было бы рассказать, например, об одном из владельцев сети одесских магазинов. Об этапах его пути к преуспеянию. О банковской ссуде, взятой под залог квартиры, о выходе на «крыши» разных мастей, государственных и уголовных, о том, как ему и его семье приходилось скрываться, о том, как он несколько раз оставался буквально без гроша, вложив свои и компаньонов деньги в новое дело. И еще много чего можно было бы рассказать, о чем нетрудно догадаться из его недомолвок. Но если сделать это, то у бизнесмена могут начаться большие неприятности, и у рассказчика — тоже.

Впрочем, путь владельца сети магазинов достаточно типичен для любого крупного предпринимателя. Об этом пути написано много детективных романов, но крайне мало статей. Да и никто не расскажет в интервью о связях с... Ша! Лучше рассказать об одном случайно подслушанном разговоре в ресторане, где гуляли крупные буржуа. Глава фирмы произнес торжественный и гордый тост, в котором отметил, что фирма, несмотря на свое преуспеяние, никого не «кинула», не убила и не подвела. Тогда встал другой фирмач и удивленно спросил: «Если мы никого не «кинули», не обманули, не украли, то откуда это все?» И он указал на стол, ломившийся от красной и черной икры, рыбы всех расцветок и сортов, сыров, мясных блюд и бутылок с импортными наклейками. А третий, уже слегка захмелев, сетовал: «Раньше, когда воровали избранные, мы чувствовали себя королями. А теперь воруют все. Неинтересно стало».
О, слово произнесено. Теперь стоит обратиться к фразе, которую подчеркнул Остап Бендер в книге «Капиталистические акулы», посланной Александру Ивановичу Корейко: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем». И сегодня не может быть иначе: таковы правила игры. И люди, не имеющие таланта к бизнесу, обречены на провал. Даже евреи, генетически предрасположенные к торговле.

Впрочем, генетически предрасположены далеко не все. Некоторые здорово напоминают шолом-алейхемовских героев. Причем речь пойдет не о большом бизнесе, а так, о мелкой сделке.
Случилась эта история во времена советского дефицита. Выходной день. Два уже немолодых еврея, два брата, вдвоем сидели дома в ожидании жен и детей, ушедших в город за покупками. В дверь позвонили. На пороге стояла цыганка. Она предлагала товар — недосягаемую тогда гречку и мед. В доказательство своей состоятельности она вынула из кармана пригоршню гречневой крупы и продемонстрировала ее двум умудренным жизнью отцам семейств. Но потребовала, чтобы они непременно взяли мед, так сказать, в нагрузку, а гречку она сейчас принесет. И вот эти двое братьев, один, между прочим, инженер с высшим техническим образованием, начальник цеха, другой — мастер, руководитель пользующийся огромным уважением на своей фабрике, как человек, знающий свое дело и человеческую природу, — покупают цыганский мед. Гречку, естественно, цыганка несет по сей день. А мед оказался вовсе не медом.

Реакции жен были разными — одна расстроилась, другая очень смеялась. В конечном счете, история о том, как обыкновенная цыганка надула двух взрослых, опытных и далеко не глупых людей, стала семейной притчей. И часто, когда явно неделовой человек, будь он трижды еврей, рассказывает о своих предпринимательских проектах, вспоминаются Элины чернила и цыганский мед.


1П. фон Берг, 1806 г. Первое стихотворение, посвященное Одессе.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Талант как деньги
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 07:47:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еженедельник "Секрет"