БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №51 > Красивый человек
В номере №51

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Красивый человек
Александр БИРШТЕЙН

Есть люди, которые красивы всегда и во всем. И всегда молоды. Это редкая, всегда талантливая порода людей, которые, казалось бы, и предназначены для любви, обожания, любования, наконец. Но, повторяю, эти люди еще и талантливы. Во всем...

Молодым и красивым помнится мне и Борис Ильич Зайденберг. Он всегда был таким: прекрасным, ярким, добрым, талантливым и мужественным. Таким и остался. Теперь уже навсегда. За долгие годы знакомства редко видел его улыбающимся, радостным. Пожалуй, несколько раз, когда приходил он к нам в гости вместе с Анжелой, своей тогдашней женой, жительницей Германии. А если и улыбался, то обычно глаза его были печальными-печальными. Я на это внимание обратил еще в мастерской Губы — Иры Губаревой. Губа — школьная подруга моей жены. Это в прошлом. А в настоящем — мой друг. Она художница, мастерская ее была во дворе Русского театра. Естественно, актеров там водилось множество. Я, хоть и не актер, тоже любил там бывать. Губа роскошно варила кофе, да и компания всегда интересная... Там и с Борисом Ильичом познакомился. А потом, время спустя, стал он бывать в нашем доме. В библиотеке у Иры бывал он, правда, еще чаще. (Ирина Борисовна Шайкевич — сестра моей жены, к сожалению, покойная.)

ИзменитьУбрать
(0)

Я посмотрел за свою жизнь многие сотни спектаклей. Есть запомнившиеся, есть те, что просто отняли время. Из запомнившихся, из «самых-самых» особняком «Царь Федор Иоаннович» с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским в роли Федора и Борисом Ильичом Зайденбергом в роли Бориса. Вернее, это не один спектакль, а череда репетиций и спектаклей в первый приезд Смоктуновского. На первых репетициях Иннокентий Михайлович практически сам сыграл весь спектакль. Все роли... Кроме роли Бориса. Актеры ходили за ним, что-то записывали... Мэтру это нравилось.

— А вы почему не записываете? — вдруг спросил он Бориса Ильича.

— А зачем? — удивился тот. — У меня все тут! — С этими словами он приподнял свой черный свитерок и похлопал себя по животу.

Это было на самой первой, закрытой-презакрытой репетиции, куда пошли мы с мамой моей жены Бертой Яковлевной Барской. Уже известно было, что мэтр приехал, что вот-вот начнется репетиция, но... В театр попасть было невозможно. Но попали! Тещу мою любили и уважали в городе, тем более, в театральных кругах.

Вот тогда я впервые увидел этот удивительный дуэт двух гениальных актеров. Причем, один из них был признан и любим повсеместно, а другой... При всей своей внешней мягкости, Борис Ильич был очень бескомпромиссным человеком. Сам, по зову души он мог горы свернуть, но заставить его делать то, что ему не по душе, кривить этой самой душой он не умел. Может поэтому, любимый и уважаемый коллегами, он мало был известен за пределами города. А жаль, очень жаль... Его высочайший дар заслужил намного большего признания.

Но я отвлекся. Репетиция прошла под овации. Но я ждал, ждал спектаклей, понимая, что такого Бориса я больше никогда не увижу.
И действительно, когда пошли спектакли, Борис был нисколько не хуже Федора. Каждый спектакль был другим. В зависимости от настроения, мироощущения Смоктуновского. Играл Иннокентий Михайлович гениально. Но Борис Ильич играл не хуже! Более того, и его настроение, мироощущение в данный конкретный день тоже сказывались на звучании спектаклей. Как это было интересно! Помнится отчетливо и явно, как в одном из спектаклей Борис Ильич был настолько мощен, что я поймал себя на мысли, что Борис Годунов — жесткий, коварный, прагматичный — вдруг стал мною понимаем и, о Б-же! — одобряем!
После завершения гастрольных спектаклей, на ужине у нас дома, слегка выпив, я сказал Иннокентию Михайловичу о том, что, на мой взгляд, Борис был ничуть не хуже Федора. Смоктуновский, слегка опешив, все-таки со мной согласился. Но потом добавил:

ИзменитьУбрать
(0)

— Я — царь! А он будущий царь!

