БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №131 > «МЕЛОЧИ» ОДЕССКОЙ ЖИЗНИ
В номере №131

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

«МЕЛОЧИ» ОДЕССКОЙ ЖИЗНИ
Подбор материалов Ольга КСЕНДЗЮК

Если в кране есть вода
Водоснабжение – этому существенному аспекту истории города отведено место на множестве сайтов. Там можно узнать, что в 1840-х гг. частные предприниматели Пишон и Виттенберг обратились к властям с предложением построить водопровод от Большого Фонтана. И взяли этот источник в аренду на 12 лет.

Кто же эти люди, стоявшие у истоков водоснабжения Одессы? Выдающиеся горожане были французскими эмигрантами. О Виттенберге сказано только, что он был отставным ротмистром. Зато о Пишоне сообщают, что звали его Стефан, и был он «политический деятель, депутат парламента, а впоследствии министр иностранных дел Франции». Ого! Как близко французские политики принимали к сердцу наши проблемы!

Такой Стефан Пишон действительно в истории Франции имелся. Умер он в 1933 г., а при жизни вряд ли подозревал о своем участии в утолении жажды одесситов.

Дело в том, что Одесса, вообще любившая самостоятельность, обладала и собственным Пишоном – владельцем фабрики, выпускавшей деликатный продукт – пудру. В честь него впоследствии была названа улица и переулок. Вероятно, именно этот Пишон способствовал постройке первого водопровода. Забавную ошибку с однофамильцами Пишонами пустили в плавание СМИ, таким образом, участвуя в создании легенды буквально у нас на глазах. А вы говорите – одесские истории! Мы даже не сами их сочиняем…

После смерти Пишона в 1849 г. компанию возглавил присоединившийся к ней таганрогский купец Тимофей Ковалевский. В феврале 1853 г. газета «Одесский вестник» так описывала радостное событие: «Провод воды из Большого Фонтана в Одессу окончен, и в настоящее время доставляется прозрачная ключевая вода, которая с 15-го числа пущена в продажу из главного бассейна». Позднее в различных точках города построили еще 8 бассейнов, а в районы, где их не было, воду развозили.

За свои труды Ковалевский был удостоен звания «Почетный гражданин Одессы», но счастья ему водопровод не принес. Одесситы предпочитали «машинной» воде – дождевую, из цистерн, которых было построено в городе множество. Чтобы поправить дело, Ковалевский вложил почти весь капитал в закупку в Англии насосов и труб. Однако модернизация не помогла, и разорившийся предприниматель покончил с собой. В 1873 г. водопровод прекратил работу.

За 1864-71 гг. в городскую Думу поступило более 20 предложений на строительство одесского водовода. Контракт заключили с предпринимателем из Москвы В. Швабеном и его компаньоном, англичанином Дж. Моором, на сооружение Днестровского водопровода. В 1872 г. в Лондоне было создано «Одесское водопроводное общество», и строительство на Днестре началось. Водопровод дал мощный толчок росту и развитию города.

Свет
В 1811 г. герцог Ришелье распорядился установить в центре города 200 фонарей, работавших на сале. Постепенно сало заменялось – конопляным маслом, спиртом, керосином и газом.

ИзменитьУбрать
Фонари Сабанеевского моста
(0)

В ноябре 1850 г. 24 газовых фонаря освещали несколько центральных улиц города. А в 1865 г. в Одессе открылся завод бельгийской фирмы «Ридингер», производивший искусственный газ, в том числе для освещения улиц.

По мнению краеведов, сейчас в Одессе осталось около десяти старинных газовых фонарей. Лучше других сохранился газовый фонарь на доме Габаевой (улица Уютная, 4).

Электрическое освещение появилось в 1880 г. Одними из первых были освещены Дерибасовская, Ланжероновская, Екатерининская, Пушкинская и Одесский порт. Территорию промышленной международной выставки в 1884 г. освещали 450 калильных ламп и 26 дуговых фонарей. Вся Одесса и ее гости любовались невиданным зрелищем.

