Более 30 лет назад, 5 сентября 1972 года, на ХХ Олимпиаде в Мюнхене произошла самая чудовищная трагедия за всю историю спортивных состязаний.
В 1955 году над территорией Болгарии потерпел катастрофу самолет авиакомпании «Эль Аль», следовавший из Лондона в Израиль, при этом погибли все 58 человек, находившиеся на борту. Причина аварии, как и вообще все с этим связанное, долгое время держалось в тайне. Пролить свет на это событие в какой-то мере помогает появившаяся недавно книга Нира Баруха «Рейс 4XKCA» (написанная на болгарском языке), автор которой занимал в то время пост генерального консула Израиля в Болгарии. В книге делается попытка проанализировать достоверную информацию, содержащуюся в недавно опубликованных болгарскими министерствами безопасности и иностранных дел документах. Тем не менее, холодная война была в самом разгаре, а потому многие факты являются безвозвратно утерянными и целиком истинную картину происшедшего ныне восстановить почти невозможно.
О трагической судьбе «Струмы» — судна с еврейскими беженцами, пытавшегося в начале Второй мировой войны добраться из Румынии до Палестины, — уже немало написано. История беженцев, утонувших в Черном море, привлекла внимание прессы и даже голливудских режиссеров. Была организована экспедиция с целью найти останки судна. Правда, экспедиция закончилась безрезультатно. Но взрыв интереса к этой истории произошел лишь относительно недавно. Долгие годы о «Струме» молчали. Возможно, молчали и потому, что из 769 беженцев (включая 103 детей и 10 членов экипажа), спасся только один — Давид Столяр, Ему сейчас 78 лет, но трагедия, произошедшая в 1942 году, до сих пор остается незажившей раной его души. Все эти годы он редко делился своими воспоминаниями о «Струме» и даже первой своей жене, с которой прожил 16 лет, ничего не рассказывал.
Антисемитизм, который царил на немецких курортах в первой трети XX века — это не выдумка историков, а исторический факт. Исследованию этого феномена посвятил свою новую книгу немецкий историк Франк Байер.
Любопытная статья, рассказывающая о истории еврейских солдат-кантонистов и ИТР на Ижевском оружейном заводе в 19-20 веках.
Статья взята из работы Е.Ф. Шумилова «История еврейской общины в Ижевске. XIX-первая половина XX в».
Во вторник, 18 февраля, в возрасте 91 года в медицинском центре «Бейлинсон» в Петах-Тикве скончался Иссер Харэль, один из легендарных израильских разведчиков и бывший глава разведуправления Израиля «Мосад».
Книга бывшего шефа израильских спецслужб Исера Харэля рассказывает об одной из самых дерзких операций разведки XX века — похищении нацистского преступника Адольфа Эйхмана. Предисловие написано бывшим советским разведчиком Михаилом Любимовым. В книгу вошло интервью, которое генерал Харэль впервые дал советскому корреспонденту в Тель-Авиве.
В центре индийского города Бомбей, второго в стране по численности населения, на площади стоит необычный памятник — при том, что современных памятников в этой древней стране вообще немного. Необычность его в том, что это памятник европейцу, да еще присланному англичанами, да еще выходцу из России, да еще еврею, к тому же выходцу из религиозной семьи, строго соблюдавшему традиции.
Приглашаем ознакомиться с повестью одесского автора Игоря Потоцкого «Улица Розье» (еврейский квартал Парижа), размещенной на нашем сайте.
Издательство «Языки славянской культуры» издает изящные сборники, оформленные с отменным вкусом и составленные из статей и публикаций столь высокого качества, что по нынешним временам это кажется уже роскошью дворцового ранжира. Таков и сборник статей «Россия в XVIII столетии». Он посвящен различным проблемам российской истории «века Просвещения» и представляет статьи, основанные на широком круге ранее не публиковавшихся источников. Завершается книга статьей Д.3. Фельдмана, сотрудника Российского государственного архива древних актов, посвященной той роли, которую сыграл в истории российского еврейства светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический.
