БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №51 > Нужные вещи
В номере №51

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Нужные вещи
Подбор материала Ольги КСЕНДЗЮК

Люди, о которых мы сегодня поговорим, за исключением, пожалуй, Исаака Зингера, известны «в узких кругах». Кого-то слава уже не застала, к кому-то признание пришло с опозданием... И кто скажет, от чего это зависит? Ясно одно — без этих вещей трудно представить себе сегодняшнюю жизнь.

«...Я БЫ НЕМНОЖЕЧКО ШИЛ»

Это — одна из самых нужных и «редких полезных вещей, изобретенных человечеством», в чем согласны американские социологические опросы и известный индийский философ. Но изобрести ее должен был именно еврей!

ИзменитьУбрать
Исаак Меррит Зингер
(0)

Исаак Меррит Зингер (1811-1875) родился в семье эмигрантов из Германии. И родился он хулиганом. Буквально «достал» население городка Питтстона, включая родителей. Разве приличные сыновья пересаживают лук на соседском огороде вверх тормашками, наряжают собак в школьную форму и пририсовывают кривые нули к стянутым у отца банкнотам? А страсть к лицедейству! В 12 лет Исаак бросил школу и сбежал в Рочестер, где устроился подмастерьем к местному механику. Там он довольно быстро освоился, но вскоре заскучал и решил стать бродячим актером.

ИзменитьУбрать
(0)

Поскитавшись по Штатам до 20 лет, юный Зингер устроился механиком на завод в Бостоне, где создал свои первые изобретения — деревообрабатывающий станок и пилораму. Однако коммерческого успеха не было, и он продолжил поиски...

Строго говоря, Зингер не был первым изобретателем швейного устройства. Первый патент на швейный станок был выдан в Англии еще в 1790 г. Однако все имевшиеся устройства были громоздкими и неудобными. Зингер занялся усовершенствованием швейной машинки Фелпса, которая была намного меньше и проще других, но из-за неудачной конструкции узла «игла-челнок» нитки в ней часто запутывались.

Он задумался над устранением этого недостатка всего на 10 дней, которые «потрясли мир» и сделали изобретателя богачом. Зингер расположил челнок горизонтально (нить перестала запутываться); предложил столик-доску для ткани и ножку-держатель иглы (это позволило делать непрерывный шов); снабдил машинку ножной педалью для привода (возможность работать с тканью двумя руками). Эти три нововведения стали базовой схемой швейной машинки на долгие годы. Они защищены огромным пакетом патентов, насчитывающим несколько тысяч охранных документов.
Зингер не соответствовал сложившемуся стереотипу еврейского изобретателя — тщедушного очкарика. Это был человек двухметрового роста, не особо образованный, жизнерадостный авантюрист, с достаточно скандальной личной жизнью, но — заботливый отец всех 22-х детей от своих многочисленных жен. Последний раз он официально женился в 1865 г., на молодой француженке Изабель Соммервилль. (Говорят, она была прообразом для статуи Свободы — неплохой вкус был у изобретателя!)

А еще — он обладал даром собирать вокруг себя талантливых людей и в начале 1851 г. создал фирму «The Singer Manufacturing Company». Она стала обеспечивать оборудованием не только домохозяек, но и швейные фабрики.

Компания «Зингер» вошла в историю бизнеса как первая компания, тратившая более миллиона долларов в год на рекламу. Все газеты обошла фотография индейской женщины в национальной одежде, склонившейся над швейной машинкой. Карьера актера не прошла даром: Зингер умел исполнять любые роли и мог поразить воображение любого клиента. Во время гражданской войны он заговорил патриотическим голосом. «Мы одеваем армию», — гласила новая красочная реклама.
Но и сами машины постоянно совершенствовались. Фирма быстро вышла на устойчивый режим работы. В конце 1858 г. на Зингера работали четыре завода в штате Нью-Йорк, в год продавалось свыше 3 тысяч швейных машинок. К этому году их стоимость (с помощью передовой технологии из военной промышленности) снизилась со 100 до 10 долларов. (Впоследствии этот прием завоевания рынка был применен Генри Фордом.)