В 1887 г. профессор Новороссийского университета Н. Умов, вместе с инженером И. Но­виц­ким и старшим механиком Одес­ского телеграфа В. Дидрихсоном, принял уникальное сооружение на улице Старо­порто­франковской, 10 – первую в России электростанцию переменного тока. Она обеспечила электроснабжением театр и 600 электрических лампочек частных абонентов. Успех одесской энергетики вызвал изменение взглядов на переменный ток в России: начиная с 1890 г. в Петербурге были построены три электростанции.

К 1917 г. Одесса имела внушительное электрохозяйство: 2 ЦЭС суммарной мощностью 22350 кВт, 4 кабельные линии общей протяженностью 19 км. Три воздушные линии длиной 27 км подавали электроэнергию в центральную часть города, на Молдаванку, Заставу, Слободку и Пересыпь. С началом первой мировой войны прекратились поставки из Англии угля для электростанций и срочно было освоено топливо из Донбасса.

Как пишет Л. Штерн, в 50-е годы 20 в. улицы освещались электрическими фонарями с мощными лампами накаливания, защищенными матовыми шарообразными плафонами – по два на каждом столбе. А с появлением ламп дневного света на столбах подвесили светильники, состоящие из нескольких трубок. Они оказались неудобными для улиц. Кроме того, трубки часто перегорали и требовали интенсивного обслуживания.

«В середине 60-х все наружное освещение перевели на ртутные лампы – экономичные и яркие. Во всем городе металлические столбы уличного освещения были установлены, я думаю, в начале 20 в. и в большинстве сохранились до сих пор. Своим изяществом они выгодно отличаются от простых бетонных столбов середины века».

Сегодня так называемая городская «люстра» состоит из 32589 лампочек, которые освещают более 1500 улиц Одессы.

Средство передвижения
Понятие «электротранспорт» в Одессе не столь уж прозаическое. Многие одесситы не просто пользуются трамваями и троллейбусами, но относятся к ним с любовью: изучают историю, делятся воспоминаниями и входят в малопонятные технические подробности. Существует даже музей электротранспорта. Им заведует молодой краевед Александр Сандлер. Возрастает популярность музея среди горожан и многочисленных туристов.

ИзменитьУбрать
Трамвай на улице Садовой. 1911-1914 гг.
(0)

Трамвай со дня открытия – 24 сентября 1910 г. – стал не только доступным видом городского транспорта, но и источником гордости одесситов. В то время только столицы и крупные города имели общественный транспорт. Пуск трамвая приурочили к открытию Торгово-промышленной выставки. «Выставочная» линия действовала с 1910 по 1911 гг. и проходила по маршруту: Греческая пл. – Греческая – Канатная – Сабанский пер. – Главная аллея Александровского парка – Ланжерон. Трамвайных водителей в Одессе называли ватманами (от watt – единица мощности и man – человек). Им обязан своим названием и Ватманский переулок возле депо №1.

К 1917 г. в Одессу был поставлен 301 пассажирский вагон, было закончено строительство всех линий, и последние вагоны конки исчезли с одесских улиц.

В дальнейшем трамвайное хозяйство пережило несколько периодов запустения и разрушения (революция и обе войны), расцвета (начало 30-х и др.), смену колеи с узкой на широкую и прочую модернизацию.

В каждом вагоне до 60-х гг. работал кондуктор. С исчезновением этой профессии исчез целый пласт трамвайных анекдотов, историй, шуток.

ИзменитьУбрать
Трамвай на конечной в Аркадии. 1956-1958 гг.
(0)

Одесситы с ностальгией вспоминают летние вагоны, исчезнувшие в 1967 г. После войны они ходили по маршрутам, идущим к морю. «Это было такое удовольствие, что многие пассажиры пропускали закрытые вагоны. Хотя в то время сесть в трамвай, идущий к морю, к пляжам, особенно в воскресенье, было невозможно. Вся Одесса ехала на пляж: с грецами (вариант „тихого“ примуса), котлетами, картофелем, кашами и тому подобное….» (Д. Макаревский)

Детские железные дороги есть во многих городах, а детский трамвай был только в Одессе. Линия протяженностью 520 м действовала в парке Шевченко и шла вдоль Лидерсовского бульвара до Главной аллеи. Просуществовала она где-то с 1956 до 1960 или 1963 гг., посадочная платформа на уровне Обсерваторного переулка сохранялась примерно до начала 70-х.