Разв?ртка луча мерно обегала зел?ный экран радара. На очередном витке в правом углу вспыхнуло долгожданное пятнышко — учебный самол?т. Ещ? и ещ? круг — направление пол?та поймано, но объект уже вышел из зоны обнаружения. Высоколобый человек средних лет напряж?нно вглядывался в экран через толстые ст?кла очков. Вот! Самол?т засекла следующая радиолокационная станция, но маршрут его явно изменился. Возможная ошибка траектории слишком велика. Ведь вместо учебного пособия мог бы лететь бомбардировщик противника... Шла война с фашизмом, и профессор математики Норберт Винер днями и ночами бился над заказом армии США — создавал математический аппарат управления огн?м ПВО. Норберт откинулся на спинку кожаного кресла, сплетя до хруста пальцы. Он вдруг почувствовал, что разв?ртка радара разделила его жизнь, как экран, пополам. В левом полукружии зел?ный луч отчертил то, что было вложено воспитанием, жизнью, книгами; в правом должен вспыхнуть result — искомая цель — его Открытие. Винер вгляделся в левую часть экрана. Бег луча замедлился, а за ним, как в синематографе, побежали картинки.
Работая в настоящее время по заказу одного из российских издательств над книгой, посвященной наполеоновской эпохе, я не мог не обратить внимание на прокламацию, написанную Бонапартом в Иерусалиме в ночь перед еврейской пасхой 1789 г.:
Письмо написано неевреем, одним из важных лиц римской администрации в Иудее, жившим в конце периода Второго Храма и посетившим Йерушалаим в день принесения пасхальной жертвы. Поскольку человек из другого народа не был знаком со всеми подробностями еврейского закона, то некоторые из деталей его рассказа лишены точности и даже ошибочны. Так, например, утверждение о том, что у всякого, кто не приводил свое стадо в Йерушалаим для продажи, конфисковали имущество, неправдоподобно. Но это не уменьшает ценности самого документа, наполненного восхищением приверженностью еврейского народа своим законам и обычаям и передающего приподнятое и торжественное настроение праздника.
Язык обычно заимствует слово из других языков, если понятие, выраженное этим словом, отсутствует в родном языке. Однако бывают и исключения из правила. Русское слово «погром» вошло во многие европейские языки в начале двадцатого века, хотя само понятие, выражаемое этим словом, было хорошо известно с древнейших времен и в разных странах. К сожалению, хулиганские действия толпы против тех, кто каким-то образом отличался от основного населения, давно уже были не в новинку. И, конечно, традиционными объектами таких нападений были евреи (хотя и не они одни). Почему же именно в начале двадцатого века это русское слово вошло в разные языки и стало, можно сказать, международным?
Недаром говорят, что история евреев в изгнании схожа с природным солнечным циклом — закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. Так и говорят наши мудрецы: «В тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом».
ПОГРОМЫ еврейские — нападения окружающего населения на евреев с целью убийств, насилий над личностью, грабежей, уничтожения имущества, поджогов. Хотя погромы сопровождали всю жизнь евреев в галуте, в новой истории они получили особенное распространение в России, поэтому русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков. В статье рассматривается главным образом история погромов в России в 1881-1921 гг. (О погромах в других странах см. краткий обзор в конце этой статьи.)
ВСЕМИРНОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО «МАККАБИ» (далее ВСОМ) — всемирная спортивная организация, названная в честь Иеhуды Маккавея.
Сотрудники испанского Провинциального исторического архива в городе Жерона обнаружили фрагменты старинных еврейских рукописей, чьи листы оказались переплетены вместе с документами, датированными средними веками.
25 швата — годовщина гибели Авраама Штерна (подпольная кличка «Яир»).
Моше Даян — самый известный и наиболее значительный из военачальников государства Израиль. Этот политик и военный, легко узнаваемый по повязке на одном глазу, пользовался в Израиле немалым авторитетом. Он воплощает борьбу за существование, которую вели многие годы израильский народ и армия. Начинал он с партизанских действий, во время войны за независимость 1948 г. стал полевым командиром, во время войны 1956 г. — начальником генштаба, а во время Шестидневной войны 1967 г. — военным министром.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.