БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №51 > Преобразователь человека в личность
В номере №51

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Преобразователь человека в личность
Михаил КОРДОНСКИЙ

Семиклассник, занимающийся в военно-морском и химическом кружках, построил катер с химическим двигателем. (Близилась война, и стране нужны были торпедные катера.) Не карманную модель, а настоящий, несущий человека, естественно, самого автора. При испытании его выбросило за борт, а изобретение перелетело пруд и взорвалось. Авторское свидетельство на первое изобретение — аппарат для получения жидкого кислорода — Генрих Альтшуллер получил, еще будучи школьником. Повоевать он не успел, окончание летного училища совпало с Победой. Тогда он решил, что стране нужны изобретения, и принялся изобретать... метод изобретения изобретений. Но создал в результате гораздо большее.

Следующий эксперимент, едва не стоивший жизни Альтшуллеру и его соавтору Рафаэлю Шапиро, состоялся в 1948 году. Пусковой объект — письмо с предложениями по улучшению изобретательского дела в СССР. Авторы уверены, что новые технологии помогут быстрее восстановиться разрушенной после войны стране. Письмо они направили... ну, куда тогда все — товарищу Сталину. Взрыв был обычного типа: 25 лет лагерей. Вскоре после смерти адресата Альтшуллер был полностью реабилитирован. Но до этого, после очередного отказа о помиловании сына, мать Альтшуллера покончила с собой. Отец умер еще раньше.

ИзменитьУбрать
Г. С. Альтшуллер (1926-1998).
Родился в Ташкенте, большую
часть жизни прожил в Баку,
последние дни - в Петрозаводске
(0)

Письма «наверх» теперь можно было писать безопасно и... бесполезно. Десять лет, с 1958 по 1967 год, Альтшуллер бомбардирует ими власти и, якобы общественное, но фактически формальное ВОИР — Всесоюзное общество рационализаторов и изобретателей, и... свершилось чудо. Одна из позднейших статей об Альтшуллере называлась «Прошедший сквозь стену». В начале 70-х ВОИР создало под Альтшуллера, на месте его жительства — в Баку — Общественный Институт Изобретательского Творчества (АзОИИТ). Этот формальный акт был не более чем неполным признанием и частичной легализацией существующего мощного общественного движения: группы последователей Альтшуллера в то время работали под разными видами в нескольких десятках городов страны. После легализации рост их числа ускорился. Через несколько лет власти поняли, что попытка «взять под контроль путем организовать и возглавить» провалилась — тризовцы фактически были независимой общественной ассоциацией. Но времена были уже не те, чтобы хватать и сажать. Лабораторию Альтшуллера закрыли, но он продолжал быть лидером и наставником общественного движения изобретателей, насчитывающего десятки тысяч активистов со школами примерно в 150 городах. После распада СССР Альтшуллер переехал из отделившегося Азербайджана в Россию, в Петрозаводск, и продолжал активную деятельность.

Если бы (вообразим по одному из методов ТРИЗ такой фантастический проект) он захотел заняться политикой, то мог бы конкурировать с коммунистами и жириновцами (только эти две партии в России имеют соизмеримое с тризовцами количество энтузиастов и широту географического охвата) — методы ТРИЗ пригодны для решения задач во всех областях человече-
ской деятельности, в том числе в области социальных и политических технологий. Но Альтшуллера это никогда не интересовало. Он не хотел власти, он хотел улучшать людям жизнь и был убежден, что изобретения, технологии могут это сделать. Даже очень скверную жизнь сделать хоть чуть-чуть лучше. В тюрьме его пытали запретом на сон: надзиратель следил в глазок, не закрыты ли у жертвы глаза. Альтшуллер изготовил бумажки (оторвал от коробки папирос) с нарисованными обгорелой спичкой открытыми глазами и наклеивал их слюной на закрытые веки. Это работало!

Генрих Саулович Альтшуллер всю жизнь зачитывался фантастикой, и сам, под псевдонимом Г. Альтов, был незаурядным писателем-фантастом. То, что произошло с его учением в реальной жизни, напоминает один из сюжетов братьев Стругацких. Когда изобретательнице задавали неразрешимую задачу из любой области знаний, она с блеском находила решение... какой-то другой, тоже считавшейся неразрешимой задачи, но не той, что перед ней поставило начальство. Это было в Институте чудаков — сообществе людей нового типа с невиданными доселе возможностями.

