БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №57 > Тора и психология
В номере №57

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+1
Интересно, хорошо написано

Тора и психология
Ефим СВИРСКИЙ

Основополагающей в жизни человека является идея свободы. Это обусловлено ее взаимосвязью с процессом духовного развития человека. Но именно здесь возникает много блоков — появляются фальшивые концепции, понятия, отвлекающие человека. Так же как различаются любовь и влюбленность, следует различать истинную свободу и фальшивую. Что такое свобода?

ИзменитьУбрать
(0)

Глава пятая

СВОБОДА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА

Проблема свободы и несвободы лежит в основе первого промаха первой ошибки, совершенной человечеством в лице первого человека. Заповедь «Не есть с дерева познания добра и зла» предоставляла человеку свободу выбора и тем самым делала свободным.1

А змей заставил посмотреть на нее как на ограничение, надавив на больное: неужели вас ограничили, запретив есть от всех деревьев сада?!2

Человек же, как только его в чем-то, как ему кажется, искусственно ограничивают, начинает желать запретного! Каждый день к нам приходит провокатор-змей и говорит все те же провокационные слова: «Неужели Творец своими заповедями так вас ограничил?» Как будто заповеди нужны Бесконечному, Вечному и Абсолютно совершенному Творцу, а не нам.

Фундаментальнейшая проблема свободы и несвободы — проблема понимания, что такое свобода.
В традиционных еврейских источниках рассмотрение темы свободы связано с Песахом. С точки зрения иудаизма, идея свободы ассоциируется с выходом из Египта. На иврите Египет — Мицраим (от цар — узость, теснина). Понятие духовного Египта подразумевает любую узость в мировоззрении, мышлении, мироощущении. Практически весь процесс развития, роста человека — это выход из Египта. Как бы ни звучало это, на первый взгляд, парадоксально, но мы все во всех поколениях выходим из Египта.

Во второй книге Торы «Шмот» действия Творца, связанные с Исходом евреев из Мицраима, описываются четырьмя глаголами: выведу, избавлю, спасу и возьму: «И говорил Всесильный с Моше: “...Поэтому скажи сынам Израиля, Я — Б-г, и выведу вас из-под ига египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мощью великой и страшными карами, и возьму вас себе народом...”» (Шмот, 6:2, 6:7).
Речь идет фактически о четырех степенях свободы. Первые две из них рассматривают категории свободы от чего-то.

Вначале — физическое спасение: надо вытащить евреев из Египта. Вторая степень — духовное спасение: надо вытащить Египет (Галут) из евреев. Ведь даже уезжая из страны, человек увозит в самом себе культуру, мироощущение, сформированные в прежней жизни и несущие в себе как ее плюсы, так и минусы. И теперь надо от этих минусов избавиться.

Две следующие степени рассматривают категории свободы для чего-то. С их пониманием, как правило, возникают проблемы.

Третья степень свободы — это проработка своего взгляда на мир (в том числе на подсознательном уровне) настолько, что в результате человек не только не делает того, чего он не должен, но он уже не хочет этого. На этом этапе приходится избавляться не только от качеств, поступков, которые человек сам считает неправильными. Гораздо сложнее оказывается избавление от качеств, поступков, ставших частью человека настолько, что он даже не считает их неправильными (из разряда «так ведь все делали» или категории лашон .а-ра (злоязычия) — «я же правду сказал»).

И, наконец, четвертая степень свободы — осознание цели освобождения. «Возьму себе народом» — эти слова отвечают на вопрос «Зачем вывел?». Если бы свобода была только от чего-то, то Творец довел бы евреев до границы Египта и попрощался: «Вот видите: граница! Вы свободны, идите, куда хотите. Я же то, что обещал Авраhаму, Ицхаку и Яакову на счет освобождения их потомков, выполнил».

Состояние, когда у человека появляется большое количество возможностей, называется либерализацией. Либерализация — еще не свобода, поскольку очень часто бывает, что люди абсолютно не знают, что с этими возможностями делать.

Иудаизм и современная психология говорят, что понятие свободы не имеет смысла без понятия цели. Человек, который не знает цели своего существования, несвободен. Потому что он не знает куда идти. Возможность достижения цели — и есть свобода.

