БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №56 > Страна Ашкеназ
В номере №56

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Страна Ашкеназ
Ольга КСЕНДЗЮК

«Дэр ид даф зан эхэр фын олы, фар дэр фар, вус мы лозт им нышт зан глах мыт олы». — «Еврей должен быть выше всех потому, что ему отказано быть наравне со всеми».
(Из книги «Местечко смеется», И. и А. Фихтман)

«...Россия, Лета, Лорелея»

Это — как черно-белая кинохроника. Гармония и хаос. Родина великих философов, ученых, поэтов и композиторов — и место, где зародились марксистская утопия и человеконенавистническая идеология нацизма — плод мутировавшего «нордического духа» и обывательского комплекса неполноценности. Покаяние опомнившегося от безумия народа — и неонацистские демонстрации, воспламененные иллюзиями о «величии погибшего Рейха».

ИзменитьУбрать
(0)

Чем-то Германия похожа на Россию. Не зря русские романтики так любили учиться в Берлине и Геттингене, — больше, чем в Оксфорде или Кембридже, а юные (и не очень) «бунтари» зачитывались Ницше и Фрейдом. То и дело возрождалась мода на немецкий язык, Шиллера и страдания «по Вертеру». Борис Пастернак пишет «Марбург», а «Фауст» существует на русском языке в двух переводах.1

Вот только пресловутые немецкие точность, аккуратность и «правильность» в смысле соблюдения правил как-то у нас не прижились. Но шли «на ура»: изысканная стройность Канта, тяжеловесная глубина Гегеля, романтическая ирония Гейне, суховатая мудрость Гессе и... «бродячий призрак коммунизма». (Есть какая-то удручающая логика в том, что «всесильное и потому верное» учение прижилось именно на российской почве.)

Сотни невидимых нитей, духовных, исторических связей протянуты между Россией и Германией. Эти страны схожи, быть может, извечным идеализмом; неисцелимой болезненностью истории; возвратным вирусом маршировок, одиозных лозунгов и агрессивной символики; тяготением к «жесткой руке» и культу «сильной личности». И, конечно, от века тлеющей ксенофобией — неприязнью к иному, будь то еврей, русский, интеллигент, ученый, или просто непохожий и непонятный
Чувство вины немцы пытаются хоть как-то успокоить (репарациями, к примеру, которые, конечно же, ничего не могут возместить, но позволяют заглушить тревожное эхо, не утратить лица). А бывшему СССР чувство вины не свойственно. Чем грандиознее преступления, тем упорнее молчание. Ни суда, ни воздаяния, ни покаяния. Напротив — имперское мышление с присущим ему бесстыдством зовет назад: реставрировать «прежнюю хорошую жизнь».

Для того, что сотворил нацизм с европейским еврейством, есть имя — Шоа, Холокост. Однако до сих пор не найдено имени для того, что произошло в СССР. Ибо резкое, но точное слово «геноцид» мы боимся произносить вслух.

Вроде бы канули в Лету мрачные времена, но ветер пустыни может однажды снести песок и обнажить древнюю кладку. История все еще здесь. И не стоит ее забывать.

Аллеманы, ашкеназы и... скифы

Начнем с того, что Иосиф Бродский считал превыше времени и пространства, — с языка.
Идиш, этот самобытный язык германского происхождения, формировался в 10-12 вв. и органично впитал в себя слова и формы из английского, иврита, польского, украинского. (Как, кстати, на идиш «кров, убежище, приют»? «А притулык».) Идиш распространялся на восток и запад, пока не превратился в единый язык еврейства Европы. При этом к нему относились — до середины 19 в. — как к языку второстепенному по сравнению с ивритом, считали «жаргоном». Хотя идиш — это не только язык, но и неотъемлемая часть культуры народа, целый мир.

Идиш — основной язык общения ашкеназов. А само слово «ашкеназ»? Оно не идишистское, а ивритское, и впервые появляется в Берешит (10, 3) и в I книге Хроник. Ибо началось все, конечно же, с Ноаха. Точнее, с его сына Иафета, у которого был сын Гомер, а вот у него уже родился Ашкеназ. Некоторые комментаторы Талмуда предполагают, что именно потомки Ашкеназа позднее стали жить на германских территориях. В Талмуде и мидрашах «Германия» (или «Гермамия») — общее обозначение стран Северной Европы. В еврейских источниках раннего средневековья Германия названа «Аллеманией», а с 9-10-го вв. ее именуют «Ашкеназ».