В противоречивое время, в нашей стране со всеми ее странностями, почти без помощи государства, а иногда вопреки ему, силою воли и таланта Генрих Альтшуллер создал новую человеческую общность. Изобретатели, попавшие в круг Альтшуллера... впрочем, большинство из них не было изобретателями, в лучшем случае банальными советскими инженерами, реализовывавшими себя в политических диспутах кухонь и курилок НИИ, — изобретателями они стали, увлекшись ТРИЗом, и тогда уже решали технические проблемы — хоть на работе, хоть дома, получали патенты и создали множество полезных и практичных вещей.

В период распада СССР судьба движения раздвоилась. Люди, в массовом порядке уехавшие на Запад, сделали на основе ТРИЗ хороший бизнес. Они решают для крупных компаний изобретательские задачи, обучают персонал. Так, например, тризовцы Валерий Михайлович Цуриков, Семен Соломонович Литвин и Владимир Михайлович Герасимов в конце 80-х создали лабораторию «Изобретающая машина» в Минске, а в начале 90-х открыли фирму «Invention Machine Corporation» в США. Эта фирма успешно сотрудничает с такими гигантами как Жиллет, Крайслер, Ксерокс и другими транснациональными корпорациями. Успешные коммерческие ТРИЗ-фирмы работают в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Торонто, Сеуле, Токио, Пуатье, Париже, Тель-Авиве, Лондоне, Амстердаме, Варшаве. Членами международной ассоциации ТРИЗ являются более 30 стран. У одессита Марка Мееровича в архиве лежат официальные письма с предложениями работы от таких фирм, как «Samsung» и «Sanyo».

На территории бывшего СССР, в основном в России, Украине и Белоруссии сейчас действуют около 300 общественных объединений ТРИЗ. Подготовленные Генрихом Сауловичем ученики и ученики его учеников обучают взрослых и детей изобретательству. В подавляющем большинстве эти объединения клубного типа не только не приносят дохода, но и требуют от своих членов затрат, как минимум — времени. Лишь в редчайших случаях это занятие позволяет как-то свести концы с концами. Технические инновации не очень-то нужны в слаборазвитых странах. Человеческая энергия, не мистическая астральная, а в самом бытовом смысле — свободное время и желание трудиться, — самая конвертируемая валюта в мире. Ее несложно превратить в деньги, хотя экономичнее, без всяких трансакционных издержек, прямо в продукт — материальный или информационный.

Может быть, созданные тризовцами изобретения еще будут востребованы в будущем. А если и нет — высшим достижением человечества всегда будут не железяки, а сам Человек, его достоинство и совершенство. Лучшее из изобретений Альтшуллера успешно внедрено в жизнь и работает, принося счастье людям.

—————
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — научная технология творчества, направленная на сознательное управление подсознательными процессами.

Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач.

—————
Согласно ТРИЗ в основе всякого изобретения лежит разрешение технического противоречия. Изучив около двухсот тысяч патентов, Альтшуллер классифицировал и систематизировал порядка полутора тысяч типовых технических противоречий и разработал типовые методы их разрешения. Для решения принципиально новых, нетиповых задач создан АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач — набор правил, которыми должен руководствоваться изобретатель. Первый алгоритм образца 1959 года состоял из четырех шагов. Развиваясь на протяжении 40 лет, он превратился в мощный аналитический инструмент, с использованием которого создано компьютерное программное обеспечение, включающее базу данных физических эффектов и международных технических нормативов.

—————
Из писем тризовцев:
Учение Генриха Сауловича затронуло глубинные слои личности, изменяя ее духовность, направляя развитие на решение достойных общечеловеческих проблем, иногда даже кардинально меняя судьбу человека...
Челябинская Школа ТРИЗ

ТРИЗ из интересного хобби, позволявшего скрасить унылую и неблагодарную работу в «ящике», превратилась в дело жизни, наполнив ее новым высоким содержанием. ТРИЗ полностью изменила мое мировоззрение, многократно усилила интеллектуальные возможности.
К. Склобовский

Генрих Альтшуллер сделал для нас то, что Колумб для европейцев. Он открыл новый мир, в котором мы себя чувствуем, как пионеры в Америке...
Г. и Л. Зайниевы

——————
В 1979 году Генрих Альтшуллер выпустил одну из главных своих книг — «Творчество, как точная наука», где приведены 77 стандартов решения задач. Английское издательство «Гордон энд Брич» включило эту книгу отдельным томом в монументальный шеститомник «Кибернетика», посвященный самым перспективным исследованиям в данной области. Альтшуллера много публиковали на Западе, его неоднократно приглашали работать крупнейшие западные фирмы.

