БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №131 > ВОКРУГ «НЕЗАВИСИМЫХ»: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В номере №131

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

ВОКРУГ «НЕЗАВИСИМЫХ»: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Михаил РАШКОВЕЦКИЙ, директор музея «Мигдаль-Шорашим»

Выставка с таким названием открылась в Музее истории евреев Одессы в последний день августа 2014 года. Речь идет об одесском Обществе (Товариществе) независимых художников, основанном в 1917 году. Мы не писали в рекламе о том, что выставка приурочена к годовщине города: это и так понятно. Слишком многое значит – легендарная группа «левых» одесских художников для культуры Одессы.

Случилось так, что почти на столетие это объединение исчезло из анналов истории. И дело не в том, что многие участники группы по разным причинам покинули Одессу, многие погибли, кто в нацистских лагерях, а кто – и в советских. Вообще, все «левое» искусство получило клеймо буржуазного «формализма». О своем модернистском прошлом уцелевшие в СССР авторы опасались даже вспоминать.

Ситуация осложнялась и тем, что Яков Перемен, меценат, культуртрегер и активный сионист вывез в Эрец-Исраэль коллекцию этих мастеров (более 200 работ) еще в 1919 году. На том самом легендарном для ис­то­рии Израиля пароходе «Рус­лан». Получилось, что одесская живопись 1910-х –

это только Товарищество южнорусских художников во главе с Кириаком Костанди, более или менее признанная школа в советской исто­риогра­фии. А одесские выученики Костанди, продолжившие образование в Мюн­хе­не и Париже, сотрудничавшие с постимпрессионистами, фовистами, французскими кубистами и с российскими кубофутуристами, с «Бубновым валетом» и «Синим всадником», существовали лишь в виде изустной и крайне туманной мифологии.

Это у нас. Но и в Израиле судьба коллекции Перемена сложилась достаточно драматично. Несмотря на то, что несколько поколений израильских художников приобщались к «парижской школе» живописи, благодаря открытому частному собранию одесских художников, эти произведения по разным причинам не вошли в коллекции государственных музеев Израиля.

Наконец в 2002 г. Музей Тель-Авива устроил выставку и издал каталог под характерным названием «Между коллекцией и музеем. От коллекции Перемена к Тель-Авив­ско­му музею». Однако лишь в 2006 г. куратор Музея Рус­ско­го искусства им. Цетлиных в Рамат-Гане Леся Вой­скун представила в полном виде коллекцию Перемена. Сама Войс­кун вспоминает о серьезной исследовательской проблеме: ей удалось воссоединить коллекцию, разошедшуюся по наследникам Перемена, но об авторах работ в Израиле почти ничего не было известно. Однако Леся нашла издание 2001 г. одесской библиотеки им. Горького под названием «Черный квадрат над Черным морем. Материалы к истории авангардного искусства Одессы», содержащее, в том числе и ряд статей (О. Бар­ков­ской, С. Лу­щи­ка, В. Аб­ра­мо­ва, Е. Явор­ской, Е. Го­лу­бов­ско­го и др.), посвященных «левым» художникам и их объединениям периода 1900-1910-х гг. Куратор приехала в Одессу, и в результате к выставке был издан великолепный каталог «Одесские па­ри­жа­не. Произведения художников-модернистов из
коллекции Я. Пе­ре­ме­на».

ИзменитьУбрать
И. Малик, А. Нюренберг, Н. Юхневич и В. Мидлер. 1910-е
(0)

Можно и нужно говорить о заметном влиянии выдающихся европейских и российских представителей авангарда на творчество Т. Фраер­ма­на, А. Ню­рен­бер­га, М. Гер­шен­фель­да, И. М­али­ка, И. Мек­сина, С. Фа­зи­ни, С. Олесевича и многих других участников выставок «Независимых». Но, как верно отмечает Войскун, для нас в первую очередь важно, «что Независимые первыми в Одессе стали значимой альтернативой консервативному … направлению своих бывших учителей».

ИзменитьУбрать
С. Олесевич. Портрет Сандро Фазини. 1917 г.
(0)

Вскоре после выставки в рамат-ганском музее часть коллекции стали готовить к продаже. В 2011 г. более 80 работ были выставлены на аукционе «Сотбис» и выкуплены единым лотом Фондом «Украинский авангард», учрежденным Б. Фуксманом, А. Адамовским и А. Сусленским специально для этой закупки. Специфика отечественного налогообложения пока не позволяет нынешним владельцам «официально» вернуть украинский (точнее, одесский) авангард в Украину. Поэтому местом хранения по-прежнему остается Израиль. Именно Израиль оказал финансовую поддержку для организации выставок «Независимых» в Киеве и, наконец, в Одессе. В названии выставки «Они вернулись» в Музее современного искусства Одессы, конечно, есть грустная недоговоренность – они вернулись лишь на месяц. Но и такое возвращение является крупным событием в истории одесского искусства.

ИзменитьУбрать
П. Мамичева. Натюрморт с зеленой бутылкой. 1918 г.
(0)

Совместно с МСИО к этому событию свою экспозицию представил и Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим». В соответствии со спецификой и возможностями нашего музея внимание было акцентировано на документах, книгах, каталогах и фотографиях, рассказывающих о деятельности «Независимых», о печальных в большинстве своем судьбах художников, входивших в это объединение. Кроме того, через экспонаты, предоставленные для выставки, мы постарались напомнить о тех одесских исследователях и коллекционерах, без труда которых миф вряд ли стал бы реальностью. Это автор и составитель фундаментального библиографического справочника «Общество независимых художников в Одессе» Ольга Барковская, патриарх одесского «культурного краеведения» Сергей Лущик, журналист и коллекционер Евгений Голубовский, начавший подходить к этой теме еще в 1960-е, Алена Яворская, предоставившая блок материалов о творчестве Фазини, Е. Де­ме­нок, опубликовавший в соавторстве с Е. Голубовским большую статью о коллекции Перемена в журнале «Art Ukrai­ne».

ИзменитьУбрать
И. Мексин. Красный фонарь. 1916 г.
(0)

Мы также благодарны Виталию Оплачко, серьезно­ занимающемуся исследованием истории легендарного парохода «Руслан», семье Бабенковых, предоставившей уникальные документы и фотографии, касающиеся судьбы Иосифа Малика. Конечно, присутствуют в нашей экспозиции и оригинальные работы художников, входивших в Общество независимых: дары А. Дроздовского, А. Дым­чу­ка, Е. Голубовского, В. Верховского, И. Барановой, а также временно предоставленные оригиналы из собраний С. Лу­щи­ка, С. Ка­нив­ца, Е. Го­лу­бов­ско­го, С. Пельца.

ИзменитьУбрать
А. Нюренберг. Часовщик
(0)

Напомним, напоследок – «Независимые» открывали свои выставки в 1917, 1918, 1919 гг. – не самое, мягко говоря, комфортное время в истории нашего города. Тем не менее, интерес публики был широким, дискуссии, в том числе и в одесской периодике, – острыми, лекции и диспуты о новом искусстве – востребованными.

Впрочем, не будем забывать и о том, что крупное событие в культуре не всегда связано с «количественными показателями».


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №131 > ВОКРУГ «НЕЗАВИСИМЫХ»: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 07:25:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Dr. NONA