К 1891 г. было выпущено более полумиллиона машин. «Зингер» превратилась в огромную корпорацию с филиалами по всему миру. Правда, русская революция 1917 г. нанесла компании значительный ущерб: убыток составил 100 млн. рублей, из которых, после настоятельных напоминаний, советское правительство возместило три. Но что значит мировая революция по сравнению со швейной машинкой — мечтой домохозяек, непременным атрибутом семейного быта, не говоря уже о фабриках и ателье!

В 2001 г. империя Зингера отметила 150-летие. И хотя компания «Зингер» к концу 2000 г. таки обанкротилась — не выдержала конкуренции, — это имя знает практически каждый человек, и машинки Зингера продолжают верно служить более 100 миллионам хозяев в 67 странах мира.

В ДОКОМПЬЮТЕРНУЮ ЭПОХУ

Хаима-Зелика Слонимского (1810-1904) готовили к религиозной карьере. На 17-м году жизни он женился и переехал в местечко Заблудово близ Белостока, в дом тестя, обязавшегося содержать его семью три года, пока молодой человек будет совершенствоваться в изучении Талмуда.
Как-то Хаим-Зелик купил книгу — «Описание неба, или Астрономия». С этого началось его «падение». Он изучал книги по астрономии, а по ночам, дабы не навлечь на себя гнев тестя, учил алгебру и немецкий язык, на которые ушло четыре (!) недели.

В последующие три года Слонимский успел стать отцом двоих детей, открыть собственную торговлю (ею, в основном, занималась жена) и определить смысл жизни — быть «пропагандистом научных знаний» среди еврейской молодежи.

Он написал «Основу мудрости» — руководство по математике, от арифметики до интегрального исчисления, отличавшееся сжатостью и ясной формой изложения. В 1834 г. в Вильно автор получил благосклонные рецензии от тамошних раввинов. Однако денег на издание не хватило, и свет увидела только часть, касающаяся алгебры. С трудом компенсировав затраты на издание, Слонимский вернулся в Заблудово.

В следующем году Слонимский выступил с новым сочинением, популярным очерком развития астрономии. Книга много раз успешно переиздавалась, а автор тем временем работал над руководством по астрономии. В нем Слонимский решил привести, в частности, результаты своих исследований о способах вычислений дат затмений и о построении еврейского календаря. Ему пришлось поехать в Варшаву, где он познакомился с членом варшавского «Общества друзей науки», Авраамом Штерном, чья дочь в 1842 г. стала женой Хаима-Зелика.

ИзменитьУбрать
Счетная машина Х. Слонимского
(0)

Штерн был известен как автор счетной машины. Ко времени появления Слонимского в доме Штерна тот задумал новую машину, но умер, не осуществив своего замысла. На правах наследника Хаим-Зелик решил закончить проект. В 1843 г., когда он отважился на поездку в Берлин, у него уже имелась оригинальная «числительная машина» для умножения и деления целых чисел и извлечения корней; она основывалась на теории чисел, сформулированной самим Слонимским.
В Берлине Слонимский познакомился со многими известными математиками, астрономами и естествоиспытателями. Машину он демонстрировал 12 августа 1844 г. перед членами Берлинской академии и получил похвальные отзывы многих ученых. Особое участие в судьбе Хаима-Зелика принял президент академии Александр Гумбольдт.