————————————

В 1972 году Генрих Альтшуллер провел семинар в Одессе. В числе его участников был преподаватель политехнического института Соломон Давыдович Тетельбаум. Впоследствии в Общественном институте патентоведения ВОИР Одесской области он вел курс «Методика технического творчества». С 1987 г., после отъезда Тетельбаума, курс стал вести его выпускник Марк Иосифович Меерович.

Рассказывает Марк Меерович.

ИзменитьУбрать
Марк Меерович
и Лариса Шрагина
(0)

Что для меня самое важное в ТРИЗ? Наверное, то, что заметил Генрих еще в начале 70-х годов — что эту технологию анализа и поиска решения технических проблем можно применять и для решения совершенно других задач — организационных, экономических, даже личных. Как говорил Генрих: «Не только мы работаем с инструментом, но и инструмент работает с нами», — у этих людей изменился стиль мышления. И тогда впервые возникла мысль: нельзя ли использовать ТРИЗ для того, чтобы не только обучать инженеров, но и вообще развивать мышление как таковое, то есть придавать ему качества, которые сейчас психологи оценивают именно как качества творческого мышления. Так сформировалось направление, которое в дальнейшем получило название «ТРИЗ-педагогика». Генрих это уже тогда чувствовал, могу его процитировать: «Если сначала ставится задача просто решать технические проблемы, то затем появляются более масштабные цели: создать новую точную науку развития технических, а затем научных, а затем и художественных систем. Возможность организации технического творчества дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи. И наша высшая задача — перестроить мышление». Генрих фактически изменил взгляд на природу творчества как такового. Если раньше считалось, что творчество — это нечто присущее человеку только от рождения, либо это результат там каких-то особых психических... даже иногда можно сказать отклонений, то возможность использовать формализованные методы решения технических задач — это методика, формирующая нормальное человеческое мышление. Может быть, именно гениальность — это качество, которое присуще человеку. А мы просто еще не умеем его использовать. Наверное, это еще один из аспектов, который сильно привлекал к Генриху людей.

Мы с Ларисой используем один из сильнейших инструментов, которые создал Генрих — АРИЗ, алгоритм решения изобретательских задач. Он говорил, что учить надо АРИЗу, потому что все остальные инструменты — это в большей или меньшей степени перебор вариантов. Только алгоритм как таковой позволяет организовать мышление и управлять им. В педагогике есть такое понятие — «формирование обобщенных способов мыследеятельности». Это значит, что методы решения проблем, полученные в одной области знаний, переносятся на решения проблем в совершенно других, зачастую очень далеких, областях знаний. Считается, что в истории человечества были три этапа — сельскохозяйственный, индустриальный и информационный. Украинский ученый Валерий Хмелько назвал следующий этап: человекотворческий. Если раньше мы готовили узких специалистов для определенных отраслей экономики, то сейчас нам нужен будет человек, который сможет решать любые проблемы, возникающие в любых отраслях, и быстро перестраиваться с появлением новых технологий. Недостаток современного образования — в основном дают знания, а не учат мыслить. А задача образования — не давать конкретные знания по узкой специальности, а «создать» человека, который мог бы быстро перестраиваться в процессе решения задач, мог бы быстро осваивать новую информацию, менять профессии, уметь использовать различные технологии. Именно поэтому сейчас, когда в мире говорят о кризисе системы образования, возник такой широкий интерес к ТРИЗ-педагогике.

И еще одну возможность обеспечила ТРИЗ: используя законы развития технических систем, открытые Альтшуллером, мы выходим на общую теорию систем. Во всяком случае, то, что развитие всех искусственных систем подчиняется законам Альтшуллера, мы с Ларисой уже показали.

——————
С 1984 года Марк Меерович учился на семинарах Альтшуллера в разных городах СССР, использовал ТРИЗ в обучении школьников на Одесской областной станции юных техников, проводил семинары по ТРИЗ в одесских конструкторских бюро и научных организациях. Вместе с Марком работает его жена Лариса Шрагина, кандидат психологических наук, тема диссертации — развитие творческого воображения с использованием методов ТРИЗ.М. Меерович и Л. Шрагина, преподаватели ТРИЗ и руководители лаборатории «ТРИЗ-педагогика Украины». Мастера ТРИЗ — дипломы с этим званием подписывал Альтшуллер только лично, в мире их всего 66. Лариса и Марк — авторы 4-х книг по ТРИЗ, курсов лекций и статей, докладчики многих международных научных семинаров и конференций.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №51 > Преобразователь человека в личность
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 06:53:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Dr. NONA Еженедельник "Секрет"