БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №134 > МАССАМ – СУПЕР-ХЛЕБА И СУПЕР-ЗРЕЛИЩ!
В номере №134

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

МАССАМ – СУПЕР-ХЛЕБА И СУПЕР-ЗРЕЛИЩ!
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

СУПЕР-МАГАЗИН
Впервые мир узнал, что такое универсальный магазин, благодаря Майклу Марксу (1859-1907). Майкл родился в Белоруссии, в семье евреев-литваков, эмигрировавших позже в Англию. Он не особенно хорошо знал английский язык, да и образование толком получить не успел. В Лидсе местная еврейская община помогла ему устроиться на работу в компанию Barran.

ИзменитьУбрать
(0)

Накопив немного денег, Майкл открыл собственное дело: он развозил по близлежащим деревням товар, который покупал со склада у фирмы Исаака Дьюхерста. Над своим первым магазином на рынке в Лидсе будущий владелец национальной торговой сети установил вывеску «Don’t ask how much – it’s a penny» – «Не спрашивай цену, любой товар стоит один пенс». Открыв лавки в соседних городах, он назвал сеть магазинчиков «Пенсовый базар Маркса». Предприниматель был уверен, что небольшая цена привлечет покупателя, а нужные в хозяйстве вещи, собранные под одной крышей, будут пользоваться спросом.

К 1894 г. Маркс понял, что один не справится. Исаак Дьюхерст рекомендовал ему сво­его кассира Томаса Спенсера. Спенсер вложил 300 фунтов в дело Маркса и счел это очень выгодной инвестицией. Благодаря деловым связям Спен­сера, компания стала работать напрямую с производителями, понизила цены на товары и увеличила сеть. Название «Marks and Spencer» компания носит по сей день и соблюдает первоначальный принцип: товар должен быть дешевым, его должно быть много и различных видов.

В 1897 г. компаньоны построили крупный магазин в Манчестере, ставший центром империи «Маркс энд Спенсер». А открывшийся в 1930 г. в Лондоне универмаг Marble Arch занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как магазин, который собирал рекордное количество выручки на единицу площади.

Сегодня сети супермаркетов – важнейший элемент современной культуры потребления практически во всех странах мира.

В 1960-70-х гг. площадь залов супермаркетов достигала 2800 кв. м, а ассортимент товаров насчитывал около 8 тысяч наименований. Торговые просторы сегодняшних магазинов иногда представляют собой целые городские кварталы. В них с помощью маркетинга создают такие маршруты передвижения, которые заставляют обращать внимание на определенные виды товаров. 88% потребителей принимают решение о покупке непосредственно в местах продаж.

*
В 1936 г. покупки в супермаркетах все еще складывали в маленькие корзины. А корзины явно уже не хватало для возросшего аппетита народа. Сильван Натан Голдман (1898-1984), владелец сети супермаркетов в Оклахоме, стал раздумывать, как сделать так, чтобы посетители смогли приобретать больше товаров, чем помещается в корзинке. Однажды Голдмана осенило. Глядя на два складных стула, он решил соединить их, а к ножкам прикрепить колесики. Первую тележку Голдман сделал своими руками, подключив к процессу местного механика. У них получилась простая конструкция, состоящая из металлической рамы с саморегулирующимися колесиками. К ней была прикреплена корзина.

Клиенты встретили это новшество без восторга. Женщинам тележки напоминали детские коляски, от которых они и без того уставали. Мужчины опасались показаться недостаточно мужественными.

Голдман пошел на хитрость – он нанял людей, которые делали покупки «на публику», пользуясь тележками для продуктов. Идея сработала. Покупатели ощутили доверие к новому удобству и стали активно им пользоваться. Это значительно увеличило продажи. Еще больше они увеличились после изобретения детской тележки для продуктов.

Вскоре владельцы других супермаркетов стали внедрять у себя тележки, перестраивая проходы между рядами и кассовые стойки под их размеры. А в 1940 г. одно из популярных в Америке изданий назвало магазинную тележ­ку одним из изобретений, изменивших мир. В шутку и всерьез о ней говорят: «колесница капитализма», «главный двигатель торговли в супермаркете».

ФАБРИКА ЗВЕЗД И МЕЛОДРАМ
Выходец из семьи российских эмигрантов Луис Майер (Лазарь Меир, 1884-1957) создал целую империю развлечений и множество «звезд».

Луис рано понял, что кино – прибыльный бизнес и мощное средство воздействия. Ему хотелось «нести в массы» добро и справедливость, уважение к семейным ценностям, благородство, патриотизм и осуждение насилия. Эти замечательные идеи плюс немножко везения оказались столь вдохновляющими, что через некоторое время Майер стал владельцем целой сети кинотеатров.

