БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Еврейский бизнес
В номере №48-49

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-3
Интересно, хорошо написано

Еврейский бизнес
Хаим МАЛЕНЬКИЙ (Клуб Еврейского Студента)

Если вам уже удалось сколотить небольшой капитал, и вы не знаете, почему он не сильно торопится вырасти, возможно, эта статья будет вам полезна.

(рекомендуется всем, кому не дают покоя лавры банкиров Ротшильдов, барона Гинзбурга и других представителей еврейского бизнеса)

Еврейский закон охватывает все области жизнедеятельности, такие как еда, семья, воспитание детей и, конечно же, материальные взаимоотношения, которым всегда придавалось большое значение: как просто торговым операциям, так и даче денег под проценты.

Честность в торговых операциях

Как вы думаете — какой первый вопрос вам зададут, когда через 120 лет вы попадете на Высший суд? Нет, добрые дела по защите животных и переведению старушек через дорогу будут учитываться не в первую очередь (впрочем, учитываться будут). Ведь говорят наши мудрецы: первое, что спрашивают у человека на Небесном суде, это: «Честно ли ты вел торговые дела?»

Тора предостерегает: «А когда будете что-нибудь продавать ближнему своему или что-нибудь покупать у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра, 25:14).

Даже если при покупке вещи вас самого надули, вы не имеете права обманывать другого, чтобы возместить нанесенный ущерб. Надо открыто заявить покупателю, что назначаете не реальную цену, а в зависимости от уплаченной вами, ну и можно добавить пару добрых слов в адрес предыдущего продавца. Есть, правда, способ полностью избавиться от подозрений в мошенничестве — надо всего-навсего честно и откровенно сказать покупателю: «То, что вы хотите купить, мне стоило столько-то, и столько-то я хочу заработать», — или другой вариант: «Я купил это за столько-то, плюс расходы на доставку, хранение, расходы на жену и на учебу детей, и что я с этого имею, кроме головной боли и пары копеек?»

Еврейский закон запрещает перед продажей прилагать усилия к тому, чтобы товар приобрел более привлекательный вид, скрывающий его недостатки. Например, перед тем, как вести скотину на продажу, нельзя поить ее особой настойкой, чтобы у нее раздулось брюхо и она стала казаться более упитанной. Нельзя перекрашивать старую вещь, чтобы выдать ее за новую. Запрещено смешивать хорошие плоды с небольшим количеством плохих или подмешивать несвежий напиток в свежий. (Правда, в последнем случае есть исключение: если примесь ощущается на вкус, и покупателю дают попробовать этот напиток, такая уловка допускается.) Представьте себе, в какие проблемы попадает продавец, давая не совсем честную рекламу.

Как тяжелейшее прегрешение рассматриваются обвес или обмер. Дважды повторяется в Торе предостережение следить за точностью мер и весов — в книге Ваикра (19:36) и в книге Дварим (25:13-16). Первый отрывок заканчивается словами «Я — Г-сподь, Б-г ваш. Который вывел вас из Страны Египетской» — то есть, Всевышний предупреждает, что вывел нас из Египта лишь при условии, что мы будем честными. А второй отрывок завершается совершенно недвусмысленным предостережением всякому, кто попытается смошенничать: «Ибо мерзость в глазах Г-спода, Б-га твоего, каждый, кто делает это, каждый, творящий несправедливость». Обман при купле-продаже является особенно тяжким преступлением из-за того, что совершившему его крайне трудно исправить содеянное — ведь он не в состоянии упомнить всех, кого обманул, не говоря уж о возмещении ущерба. Даже если потом он займется благотворительностью, как бы ни была велика эта заслуга, она не искупит грех полностью.

Сказано в Торе: «Не будет у тебя в кармане двух гирь — большой и малой, не будет у тебя в доме двух мер — большой и малой» (Дварим, 25:13,14). Наши мудрецы так истолковывают эти слова: если «не будет у тебя в кармане» денег — знай, это из-за того, что есть у тебя «две гири — большая и малая»; если «не будет у тебя в доме» всего необходимого тебе, — знай, это из-за того, что есть у тебя «две меры — большая и малая». Но если ты исполнишь слова Торы, которые следуют за этим, — «гиря целая, со справедливостью будет у тебя, мера полная, со справедливостью будет у тебя» (Дварим, 25:15), — и в твоем кармане, и в твоем доме будет все. Так что, уважаемые представители «малого» бизнеса (те, которым все мало), если вы не знаете, почему у вас дела не ахти, читайте выше.

Сказали наши мудрецы: «Что должен делать человек, чтобы разбогатеть? Пусть ведет свои дела честно и просит милосердия у Того, Кто сказал: “Мне — серебро, и Мне — золото” [Хагай, 2:8]».