Как мы видим, эта возможность подразумевает несколько составляющих.

Первая — наличие цели.

http://zverolovlev.narod.ru" data-fancybox="article-5203">
ИзменитьУбрать
Рисунок с сайта
http://zverolovlev.narod.ru
(0)

Вторая — наличие средств для ее достижения. Помимо знания, куда ехать, вы должны иметь возможность туда приехать.

Третья — мотивация, желание двигаться в этом направлении. Один из инструментов йецер .а-ра (злого начала) в случае, когда понятна цель и есть инструменты для ее достижения, — сомнения типа: Зачем двигаться так быстро? Зачем учиться постоянно?

Как можно обмануть человека, сделать так, что он будет чувствовать себя совершенно свободно, но идти будет совершенно не туда? Поставив ложную цель. Такой замечательной ложной целью был, например, коммунизм. И миллионы людей шли его путем, убивая миллионы других людей, умирая за его идеи в счастливой уверенности, что вот-вот еще немного и цель будет достигнута. Если человек принимает некую цель как свою и у него есть средства для ее достижения, то, идя к ней, он чувствует себя совершенно свободным.

Проблема возникает позже: цель достигнута, но оказывается, не та, надо поворачивать и идти обратно.

Бывает и так, что чем больше существует вариантов выбора, тем меньше остается свободы. Более того, увеличение их числа иногда уменьшает степень свободы — если не знаешь, какой из них правильный. И с другой стороны, ситуация, кажущаяся парадоксальной, на самом деле вполне логична: если есть знания, что данная дорога ведет прямо к искомому месту, количество выборов сужается до одного, а степень свободы (то есть, возможность достижения цели — приход в нужное место)увеличивается максимально. Потому что при таком раскладе сил наличествуют оба компонента для реализации свободы выбора: цель и средство ее достижения.

Вспомним доброго молодца из русской сказки, которому что-то нужно сделать. Стоит он на распутье трех дорог у камня, на котором написано, что он найдет-потеряет, выбирая одну из них: сюда пойдешь — коня потеряешь, сюда — жизнь и т.д. Была бы одна прямая, короткая дорога, на том бы все и закончилось. Проверка же всех вариантов займет дополнительное время.

Из сказанного вытекает, что наличие одного варианта, одной дороги может предоставлять максимальную свободу при одном обязательном условии: этот вариант выбора должен быть правильным. Чем больше вы получаете информации о том, что вы на самом деле хотите, тем меньше, как правило, остается вариантов.
Итак, какая цель жизни человека?

Спросите любого, и он ответит, что хочет быть счастливым. Все, что делает, он делает потому, что хочет получить максимальное количество наслаждений, потому, что хочет быть, в конце концов, счастливым.
А для чего Творец создал этот мир? Чтобы дать человеку максимальное наслаждение. Потому что Творец, по определению, бесконечен, у Него есть все. То есть Он не создавал мир для того, чтобы что-то из него взять. Мы ничего не можем Творцу дать. По определению. Значит Творец творил мир для того, чтобы дать.

Дать что? Максимальное наслаждение. Но тогда вопрос: Если Творец творил мир для того, чтобы дать мне максимальное наслаждение, максимальное удовольствие, а я хочу тоже взять, тогда почему так много проблем? Если есть полное согласие при непротивлении сторон, то почему возникает так много проблем?

Повторю, для того, чтобы получить и оценить максимальное количество наслаждений, человек должен быть максимально сложным, таким же сложным, как и дающий. Потому что, если вы хотите дать что-то хорошее инфузории-туфельке, то вы можете дать ей немного воды, солнца и так далее, но не очень нужно, чтобы вы играли ей Баха. Возможно, обезьяна музыку и оценит, но интеллектуальными идеями поделиться с ней уже не получится. Чтобы вас оценили в полной мере, нужен кто-то, кто по внутреннему устройству, такой же сложный, как и вы. У вас есть определенные интеллектуальные запросы — и у него они будут и т. д. Он сможет оценить все то, что у вас есть. И поэтому человек сотворен максимально сложным. То есть Творец создал его по образу и подобию себя, чтобы внутри человека была вся Вселенная, чтобы абсолютно все, что создано, могло быть дано человеку, и он мог это оценить и получить от этого наслаждение.

Принять, что цель жизни быть счастливым и получить максимальное наслаждение, нетрудно. Но как этого добиться? Если вы хотите получить максимальное удовольствие, максимальное счастье, то вы должны жить в гармонии с законами, по которым устроен сам человек и весь мир. Незнание этих законов и их нарушение приводят к дисгармонии.

Если очень ценную и хрупкую вещь взять неправильно, то можно ее сломать. Умение принять максимум и умение взять так, чтобы не сломать, — это главная, основная задача жизни, чему надо научиться.

Существует пять видов наслаждений3. Каждый из них соответствует более высокому уровню.
Первый — наслаждение, получаемое от физического мира.

Второй — любовь. Сюда относятся все виды любви: к детям, родителям, супруге и т. д.

Третий — наслаждение от понимания смысла. Чем более поступок осмыслен, тем большее удовольствие от него получаешь.

Четвертый — наслаждение от творчества.

Пятый — духовное наслаждение, непосредственное приближение к источнику всех наслаждений, к Творцу, который является источником всего.

На каждом уровне — свои фальшивые монеты, свои проблемы.

В материализме физическое, материальное является фундаментом, а все остальное — надстройка над ним. Поэтому основные усилия направлены на получение материальных благ.

В чем здесь проблемы?

Первая — физические наслаждения кратковременны и приедаются. Вторая гораздо серьезнее — физическими удовольствиями люди пытаются решить проблемы, которые по-настоящему можно решить лишь на более высоких уровнях.

Например, для чего «новому русскому» нужен 600-й «мерседес»? Что на самом деле ему необходимо: какие-то технические сверхизыски занимают его ум или нечто иное бередит его душу? Ему нужно уважение. А если копнуть чуть глубже, ему нужна любовь. Оказывается, потребность в уважении со стороны других людей часто возникает из-за недостатка самоуважения. Из-за недостатка любви к самому себе. Проблема в том, что в соответствии с его взглядом на мир уважение и любовь достигаются приобретением имущества и подобными действиями. В рамках этой модели не только человек сам себя никогда не удовлетворит. Но и все виды внимания, которые окажут ему люди, будут иметь очень короткий и неглубокий эффект. Поэтому ему каждый раз нужно будет что-то новое, чтобы поразить окружающих.

К сожалению, это относится не только к «новым русским». Иногда люди думают, что любовью можно заменить смысл, действуя по принципу «Самое главное в жизни — правильно жениться (выйти замуж)». Бывает, что творчеством пытаются заменить любовь и т. д. Фальшивой монетой наслаждения на уровне любви является влюбленность, на уровне смысла — назначение или принятие искусственно созданных задач (по принципу «Совсем без смысла жить нельзя — давайте бороться против религиозных/строить социализм/зарабатывать на спокойную старость и т.д.»). Фальшивая монета творчества — власть, а духовные наслаждения приближения к Творцу мы заменяем на наслаждения, получаемые от того, что ставим себя на место Творца. Естественно, за каждую фальшивую монету мы расплачиваемся, и очень дорого.

Но есть еще одна проблема — доступность наслаждений. Обратимся, например, к четвертому уровню удовольствий — творчеству. Многие ли люди могут жить творческой жизнью постоянно? Нерелигиозный человек скажет вам, что такие встречаются очень редко: какие-нибудь художники, музыканты и т.д.

Проследив судьбы этих людей, приходится констатировать, что достаточное их число спивалось, сходило с ума и так далее. Это необязательно, но нередко происходит. Почему такое происходит с людьми, поднявшимися на столь высокий, доступный немногим уровень удовольствий? Тому несколько причин.
Одна из них — так называемая профессиональная деформация личности, когда талант, становясь божком, подчиняет себе другие аспекты личности и, в конечном счете, уничтожает самого человека.

Модель, в которой есть Творец, говорит, что каждый человек может жить постоянной творческой жизнью. Потому что каждый человек может творить себя. Когда человек идет к Творцу, происходят три процесса одновременно:

— интеграция духовных принципов в свою жизнь и приближение к Источнику всех наслаждений;

— изменение себя, а это очень творческий процесс;

— ощущение любви, постоянно идущей от Творца.

То есть самые главные уровни выстраиваются молниеносно.