Наконец Слонимский оказался в Петербурге. Физико-математическое отделение Академии наук заслушало его и поручило академику В.Я. Буняковскому и секретарю Академии П.Н. Фуссу рассмотреть изобретение и дать письменный отзыв. Высоко оценивая работу Слонимского, рецензенты ходатайствовали о награждении его Демидовской премией. «Мы убеждены,— говорилось в отзыве,— что этот молодой и скромный математик ... в полной мере заслуживает поощрения. Первый успех на поприще математики будет тем живительнее для него, что он поставлен обстоятельствами в беспрерывную борьбу духа любознательности со строгою нуждою...» Премия была присуждена Слонимскому 17 апреля 1845 г., а еще через некоторое время в Петербурге вышла брошюра «Описание нового числительного инструмента Слонимского».

Хаим-Зелик привез и более скромное изобретение, о котором в отзыве говорилось: «...снаряд для сложения и вычитания, он очень прост и удобен на практике...» 24 ноября 1845 г. изобретатель получил на него патент. Это была одна из наиболее простых и остроумных суммирующих машин.

«Числительный снаряд» Слонимского не получил распространения в России — вероятно, не нашлось предпринимателя, который бы взялся за его промышленное изготовление. Однако за границей идея была подхвачена.

Демидовская премия освободила Слонимского на некоторое время от забот насущных. Ряд его изобретений того времени относится к самым разнообразным областям техники. Так, в 1849 г. он получает патент на «усовершенствование паровой машины...», а в 1858 г. предлагает схему телеграфной связи, позволяющую одновременно вести две передачи и два приема и получившую впоследствии название «квадруплекса». Слонимский обратился в Главное управление путей сообщения за средствами для практического внедрения, но получил отказ. А примерно через 30 лет Эдисон вновь изобрел «квадруплексную связь».

Слонимский продолжал также писать книги, пользовавшиеся популярностью, где ясное и увлекательное изложение различных естественнонаучных знаний соседствовало с его оригинальными гипотезами. В Берлине неугомонный Хаим-Зелик начал издавать научно-популярную газету «Гацифира» («Рассвет»). Впоследствии он перенес ее в Варшаву и до конца жизни оставался ее редактором и основным автором.

АВТОМОБИЛЬ БЕЗ СКРИПКИ И СОБАКИ

ИзменитьУбрать
(0)

Кто изобрел первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания? На этот вопрос не так легко ответить, как кажется. Зарегистрировано 416 претендентов на этот почетный титул, а первыми считаются Г. Даймлер и К. Бенц. Работали они в соседних городах, оба построили действующие само-движущиеся повозки в 1885 г. и должным образом выправили патенты. Создатель одного из первых автомобилей с бензиновым двигателем сейчас почти забыт.

Зигфрид Маркус (1831-1898) был одаренным механиком и электротехником, в 17 лет работал в берлинской электрической компании. Он хорошо знал историю транспортной техники. Среди его кумиров был француз Кюньо, который построил первую в мире самоходную повозку — трехколесную паровую телегу (1769 г.). Зигфрид мечтал построить свой самодвижущийся экипаж.
В 21 год он перебрался в Вену, где оборудовал небольшую слесарную мастерскую. Там в 1864 г. он создал искровое зажигание низкого напряжения от магнето с механическим прерывателем на головке цилиндра. Как и карбюратор, искровое зажигание Маркуса широко применялось в последующие годы. Построенный им двигатель весил 280 кг, имел карбюратор собственной конструкции, который обогревался выхлопными газами. Изобретатель испытал его в сентябре 1870 г. на своей первой самодвижущейся повозке, а затем построил более компактный мотор.
В 1875 г. Маркус поставил его на деревянную раму от конной пролетки на 4-х деревянных колесах. Передние колеса поворачивались вместе с осью, а для управления было приспособлено небольшое рулевое колесо. Водитель и пассажир сидели на деревянной скамейке в центре машины. На первом образце передняя ось имела резиновые подушки, которые потом заменили металлическими рессорами. Задние колеса крепились к раме жестко и снабжались тормозными башмаками.

Маркусу приходилось испытывать автомобиль по ночам. Изобретение века страшно чихало, трещало, пугало собак и добропорядочных граждан. Скорость составляла 6-8 км/час. Его легко обгоняли не только конные экипажи, но и модные велосипеды. Никто не проявил интереса, но Маркус, в лучших традициях покрытый грязью и копотью, занимался своим делом, не реагируя ни на чье недовольство. Изобретатель проехал по улицам Вены 15 км. Автомобиль был запрещен полицией, так как «производил много шума».

Первый автомобиль Маркуса, да и личность самого изобретателя окружает множество слухов. Иногда пишут, что Маркусу не хватало знаний, хотя он работал над изобретениями в разных областях техники: занимался электрическими лампами, сделал карбюратор, зарегистрировал телефонное реле, микрофон, громкоговоритель, электрические предохранители для подводных мин и пр. Ему принадлежат 76 патентов, из которых 29 (в других источниках — 38) касаются конструкции автомобиля. И самым главным его достижением было создание мотора на жидком топливе и постройка первого в мире автомобиля.

Правда, здесь действительно до сих пор много неясностей, но работоспособность второго самодвижущегося экипажа, созданного Маркусом в 1888 г., ни у кого не вызывает сомнений. Однако ему уже не суждено было стать самым первым автомобилем.

После смерти изобретателя его первый автомобиль стал экспонатом Технического музея в Вене. Рядом стояла табличка: «Повозка Маркуса (1875 г.). Готова к действию». То, что автомобиль двигался, было доказано в 1950 г., когда после реставрации он открыл парад старинных автомобилей. Сегодня табличка другая: «Автомобиль Маркуса с четырехтактным мотором. Около 1888 года».

Австрийцы воздвигли памятник Маркусу. Он стал одним из национальных героев Австрии, где твердо уверены, что первый в мире автомобиль был создан именно у них в далеком 1875 г. — задолго до того, как в других странах появились более удачливые соперники, добившиеся официального признания. Гордость нынешней экспозиции музея взята под охрану государства. Мощность двигателя составляет всего 0,75 л.с. Однако если учесть, что он был построен где-то в районе 1875-1889 гг, то даже обладатели нынешних «Порше» согласятся с «автомобилем Маркуса», как с необходимой и важной ступенью прогресса. А если удастся доказать, что он был построен раньше 1886 г., то учебники истории наверняка придется переписывать. Точная дата происхождения авто будет установлена лишь после тщательной проверки основных узлов двигателя и шасси.

Голограмма первого автомобиля с бензиновым двигателем З. Маркуса экспонировалась в 1997 г., в Национальном музее науки и технологии в Хайфе, на выставке «Евреи Вены», подготовленной Еврейским музеем в столице Австрии.

АТСы И АЭРОСТАТЫ

ИзменитьУбрать
М. Ф. Фрейденберг
(0)

Телефонные сети довольно долго были оборудованы станциями ручного обслуживания, имевшими массу недостатков. Опыты по автоматизации связи велись с самого начала распространения телефона. Первый патент на простейшую автоматическую телефонную станцию получили в 1879 г. американские изобретатели. Однако счастью под названием АТС в ее сегодняшнем виде мы обязаны увлекающемуся, неординарному и весьма разностороннему человеку — М.Ф. Фрейденбергу.
Михаил (Моисей) Филиппович Фрейденберг (1858-1920) родился в польском городке, умер в Петербурге (где заведовал типографией), а жил он вообще-то в Одессе. Во всяком случае, у нас нет оснований не доверять известному писателю-краеведу А.Л. Вайнеру, который называет Моисея Филипповича «чистокровным» одесситом». А если вы заглянете в Интернет, то обнаружите имя Фрейденберга в разных рубриках: то журналист, то спортсмен, то инженер-изобретатель...
Он был сотрудником множества одесских, а затем и центральных газет и журналов. Писал стихи, фельетоны, книги. Выступал на сцене, был редактором, издавал журналы «Маяк» и «Пчелка» (тогда же познакомился с Л. Пастернаком и женился на его сестре Асе).

ИзменитьУбрать
Телефонный коммутатор
(0)

Специалисты до сих пор чтят заслуги М. Фрейденберга в усовершенствовании оборудования для типографских работ — 3 модели буквоотливных наборных машин; и в создании новой конструкции киноаппарата, так называемого кинетоскопа (совместно с И.А. Тимченко). Он увлекался воздухоплаванием, сконструировал и изготовил воздушный шар (в некоторых источниках — аэростат) и в 1881 г. удивлял одесситов отважными полетами. Следы этого события остались даже в раннем стихотворении Б. Пастернака:

«Что ни утро, в плененьи барьера,
Непогод обезбрежив брезент,
Чердаки и кресты монгольфьера
Вырываются в брезжущий тент...»

Созданный в 1895 г. Фрейденбергом предыскатель и его принцип свободного искания стали основой для проектирования АТС. Работая над автоматизацией связи, он стремился найти решение, делающее АТС рентабельнее ручной станции такой же емкости. Этому мешало применение громоздких и дорогостоящих искателей. Фрейденберг пришел к выводу, что в системе, состоящей из 10 тыс. абонентов, достаточно обеспечить одновременную возможность общаться друг с другом любым 500 парам абонентов вместо 5000 пар, как это предусматривалось для ранее запатентованной аппаратуры.

В 1896 г. Фрейденберг создал линейный искатель на 1 тыс. линий с общим многократным полем для группы искателей, а затем ввел групповые искатели. Макет АТС последней системы, так называемой машинной, прошел успешные испытания в Париже.

О.М. Фрейденберг в 1949 г. нашла дома пакет с бумагами отца. Патенты и книгу «Воспоминания изобретателя» она передала в Музей связи. В 50-х гг. были опубликованы статьи: «Михаил Филиппович Фрейденберг — изобретатель АТС» и «Изобретатель автоматической
телефонной связи»; «Вклад русской науки и техники в изобретение кинематографа». А.Л. Вайнер пишет: «Он смог предвосхитить многие идеи, ставшие понятными обществу только спустя 40-50 лет».

«ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ТАБЛЕТКИ...»

Если спросить, какое лекарство — самое популярное, многие ответят: аспирин. Ежегодно человечество потребляет до 17 млрд. этих таблеток. Даже Нил Армстронг, отправляясь в 1969 г. на Луну, прихватил его с собой. Он не только снижает температуру, снимает боль, но и, как показали исследования, предотвращает некоторые виды сердечных и даже раковых заболеваний. 100-летний юбилей аспирина первый его производитель — немецкая фирма «Байер» отпраздновала с величайшей помпой.

Рождение препарата связано (по официальной версии) с именем молодого химика Феликса Гофмана, работавшего в одной из лабораторий фирмы. Дескать, любящий сын не мог смириться со страданиями отца, подверженного ревматическим болям, и вот — 1899 г., чудо открытия... Доктор Гофман умер в 1946 г.

ИзменитьУбрать
А. Эйхенгрин
(0)

А в 1949 г. в одном из медицинских журналов появилась статья доктора Артура Эйхенгрина. Некогда крупный промышленник и знаменитый изобретатель весьма доказательно опровергал историю с Гофманом и подробно описывал, как отбирал для будущего аспирина ингредиенты и передавал их для составления препарата помощнику. Гофман работал строго согласно указаниям ученого, фиксируя технические описания синтеза ацетилсалициловой кислоты. И не более.
Причем руководство фирмы, не очень веря в новинку, категорически отказалось проводить клинические опыты. Эксперты фирмы настаивали на том, что препарат опасен для жизни. И тогда Эйхенгрин испытал его на себе. Потом тайком начал передавать его друзьям-врачам. Эффект превзошел все ожидания. Замалчивать изобретение уже было невозможно. Его выпуска на рынок требовали врачи и сотни тысяч страждущих. Сбыт был обеспечен, но из-за сложной «мышиной возни» в лаборатории Эйхенгрин не получил ни пфеннига. Он мог рассчитывать на доход, только если бы удалось запатентовать препарат. Но поскольку его изготовление являлось простым химическим процессом, сделать это, по существовавшим тогда в Германии правилам, было невозможно.