С конца 50-х гг. в центре города трамвайные линии стали заменять троллейбусными: по сравнению с трамваем тех лет – шум, раскачивающиеся вагоны, невысокая скорость и пр. – троллейбус выглядел более привлекательно. Постепенно исчезли рельсы с Ришельевской, Греческой, Канатной, Садовой. Улицы под троллейбус асфальтировали.

«На конечных трамвайных остановках были, а на некоторых сохранились до сих пор, симпатичные одноэтажные домики – трамвайные станции. В них находился диспетчер, слесарь-электрик, было там и помещение со скамьями для ожидающих.. Хорошо помню две такие станции на Греческой площади по обе стороны "круглого" дома…» – пишет Л. Штерн.

В городе стали сносить старинные трамвайные остановки, декоративные столбы, оставшиеся от Бельгийского общества, павильоны с надписью ОТ. «Апофеозом вандализма, – пишет обычно сдержанная Википедия, – стал снос памятника истории, архитектуры и градостроительства – "Трамвайной станции" на Греческой площади (арх. А.Б. Минкус, 1910 г.)».

Поэтическая атмосфера нашего города коснулась и одесского трамвая, он часто упоминается в книгах и «играет» в кино. Это взаимно: трамвай, в свою очередь, придал определенный шарм городу.

Многие помнят драматический финал фильма «Раба любви»: ретро-вагон уносит от врагов трепетную героиню Елены Соловей прямо в одесскую степь (хотя действие происходит в Крыму). Трамвайчик был построен из списанного вагона специально для съемок. «”Звери-господа” мчатся за трамваем мимо современных бетонных опор, принципиально игнорируя асфальтовую дорогу. А на заднем плане виднеются краны ильичевского рыбного порта». Насчет маршрута спорят – то ли 20-й,

то ли 27-й… Замечательная сцена. Многое нынче уносится вот так – в никуда. И хорошее, и плохое, и мы вместе с ним.

Цимес – вкус жизни
Одесса – это «вкусный город». Многонациональность одесской кухни не может оставить равнодушным самого искушенного гурмана. По этому поводу умные одесские люди немного подумали – и придумали воскресный гастрономический фестиваль-ярмарку под названием «Цимес-маркет».

Это, как пишут авторы идеи, «культурное мероприятие, созданное объединять внутри себя талантливых, творческих и просто хороших людей каждое воскресенье, проводить этот день со своей семьей и друзьями». Сюда может прий­ти каждый и «попробовать Одессу на вкус».

Аппетитная цель «Цимеса» – раскрытие кулинарного потенциала города, его секретов и достоинств, презентация новых и уже полюбившихся гастрономических деятелей. Участники – молодые кулинары, любимые рестораны и кафе, популярная уличная еда, фермеры, пивовары и виноделы. Все это можно найти «в одном месте на свежем воздухе, в долгожданный выходной день». Можно познакомиться с новыми брендами и представить свои собственные, стать автором или участником всевозможных конкурсов, мастер-классов, конференций, концертов, дегустаций.

При всей своей гастрономичности «Цимес» вдохновлен благородной задачей: «сделать город лучше, а еду вкуснее и полезнее, задать новые стандарты и сделать Одессу лучшим местом для жизни и отдыха».

