БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №65 > Конец и начало, или По следам конференции «Одесса и еврейская цивилизация»
В номере №65

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Конец и начало, или По следам конференции «Одесса и еврейская цивилизация»
Михаил РАШКОВЕЦКИЙ

Первые три одесские конференции открывались во второй декаде ноября. И все три года «бабье лето» у нас держалось как раз до этого времени, и погода портилась лишь в день открытия конференции.

Погода

В этом году мы пошли навстречу пожеланиям участников и отодвинули открытие на последний день октября. Еще тридцатого было достаточно тепло, «без осадков». 31 октября похолодало, и почти весь день лил противный дождь. И мне стало окончательно ясно, что воспетый Ильфом и Петровым газетный штамп «казалось, сама природа в этот день радовалась...», увы, никогда не будет уместен в репортажах о нашем форуме. Ему по определению приличествует другой: «вопреки капризам природы», ну, и так далее...

Кроме того, во всем центральном районе Одессы, который недавно переименовали в Приморский, отключили свет. Несколько одесских телекомпаний, лихо подкативших ко Дворцу культуры им. Леси Украинки для освещения мероприятия, столкнулись с кромешной темнотой холла, которую лишь сгущала сиротливая вахтерская свеча, и, наскоро взяв блиц-интервью на улице, перед входом, двигались дальше.

За пять минут перед открытием свет включили.

Помещение

Мы традиционно открываем конференцию в одном из значимых и презентативных для Одессы помещений. Причем, принципиально не платим за аренду. Мы считаем проведение нашей конференции достаточно серьезным вкладом в историю науки и культуры города, и платить за то, что одесситы получают возможность послушать интересных людей и серьезных ученых, — «глупо и неприлично». Но город — городом, культура культурой, а времена все-таки меняются. Первые две наши конференции состоялись в славном одесском Доме ученых. Затем там сменилось начальство, и с нас потребовали деньги. Потому что ни организаторы конференции, ни Исаак Бабель, жизни и творчеству которого она была посвящена, не являются «членами профсоюза научных работников». И это уже цитата не из Ильфа и Петрова, а из уст руководителя Дома ученых. Тогда нас выручил Литературный музей. Но в этом году и Литмузей спасовал, не выдержав сложностей преобразования Министерства культуры в Министерство культуры и туризма.

Выручил уже упомянутый Дворец культуры им. Леси Украинки, в лице члена «Клуба друзей Музея истории евреев Одессы» Александра Бирштейна и, конечно, директора ДК Анатолия Антонюка.

Тема

А знаете ли вы, что слова «конец» и «начало» — однокоренные? Состоявшаяся уже в четвертый раз международная научная конференция «Одесса и еврейская цивилизация» может служить прекрасным примером этого лингви-стического феномена. Изначально у нас сложилась традиция устанавливать тематику следующей конференции во время итогового «круглого стола» предыдущей. С первой же конференции определился и ее характер — камерная и междисциплинарная. Оказывается, филологам интересно слушать историков, а историки рады случаю послушать философов. Относительно небольшое количество докладов (около 30) позволяет участникам не «делиться» на секции, и это «конференционное» единство в итоге создает ту самую атмосферу единой семьи, к которой мы и стремимся.

Итак, в ноябре 2004 года во время заключительного заседания 3-й конференции, посвященной 210-летию Одессы и 110-летию со дня рождения Исаака Бабеля, были определены основные темы конференции четвертой. Они также оказались привязаны к «полукруглым» календарным датам. Главная — 60-летие окончания 2-й мировой войны. Учитывая, что организатор конференции, международная организация «Еврейский общинный центр «Мигдаль», на протяжении всего года работал над реализацией исследовательского проекта «История Холокоста в одесском регионе» (при поддержке Claims Conference), наличие этой темы в программе конференции было весьма кстати. Именно она продиктовала общий подзаголовок форума: «Катастрофа, сопротивление, победа».

Вторая дата — 125-летие со дня рождения (и 65-летие кончины) Владимира (Зеева) Жаботинского.

И, наконец, третья — 100-летие трагических событий еврейского погрома в Одессе.

При всей разнородности заявленных тем, организаторы надеялись на предложение ряда докладов, в которых бы эти темы пересекались. Отчасти так и случилось.

Докладчики

Упоминавшаяся «семейственность» (в хорошем смысле) конференции в какой-то степени опре-деляет и состав докладчиков. Это не значит, что на конференции выступают одни и те же люди. Бессменным, «четырехкратным» докладчиком является только профессор Марк Соколянский, он же является наиболее активным и авторитетным «собирателем» участников конференции, в первую очередь, филологов.

Тем не менее, конференция обретает своих друзей, которые стараются принимать в ней участие или рекомендуют для участия в ней достаточно компетентных коллег.