Некоторые ученые (например, Б. Альтшулер) связывают происхождение слова «ашкеназ» со скифами. Оригинальная гипотеза — некоторые авторы договорились до того, что слово «ашкеназ» означает просто — «скиф». Другие исследователи утверждают: «немец» или вообще «северный». В КЕЭ «ашкеназ — термин, обозначавший в средневековой еврейской литературе евреев, проживавших на Рейне, а затем во всех германских землях в целом». Позднее так стали называть и их потомков, в том числе тех, кто жил в других странах.

Обычно в Европе под словом «еврей» («иудей») подразумевают ашкеназского еврея. В 60-е гг. 20 в. ашкеназы насчитывали 11 млн. (евреи по крови, прозелиты и просто иудеи).

«А ид даф тумыт зан а ид...»2

ИзменитьУбрать
«Здесь говорят
на идиш»
(0)

Первые документальные свидетельства о жизни ашкеназов — «преданья старины глубокой». Еще в 321 г. в Кельне была основана первая община. Но основные еврейские поселения и общины стали формироваться не раньше 10-го в. В этом смысле отличались Майнц (на иврите — Магенца), Вормс (Вермайза), Шпейер, города Эльзаса и Лотарингии. Упоминание о еврейской жизни в Берлине впервые встречается в 1295 г.

Историки говорят, что евреи играли существенную роль с самого начала — т.е. с возникновения немецких городов (вплоть до того, что их называли «необходимым краеугольным камнем»). И, конечно же — в торговле и экономике — не только в силу особенностей еврейского характера, а еще и потому, что, кроме торговли, ремесел и, позднее, кредитных операций, им долго запрещали заниматься чем-либо иным.

Отношения германского еврейства и немцев — сложные, неоднозначные и даже парадоксальные. Здесь всегда имело место взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Еврейская мысль открыто или подспудно принимала участие в жизни общества и государства, порождая замечательные, уникальные плоды на почве германской цивилизации. При этом евреи оставались «гражданами второго сорта», инородцами. Их труд на благо страны принимали, как правило, без благодарно-сти. Евреев терпели — и только. Веками накапливалось глухое раздражение, вызванное именно большим значением еврейства в деле строительства немецкой цивилизации. Слишком большим.

Пока эти «подозрительные чужаки» работали в сфере торговли и финансов (к чему немцы давно привыкли), их значимость для германских народов не так бросалась в глаза. Но стоило их «впустить» в науку, искусство, культуру, — в само хранилище духа германской нации, — и евреи из «граждан второго сорта» превратились во врагов, посягнувших на «святая святых»!

Как пишет Л. Поляков: «...можно с уверенностью сближать немцев и евреев в том, что касается интеллектуальной энергии и деловой эффективности... К троице Маркс-Фрейд-Эйнштейн, продолжающей и сейчас определять современную культуру, читатель легко может добавить другие имена... Можно предполагать, что на самом деле некоторые специфические связи или притяжения... сыграли определенную роль в этом расцвете гениальности».

Для немецкого самолюбия — всего этого, наверное, было слишком много. Как известно, немцы назвали это «еврейским вопросом» и попытались его решить окончательно, с присущей им методичностью и размахом.

Но вернемся к истории.

До Холокоста

Многовековая история евреев в Германии включает в себя разные периоды.

Крестовые походы сделали евреев совершенно бесправными. Им запретили заниматься сельским хозяйством, лишили земли. Ремесленники потеряли свои мастерские. Торговые пути, открытые евреями, связи между Европой и Азией перешли в руки христианских купцов. Евреи стали «рабами королевской казны», короли привыкли продавать и закрепощать евреев, передавая это право своим вассалам.

Новая история евреев в Германии началась в 18 в. (с приходом Наполеона), с первой волной Просвещения, разрушившей стены гетто.

Официальная дата закрепления места евреев в истории Берлина — 1671 год. В 1712 г. берлинские евреи основали свою первую синагогу. Однако лишь избранные получили некоторые права и свободы, покинули гетто и поселились в быстро растущих немецких городах. Учиться в немецких университетах, не меняя вероисповедания, евреям позволили в 18 в. — правда, лишь на медицинских факультетах. Юридические факультеты еще долго оставались для них закрытыми.

В 1812 г. прусский король Фридрих Вильгельм издал знаменитый Judenedikt, где евреев уравняли в гражданских правах с христианами. Правда, после падения Наполеона реакционные правительства Германии и Австрии фактически отменили все эмансипационные акты. Ашкеназы вернулись в свое прежнее бесправное положение.