Того, кто перехватывает покупку у другого человека, еврейский Закон называет «нечестивцем». Речь идет о случае, когда после того, как покупатель и продавец договорились о цене, приходит кто-нибудь третий и, предложив больше денег, забирает товар. Однако если продавец и первый покупатель еще не сторговались, это не считается преступлением. Тем не менее, когда еврей собирается снять или взять в аренду у нееврея какое-нибудь недвижимое имущество, запрещается вмешательство третьего, даже если переговоры еще не завершены.

Закон очень сурово относится к тому, кто использует чье-то доверие в своих интересах. Например, если один человек доверяет другому заключить за него какую-нибудь торговую сделку, а тот приобретает этот товар для себя самого, то он совершает мошенничество.

Кристальная честность в отношениях с неевреями является, по словам мудрецов, «Освящением на земле имени Всевышнего», так как внушает народам мира уважение к еврейской вере, Торе и тем, кто ее соблюдает.

Еще не стоит забывать о Цдаке, ведь именно Цдака является оградой для богатства (более подробно смотрите МТ №49).

Запрет одалживать под проценты

Говорят наши мудрецы, что человек по природе своей стремится к богатству, и поэтому вероятность того, что он преступит запрет Торы получать проценты с одолженных денег, весьма велика. Одалживая под проценты, заимодавец думает, что он оказывает другому еврею большую услугу, а тот — радуется, что нашел человека, который может одолжить ему нужную сумму, даже под проценты. Заимодавец успокаивает себя тем, что не совершает явного обмана или грабежа, и не боится быть опозоренным в глазах общества. Так что йецер hа-ра (злое начало) может очень быстро соблазнить человека нарушить этот запрет Торы. Именно поэтому Тора проявляет особую строгость к попытке взимать проценты с одолженных денег, трижды повторяя этот общий запрет (Шмот, 22:24, Ваикра, 25:36, Дварим, 23:20) и подкрепляя его множеством частных запретов.

Так, дающий заем под проценты преступает шесть запретов, получающий его — три, а секретарь, составляющий долговое обязательство, свидетели и поручитель преступают по одному запрету каждый. Даже тот, кто только указал нуждающемуся в займе, где он может получить деньги под проценты, или подсказал заимодавцу, кому он может одолжить под проценты, тем самым преступает один запрет Торы.

Тот, кто все же преступил запрет и взял процент с одолженных им денег, обязан вернуть их, если хочет, чтобы Всевышний простил его.

Запрет нарушается даже тогда, когда кредитор, одолживший деньги без процентов, просто просит должника оказать ему какую-нибудь услугу взамен продления срока займа. Это относится также к продаже в кредит на обусловленный срок и вообще к любому случаю, когда один еврей обязан вернуть долг другому в определенное время.

Закон нарушается даже тогда, когда должник, возвращая заем, по доброй воле прибавляет к нему известную сумму, что не было оговорено заранее, и не говорит, что это — проценты. Кредитор не имеет права принять даже подарок. Запрещается также давать и принимать подарок, который еврей, нуждающийся в займе, дарит тому, у кого потом собирается одолжить деньги. Такой подарок называется «проценты в аванс».

Все сказанное выше — лишь примеры того, до какой степени надо остерегаться нарушить запрет о процентах. Кроме того, есть еще множество деталей, известных тому, кто специально изучал Закон. Поэтому, занимая или одалживая деньги, следует проконсультироваться с авторитетным раввином о том, как оформить заем и как возвратить долг, чтобы избежать даже малейшего нарушения запрета Торы.

Есть лишь один способ одалживать деньги, когда кредитор получает сумму, большую, нежели та, которую он дал. Это — случай, когда заем пускают в оборот, а должник делится прибылью со своим заимодавцем, таким образом, и заемщик, и кредитор являются как бы компаньонами. Условие, позволяющее так поступать, называется арамейским термином «эйтер иска» («разрешение на ведение дел»).

Однако в оформлении такого займа и исполнении его условий есть множество тонкостей, поэтому тот, кто желает вступить в такие отношения, имеет только одну возможность: обратиться к раввину и составить эйтер иска под его руководством.

В Израиле эйтер иска довольно распространено, так как и кредиторы, и заемщики — евреи, но есть оно и в других странах, и даже в Одессе. Так, например, с помощью главного раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа было составлено эйтер иска для банка «Пивденный», и теперь любой еврей может положить деньги на счет или взять кредит у этого банка, не опасаясь нарушения запрета Торы.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Еврейский бизнес
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 11:56:39
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl