БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Пусть их назовут «бизнесменами»
В номере №48-49

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

Пусть их назовут «бизнесменами»
Елена КАРАКИНА

Река под названием Делавар или Делавэр (зависит от перевода) протекает на севере Америки. На ее берегах жило некогда могущественное индейское племя, носившее то же имя. Печальную историю гибели делаваров знают все, кто в детстве увлекался Фенимором Купером. Кто мог подумать, что этому племени суждено было возродиться на далеких от Североамериканских Штатов берегах Черного моря? Возродиться не в девятнадцатом, а в двадцатом веке, во второй его половине, на территории совсем другой страны, в сказочном городе Одесса? Возродиться, расцвести — и вновь исчезнуть, как сгинули некогда их предшественники, истребленные безжалостными бледнолицыми.

Впрочем, одесские делавары, а точнее, «деловары» не принадлежали к монголоидной расе. Они были вполне белокожими, носили европейские костюмы и шляпы, а не набедренные повязки и головные уборы из перьев, и хотя никогда не сходили с тропы войны, не пользовались луками и стрелами, и не оглашали окрестные улицы угрожающим индейским кличем.
Это было тайное племя. Настолько тайное, что имена «делова-
ров» если и появлялись в прессе того времени, то не иначе как под заголовками «Приговорен к расстрелу за хищения в особо крупных размерах», «Заслуженная кара», «Сколько веревочке ни виться...» и так далее.

Это было настолько тайное племя, что и сейчас, пожалуй, не стоит предавать огласке их имена. Не потому, что это опасно — потому что слава их сомнительна. Хотя вклад в промышленность и торговлю несомненен. Пожалуй, процентов 90 из них, живи они сейчас в Одессе, отказались бы от паблисити — чего-чего, а осторожности им было не занимать. Впрочем, как и денег. Людей этого племени называли еще делягами или гешефтмахерами. Последнее слово, пожалуй, наиболее соответствовало им, так как по национальности большая часть из них была евреями, а по сути, они были бизнесменами.

ИзменитьУбрать
(0)

Отношение к «деловарам» населения Одессы включало в себя многие краски эмоциональной палитры, где смешивались восхищение и ненависть, зависть и презрение.
— Это гнусные воры, — говорили одни, в том числе власти и пресса. — Залезая в государственный карман, они тем самым крадут у каждого из нас. Ведь государство — это мы с вами, рабочие и крестьяне, а также прослойка трудовой интеллигенции.
— Это мудрые люди, — утверждали другие. — Государство платит своим гражданам слишком маленькую зарплату, а они эту зарплату корректируют.

Правда, как обычно, находилась где-то посередине. Не стоит слишком идеализировать союз «деловаров». Они мало походили на добрых дедушек, раздающих печенье на пурим. Их отношения с заповедью «не укради» были несколько относительны. Они были ловкими и циничными людьми. Но другими они и не могли быть. Александр Сергеевич Пушкин, с привычной гениальностью, охарактеризовал купца как «дитя расчета и отваги». Приятно, что эти слова появляются именно в «одесской» главе «Евгения Онегина».

Купцы, предприниматели стали здесь на равную ногу с аристократами, приобрели вес и уважение в обществе, пожалуй, раньше, чем в остальной Российской империи. «Детей расчета и отваги» высоко ценили в дореволюционной Одессе. С революцией, естественно, все изменилось. Расчеты взяло на себя государство, а отвага была предоставлена пограничникам и бесстрашным борцам с расхитителями государственного имущества. Частная инициатива была поставлена вне закона. Но нашлись, нашлись отважные люди, понимавшие, что если закон безумен, стоит его обойти. Так сказать, подкорректировать зарплату.

Историю гешефтмахеров довоенного периода мало кто помнит. Ее, наверное, можно было бы воссоздать по газетному разделу «криминальная хроника». Но зато послевоенная история, когда деляг, махеров и гешефтмахеров стали называть «деловарами», на памяти у одесситов.
Еще до окончания Второй мировой войны, когда евреи уже начали возвращаться в Одессу, а
частное предпринимательство, разрешенное здесь румынами, еще не было уничтожено, стали возникать артели. Артели эти производили продукцию группы «Б», составлявшую вечную проблему
советской страны. Они изготовляли всякую мелочевку, не являвшуюся, как известно, предметом первой необходимости — сумки, гребешки, кошельки. Они чинили примусы и керогазы, выпускали щетки, мыльницы, футляры для очков и прочее в том же духе.

С годами артели, с которыми активно начали бороться государственные службы, видоизменялись. Избегая столкновений с правоохранительными органами, «частные лавочки» меняли структуру и названия. Артели разрастались в так называемые «шаражки», а потом становились комбинатами, фабриками и заводами. И за каждым таким предприятием стоял человек, а чаще группа людей, являвшихся реальными его создателями и владельцами. Особого размаха «шаражки» достигли, когда Н.С. Хрущев объявил приоритет химической промышленности. «Деловары», а сегодня мы бы их назвали флагманами теневой экономики, стали превращать лозунги, провозглашенные Коммунистической партией, в жизнь.

Промкомбинаты — Кагановичевский, Центральный, еще какие-то, фабрика пластмассовых изделий, потом — завод «Полимер»... их было много, хороших и разных. Они производили, оперативно и мобильно, то, в чем населению отказывали официально. Ведь для того, чтобы приступить к изготовлению нового изделия, на государственном предприятии требовались годы. А в бывших «шаражках» — недели. Деньги решали все — и прохождение изделия по инстанциям (иногда удавалось их просто обойти), и доставку сырья, и сбыт, и совершенствование оборудования. Громоздкая и неповоротливая система государственного производства с огромным количеством бюрократических проволочек просто не в состоянии была бы сделать то, что делали «шаражки». Модные тогда материалы — игелит, хлорвинил, полиэтилен, полипропилен — превращались в плащи, кошельки с «японским» рисунком, скатерти, салфетки, косынки, сифоны, тарелки, зеркала на подставках, сувениры. Если изделие переставало пользоваться спросом, его снимали с производства. «Деловары» процветали, потому что ориентировались не на душу населения, а на элементарный спрос.

ИзменитьУбрать
(0)

«Деловары» были богаты. Они могли позволить себе позавтракать в Одессе в «Лондонской», слетать на обед в московский «Пекин», а ужин заказать в рижской «Виру». Это при условии, что нормальная советская семья целый год должна была копить деньги, чтобы во время отпуска позволить себе отправиться в скромное путешествие по Союзу. «Деловары» первыми доставали (помните, в те времена не покупали, а «доставали») холодильники, телевизоры, импортные горки, гарнитуры «Хельга», чешский хрусталь и австрийскую обувь. Их жены одевались даже не «с толчка», а из закрытых московских магазинов. Жизнь, которую они вели, «простому советскому человеку» могла только присниться. Но...

Но при этом им приходилось постоянно ходить под дамокловым мечом. Они ставили на кон ни больше, ни меньше, как собственную жизнь. Дети «расчета и отваги» рисковали постоянно — задержанный груз с «липовыми» накладными, очередная кампания по борьбе с хищениями, донос — и вся жизнь летела прахом, заодно с конфискованным имуществом. Может быть, поэтому в среде «деловаров» существовала круговая порука, столь поруганная тогдашней прессой, но совершенно необходимая в бизнесе, противостоящем государственному. Благодаря круговой поруке, во всяком случае, в 1960-70-х, один «деловар» не выдавал другого. Один мог взять на себя вину нескольких. Он же мог быть твердо уверен, что в случае неблагополучного или даже трагического исхода, его семья будет обеспечена — это сделают оставшиеся на свободе.
Самой страшной угрозой в среде «деловаров» было: «Ты поступаешь нечестно. Я скажу людям». Все, этого было достаточно. Предание гласности нечестного поступка — и только. С нечестным человеком никто не стал бы иметь дело — он мог подставить партнера. Стоит вспомнить еще один принцип взаимоотношений «деловаров»: «Живи сам и давай жить другим».

— Ай, какой ужасный принцип, — писали одни журналисты.

— Шкурный принцип, — вторили им другие.

А ведь этот принцип — парафраз на тему золотого правила этики — «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».

«Деловары» давали жить другим — брали в партнеры бедных друзей и «шли-мазл» родственников, создавали рабочие места, на которых платили пусть ненамного, но больше, чем на госпредприятиях, около них кормилось огромное количество народу. Да и продукция, которую они выпускали, затыкала бесконечные бреши на советском рынке легкой промышленности.
Поколение «деловаров» ушло — кто умер, кто уехал. Большая часть из них принадлежала к родившимся в двадцатых-тридцатых годах. Волчьи законы сегодняшней экономики, где партнеров не только обманывают, но и убивают, а рабочим не платят, оказались для них неприемлемыми.
Остается лишь надеяться, что когда-нибудь вновь настанет в Одессе время «деловаров», широкомасштабных, умных, энергичных, которые уже не в теневой, а в нормальной экономике будут и сами жить, и давать жить другим. Пусть их тогда назовут «бизнесменами». Пусть напишут о них статьи под названиями — «Наши созидатели», «Благотворители и меценаты», «Гордость Одессы».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №48-49 > Пусть их назовут «бизнесменами»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:29:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"