В 1916 г., вместе с миллионером Р. Роландом, Майер создал в Нью-Йорке корпорацию «Metro Pictures» со своей киностудией. В первом фильме продюсера Луиса Майера «Большой секрет» благородный герой спасает возлюбленную из рук таинственных иностранных злодеев.

В 1918 г. Майер перебрался в Голливуд. Уже в следующем году появились первые голливудские фильмы Майера с Анитой Стюарт в главных ролях, которые снискали успех у публики и критики.

Помощник Майера, продюсер Ирвинг­ Тальберг (1899-1936), отличался вкусом, знаниями и серьезным отношением к кино­искусству. (С. Фицджеральд вывел его в качестве главного героя своего незавершенного романа «Последний магнат».) Он часто спорил с Майером, который хотел, чтобы фильмы предлагали зрителям красивую жизнь, понятную всем.

В 1924 г. нью-йоркский кинобосс Маркус Лоу (Лоэв) объединил студии Майера, «Метро» и «Голдвин» (владельцем последней был выходец из России Сэмюэл Голдуин). Была создана киностудия Метро-Голдвин-Майер – MGM. Луис Майер был ее вице-президентом. Логотипом новой компании стал рычащий лев студии Голдвина, впервые появившийся на киноэкранах в 1916 году.

При Майере студия MGM произвела много успешных фильмов с такими актерами как Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Спенсер Трейси, Кэт­рин Хепберн и др. С 1932 г. рекламная стратегия компании провозглашала: «больше звезд, чем на небе». По предложению Ма­йера в 1927 г. была создана Академия киноискусства с ежегодным вручением «Оскаров». MGM вошла в историю и как первопроходец цветного кино.

Во время разгула нацизма в Европе Майер вывез в Америку 27 евреев, сотрудников европейских представительств студии, и обес­печил их работой и жильем. В 1938 г. Витторио Муссолини, сын итальянского диктатора и совладелец одной из кинокомпаний, с раздражением писал: «Голливуд полон евреями, как Тель-Авив».

В середине 1930-х на MGM было сделано несколько экранизаций классики. Проектом руководил Д. Селзник, зять Майера. Селзнику MGM обязана такими шедеврами как «Кинг-Конг» (1933), «Унесенные ветром» (1939) и «Ребекка» (1940).

ИзменитьУбрать
Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме «Плоть и дьявол», 1927
(0)

В дни расцвета студия выпускала один полнометражный фильм в неделю, не считая короткометражек и сериалов. К концу 40-х гг. престиж МGM стал падать, число выпуска­емых фильмов сократилось вдвое, а затраты на их производство возросли.

Майер не сработался с новым вице-президентом Дором Шэри, который тяготел к реализму. «Я знаю, чего хочет публика, – говорил Майер. – Сентиментальности! Что в этом плохого? Любви! Хорошего старомодного романа… Это приведет публику к кассе».

В 1951 г. Майер ушел из MGM – студии, которую он возглавлял 27 лет.

В «копилке» кинокомпании по состоянию на март 2009 г. – 205 «Оскаров», из них 15 – за лучший фильм. (vestnik.com, ru.wikipedia.org)

БОНДИАНА
Джеймс Бонд стал за последние полвека одной из самых культовых фигур массовой культуры. В книгах Яна Флеминга, автора Бонда, в отличие от созданных на их основе фильмов, нередко встречались отрицательные еврейские персонажи. Тем не менее, начиная с 1962 г., когда вышел первый фильм о Бонде, «Доктор Ноу», и до сего дня евреи играют явно положительную роль в создании бондианы.

В американском городе Одесса (Техас) девятилетнего ученика местной школы отстранили от занятий за то, что тот пообещал однокласснику растворить его в воздухе с помощью кольца всевластия. По словам отца мальчика, инцидент произошел после семейного просмотра фильма «Хоббит 3: Битва пяти воинств». Будучи умелым фокусником, мальчик принес в школу копию кольца всевластия, чтобы продемонстрировать несколько трюков. Тогда-то и была озвучена угроза растворения надоевшего одноклассника.
Администрация школы в ответ отлучила ребенка от занятий, мотивировав это «недопустимостью реальных или магических угроз в адрес учащихся».
(По материалам «КиноНьюс»)

Режиссером 23-го фильма о Бонде – «Скайфолл» – стал Сэм Мендес, а главную роль исполнил Дэниел Крейг, который неоднократно играл героических евреев («Мюнхен» Стивена Спилберга и «Вызов» Эдварда Цвика).

Один из своих романов Ян Флеминг назвал «Голдфингер» – в честь своего соседа Эрне Голдфингера, венгерского еврея, известного архитектора-модерниста. Главный герой книги охвачен жаждой богатства и власти. Правда, в фильме о происхождении Аурика Голдфингера ничего не сообщается. Эту роль исполнил немецкий актер Герт Фребе, состоявший во время Второй мировой войны в нацистской партии.

Главным художником-оформителем всех классических лент о Бонде 60-70-х гг. был Кеннет Адам. Его отец и дядя были известными в Германии кутюрье, владели сетью конфекционов. После прихода к власти нацистов семья Адама бежала в Англию.

Ирвин Кершнер, прославленный режиссер и актер, поставивший «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» и телефильм «Рейд на Энтеббе» (об операции израильских спецслужб по освобождению заложников, см. МТ №56), создал ленту «Никогда не говори “никогда”» с Шоном Коннери, ставшую самым успешным по сборам фильмом о Бонде.

Уроженец Квебека Гарри Зальцман в 15 лет сбежал из дома с труппой бродячего цирка. Во время Второй мировой войны он служил в канадском корпусе, освобождавшем Францию. Затем, в Лондоне, он стал театральным, а впоследствии и кино- продюсером. Зальцман и американский продюсер Альберт Брокколи учредили компанию Eon Productions, которой по сей день принадлежат все права на все фильмы официальной бондианы.

Над сценариями первых картин бондианы работали известные литераторы: Джозеф Хеллер (автор «Уловки-22»), Билли Уайлдер, Бен Гехт и Вольф Манковиц. (jewish.ru)

РОМАНТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
Нора Эфрон (1941-2012) – американский режиссер, продюсер, сценаристка, журналистка и писательница. Больше всего она известна своими романтическими комедиями и является трехкратным номинантом на премию «Оскар» за оригинальный сценарий.

Нора родилась в Нью-Йорке, выросла в Беверли Хиллз. Ее родители, сценаристы Генри и Фиби Эфрон, происходили из семей восточноевропейских иммигрантов.

В начале 1960-х гг. Нора быстро сделала журналистскую карьеру. В середине 70-х опубликовала книгу эссе «Сумасшедший салат».

Нора Эфрон, вслед за родителями, начала писать сценарии для студии «XX век – Фокс». Ее сценариями заинтересовались Мерил Стрип («Силквуд», «Ревность»), Сьюзен Сейделмен («Куки»), Герберт Росс («Мои голубые небеса»). Но особенной популярностью пользовалась комедия «Когда Гарри встретил Салли» (1989), где Мег Райан и Билли Крис­тэл сыграли двух хороших друзей, которые через много лет поняли, что не могут жить друг без друга.

В 1991 г. Нора Эфрон продала студии сценарий «Это – моя жизнь» и неожиданно получила предложение стать его режиссером. В фильме рассказана история журналистки, матери двоих девочек, которая после развода пытается продолжить карьеру и как-то сов­местить это с личной жизнью. Дебют получился достойным.

Для второго фильма Норы «Неспящие в Сиэтле» руководство студии пригласило ведущих звезд – Мэг Райан и Тома Хэнкса­. Нора Эфрон сознательно возрождала традиции классической романтической комедии, не боясь показаться излишне сентиментальной.

Полюбившийся ей актерский дуэт Райан – Хэнкс был приглашен и в романтическую комедию «Вам письмо» (1998), где остроумно обыграны приметы современности – интернет, электронная почта и пр. Эфрон любит наблюдать за процессом сближения людей и при этом подтрунивать над своими героями.

Нора Эфрон – одна из немногих режиссеров, кто стремится создать «женскую эстетику», используя для этого свой неподражаемый юмор». (e-reading.link)

СУПЕРМЕН И ДРУГИЕ
«Супермен», первый в роду супергероев, «появился на свет» в 1938 году. Спустя год с его приключениями расходились миллионными тиражами. Успех «Супермена» ознаменовал собой начало эпохи «сверхчеловеков» – героев, обладающих недоступными обыкновенным людям способностями. Они проникли во все уголки американской массовой культуры, начиная с популярнейших радиосериалов и заканчивая субботними мульт­фильмами и даже мюзиклами на Бродвее.

ИзменитьУбрать
(0)

Созданы они молодыми еврейскими писателями и художниками в годы Великой Де­прес­сии, когда иллюстраторам редко удавалось получить серьезный заказ. Посвященные супергероям комиксы 1930-40-х гг. стали детищем еврейских художников: Джерри Сигел и Джо Шустер - авторы «Супермена», Боб Кейн и Билл Фингер – «Бэтмена», Джек Кирби и Джо Саймон – «Капитана Америка».