Максимальное проявление самого себя, то есть проявление всех ваших талантов, реализация своего собственного потенциала происходит в партнерстве с Творцом. При понимании этого физический уровень не отсутствует, но становится менее важен. Вам необходимо дать именно то, что телу нужно, и именно столько, сколько телу нужно, а не то, что запрашивает ваше воображение. Тогда и тело довольно, и человек.

Поскольку мы хотим получить максимальное наслаждение, а оно достигается путем максимальной реализации своего потенциала, включая, конечно, и духовный потенциал, то понимание, как этого достичь в каждой из областей жизни, и возможность идти в этом направлении — это и есть свобода.

Рассмотрим еще одно слово в нашем определении — выбор. Возможность выбора есть и у животного, начиная с того, где жить, что есть, какую самку (какого самца) предпочесть. Выбор же человеческий в отличие от выбора животного находится в сфере морали. И становится понятнее фраза наших мудрецов: «Все в руках небес, кроме страха перед небесами». Пророк говорит, что страх перед небесами — это удаление от зла и приближение к Творцу. Подставьте это определение в предыдущее предложение — и получится: «Все в руках небес, кроме выбора добра и удаления от зла». Другими словами, все управляется духовными механизмами, кроме вот этого единственного морального выбора.

Творец говорит человеку: «Смотри, я устроил мир таким образом». Человек спрашивает у Него: «А как в соответствии с тем, как Ты устроил мир, стоит поступать вот в такой ситуации?». И Творец говорит: «Я советую поступать так-то». Человек может послушать совета Творца, а может сказать: «Я считаю, что Ты здесь не прав». Этот выбор есть у человека всегда. И это реальный выбор. Дальше будут последствия.
Вопрос в том, как узнать: приходит информация от Творца или от моего воображения? Есть один базисный критерий, проверенный тысячи раз. Ответ Творца никогда не противоречит моральным и духовным правилам, приведенным в Устной и Письменной Торе.

И последнее в вопросе о свободе. Любые ограничения, которые мы накладываем на себя, чтобы достичь цели, не являются ущемлением нашей свободы.

Наоборот, они являются проявлением нашей свободы, потому что позволяют достичь цели.
Ясно, что отговорки, мол, заповеди исполнять тяжело, так как они ограничивают, — это свидетельство непонимания цели, куда, к чему человек идет. Конечно, заповеди ограничивают. Допустим, прежде вы могли пойти в любой ресторан и есть и пить там все, что позволял ваш кошелек. А теперь вы можете воспользоваться только одним — кошерным — рестораном. С точки зрения либерализации, количество возможностей у вас ограничено. Но если ваша цель духовная, то наличие только одного этого ресторана, знание того, почему вы едите именно в нем, дают вам максимальную свободу.

Или, как у Ремарка, задача стать ходячим «кладбищем бифштексов», или вы чего-то добиваетесь в духовном плане. Значит, тогда свиные бифштексы отпадают. И отказ от каждого из них — духовный выбор, проявление свободы.

(Печатается в сокращении)

Источник: http://www.evrey.com/sitep/biblo


1Первое и основное качество, уподобляющее нас Творцу, — свобода принятия решений. Мы вольны выполнять свое предназначение, приближаясь к Творцу, или отвернуться от своих задач и удалиться от Творца. Чтобы обладать такой свободой выбора, надо иметь одно «нет». Имеется в виду не банальное ограничение, под которым мы понимаем границу, имеющую статус запрета: стоп, дальше идти нельзя. (Если б дело обстояло так, достаточно было бы оградить то Дерево. Но его не оградили!) Мы говорим о возможности реализовать себя: не трогай — и тогда приблизишься к добру, преступи — и приблизишься к злу, примешь участие в разрушении Вселенной. Это очень важная мысль: своим выбором мы можем полностью разрушить себя и мир, а можем стать компаньонами Всевышнего, Его со-творцами. («Тора и психология», гл. 4)
2В науке о человеке это называется психологической перефокусировкой. У них только один запрет, а он спрашивает: правда ли, что вы связаны запретами по рукам и ногам? («Тора и психология», гл. 4)
3Сравните с пирамидой Маслоу (ред.).

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №57 > Тора и психология
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 11:46:58
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет