Они накрывают нас в маршрутках, на улицах, в магазинах, в такси… Они как будто выбирают место и время, когда мы не в силах увернуться. В наши уши вливаются голоса Бори Моисеева, Аллы Пугачевой, Таисии Повалий и т.д. Нравится или нет – это как повезет. Выбирать их мы можем только на собственной кухне. «Они» – это радиоволны, радиостанции. Эфир.
Музыка для тех «кому за…», «кому до…», кто «за» и кто «против». Новости же – для всех, обо всех и обо всем. Что, где, когда – основной принцип подачи информации. Как правило, это блюдо готовит бригада специалистов, не всегда знающих друг друга в лицо.
Пожалуй, «поваром» в этом процесс выступает редактор. Именно этот сонный бедолага в 6 утра заваривает первую чашку кофе и выуживает новостные ингредиенты из сети. Комплект стандартен: землетрясения, авиа и автокатастрофы, политические скандалы, вооруженные конфликты. Редактор сладко зевает и вспоминает работу пятилетней давности – тогда все это добро шло в выпуск. Запасов хватало на парочку выпусков – шарик большой. Шара – тоже. Политика последних лет для многих радиостанций – добрые новости. Да, неприятности случаются, но это там, далеко. А у нас – добрые политики, чиновники, рекламодатели – прямые и косвенные. Коммерческий директор радиокомпании четко знает, чего хочет слушатель, то есть мы с вами, причем без всяких исследований. И в ход идут «дурнички»: «Первый в мире автомобиль, способный ездить по земле, плавать и даже летать, планирует представить в марте на Женевской выставке швейцарская компания “Ринспид”»; «Деды Морозы съехались на международный форум, который проходит сейчас в Москве»; «Во Франции охотник был подстрелен собственной собакой. Он положил заряженное ружье в багажник машины, где находились два пса и один из них случайно нажал на курок».
10 часов утра – город просыпается. В редакцию стекаются сводки происшествий. Сообщения МЧС. Летом – утопленники, зимой – погорельцы, осенью – грибники. И вечное – обнаружение боеприпасов ВОВ.
Пробуждаются чиновники – поступает информация о коллегиях, пресс-конференциях, визитах заморских гостей, награждениях и т.д. Этот урожай собирает и обрабатывает координатор. Он же (а зачастую – она) распределяет задания между корреспондентами, «причесывает» сообщения. Иногда получается забавно. Так несколько лет назад вместо «инфы», что городской голова Руслан Боделан отправится в Москву, на ленте (файл, куда скидываются все одесские новости) появляется сообщение, что Владимир Путин приезжает в Одессу. Редактор ставит в выпуск, диктор читает, руководитель пресс-службы горсовета рвет волосы, на себе. На вопрос – как же так получилось? – координатор, девушка 19-ти лет отроду, отвечает – мелкий шрифт и переводила на русский.
Полдень – оживает рекламный отдел. «Вот это и это – в новости, плиз». Редактор «зашивает» в выпуск то сообщение о новом оборудовании в частной клинике, то рекламу магазина. Нужные и близкие владельцам станции люди тоже не дремлют. Один из них – депутат, которому всегда есть что сказать. И его заявление на одной из сессий горсовета неделю идет почти в каждом выпуске. От фамилии избранника тошнит редакторов, дикторов, вероятно, и слушателей, по крайней мере постоянных.
В период выборов дело доходит до скандалов. Ругаются все. Новостийщики с рекламщиками: что можно дать в выпуск, а что нет. Дикторы с редакторами: на почве разных политических пристрастий. Пресс-службы партий жалуются, что их не любят.
В разгар дня раздается вопль координатора: «Зажмите его между ног, Дима». Дима – это корреспондент в «поле». Точнее – на улице, под дождем. В тот момент его руки были заняты зонтиком, блокнотом и телефоном – передать «инфу» не удавалоось. Координатор предложила способ удержания блокнота.
Радиокорреспонденты – народ особый, в отличие от газетчиков и телевизионщиков, им необходимо как можно быстрее передать новости. Выкручиваются, как могут. Звонят из маршруток, перемежая текст информации неформальной лексикой – в адрес разозленных пассажиров, и отвечая на вопросы любопытствующих, прерывают докладчиков на мероприятиях и вообще останавливают совещания, чтобы задать вопрос докладчику.