Еще чем Борис Ильич меня поразил в те годы — талантом, и огромным, скульптора. Лепил он маленькие, с сигаретную пачку, слегка шаржированные портреты знакомых, в основном актеров. Это было так узнаваемо и точно. Помню, выпрашивал у него «ну, хоть одну-у-у!..», но, увы, не судилось. Скульптурки отдавались тем, с кого лепились.

Борис Ильич как-то неожиданно для всех бросил актерский труд и стал режиссером. Удачным и удачливым режиссером, боготворимым актерами. Еще бы, прежде малоизвестные актеры становились звездами в его спектаклях. Но... Актера — Зайденберга не хватало! Не хватало публике, не хватало коллегам... По сути, так никто до конца и не понял, почему Борис Ильич покинул сцену.

Версий имелось множество. Лично я считаю, что такому великому актеру просто не хватало адекватного режиссера. А подчиняться серости, играть в посредственных спектаклях посредственных же режиссеров ему просто надоело. Последним режиссером, с которым успешно работал Зайденберг в русском театре, был Виктор Максимович Стрижов.

ИзменитьУбрать
(0)

Герострат... Федор... А ведь, по сути, он был настолько сильнее партнеров, что в спектаклях происходил эффект, который я как-то назвал «эффектом Жеглова». Отрицательный герой в исполнении Бориса Ильича настолько превосходил своего положительного оппонента, что весь спектакль звучал по иному. По-Зайденберговски. Взять тот же спектакль «Забыть Герострата». Ну, отрицательней героя не бывает. Но... В какой-то момент симпатии публики перешли на его сторону. И когда полностью положительный и правильный герой Павла Михайлова — прекраснейшего, кстати, актера, — убивал Герострата, то по залу несся вздох сожаления.

При встречах с Борисом Ильичом мы часто говорили о том, как он необходим сцене. Он не говорил «нет», но от актерской работы уклонялся. Помню только один случай, когда Борис Ильич твердо обещал сыграть. Мы сидели в СТД после того, как все вместе собрались отметить одну из годовщин Ириной смерти. Люди уже разошлись, только Борис Ильич, Толя Антонюк — мой близкий друг, актер и режиссер, и Валера Бассэль — в прошлом актер Русского театра, режиссер и автор передач «Хабад», остались допивать. Разговор зашел о своем маленьком театре, о «Короле Лире»... Оказалось, что этот спектакль — мечта каждого из нас. Думали над тем, как достать денег, как создать театр...

В последние месяцы жизни Борис Ильич побывал в Америке. Приехал окрыленный. Он рассказывал Тамаре Афанасьевне Сазоновой, другу нашей семьи и другу Бориса Ильича, о том, что деньги вроде найдены, звал ее директором этого нового театра... В те же примерно дни встретились мы на Пушкинской угол Троицкой. Поговорили, немного помечтали...
Разве мог я знать, что вижу его в последний раз?

Тогда же были написаны стихи, посвященные Борису Ильичу.

Лир (актер)

Какою фразой исчерпалось
Его терпение? И он
К себе, к другим утратив жалость
Шел, как на плаху, на прогон.
Партнеры упивались речью.
Старались и оркестр, и хор...
Да, драматург, конечно, вечен,
Но так бездарен режиссер.
Катилось действо, как лавина,
Всех подминая и губя.
Но вот — последняя картина.
Глоток последний... Для себя!
И как-то вдруг не стало зала,
Пространство сузилось... Тюрьма!
Зачем партнерша зарыдала?
Зачем суфлер сошел с ума?
Как суд, как будто к «высшей мере...»
Все обретали голоса.
Но оставалось до премьеры
Еще бездонных три часа.

Но премьера не состоялась...


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №51 > Красивый человек
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-19 10:38:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еврейский педсовет