БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №101 > Долгоиграющий квартет
В номере №101

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+10
Интересно, хорошо написано

Долгоиграющий квартет
Елена КАРАКИНА

Довольно странно писать о событии, которое произошло несколько лет назад, как о чем-то новом. Между тем, эта странность возникла как следствие серьезных геополитических перемен и является своеобразной нормой наших дней. Нельзя сказать, что и до геополитических перемен с новостями все обстояло благополучно. И тогда работала лучшая из почт, называемая то еврейской, то цыганской, то еще проще: «шу-шу-шу». «А вы слыхали, в театре на Таганке... а знаете, в Ленкоме, там…». Раз в году, каждый более-менее заинтересованный житель Одессы ездил в Москву и привозил для своего «куста» ворох информации, в том числе, театральной. А «рассказы о театре», о столичном театре, играли свою роль в сознании жителей, проецируясь тем самым и на жизнь города.

Далеко не каждый житель Одессы, даже самый завзятый театрал, может позволить себе ежегодную поездку в Москву. Ну, не может, и все тут. Театралы редко бывают богаты. А билет на поезд, не говоря уже о билете на самолет стоит столько… О цене на билет в театр говорить не приходится. И хотя новые средства коммуникации электронным образом заполняют эту лакуну, но это не тот вид заполнения, который может удовлетворить все слои общества. Потому, что пользуются компьютером на всю катушку, преимущественно, люди до тридцати, а театральной жизнью, в основном, интересуются люди после тридцати. В общем – пропасть. Перепрыгнуть через нее трудновато, если не невозможно. Но некоторым это удается. Тому свидетельство – личный опыт.

ИзменитьУбрать
(0)

Приехала подруга из Петербурга: «Ах, какая удачная постановка, как смешно, как весело, как хохотали!.. Как, не знаешь?! “День радио”. А еще – “День выборов”. Какие остроумные ребята, как точно, как верно! Мой сын ходил на “День выборов” три раза. Там была вся Москва и хохотала. От души. А у вас, что нет? Не смотрели? Не понравилось?»

Как знать, понравилось, или не понравилось, если понятия не имеем, что там у них на сценах Москвы происходило. Но момент «шу-шу-шу» произошел. Там у них в Москве какой-то новый театр, который имеет сума­сшедший успех и играет пьесу, которая называется «День выборов». А потом «День выборов» показали по одному из доступных в Одессе телеканалов. И стали жужжать в уши, пересказывать шутки, перепевать песни. Увидели, понравилось. В какой-то мере телепоказ стал одним из театральных событий. Совсем, как до появления новых границ. Появился какой­-то необычный театр, уже не только для москвичей, но и для одесситов. И стал, как некогда было свойственно театру, объединяющим вектором. Что вовсе не удивительно: невзирая на границы, проблемы-то у всех, если не одинаковые, то похожие, как партия и Ленин, как близнецы-братья.

Впрочем, еще до появления на экранах телевизоров, появилась книга, в которой как раз были напечатаны и «День радио», и «День выборов». Книга молодых театралов – именно так. Потому что как иначе можно назвать людей, которые являются и актерами, и драматургами, и создателями театра?

Как объясняют сами «квартетчики», в названии театра заложен способ организации спектаклей, в которых могут участвовать и приглашенные артисты, среди которых – Максим Виторган, Нонна Гришаева, Федор Добронравов, Александр Жигалкин, Михаил Козырев, Алексей Кортнев, Алексей Макаров, Георгий Мартиросян, Дмитрий Марьянов, Валдис Пельш, Михаил Полицеймако...
Четверо довольно молодых людей создали театр, написали пьесу и сыграли в ней те роли, которые они сами написали. Ну, этим сейчас никого особенно не удивишь. А что же удивительного? Что пьеса имела успех, что написана была вторая, а затем третья, четвертая, что театр живет, а главное – процветает уже несколько лет. Несколько – это чересчур скромно. Комический театр «Квартет И» суще­ствует, как минимум, с 2001 года, если считать точкой отсчета год создания пьесы «День радио». На самом деле комический театр «Квартет И» был образован в 1994 г. Труппу создали выпускники эстрадного факультета ГИТИСа: режиссер театра Сергей Пет­рей­ков и актеры Леонид Барац, Рости­слав Хаит, Камиль Ларин и Александр Демидов. А вот слава пришла после «Дня радио». Театральная слава и драматургическая.

Наверное, существенна оговорка «драматургическая». А как иначе, как не драматургами следует именовать людей, выпустивших уже второй сборник пьес, и заметьте, сборник, который отнюдь не дарят, а «дают почитать»? Сборник называется «Шесть комедий». В подзаголовке: «Все пьесы “Квартета И”». Четыре самостоятельных произведения и два «римейка». Две современные переделки француз­ского и американского авторов – Эжена Лабиша и Торонтона Уайльдера.

Что касается последней, то примечательно предисловие, ее предваряющее: «Наша пьеса была написана по мотивам комедии Торонтона Уайльдера “Сваха” (1954) и фильма-мюзикла Джина Келли “Хелло, Долли!” (1969) с Барбарой Стрейзанд и Луи Армстронгом. В свою очередь, пьеса Торон­тона Уайльдера написана по мотивам комедии венского классика Иоганна Нестроя (1842), а фильм Келли снят по мотивам бродвейской постановки. В фильме в качестве авторов (в той или иной степени) указаны все – Уайльдер, Нестрой, Стюарт, Херман, а также Эрнст Леман (автор сценария фильма). <…> А еще говорят, у Тома Стоппарда есть своя версия этой истории под названием “В суматохе” (1981). И, кстати, одно время роль Долли в бродвейской постановке исполняла легендарная Джинджер Роджерс. А теперь скажите – нужна вам была вся эта информация?»

Чем примечательно предисловие – исчерпывающей информацией или исчерпывающей искренностью и неожиданностью вопроса? Конечно, вторым, поскольку первое мы можем найти в любой театральной энциклопедии.

Равно как этот предваряющий пьесу текст авторов, так и их драматургические тексты, в первую очередь, привлекательны своей исчерпывающей искренностью. Как было, так и написали, конечно, вложив в написанное свою живость, юмор, талант. Предлагая зрителям или читателям самим сделать свою нравственную оценку. Кроме римейков и поименованных выше собственных пьес, в книге «Шесть комедий» еще две: «Быстрее, чем кролики» и «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Последняя представляется самой неудачной, поскольку очень напоминает пьесы-монологи Гришковца, случайно разбросанные на разных собеседников. То есть, в отличие от откровенных римейков, не очень самостоятельна. Но это всего лишь ощущение от прочтения. А если бы увидеть пьесу на сцене, в исполнении актеров «Квартета И», то, может, и впечатление было бы иным. По­скольку, в отличие от многих юмористов, которым так и хочется сказать: «ступай, и больше не смеши», – авторам «Квартета» хочется сказать: «давайте еще». Перекидывайте мостик через театральную пропасть, через лакуны, через безвременье.

Может, в этом «театральном» восторге сказывается одесский шовинизм? Двое из соавторов – Леонид Барац и Ростислав Хаит – имеют отчетливое одесское происхождение. Нет – никакого избыточного патриотизма: остальные участники юмористического театра – вовсе не одесситы. Но как спелись, как спелись! В том числе и с Алексеем Кортневым. И с группой «Несчастный случай». Так спелись, что собирают полные залы не менее восьми лет подряд.

Жизнь театра коротка – семь лет максимум. Так утверждают историки театра. Юмористический театр «Квартет И» существует вдвое дольше, перешагнув упрямые законы и границы. Наверное, это долгоиграющий квартет, коль скоро уже появился второй сборник их пьес. Правда, не в Одессе. В Москве. Но разве не этот город (в не столь давние времена) был городом реализации талантов? И разве не докатывается до Одессы волна безусловного успеха?


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №101 > Долгоиграющий квартет
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 10:56:35
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Dr. NONA Всемирный клуб одесситов