Юридическая эмансипация евреев в Европе совершилась лишь после революции 1848 г. Все парламенты Германии предоставили в 1848-1849 гг. евреям равноправие. Франкфуртский парламент принял закон под названием «Основные права немецкого народа» — документ, закрепивший еврейскую эмансипацию. Однако на практике гражданское равенство установилось лишь к середине 70-х гг. 19 века.

Примерно с этих пор влияние евреев на немецкую жизнь заметно возрастает. Ощутимым становится участие в прежде недоступных им областях — в искусстве, в науке, в журналистике. Например, возникла знаменитая газета «Франкфуртер Цейтунг» (при участии банкира Розенталя и Леопольда (Леба) Зоннемана). «Берлинер Тагеблатт» была основана в 1871 г. Рубеном Мозес. Орган демократической партии «Берлинер Цейтунг» основал в 1877 г. Ульштейн — еврейский предприниматель, впоследствии создавший концерн «Ульштейн-прессе», которому принадлежали десятки изданий. Появилось множество еврейских ученых — физики, химики, математики.

Одновременно росло экономическое влияние еврейства. В 1870-е годы из 25 самых больших компаний 16 были еврейскими. В 1911 г. среди директоров наиболее крупных компаний евреи составляли 1/8, среди членов наблюдательных советов — 1/3. В населении же страны они составляли менее 1%. Центральный немецкий банк (Рейхсбанк) основали в 1873 г. 15 человек, из которых 11 были евреями; среди них — Мендельсон, Оппенгейм, Ротшильд, Варшавер и др.

К концу 19 — началу 20 веков в Германии проживало около 600 тыс. евреев. Большинство из них ощущали себя немцами, хотя старались не забывать еврейскую традицию. Все они искренне считали Германию своей родиной, и для них было совершенно естественно, что их сыновья в Первую мировую войну добровольцами отправлялись на фронт. По официальным данным, свыше ста тысяч немецких евреев служили тогда в армии, 80 тысяч из них — на фронте; в боях убито 12 тысяч, награждено орденами и медалями 35 тысяч солдат еврейского происхождения.

Точка разрыва

Немецкие евреи не просто считали себя гражданами Германии, они чувствовали глубокую связь с землей, на которой жили, верили в то, что государство защитит их от произвола и насилия. Даже после прихода к власти Гитлера большинство не осознало страшной опасности, которая отныне угрожала им, и многие не покинули страну.

ИзменитьУбрать
Армейский раввин,
доктор Зондерлинг
из Гамбурга,
1914 г.
(0)

Германия в 1900-1933 гг. была несомненным научным центром. Здесь были созданы теория относительно-сти, квантовая механика, уникальные научные школы. Когда Гитлер взялся «возрождать» Германию, из университетов уехали некоторые ученые, почти исключительно евреи. Поэтому, когда Геббельс спросил ректора Геттингена, великого математика Давида Гильберта: «Говорят, что после отъезда евреев и их друзей ваш университет сильно пострадал. Ведь это ложь?» — ученый ответил: «Конечно, ложь, герр министр. Университет не пострадал — он просто больше не существует».

После войны некоторые ученые вернулись, но... Что-то оборвалось — раз и навсегда. Исчезла та уникальная научная атмосфера, в которой только и могла разворачиваться «драма идей», делавшая Германию столицей мировой науки.

Действия Гитлера с самого начала были «немного слишком»: немцы надеялись на возрождение нации — Гитлер был «немного слишком» националистом; немцы недолюбливали евреев — Гитлер был «немного слишком» антисемитом. Многие надеялись, что это временные перегибы.

Но ситуация только ухудшалась. Нюрнбергские законы о гражданстве и расе (законы гетто), принятые рейхстагом 15 сентября 1935 г., определяли статус евреев в Третьем рейхе и ограничивали их права в политической и общественной жизни Германии. Первый из них вводил различие между «гражданами рейха» и «принадлежащими к государству». Граждане рейха должны были документально подтвердить, что в их жилах течет немецкая кровь. Второй закон, об «охране немецкой крови и немецкой чести», запрещал браки между евреями и немцами.

Сторонники Гитлера совершали нападения на евреев, избивали, унижали их, заставляя мыть улицы, пикетировали или закрывали еврейские предприятия, объявляли жуликами, спекулянтами и предателями. Закрывали принадлежавшие евреям магазины, врачей и юристов увольняли, студентов-евреев изгоняли из университетов. Постепенно их исключили из всех сфер жизни.