Есть и другие формы «межсессионного» сотрудничества. Нельзя не упомянуть участника прошлогодней конференции — профессора Джона Клира из Лондона, в научные интересы которого никак не вписывалась тематика 4-й конференции. Но зато он, уже будучи знаком с деятельностью Музея истории евреев Одессы, смог дать ответственную характеристику его выставочному проекту. Благодаря такой характеристике мы получили из Лондона грант на проведение выставки в 2006 году.

При всем уважении к Одессе нужно признать, что сейчас она не является тем центром еврейской цивилизации, каким была столетие назад. Пока. Если мы учтем также, что бюджет проведения форума не предусматривает оплату проезда участников, становятся понятны все сложности «завлечения» в наш город специалистов достаточно высокого уровня. И, тем не менее, обаяние города, его еврейского прошлого и в какой-то степени — настоящего позволяет ежегодно собирать у нас авторитетный и профессиональный форум.

В этом году, кроме украинских и российских докладчиков, своими участниками были представлены Германия, Израиль, Латвия, Молдова и США.

Институции

Во-первых, «Джойнт». Конференция, как правило, проводится в рамках Общинного фестиваля еврейской книги, осуществляемого при поддержке этой организации.

В четвертый раз мы проводим конференцию совместно с Одесским национальным университетом им. И.И. Мечникова. Это выражается не только в выступлении представителя университета во время церемонии открытия и обязательном участии университетских преподавателей в качестве докладчиков. Кроме этого, один сессионный день проводится непосредственно на историческом факультете (правда, один раз, в прошлом году, мы «изменили» истфаку и провели университетский день на филологическом факультете: все-таки — Бабель).

Третий день обычно проводится в конференц-зале гостиницы, где живут иногородние участники. Кроме этого, в числе «соучастников» конференции, как обычно, фигурируют московский центр «Сэфер» и киевский «Институт иудаики», Одесское общество еврейской культуры, одесские Историко-краеведческий и Литературный музеи, Государственный архив Одесской области. В этом году к ним, естественно, добавились НПЦ «Холокост» (Москва) и Украинский центр
изучения Холокоста (Киев), а также Одесская ассоциация бывших узников гетто и концлагерей.

Доклады и не только...

В первый же день прозвучали доклады, определившие взаимосвязь основных тем, дисциплин и жанров конференции. Марк Соколянский в академическом по стилю выступлении «Идея сопротивления в сочинениях и политической деятельности Вл. Жаботинского» синтезировал историко-политологический и филологический подходы к теме. А доклад Леонида Дусмана «От погрома до Холокоста. Проблемы выживания» был основан на личной и семейной истории и акцентировал нравственную проблематику роли нееврейского населения в спасении евреев, как во время погрома 1905 года, так и в несравненно более сложной ситуации 1941-42 гг.

Филологические аспекты этих тем были рассмотрены в докладах доктора Элины Васильевой из Даугавпилсского университета («Семантика силы в романе Жаботинского «Самсон Назорей») и доктора Наталии Петровой из Перми («“Отче наш” от погрома до Холокоста. С. Юшкевич и В. Катаев»). Рашид Капланов поддержал свое реноме президента Всеевропейской ассоциации изучения иудаики докладом «Сефарды и ашкенази глазами Владимира Жаботинского». Профессор Одесской музыкальной академии им. Неждановой Римма Розенберг внесла в конференцию музыкальную «ноту» в переносном и в буквальном смысле слова, введя в свой доклад «Образы жертв Холокоста в отечественной музыке» несколько форте-пианных иллюстраций.

В первый же день состоялась автобусная экскурсия по «Одессе Жаботинского», которую провел заместитель председателя Одесского общества еврейской культуры Александр Розенбойм. После этого в Музее истории евреев Одессы участники познакомились с третьей экспозицией выставки, посвященной героичеcким и трагическим периодам обороны и оккупации Одессы.

ИзменитьУбрать
(0)

Здесь же состоялась презентация книг, изданных центром «Мигдаль» к конференции. Были представлены «Право на имя» Ростислава Александрова (из серии «Еврейская Одесса»), «“Весы и меры” старой Одессы» Олега Губаря (серия «Евреи и Одесса»), сборник материалов III международной научной конференции «Одесса и еврейская цивилизация». Кроме того, М. Соколянский представил свою книгу «Конечно в Одессе. Малая родина Вл. Жаботинского», выпущенную издательством «Оптимум». В заключении состоялась демонстрация компакт-диска, посвященного одесским страницам жизни и творчества Жаботинского. По материалам А. Розенбойма диск был подготовлен сотрудником центра «Мигдаль» Михаилом Аеровым.

ИзменитьУбрать
(0)

Второй день работы конференции открыл декан исторического факультета ОНУ Вячеслав Кушнир, тепло отозвавшийся о сложившейся традиции сотрудничества в проведении конференции. В этот день прозвучали доклады одесских историков А. Музычко («Дело Бейлиса и Одесса. По материалам одесской прессы»); Натальи Панасенко («События 1905 г. по материалам дневника И. Котляревского»); Ирины Дружковой («Отряды еврейской самообороны и погромы на страницах одесской прессы 1905 г.»).

Доктор Давид Полторак выступил с докладом «Актуальные проблемы преподавания темы Холокоста». Аудитория оживленно восприняла неоднозначные и по названиям, и по содержанию доклады представителя киевского центра изучения Холокоста Артура Фредекинда («З. Жаботинский, Х.-Н. Бялик и фильм К. Муратовой “Настройщик”: культурные параллели одесской традиции») и Джэррода Тэнни из Калифорнийского университета («Крутые евреи в Одессе», или «Как на Молдаванке музыка играла, и налетчики защищали своих евреев»).

ИзменитьУбрать
(0)

Завершил работу второго дня конференции «круглый стол» на тему «От погрома до Холокоста», состоявшийся в центре «Мигдаль» и посвященный, в основном, актуальным проблемам борьбы с антисемитизмом.

Третий сессионный день был большей частью посвящен теме Холокоста, рассмотренной в историко-краеведческих докладах и сообщениях Д. Олехновича (Даугавпилс), гл. редактора журнала «Проблемы истории Холокоста» центра «Ткума» Михаила Тяглого (Симферополь), зав. отделом Николаевского историко-краеведческого музея Елены Гриневич, директора Харьковского музея Холокоста и истории евреев Ларисы Воловик, гл. редактора газеты «Разсветъ» Бориса Гельмана (Севастополь), Лилии Мельниченко и Мирона Бельского (Одесса). Доклад доктора Виктора Малахова из киевского Института философии АН Украины («Эммануэль Левинас. След Холокоста») был посвящен философским аспектам этой темы. Нельзя не отметить, что доклад Малахова, освещавший этическую проблему «невозможности понимания» Холокоста, привлек особое внимание аудитории своей удивительно искренней лирической интонацией.

Особый интерес аудитории вызвал доклад психолога Светланы Чачко «Изменения в психических состояниях людей, пострадавших в нацистских концлагерях и гетто».

Жаботинскому были посвящены доклады профессоров Майкла Каца (США), переведшего роман «Пятеро» на английский язык («Пяток/Пятеро/Пятерка. Роман Жаботинского в 2005 году»), и Якова Копанского из Кишинева («Владимир Жаботинский и еврейская Бесарабия»). Тема погрома 1905 года была подробно рассмотрена в докладе представителя Одесского историко-краеведческого музея Олега Гавы.

Завершил сессионную работу конференции доклад профессора ОНУ Василия Щетникова, посвященный проблемам изучения истории Холокоста в Одесском регионе.

Геннадий Кацен, главный редактор научно-публицистического альманаха «Мория», и Анна Мисюк, зам. гл. редактора, представили в ходе конференции 2-й и 3-й выпуски альманаха.

Итоги и преддверие

Традиционно итоги конференции подводились во время заключительного «круглого стола». Было высказано пожелание основательнее готовить промежуточные «круглые столы» и стремиться сохранять их научный характер, по возможности не уходя в публицистический или политический «жанры» дискуссии.

В целом участники высоко оценили организационный и научный уровень проведения четвертой конференции, отметив, что со временем одесские конференции становятся все более профессиональными и авторитетными. Марк Соколянский подчеркнул, что три года назад, во время проведения первой конференции, не все верили в то, что заявленная организаторами «серийность», то есть, ежегодное проведение научных форумов под единой рубрикой «Одесса и еврейская цивилизация», действительно реализуется на практике. Сейчас в этом не сомневается никто.

В кулуарах Кира Верховская эмоционально (как всегда) заявляла: «Если бы пять лет назад мне сказали бы, что центр “Мигдаль” будет проводить научные конференции, я бы просто рассмеялась». И действительно, «Мигдаль» ведь не «Сэфер» и не «Институт иудаики», и даже не центр «Ткума». Научные изыскания и форумы не являлись и сейчас не являются специализацией нашего центра. Деятельность музея, издания и публикации, научные семинары и конференции — лишь небольшая часть его работы. Но именно центр «Мигдаль» взял на себя функцию организации совершенно необходимой для Одессы музейной деятельности и проведения регулярных научных форумов по вопросам еврейской истории и культуры. Если не мы, то кто же!

В заключение участники начали подготовку будущей, 5-й конференции. Были предложены следующие направления в ее работе: «История еврейского образования в Одессе»; «Автоэмансипация (Л. Пинскер)»; «Евреи и власть в Одессе (М. Воронцов и Н. Пирогов)»; «Философия диалога. Толерантность и ксенофобия: уроки города»; «Еврейская Одесса — мифы и реальность» и ряд других тем.

Четвертая конференция завершилась. Да здравствует пятая конференция!


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №65 > Конец и начало, или По следам конференции «Одесса и еврейская цивилизация»
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 08:05:43
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов