БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №134 > ЗОНА КОМФОРТА
В номере №134

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

ЗОНА КОМФОРТА
Фродиан КРАМ

«Массовая культура» - это давно уже не упрек. А термин, имя, которое присвоено самому влиятельному и распространенному в современном мире типу культуры. Эта культура не знает границ. Она властвует над странами, регионами, континентами. По своим свойствам она наднациональная и глобальная.

Однако ее не назовешь единообразной. Предметы массового интереса и способы выражения массовой приверженности чему-либо различны в Финляндии и Таиланде. Но и там, и там мы узнаем один тип культуры. Это легче всего определить по шоу-бизнесу, который в одних и тех же формах шествует по странам и континентам. Хотя мелодические особенности сохраняются, и азиатскую поп-музыку от европейской отличить все еще возможно.

Массовая культура - это выражение впервые прозвучало в 1939 г. в США. Но в общепринятом смысле его впервые использовал философ Макс Хоркхаймер (1895-1973) в работе «Искусство и массовая культура» (1941). Позднее культуролог Д. Макдоналд ввел в обиход сокращение «масскульт».
Cын штутгартского владельца сети текстильных предприятий, религиозного еврея Морица Хоркхаймера, Макс Хоркхаймер «был обречен стать директором промышленной компании». В 15 лет отец отправил его учеником на одно из своих предприятий.
В 1911 г. он поступил в Мюнхенский университет, где изучал психологию, философию и экономику. Затем во Франкфурте-на-Майне защитил диссертацию и преподавал историю современной философии в университете.
В книге очерков «Сумерки. Заметки в Германии» (1934) он сформулировал свою жизненную и философскую позицию, гневно обличая пороки капи­талистического строя.
В 1930 г. стал директором Института социальных исследований, оста­ваясь им до 1965 г. с перерывом на эмиграцию в США (1934-1949), где был профессором Колумбийского университета.
Макс Хоркхаймер и его коллеги Э. Фромм, Ф. Поллок, Л. Левенталь и др. составили так называемую франкфуртскую школу, которая разрабатывала критическую теорию индустриального общества. Они считали, что современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания через СМИ, популярную культуру и навязанный культ потребления.

Современная массовая культура сложилась в 20 веке, вытесняя постепенно культуру­ Нового времени (ее еще называют культурой модерна, а современную поэтому часто определяют как «постмодернизм»). Массовая культура унаследовала многое из мирового наследия. Она легко адаптирует артефакты, фрагменты стилей, сюжеты и образы любого происхождения, превращая их в предметы и явления, годные для потребления современным обществом. Так, например, музыка эпохи барокко, некогда дворцовая, сейчас упрощенно и сокращенно звучит в автомобильных плейерах и мобильных телефонах, старинные замки и храмы становятся отелями и развлекательными центрами, а древние мифы переработаны в детские мультфильмы.

Описать современную культурную ситуацию исчерпывающе невозможно: изменения и новации накатывают, и описанию за живой действительностью никак не угнаться.

Если еще недавно образом наибольшей массовости были бунтующие или торжествующие толпы, воюющие армии и т.д., то сегодня их количество кажется смешным по сравнению с массовостью, которую мы наблюдаем в широко известных виртуальных социальных сетях, да и наблюдаем совершенно иным способом. Еще недавно искусство и наука считались сферами индивидуального творчества. А сегодня они вписаны в структуру массовой цивилизации – наука творится огромными коллективами, за искусством стоят целые институции, обеспечивающие его массовое распространение.

Еще недавно пространства частной и публичной жизни были очень четко разграничены. А сейчас границы размыты и СМИ, и Интернетом: частные реплики и интимные фотографии сплошь и рядом выставляются на всеобщее обозрение.

Особенность массовой культуры, в сравнении с другими, заключается в тех представлениях, которые признаются в ней исходными, не нуждающимися в обосновании.

Произведения массовой культуры – не столько искусство, сколько продукция, реализуемая на рынке. Она должна быстро создаваться и продаваться, легко усваиваться и забываться, чтобы высвободить место «в желудке» для следующей порции. Она адресована огромной аудитории и производится ежедневно в больших объемах (чем тоже напоминает еду). Без современных коммуникативных технологий массовое тиражирование информации было бы невозможно. Неотъемлемый компонент массовой культуры – СМИ и реклама.
Ее предназначение – развлекать и отвлекать, сочетая эффектную форму с доступным содержанием. а также – разряжать напряжение и утешать. «Массовая культура – обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик» (С. Лем).
Для борьбы со стрессами в массовой культуре есть популярные сюжеты – счастливый случай, любовная драма, карьерный взлет, спасение от (конкурентов, призраков, бандитов, вирусов, инопланетян), катастрофы, предательство, месть, восстановление справедливости. «Добро непременно поставит Зло на колени и жестоко его убьет», как гласит интернет-мем.
Массовой культуре свойственны шаблоны, стереотипы, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. В то же время для ее эстетики «характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным».

Мы знаем культуры, в которых идеалом провозглашаются Б-г и данная свыше мораль, культуры, в которых превыше всего ставили За­кон и Долг, потом – Свободу, Равенство, Братст­во, потом – Разум и Природу. Современная массовая культура выдвинула свою абсолютную триаду – Ком­форт, Здоровье, Дол­голетие. Впрочем, при детальном рассмотрении видно, что последние два пункта входят как составляющие в понятие комфорта.

Комфорт занимает первое место среди общепринятых представлений о жизненном успехе в массовом обществе. Цели, формируемые в свете этой ценности, – обеспечение безопасности, минимизация рисков, а также стабильность.

Особенности массовой культуры одновременно являются особенностями массового человека – в его отношении к себе и к миру, в его понимании красоты и пользы, в его способе различать .«что такое хорошо и что такое плохо», и т.д. Образ комфорта, принятый в качестве культурной ценности и идеала, –
т.е. не как привилегия для избранных, а как общезначимый образ – «культ комфорта» – этот образ регулирует цели, решения и действия людей так, как никогда ранее. Например, если поставить перед судом комфорта усилие труда и наслаждение потреблением, второе будет признано более ценным как действие, которое непосредственно дарит комфорт.

По крайней мере, на Западе экзальтированные биографии героев производства сегодня повсюду уступают место биографиям героев потребления. Например, Ли Якокка, суперменеджер, человек, спасший «Крайслер» от разорения, сегодня по популярности уступил место поп-звездам. Массовый человек себя работающего ставит намного ниже себя отдыхающего.

В поисках комфорта массовый человек предпочтет естест­вен­ным условиям – искусст­венные, но так, чтобы они были лучше естественных­. Лучше, значит – комфортнее: удобнее, безопаснее, надежнее. И то правда, что искусственное нередко имитирует естествен­ное, и это считается его дополнительным достоинством. Естественный вид макияжа. Обрезка деревьев под естественный вид. Продукты – «со вкусом», скажем, малины, мыло – «с запахом», скажем, лимона. Пластик – вида, скажем, «под орех». Японское изобретение – искусственный пляж под раздвигающейся крышей, где сразу 10 тысяч туристов могут купаться в волнах и «загорать на песочном пляже с искусственными пальмовыми деревьями, наслаждаясь при этом криками настоящих попугаев». На таком пляже всегда подходящая температура воды и воздуха и чистый песок.

Выдвижение комфорта в качестве жизненного идеала устанавливает соответст­вующее распределение компетенций в обществе. Опытный потребитель пользуется большим признанием, чем опытный и знающий инженер. Потому, что у первого путь к максимальному комфорту при прочих равных короче, чем путь инженера. Хотя, конечно, доходы последнего тоже принимаются во внимание. Мотивация комфортом в массовой культуре, как правило, ориентирует на потребление, а не производство, на искусственное вместо естественного, на высокую квалификацию в простом, на равенство в доступном и т.д.

Эти новые подходы кажутся легко опровержимыми. Например, нетрудно показать, что комфорт зависит от успехов производства, от высокой квалификации в сложной деятельности, – но комфорт как предмет фундаментальной веры в массовой культуре важнее любой доказанной истины.

С конца 20 – начала 21 вв. массовая культура играет важную и неоднозначную роль в идеологии и экономике. Она позволила приобщить широкие слои населения к достижениям культуры, представив их в простых и понятных всем образах и понятиях. И в то же время – создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

«Комфорт, здоровье, долголетие» заданы современной массовой культурой в качестве очевидных, необходимых и первостепенных целей – столь же безусловных и неопровержимых, как идея Б-га в средневековой культуре, или вера в Аид у греков, или вера в Природу у европейцев Нового времени.

Никакая культура не опровергает собст­венные основания. Фундаментальная вера современной массовой культуры – представление о том, что достойно прожитая жизнь – это жизнь, прожитая благополучно, с удобством, в здравии и долго. А сравнительные достоинства современных обществ определяются тем, как велика в них часть граждан, которые могут прожить жизнь в согласии с этими критериями.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №134 > ЗОНА КОМФОРТА
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-20 01:45:05
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет" Еврейский педсовет