«Цимес-маркет» – не единичное явление, а тенденция, захватывающая и Одессу, и другие города. Все больше встречается магазинчиков, выставок, ярмарок, где можно купить хэнд-мейд – ручного производства украшения, одежду, предметы интерьера, еду и прочее. Все больше появляется эколавок, где предлагаются экологически чистые и безвредные продукты. «Сделано вручную» и «эко-стиль» – модные тренды. Сегодняшнему человеку так недостает тепла, чистоты, натуральности, живых красок, индивидуальности! Приятно думать, что вещь сделана любящими и искусными руками. Не говоря уже о том, что обладатель рук зачастую сидит тут же, рядом.

Это направление ценно и перспективно для Одессы – города со своеобразной историей, города художников и моряков, модниц и торговцев… И такие штучки как «Модная лавка такой-то» или «Мастерская такого-то» должны существовать и развиваться, одновременно с удобными, но безликими гипермаркетами.

…и говор волн
Есть анекдот – явный «новодел», как сказал бы коллекционер. Где-то на Молдаванке двое колоритных одесситов сидят на лавочке. Оттуда доносится: «я вам имею сказать», «гешефт», «тетя Роза» и прочие жемчужные россыпи. Вдруг один из них оглядывается и говорит: «Что ты знаешь, туристы давно ушли! Уже давай говори по-человечески…»

Все чаще можно услышать, что одесский язык – одна из важнейших составляющих души города – почил вместе с другими радостями нашей жизни. Некоторые подозревают, что наши литераторы сочиняют «одессизмы» сами.

«Она очень разная, Одесса, у нее есть все, на любой вкус... Если вы собираетесь посетить Одессу впервые, мой совет – выбросьте из головы этот эстрадно-юмористический бэкграунд. Воспринимайте Одессу так, как будто никогда ничего не слышали о ней». (stubb.livejournal.com)

Не станем далеко ходить. Медсестра-сиделка моей мамы, дама крупных габаритов, говорит по телефону. Через две двери от меня. Голос ее соответствует остальному, и я невольно подслушиваю.

– Слушай сюда! – кричит она незадачливому родственнику. – Пойди уже закрути тот вентиль! Учись у Путина: пошел и завернул... Сколько? Да чтоб оно ко мне стихами говорило!

Она всю жизнь прожила на Слободке, и это – ее родной язык.

Помимо мелодии, построения фразы, идишистских словечек и прочих особенностей, одесский язык характерен богатством метафор, живописных, словно итальянский карнавал, и порой неожиданных, как налет из-за угла. Сейчас такое изобилие можно найти разве что в книгах южнорусской школы. Отсюда прелесть одесского юмора (подлинного, а не тиражированного и опущенного до блатного жаргона). Одесский юмор – это плод живой языковой игры, игры акцентов и намеков, образов и стилей, чувствительности к абсурду. Это спонтанный и энергичный результат наблюдений над нелепостями и несуразностями жизни. Без разрушительной злобы. С любовью, удивлением и любопытством.

Умеют слушать, видеть и рассказать об этом М. Пойзнер, О. Губарь, А. Розенбойм, Л. Авербух, А. Бирштейн и другие одесситы.

Самое яркое воплощение одесского юмора – Жванецкий. Уверена, ему не приходится сочинять «одессизмы» – он просто умеет слушать.

Одесский язык развивается, будучи живым организмом, а порой и слабеет. Потому что исчезают «витамины»…

Один одессит признается, что «еще хотел бы когда-нибудь купить цветы на углу возле бывшего дома Вагнера». А я хотела бы снова услышать в нашей речи «мосье» и «мадам», обильно обыгранные Власом Дорошевичем в «Одесском языке». «Мадам, ваше платье готово», – это же почти как получить тот самый букет, на углу Дерибасовской и Екатерининской, у дома Вагнера.

Одесский язык – и характер – меняется, но живет, иногда прорываясь в неожиданных местах. Например, в Интернете народ комментирует новость столь прозаичную, как прекращение подачи воды:

«– Такой народ победить нельзя! Стратегический запас завсегда есть!

– О! Вот и вырубили воду! Надеемся к утру помыться.

– В море?

– А что и нет, не зима пока.

– Спасибо за надежду быть помытым хотя бы к 7 утра ?.