Во время господства нацистов отношение простого населения к евреям во многом определялось присущим немцам законопослушанием. Конечно, были и «добровольные помощники Гитлера», о которых писал в своей книге американский историк Д. Гольдхаген. Но миф о немцах как о «нации убийц» имеет мало общего с действительностью.

Тот факт, что Катастрофа не была предопределена исторически, не делает немцев, живших при нацистах, менее виновными в случившемся. До сих пор некоторые немцы не признают того, что Холокост вообще был. Ибо признать это — слишком страшно.

Из 600 000 немецких евреев годы нацизма пережили всего 12 000.

День сегодняшний

Как замечает С. Корн, для немцев «легче поддерживать отношения с израильтянами, урегулированные государством, чем социальные отношения с евреями в собственной стране. Для многих немцев они все еще символизируют темные страницы немецкой истории и истории их собственных семей. Они являются источником продолжающегося, трудно поддающегося описанию дискомфорта. Для людей старшего, да и среднего возраста, по-прежнему тяжело без сердцебиения и скованности выговорить слово «еврей».

Поэтому нужно сказать открыто: ввиду антисемитизма в Германии и Европе, который без стеснения демонстрируется по случаю конфликта на Ближнем Востоке, над головами живущих здесь евреев снова висит дамоклов меч вопроса: было ли правильным решение остаться в Германии? Уроки, извлеченные из недавнего немецкого прошлого, рушатся на глазах.

Пережившим Катастрофу казалось немыслимым возобновить совместную жизнь немцев и евреев. И только с 1990 г. ашкеназские евреи возвращаются в Германию. С их приездом был создан ряд новых общин, а существовавшие ранее выросли в несколько раз. В жизни общин все большую роль начинают играть выходцы из бывшего Советского Союза. Евреи новой генерации предпочитают Германию, жизнь в которой представляется им менее проблематичной, чем в Израиле. Для них Холокост, возможно, ушел в «тень прошлого» — сталинский антисемитизм, преследования на бывшей «советской родине» куда ближе и конкретнее.

Среди старых иммигрантов, которые помнят, как это было, все еще существует «внутреннее отторжение». Иногда они даже обвиняют новых иммигрантов в том, что те — больше немцы, чем евреи. «Русские» вливаются в германское еврейство, придавая его лицу новые черты. За последнее десятилетие германское еврейство увеличилось в 3-4 раза, а русский язык стал самым распространенным языком общения в его среде. В 2003 г. зафиксировано, что 18700 евреев уехало в Германию и 18500 — в Израиль. За последние десять лет, в результате практически неограниченного приема евреев из бывшего СССР, еврейское население ФРГ выро-сло примерно с 29 тысяч до более чем 200 тысяч.

Сегодня, в начале 2005 г., в Германии вступили в силу новые иммиграционные правила, которые отменяют практически все привилегии для евреев из стран бывшего СССР. Политика, направленная на восстановление еврейской общины, уничтоженной нацистами, утратила актуальность.

Еврейские лидеры ФРГ утверждают, что многие еврейские иммигранты — пожилые люди, не склонные к интеграции и зависимые от социального пособия. Эксперты полагают, что прежняя политика не давала еврейскому населению обустроить настоящую еврейскую жизнь, тем более — в религиозном ее контексте. В результате, многие из тех, кто нашел работу, отдалились от общины, для других же — и немецкие, и еврейские традиции остаются чуждыми. Д. Шехтер пишет, что часто евреи рассредоточены по небольшим городам, где нет даже еврейской общины. Дети учатся в обычных немецких школах и, естественно, не имеют совершенно никакого понятия ни о своем еврействе, ни о традиции и еврейской культуре.

Сегодня в Германии проживают около 130 тысяч русскоязычных евреев, переехавших в эту страну за последние годы. Это — так называемые галахические евреи, то есть — те, у которых не возникло бы никаких проблем в израильском раввинате. Большинство из них могут через поколение ассимилироваться и полностью утратить связь с собственным народом.

Источник: Фотографии из книги: G. Silvain, H. Minczeles. - «Yuddishland», 1999


1Перевод Н. Холодковского менее известен, чем пастернаковский, но не менее достоин интереса
2«Еврей евреем остается...»

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №56 > Страна Ашкеназ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 06:04:06
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Еженедельник "Секрет"