БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №135 > ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
В номере №135

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
НикольТОЛКАЧЕВА

Нашему выдающемуся земляку – создателю синтетического жанра на советской эстраде, соучастнику первой советской кинокомедии, человеку, певшему сердцем, верноподданному одесситу – в честь его 120-летия.

Леонид Утесов, вернее, тогда еще Лазарь Вайсбейн, родился в Одессе (на тот момент только разменявшей первую сотню лет), в семье мелкого коммерсанта, по-одесски «лепетутника» – Иосифа Кельмановича Вайсбейна. Иосиф происходил из очень хорошей семьи, но в его намечавшееся светлое будущее вмешалось не менее светлое чувство – любовь. Вопреки воле родителей он женился на Малке­ Граник – девушке из семьи многодетной и небогатой – и навсегда ушел из дома. Это решение потребовало от него всей жесткости характера, и оно эту жесткость навсегда исчерпало: всю оставшуюся жизнь он был мягким и покладистым человеком. Однажды его сын совершит подобный поступок – уйдет в бродячие циркачи ради мечты.

Треугольный переулок, а сейчас улица Утесова. находится на границе с одним из самых известных районов Одессы – Молдаванкой. От него до самого центра города минут двадцать ходу, а до Привоза – минут десять. Отсюда следует, что жившая в Треугольном переулке семья Вайсбейнов принадлежала к людям не самым богатым.

Счастье не приходит само по себе, а в случае семьи Вайсбейн счастье свалилось на них в виде двойни – мальчика и девочки, дополнивших уже подросшую компанию из старшего брата и двух сестер. При желании можно было создавать небольшой семейный оркестр или спортивную команду, но к такому времяпрепровождению тяготел один Лёдя, поэтому пришлось ему собирать своих единомышленников по всей округе.

Но сначала надо было получить хоть какое образование.

Коммерческое училище Файга позволяло получить образование еврейским детям: здесь процентная норма составляла не пять, а пятьдесят процентов. Но поддержание этой нормы ложилось на плечи родителей ученика, то есть, отдавая свое чадо учиться, еврейские родители должны были сами найти (а часто и оплатить) те вторые пятьдесят процентов – неев­рейских родителей, желавших дать образование ребенку в училище Файга.

ИзменитьУбрать
Л. Вайсбейн (справа) – учащийся коммерческого училища Файга. Одесса, 1907-1909
(0)

До поры до времени красивая форма учеников и развитая в училище самодеятельность привлекали непоседливого Лёдю. И если трудно было назвать предметы, к которым он бы проявлял рвение, то так же трудно было найти кружок или мероприятие, в которых он не участвовал. Но пришел момент, прославивший младшего Вайсбейна: в отместку за замечание он вымазал мелом и чернилами одежду учителя закона божьего. Его родителей пригласили прийти на беседу к директору.

Однако Лёдечка ничего родителям не сказал. Некоторое время продолжал уходить из дома по утрам, якобы в училище. А сам гулял по городу, пока на Куликовом поле не увидел цирк-балаган Ивана Бороданова. Нанявшись в цирк зазывалой, гимнастом и акробатом, с ним он и покинул Одессу.

Неизвестно, как бы сложилось будущее Вайсбейна, если бы успешную гастроль не прервала тяжелая болезнь. Цирк уехал, а Лёдя остался. Кстати, воспользовавшись бессознательным состоянием артиста, Бороданов с ним не рассчитался и оставил молодого человека в Тульчине на руках у сердобольной семьи музыкантов по фамилии Кольба. Сострадание к коллеге и наличие в доме подрастающей девицы обеспечило хороший уход, следствием которого стало полное выздоровление и последовавшее предложение обзавестись любящей семьей и остаться в Тульчине.

Ослабленный болезнью и напором хозяев, молодой Вайсбейн соглашается, только просит 1 рубль и 74 копейки (по тем временам солидную сумму), чтобы съездить в Одессу – порадовать родителей и забрать свой гардероб. Но возвращение в родной город сразу же отменило все матримониальные планы: несмотря на трогательные детские письма, приморский ветер быстро выдул имя Ани Кольба из памяти семнадцатилетнего повесы.