Но открытие все же сказалось на карьере. Вскоре Эйхенгрин стал руководителем отдела исследований лекарственных препаратов и фотохимикатов. Гофман был переведен в отдел сбыта, и это тоже своего рода показатель, «кто есть кто».

Однако в 1949 г. у общества были более насущные задачи, чем авторство аспирина. К тому же через две недели после сенсационной публикации доктор Эйхенгрин в возрасте 82 лет скончался. А через десятилетия проблемой заинтересовался шотландский историк фармакологии доктор Снайдер...

ИзменитьУбрать
(0)

Вначале история об авторстве Эйхенгрина прозвучала на международной медицинской конференции, затем в 2000 г. — в «British Medical Journal». Научный мир был потрясен, а фирма «Байер» перешла в наступление. Но могущественный концерн не рискнул возбудить судебное дело «о защите чести и достоинства» против Снайдера, посягнувшего на респектабельнейшее имя фирмы.
То, что доктор Эйхенгрин был выдающимся ученым и изобретателем, оспаривать было невозможно. Его имя прочно вошло в историю мировой науки. Так, в 1901 г. именно он изобрел невоспламеняющуюся кинопленку. Затем — проявитель и дезинсекталь; антифриз, искусственный шелк и множество невозгорающихся материалов. Каждый, кто садится на пластиковый стул, вправе вспомнить доктора Эйхенгрина. Немало на его счету и лекарств, кроме аспирина, к примеру, протаргол. Всего — 47 изобретений, призванных улучшать человеческую жизнь или продлевать ее.
Артур Эйхенгрин родился в 1867 г. в состоятельной еврейской семье. В 23 года стал доктором химии. Слава о талантливом химике дошла до фирмы «Байер», и в 1897 г. его пригласили на работу. За время работы на «Байер» доктор Эйхенгрин сделал 18 уникальных открытий, на которые фирма получила патенты.

В 1938 г. он был вынужден продать свою долю в компании, как еврей, лишенный всех прав, значительно ниже ее действительной стоимости. Но и эти деньги ему не достались — они пошли на оплату «эмиграционного налога». Так назвали нацисты своеобразный выкуп, которым обложили всех евреев рейха за право на эмиграцию из Германии, но отнюдь не за саму эмиграцию. Когда ученый решил уехать в Англию, к родственникам, из страны его не выпустили. Вскоре нацисты конфисковали его имущество, в приказном порядке вынудили сменить роскошный дом на крошечную квартиру подле городского сада, куда ему как еврею вход был категорически запрещен.
Когда же в 1941 г. Эйхенгрин узнал, что его любимое детище — аспирин — представлено на выставке, посвященной достижениям Германии в химии, с именами других авторов, понял: нацисты просто присвоили его изобретение, и жизнь его висит на волоске.

В соответствии с нацистским законодательством, каждый еврей — житель рейха в своем паспорте имел дополнительное «расовое» имя — Исраэль. Оставаясь человеком независимым, Эйхенгрин на своей почтовой бумаге не стал его печатать. Этого оказалось достаточно, чтобы 77-летнего ученого с мировым именем в 1944 г. приговорили к четырем месяцам тюремного заключения, а затем отправили в концлагерь.

Артур Эйхенгрин выжил, вернулся в Берлин. На месте своего дома он застал развалины. Несмотря на возраст, начал новую жизнь. Мало того, устроил лабораторию, возобновил научные изыскания. Жизнь налаживалась, но ученый не мог забыть выставки в Мюнхене и украденное у него авторство открытия. Потребовалось еще 50 лет, чтобы его имя заняло подобающее место в истории фармакологии.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №51 > Нужные вещи
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 11:40:14
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Dr. NONA