Рассказывая о трагической судьбе первого еврейского музея в Одессе, я всегда сетую на то, что эта коллекция исчезла почти бесследно. Один из лучших способов закрепления памяти о любом собрании — это издание научного каталога. Нам это делать пока рановато. Но всякое введение в «научный оборот» полезно для коллекции. Информация о наших экспонатах должна публиковаться в газетах и журналах, звучать в докладах на конференциях и семинарах, «висеть» в Интернете.
Конечно, журнал «Мигдаль Times» — не специальное научное издание. Тем не менее, больше всего сведений об экспонатах исчезнувшего в 1941 году музея мы черпаем из неспециального журнала «Шквал» 1929 и 1930 гг. А «Мигдаль Times», во всяком случае, не хуже «Шквала», как выяснилось на недавней презентации его 50-го номера.
Название «Новые поступления...» достаточно условно. Не такие уж они и новые. Разве что, буфет Бабеля, переехавший в музей из квартиры четы художников Силиных полтора месяца назад. Сразу после выезда Бабеля из квартиры на Ришельевской, туда вселилась семья Флауменбаум. А акт дарения буфета музею подписан Людмилой Борисовной Силиной-Флауменбаум.
В июле, в день рождения Бабеля, телеканал «Интер» в вечерних новостях вспомнил об исчезнувшем камине из этой же квартиры Бабеля. Показывая Константина Силина у того самого буфета, закадровый скорбный голос ведущего вопрошал «Куда смотрят одесские музеи?» Наш музей как раз смотрел именно туда. Нельзя не поблагодарить Евгения Михайловича Голубовского за его содействие в процессе этого дарения. Он же способствовал появлению в нашей коллекции литографии «Еврейское кладбище» классика еврейского изобразительного искусства А. Каплана.
Почти все, кто что-либо дарит нашему музею, становятся членами Клуба его друзей. И это далеко не формальное членство. Вместе с предметами, фотографиями, документами, дарители делятся с нами своей судьбой или судьбой своих родственников или знакомых. Они становятся членами своеобразной и разветвленной музейной семьи. Но в этой большой семье есть родные и двоюродные, родственники и свойственники.
Анатолий Александрович Дроздовский и его супруга Ева Краснова относятся к родным. От Анатолия Александровича мы получили в подарок свидетельство Моисея Бараца об окончании 4-х классов частной мужской гимназии И.Г. Раппопорта в Одессе 1915 года, а кроме этого — валик для изготовления мацы — где-то на полвека помоложе свидетельства. Понятно, что валик сделан кустарным способом. Ева передала нам часть письменного прибора известного идишистского писателя Нотэ Лурье. Любопытно, что «первая» часть этого письменного прибора поступила к нам ранее от Л. Шубинской. «Вторую» же часть прислал Еве из Израиля сын писателя, Давид Лурье. Таким образом, спустя много лет письменный прибор «воссоединился» в нашем музее.
Нельзя не упомянуть о подарке музею от супруги его директора Галины Богуславской. Это прекрасный портрет (литография, 1968 г.) работы Александра Постеля, столетний юбилей которого отмечался в нашем музее. Мы не знаем, кто именно изображен на этом портрете, и будем благодарны, если кто-нибудь поможет атрибутировать эту работу.
Валентин Семенович Максименко подарил нам небольшой, но очень ценный архив Лии Бениаминовны Затурянской, замечательного концертмейстера и педагога. В архиве имеется фотография
Л. Затурянской вместе с известным впоследствии музыкантом и педагогом Аннетой Бычач. Часть архива связана с мужем Лии Бениаминовны, Николаем Мером, в том числе имеются фотографии сотрудников одесской ЧК 1919 года, где работал Н. Мер.
Велвела Верховского даже трудно назвать «родственником», он еще роднее, чем это слово. Он приносит сюда вещи, как в свой музей, и так же приводит сюда гостей, сам же и показывает им экспозицию. К последним его «приношениям» относятся: прялка, странным образом ужившаяся со швейной машинкой «Зингер» (машинка — от Е. Свердлик); докторский саквояж, «тарелка»-репродуктор, которая заговорит у нас на выставке голосом диктора Левитана. Комплект предметов, связанных с «чайным королем» В. Высоцким, от Дроздовского прекрасно дополнила подаренная Велвелом коробочка из-под чая этой фирмы.
Кира Верховская даже формально является «хозяйкой» нашего музейного дома. И как хозяйка она следует принципу «все в дом». Всего перечислить невозможно, это может занять половину журнального номера, упомяну только бехер прошлого века, украсивший нашу «ритуальную» витрину.
Подарки от Бориса Григорьевича Молодецкого, который уже отчасти живет у нас на Нежинской, будут освещены в номере журнала, посвященном медицине.
Все это лишь малая часть предметов, пополнивших музейные экспозиции и фонды, но мы еще не раз расскажем о нашей коллекции на страницах «Мигдаль Times».
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.