– Зачем так рано вставать?

– Очень хочется помыться после почти 3-месячного отсутствия.

– Где ж ты был?

– Он, наверно, имел в виду воду…

– В голове пускай задвижки себе меняют.

– У нас, как всегда, мега-хипеш в разы превышает последствия мега-прорыва. Расслабьтесь, ложитесь спать, зачем вам ночью вода?» И т.д. (dumskaya.net.)

Одесский язык – словно одна из карнавальных масок, в которых любит щеголять наш город. В этой красочной веренице присутствуют Дюк и Пушкин, Петя и Гаврик, Беня Крик и Сонька Золотая Ручка, Остап Бендер и рыбачка Соня, одессит Мишка и просто Рабинович…

«…улица, улица родная!»
Одесский дворик – явление, которое не минует ни один экскурсовод, ни один приезжий, и даже сами одесситы... Кроме привычного набора «сарайчики-лестнички-белье-коты», в одесских дворах появилось нечто новое.

«В последнее время в Одессе зародился целый пласт городской культуры – кустарное благоустройство. Это граффити, полноценные настенные рисунки, всевозможные инсталляции и скульптуры. На сегодняшний день дворовых арт-объектов в Одессе сотни. Вслед за "Одесским двориком искусств", созданным профессиональными художниками А. Мирзоевым и И. Корзановой еще в 2004 г., со временем подтянулись "полотна" на Княжеской, 17, абстрактная живопись во дворе на Еврейской, 9 и, наконец, "Печворк-двор" на Успенской, 42».

«Креативные обитатели завезли сюда землю и обустроили клумбу, вокруг которой стоят скамейки из пеньков и досок и, конечно же, урны... Местность возле дома на Успенской – настоящее произведение искусства. Скучные стены здесь покрыты затейливыми узорами, а с одной на входящих смотрят пусть и немного мрачноватые черно-белые портреты... Каждая стена оформлена в своем, уникальном стиле... Умиляют детали – мягкие разно­цветные шарики, "выросшие" из дерева, цветы, "растущие" из бутылок и даже разукрашенные трубы.

То, что делается в последние годы во дворах спальных районов, можно назвать "революцией инсталляций". Здесь счет арт-объектов идет на сотни. В качестве материала народ освоил шины, пластиковые бутылки и прочее. Самые масштабные работы выполнены в спальных районах, где этой цели служат бетонные заборы… На поселке Таирова (Королева, 72-а)

стали создавать "Одесскую стену сказок", которая сегодня насчитывает уже 29 изображений». (М. Мейзерский)

ИзменитьУбрать
(0)

Стрит-арт – многообещающее направление в одесском городском дизайне. В узком дворике на Еврейской, 32, можно увидеть самую большую картину-фреску в Украине. Площадь полотна – 333 кв. м, а высота стены – 18 м. (Рекорд зафиксирован в украинской Книге рекордов Гиннеса.) Это – «Стена выдающихся одесских персонажей». 24 героя одесских историй, вымышленные и настоящие, расположились на четырех «этажах» нарисованного дома. Бабель, чета Воронцовых, Ланжерон, Маразли, Вера Холодная, Михаил Водяной, Жванецкий – кого здесь только нет. Проект воплотила в жизнь команда художников – А. Шкурат, С. Лисовская, И. Пивовар, Д. Татьмянина, Я. Лейфер и Л. Медведенко.

Прямо сейчас продолжаются работы по благоустройству Карантинного спуска, который уже приобрел оригинальный образ благодаря силуэтным рисункам на стенах в стиле «Истории старой Одессы».

(infox.ua, izvestiya.odessa.ua, odessa-life.od.ua, odessa.ua, world.lib.ru, odessarailway.at.ua, odessatrolley.com, od.vgorode.ua, culturemeter.od.ua, novostnik.com.ua)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №131 > «МЕЛОЧИ» ОДЕССКОЙ ЖИЗНИ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 05:20:54
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Dr. NONA