И эти новости идут на стол редактору. Он вычитывает, компонует, ставит ударения. В темпе – «быстро, как можно быстрее и еще быстрее». Палец иногда соскальзывает и, например, г-н Рубля становится РублЯ, те же буквы, но ударение на последнем слоге. К опечаткам редакторов добавляются оговорки ведущих, сознательные и не очень. Так еврейский центр «Мория» в устах дикторов упорно становится центром «Мария». В новости о ночном факельном шествии в центре Киева диктор опускает слово факельное – у него неприятные ассоциации, а одна из ведущих как-то скандалила и требовала не включать в выпуски слово «мандаты». У нее непроизвольно в прямом эфире происходила пауза: тоже – свои ассоциации.
В устах еще одного диктора регулярная армия стала регуляторной, а высота Эвереста достигла 6800 километров вместо метров.
Дикторы, зачастую, народ молодой и любознательный. В службу информации летят вопросы: кто такой академик Сахаров и где ставить ударение в этой фамилии, а как быть с ударением в фамилии Блохин, на какой слог «ударяем» Освенцим, а Рейхстаг?
Ближе к вечеру поступает «инфа» об отключениях света и воды. Компании просят отнестись «к временным неудобствам с понимаем и достоинством». Что это означает? – загадка.
И снова Интернет – оттуда черпают украинские и международные новости.
Иногда и Интернет замирает или умирает, а новости должны идти по расписанию. Наступает особый вид новостей – «из пальца». Редактор задумчиво смотрит в окно и размышляет, а не рано ли улетают птицы, а чего это так много божьих коровок развелось, почему отменили земельный аукцион, действительно ли змеи начали вести себя, как свиньи. Удовлетворяют любознательность редактора различные специалисты.
Пик «новостей из пальца» 1 апреля. Здесь и эксперты не нужны.
Образцы творчества:
В ближайшее время одесситы могут лишиться не только автотранспорта, но и обуви. Госавтоинспекция начинает изымать у лихачей средства передвижения. Но ввиду того, что автомобили есть далеко не у всех, а правила нарушают все без исключения настоящие одесситы, то конфискованной окажется и обувь. Для этого создана специальная служба – ОдесГосПешНадзор.
В ближайшее время в Одессе начинается эксперимент, который в случае успеха распространится по всей Украине. Вскоре разговоры по домофону станут платными. Минута общения будет стоить одну гривну. Сотрудникам жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены скидки.
8 вечера. Редактор едет домой, наконец-то может послушать радио. В маршрутке, конечно.
———————————————————————————-
В Одессе работает около 25 FM-станций, как сетевых, так и местных. Они делят уши одесситов и кошельки рекламодателей. Взамен поставляют новости, музыку и рекламу. Главные сокровища станций – диджеи и корреспонденты. О них можно узнать побольше на порталах любимых волн.
Так «Армянское радио» главным поставщиком своих новостей называет Дмитрия Яновского. На портале можно увидеть фото героя и прочесть: «Вот о таких, как Дима, говорят: “Фигаро тут, Фигаро там!” Главный поставщик городских новостей. Как можно одновременно присутствовать на нескольких мероприятиях, проходящих в Одессе?! Вы сможете? А Дима может! Причем легко».
Аней Березкиной гордится «Радио Глас»: «Важнейшие сообщения в выпусках новостей всегда вызывают массу дополнительных вопросов, – пишет сайт «Гласа» – В программе Анны Березкиной ответы на них ищут эксперты – политики, должностные лица, бизнесмены и аналитики».
2 сентября 2001 года в Одессе появилось самое одесское радио с самыми одесскими ведущими. И о них можно все узнать на портале «Одессы-мамы».
А о сотрудниках «Просто-радио» и вовсе нет нужды рассказывать... Это одна из самых известных радиостанций.
Всех героев радио-эфира в маленькой справке не уместить, но радио-активные одесситы наверняка знают их по голосам, а то и в лицо.
Вы не можете удалить эту картинку |
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.