Раввин С. Вайнштейн уверен, что создатели подсознательно наделили чисто американских персонажей собственными культурными ценностями и опытом. В книге «Вверх, вверх и вперед!» он анализирует еврейские мотивы, присутствующие в историях популярных персонажей.

Например, как он считает, «судьба» Супер­мена напоминает историю жизни его создателей, рожденных в семьях еврейских иммигрантов из Восточной Европы – им тоже приходилось приспосабливаться к чуждому окружению Нового Света.

К 1939 г. Супермен успевает спасти Луиса Лэйна из страны, напоминающей гитлеровскую Германию. А через два года авторы забрасывают его в фашистскую «Дюкалию». Он участвует в спортивных соревнованиях и побеждает светловолосых и голубоглазых атлетов на их собственной территории.

Еще большей прямолинейностью отличается Капитан Америка. На обложке первого выпуска комиксов с его участием он наносит удар в лицо Гитлеру – за 9 месяцев до того, как США объявили войну Германии.

«Сочувствующий» фашистам немецко-американский бунд отправлял в редакцию «Таймли Комикс» (позже – «Марвел»), выпускавшую комиксы о Капитане Америке, письма с угрозами. В 1940 г. министр пропаганды нацистской Германии Геббельс подверг резкой критике Супермена, назвав Джерри Сигела­ «хитрым израильтянином», готовым на все ради денег.

22 февраля 2015 г. «Оскар» за «лучший фильм» получила кинолента «Бэрдмен», рассказывающая о бывшем популярном актере, который играл супергероя на Бродвее и захотел вернуть былую славу. Главную роль в фильме сыграл Майк Китон – бывший популярный актер, сыгравший Бэтмена.

Американцы приняли супергероев с распростертыми объятиями. Во время Второй мировой войны комиксы составляли около 25% журналов, которые отправлялись американскому военному контингенту за рубежом.

Необходимость скрывать истинную сущность стала своего рода фирменным знаком супергероев. Их создатели сами часто пользовались псевдонимами, чтобы завуалировать свою национальную принадлежность.

В 1961 г. Стэн Ли и Джек Кирби (Стэн Либер и Яаков Курцберг) снабдили сверхсильного члена своей Фантастической Четверки (Существо) американской модификацией еврейского имени – Бенжамин. Они описали историю его трудного детства в манхэттенском нижнем Ист-Сайде, в основном, заселенном евреями. По словам Ли, он никогда не задумывался о вероисповедании Существа, однако в 2002 г. новая редакционная команда разработала для него предысторию, в которой он читает молитву Шма для владельца ломбарда, находившегося по соседству с домом его родителей, и возвращает украденную им в детстве Звезду Давида. Владелец ломбарда мягко упрекает Существо за то, что тот никогда не говорил о религии. И задается вопросом: быть может, он стеснялся своего происхождения?

В 1981 г. редакция «Марвел» забросила своего героя Халка в Тель-Авив, где он познакомился с героиней по имени Сабра – сотрудницей полиции, обладающей сверхчеловеческими способностями и вынужденной их скрывать.

1980-е годы подарили Капитану Америке еврейскую подружку, заставили Атома объяснять остальным членам Лиги правосудия смысл Хануки и ввели в состав Людей-Икс Китти Прайд – религиозную внучку человека, пострадавшего во времена Холокоста.

Конечно, местами найденные Вайнштейном параллели выглядят притянутыми за уши. Он утверждает, например, что сотрудничество Бэтмена с Робином навеяно мудрыми высказываниями Учителей, записанными в Талмуде, в которых говорится о значении партнерства. В действительности же своим рождением Робин, скорее всего, обязан стремлению редакторов ввести в серию комиксов молодого героя, с которым могли бы ассоциировать себя юные читатели.

Более поздние шедевры жанра – графический роман Уилла Эйснера «Сделка с Творцом» и серия комиксов Арта Шпигельмана «Маус: рассказ выжившего» (получила Пулитцеровскую премию). Огромным успехом пользуются художественные фильмы о супергероях – «Человек-Паук», «Люди-Икс» и «Возвращение Бэтмена», в создании которых принимали участие режиссеры Сэм Райми и Брайан Сингер. (По материалам evrey.com)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №134 > МАССАМ – СУПЕР-ХЛЕБА И СУПЕР-ЗРЕЛИЩ!
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-23 06:56:01
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет