БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №135 > В СВОБОДНОМ ТЕАТРЕ
В номере №135

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

В СВОБОДНОМ ТЕАТРЕ
Лилия МЕЛЬНИЧЕНКО

«…Я был актером драматическим, комическим, опереточным, эстрадным, даже балаганным».

Первый выход на сцену Леонида Утесова состоялся в 1910 году. Он играл в одесских театрах миниатюр и гастролировал с антрепризами в небольших украинских городах, пока не была отменена «черта оседлости». В январе 1921 г. Утесов покидает Одессу и уезжает в Москву, а осенью 1922 г. переезжает в Петроград. Именно с Петроградом связаны и серьезные актерские работы Утесова, и созда­ние его знаменитого «Теа-джаза».

О том, как он начинал на новом месте, Утесов вспоминал так: «В Петрограде было два опереточных театра: Палас-театр – товарищество без антрепренера, и антреприза Ксендзовского. Я вступил в труппу Палас-театра с мыслью оглядеться и найти что-нибудь более приемлемое, более родственное моей душе». И это «родственное» совсем скоро он нашел в «Свободном театре», на сцене которого появился в декабре 1922 года. Сначала он выступает здесь в качестве гастролера, совмещая с работой в Палас-театре, а с лета 1923 года – регулярно.

Какова была художественная политика Свободного театра, и чем она привлекала артиста? Приведу воспоминания самого Утесова:

«“Свободный театр” был одной из последних частных антреприз со всеми вытекающими отсюда особенностями. Он много ставил, много показывал. И, конечно, было в его репертуаре и случайное, и пошловатое, порой и низкопробное, навеянное временем, когда расцветал и уверенно захватывал жизненные позиции нэп. “Свободный театр” до какой-то степени потрафлял вкусам нэповской публики, но в то же время он часто позволял себе и входить в конфликт с ее запросами.

Примеров можно привести не так уж мало. С прекрасным составом исполнителей часто шли классические водевили и оперетты, в том числе Оффенбаха, сатирические представления. Но, конечно, и покритиковать его было за что. Молодые критики, как правило, относились к нему неблагожелательно. И часто неблагоприятные рецензии появлялись в печати. Тогда один из антрепренеров (а их было два), тот, что выполнял функции художественного руководителя, Г. Юдовский, встречался с критиком, написавшим ругательную рецензию, и приглашал его заведующим литературной частью, причем предлагал солидный оклад. Критик тут же соглашался, полный надежд выправить репертуарную линию театра. Но, так как спектакли менялись каждые три дня, то через три дня другой юный критик снова писал отрицательную рецензию. Юдовский вызывал новорожденного заведующего литературной частью и говорил ему:

– Мы так на вас надеялись, мы были уверены, что вы знаете, как наладить наш репертуар. А теперь нам придется расстаться. – И предлагал это место последнему по очереди критику “Свободного театра”. Так он испробовал почти всех юных авторов.

В “Свободном театре” мне было интересно еще и потому, что здесь я имел возможность работать вместе с замечательными актерами, прямо надо сказать, с лучшими актерами. Дело в том, что, выбирая какую-нибудь пьесу к постановке, мы назначали на роли актеров из любого театра – тех, кто, по нашему мнению, сыграет лучше всех; на всякий случай, если основной исполнитель будет занят в своем театре, из нашей труппы назначался дублер.

Кстати сказать, благодаря этой свободе выбора театр и получил свое название. А актеры шли к нам охотно – и из бывшего Александринского, и из Большого драматического, и из Комедии. Их имена даже просто перечислить приятно: В.Н. Давыдов, Е.П. Корчагина-Александровская, Кондрат Яковлев, И.В. Лерский, Б.С. Борисов, Б.А. Горин-Горяинов, В.Я. Хенкин…

Но и этим разнообразие творческой жизни “Свободного театра” не исчерпывалось. По понедельникам, когда театр был закрыт, его антрепренеры организовывали драматические спектакли в других театраль­ных помещениях и приглашали приезжих гастролеров в них участвовать. А в “Свободный театр” охотно приезжали артисты театра и эстрады из других городов, потому что это был не только свободный, не только веселый, но и сытный театр.