Потом, где-то году в 18-м, Утесов с приятелем были в Киеве и, ужиная в местном кафешантане, пригласили за стол эффектную женщину. Они пытались ее угостить, но она выбрала в меню нечто стоимостью 1,74 руб. и сказала, что теперь он с ее родителями в полном расчете. Анна Кольба пела цыганские романсы в киевском кафешантане. Очевидцы утверждают, что условия работы в подобных заведениях в то время были таковы, что всячески стимулировали молодых женщин, скажем так, к альтернативным видам заработка.

В 1911 г. Лазарь Вайсбейн начинает делать первые шаги на театральной сцене. Одесский артист Скавронский приглашает его в свою миниатюру о нерадивом денщике. Этот номер до сих пор известен на эстраде: слуга разбивает зеркало, но пытается скрыть это от мучающегося похмельем хозяина и очень старательно играет отражение в несуществующем зеркале. Номер пришелся молодому человеку впору, но было поставлено одно условие: «Никаких Вайсбейнов!» Пришлось искать псевдоним.

«Я решил взять себе такую фамилию, какой никогда еще ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актер Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин – чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское – могильный холм... “Что же есть на земле еще выдающееся?” – мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утес с рыбачьей хижиной.

– Б-же мой, – подумал я, – утесы, есть же еще утесы!

Я стал вертеть это слово так и этак. Утесин? Не годится – в окончании есть что-то простоватое, мелкое, незначительное... “Утесов?” – мелькнуло у меня в голове... Да, да! Утесов! Именно Утесов! Наверно, Колумб, увидев после трех месяцев плавания очертания земли, то есть открыв Америку, не испытывал подобной радости. И сегодня я вижу, что не сделал ошибки, ей-богу, моя фамилия мне нравится».

С новым именем и фамилией начата была и совершенно новая, артистическая жизнь: Кременчугский театр миниатюр, одесская труппа Г.К. Розанова, Большой Ришельевский, одесский Малый театр миниатюр, Херсонский театр миниатюр, передвижной театр миниатюр «Мозаика»…

Сведения об одесских театрах можно найти в книге Ю.А. Дмитриева «Леонид Утесов»: «21 августа 1911 года начал функционировать Малый театр миниатюр, 1 ноября 1912 года открылся Большой Ришельевский театр миниатюр, его зрительный зал вмещал восемьсот зрителей... В Малом и Большом Ришельевском театрах подвизалась труппа, руководимая Г.К. Розановым, в нее и вступил Утесов».

Но труппа Г.К. Розанова имела свое помещение. Вот как об этом вспоминает Леонид Осипович: «Театр Розанова помещался в саду, в конце Екатерининской улицы, на площади, где стоял памятник императрице Екатерине. Это был легкой конструкции летний закрытый театр, со сценой и рестораном. Он назывался “Юмор”».

В своих театральных скитаниях Утесов познакомился с молодой актрисой оперетты Еленой Ленской (Гольдиной). После репетиции Утесов пригласил ее в ресторан. Он шутил, она смеялась. Когда вышли из ресторана, шел дождь, и он сказал: «Может быть, мое предложение покажется вам нелепым, но давайте зайдем ко мне и переждем непогоду. А потом я помогу вам найти комнату». Искать комнату не пришлось. Утесов вспоминает: «Она вошла в мою и больше из нее не вышла. Как будто бы дождь шел сорок девять лет. Она стала моей женой». Ей был 21 год, ему – 18.

ИзменитьУбрать
Л. Утесов с женой Еленой и дочерью Дитой. Одесса, 1917
(0)

Они поженились в конце 1914 г., а уже в начале следующего года Лазарь Вайсбейн «познакомится» с той, кого будет безумно любить всю ее и всю свою жизнь: в марте 1915-го родилась Эдит Утесова – дочь, помощник, соавтор. В 1936 г. она придет в отцовский коллектив, чтобы разделить с большой музыкальной семьей 16 лет жизни. Самым большим огорчением для Леонида Утесова была необходимость уволить ее из оркестра – под давлением Министерства культуры СССР, под предлогом борьбы с семейственностью.

А в 1915 г. семья только начиналась. Шла Первая мировая война. Утесов осенью 1914 г. был призван в армию, служил в запасном полку, который находился на третьей станции Малого Фонтана, и бегал домой в увольнительные. В 1916 г. его демобилизовали по состоянию здоровья.

Во время гражданской войны Утесов становится участником агитбригады, в составе которой часто выступает перед красноармейцами.

Летом 1918 г. он побеждает на конкурсе куплетистов в Гомеле.

В 1919 г. известный певец Юрий Морфесси открывает в Одессе Дом артиста. Там выступают Иза Кремер, Александр Вертинский, там же получает работу и Леонид Утесов. Но в 1920 г. и Морфесси, и звезды Дома артиста покидают Одессу и Россию, а Утесов остается.

В 1921 г. судьба приводит его в Москву. «В Москве Утесов начал выступать в саду ресторана “Эрмитаж”... Особенный успех здесь имел его “импровизационный оркестр”... Утесов голосом воспроизводил звучание музыкальных инструментов, и это было чрезвычайно музыкально и смешно». (Ю. Дмитриев, «Леонид Утесов»)

Однажды Утесов решился на беспрецедентную авантюру – предстать перед публикой в шестичасовом спектакле «От трагедии до трапеции». В этом потрясающем марафоне соседствовали роль Раскольникова, ария Менелая из оперетты «Прекрасная Елена», скетчи, эстрадный дивертисмент, романсы Глинки и соло на скрипке, русские романсы под собственный аккомпанемент на гитаре, классический балетный вальс с профессиональной партнершей, комические рассказы, злободневные куплеты и – цирковой номер на трапеции!
«Успех и сбор были сенсационными. Я выложился весь. Пожалуй, никогда в жизни я так не выдыхался. Еще один такой вечер, и я бы скончался от истощения в довольно раннем возрасте – двадцати восьми лет от роду. А на могиле была бы уместна такая эпитафия: “Здесь лежит обжора, объевшийся искусством”. Но все сошло благополучно. Даже пресса».

Утесов поступает в один из первых советских театров «Теревсат» – Театр революционной сатиры, которым руководил Давид Гутман. Репертуар «Теревсата» состоял из одноактных пьес, сатирических сценок, «раешников», «балаганных» и «петрушечных» представлений, в которых одессит Утесов был органичен и незаменим. Но он продолжал искать: играл в Театре музыкальной комедии, в оперетте «Славянский базар», а когда в 1922 г. переехал в Ленинград – в Театре Сатиры, Свободном театре, «Палас-театре». Он продолжает начатую в 1917 г. кинокарьеру – в фильмах «Лейтенант Шмидт – борец за свободу», «Карьера Спирьки Шпандыря» и «Чужие». Но особенно он становится популярен как чтец рассказов.

ИзменитьУбрать
Л. Утесов в фильме «Карьера Спирьки Шпандыря». 1926
(0)

В его сердце умещалось все: родная Одесса, Петербург-Петроград-Ленинград, Москва, гастроли, еврейские напевы, русская литература (я до сих пор помню, как в одной телепередаче он объяснял, почему Лермонтова любит больше, чем Пушкина), Франция и все французское (а был он ярым франкофилом и, кстати, поэтому носил берет), красивые женщины, семья, оперетта, литература, цирк, музыка, сцена.

Он, как Фигаро, поспевает отметиться во всех жанрах театрального искусства и с успехом демонстрирует это в своем бенефисе «От трагедии до трапеции», состоявшемся в «Палас-театре» 2 февраля 1923 года.

После успешных гастролей по Прибалтике в 1928 г. Утесов с семьей отправляется в туристическую поездку по Европе. Из Парижа он привозит два музыкальных трофея: манеру парижских шансонье петь в стиле доверительной беседы и желание играть джаз – после встречи с оркестром Теда Льюиса. Льюис выходил на сцену в комичной высокой шляпе и сопровождал песни ироничными и сентиментальными комментариями, что очень нравилось публике. Его шоу произвело сильное впечатление на Утесова, и этот субпродукт джаза на долгие годы стал для него прототипом и образцом.

«Еще до поездки в Европу я слышал два, и очень неплохих, джазовых оркестра. В начале 20-х годов к нам приезжали маленький диксиленд-оркестр Фрэнка Уитерса и оркестр Сэма Вудинга с негритянской труппой "Шоколадные ребята".
Я помнил, какое странное впечатление произвели тогда эти оркестры на многих, даже на любителей музыки – это было необычно и поэтому трудно понимаемо. Некоторые даже просто недоумевали, как это можно каждый вечер импровизировать на одну и ту же мелодию, заново создавать инструментовку.
Меня импровизация не удивляла, я был знаком с ней еще в ранней юности – так играли в моей родной Одессе и по соседству, в Молдавии. Меня поражала не форма, а совершенство формы. Негры добивались здесь большого мастерства.
Но почему же тогда джаз не поразил меня так своей родственностью, почему тогда я не подумал, что это именно то, что мне нужно? Наверно, во мне самом что-то еще не созрело окончательно».

«Глядя на свободную манеру поведения музыкантов, на их умение выделиться на миг из общей массы оркестра, предстать индивидуальностью, я подумал: вот что мне нужно сегодня. И, наверно, нужно было всегда. Только бы удалось найти музыкантов, способных играть роли, согласных быть связанными между собой не только партитурой музыкального произведения, но и какими-то человеческими отношениями, сюжетом».

Вот так 8 марта 1929 г. на сцене ленинградского Малого оперного театра появился утесовский театрализованный джаз («Теа-джаз») – оркестр, в котором каждый из музыкантов вдобавок играл некую актерскую роль. В дальнейшем для него специально писались программы-инсценировки, а музыка носила целевой характер и, помимо интермедий, обычно служила просто аккомпанементом для песен Утесова.

Лучшие программы для «Теа-джаза» Утесова были написаны Исааком Дунаевским и, конечно, были во многом вдохновлены их сердечной человеческой и творческой дружбой. Именно он написал для коллектива джазовые «рапсодии» – обработки русских, украинских и еврейских песен, и немало песен на стихи советских поэтов. А их программа «Музыкальный магазин» стала основой для первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934). Успех фильма принес Утесову популярность и известность по всей стране. В газетных же рецензиях исполнитель главной роли даже не был упомянут. Утесов так иронически прокомментировал несправедливое отношение к себе со стороны власти: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Г. Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова – звание заслуженной артистки, а я – фотоаппарат».

ИзменитьУбрать
(0)

И, несмотря на это, «Веселые ребята» остались с ним на всю жизнь. В годы войны, когда Утесов, его дочь и оркестр ездили с постоянными концертами на фронт, они все вместе на собственные сбережения приобрели и подарили 5-му гвардейскому истребительному авиаполку два самолета Ла-5Ф с названием «Веселые ребята».

Но война требовала других песен, и специально для Утесова был написан «Мишка-одессит» – песня, в которой узнавали себя не только Михаилы и не только одесситы.

После войны Утесов и его оркестр, который в 1940 г. был переименован в Государственный джаз-оркестр РСФСР, продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению.

С декабря 1966 г., в возрасте 71 года, Леонид­ Осипович перестал выступать с оркестром, за исключением очень редких случаев, когда он исполнял одну-две песни. Но его деятельная натура не могла жить без публики, и он сменил сцену на телевидение: «Голубой огонек», «Вокруг смеха», капустники, документальные фильмы, «Театральные встречи. В гостях у Леонида Утесова», – все это вернуло ему амплуа рассказчика и предоставило новую ауди­торию. Зрители ему были жизненно необходимы, ведь он совершенно не выносил одиночества.

Пока рядом была супруга, их дом был постоянно полон гостей, но последние 20 лет жизни он прожил вдовцом. Заботу о нем и о тяжело заболевшей Эдит взяла на себя бывшая танцовщица коллектива, преданный друг, обожавшая кумира своей юности всю жизнь – Антонина Ревельс. Когда-то, еще в 1944-м, она вместе с мужем Валентином Новицким пересекла всю страну, воодушевленная авантюрной идеей работать с оркестром Утесова в танцевальных номерах. А когда уже давно не было в живых Елены Осиповны, когда не стало Валентина Новицкого, Утесов и Ревельс расписались. Случилось это 8 октября 1981 года.

Леонид Утесов скончался 9 марта 1982 г., но до сих пор многие из спетых им песен тревожат сердца и не дают им покоя, особенно в Одессе.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №135 > ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 10:09:41
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет" Jerusalem Anthologia