Для меня же эти спектакли вообще были праздником – в настоящих, больших, серьезных пьесах я играл драматические роли».

Следует отметить, что на подмостках «Свободного театра» Утесов выступал дольше, чем где бы то ни было – с 1922 по 1928 годы. Здесь он впервые начинает читать со сцены рассказы Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, стихи Иосифа Уткина. Здесь же он сыграл в нескольких знаковых постановках, среди которых и инсценировка романа американского писателя Дэвида Фридмана «Мендель Маранц».

ИзменитьУбрать
(0)

Интересно, что роман вышел в 1925 г., через год был переведен на русский язык и опубликован в библиотечке журнала «Огонек», а уже 19 октября этого же года состоялась премьера спектакля. Столь скорый перенос на сцену объясняется тем, что в 1926 г. это было самое модное произведение. Театр, который каждый день должен был привлекать публику, молниеносно отреагировал на ее запросы. Расчет был прост: каждому, кто прочитал роман, будет интересно посмотреть инсцени­ровку. Спектакль стал событием, как в самом театре, так и в театральной жизни города.

Об этом свидетельствуют и многочисленные рецензии, и воспоминания самого Утесова:

«Особенность этого театра в том, что программа меняется два раза в неделю. Только уж если программа имела особенно большой успех, ее показывали более продолжительное время. Был даже случай, когда спектакль шел по два раза в вечер два месяца подряд. Правда, это была не миниатюра, а, говоря языком кино, полнометражная комедия – инсценировка рассказов американского писателя Д. Фридмана “Мендель Маранц”.

ИзменитьУбрать
Л. Утесов в роли Менделя Маранца
(0)

Менделя Маранца играл я – и сто пятьдесят раз превращался в этого домашнего философа. … Может быть, потому так привлекал этот чудак людей, что он был очень добр и никому не завидовал. И ему для счастья было нужно очень мало – возможность заниматься любимым делом, изобретательством. Своей невозмутимостью он доказывал, что самое прочное и надежное счастье – творчество.

Я играл Менделя Маранца с удовольствием, он дорог мне постоянной и упорной борьбой за счастье, непоколебимым оптимизмом, мудростью и умением философски и с юмором относиться к трудностям жизни. Сколько подобных Менделю Маранцу людей встречал я в своей Одессе! Да и мой отец в какой-то мере походил на него. Так что не случайно так близок и понятен мне был этот образ.

Как часто это бывает, в прессе появились отзывы, взаимно исключающие друг друга. В газете “Смена” был даже брошен клич “Никаких Маранцев”, но потом та же газета признала, что слишком погорячилась, и согласилась… что “великолепно играет Утесов Менделя Маранца. Смеяться заставляет часто и от всей души… Никакой скуки и нудности. Ежеминутно в зале здоровый смех”».

Спектакль был настолько востребован, что шел ежедневно, и в декабре дирекция театра с гордостью сообщила в газетном объявлении: «Пять недель аншлагов!» А для Леонида Утесова роль Менделя Маранца была не просто удачной, она принесла ему еще большую известность в театральных кругах и стала новым этапом в актерской судьбе. Спустя два года – в 1928-м – он покинул «Свободный театр», и в том же году театр закрылся.

Среди философских изречений Менделя Маранца есть и такое: «Что такое человек? Рукопись. Что такое жизнь? Книга. Что такое смерть? Библиотека…» После ухода из «Свободного театра» жизнь-книга Леонида Утесова писалась им дальше, и в марте 1929 г. страна узнала нового Утесова – создателя и руководителя Театрализованного джаз-оркестра.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №135 > В СВОБОДНОМ ТЕАТРЕ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 01:18:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет