БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Интересный иудаизм > Экология и Тора > Экология райского сада
Оглавление

Экология райского сада
Юля Творилова

Экология райского сада

«Посмотри на деяния Б-га — разве кто-нибудь может выпрямить то, что Он искривил?» — сказано в книге Когелет (7:13). Когда Всевышний создал первого человека, Он показал ему все деревья в райском саду и сказал: «Посмотри на Мои творения, как они прекрасны! Все это Я создал для тебя. Постарайся же не портить Мой мир, ибо если испортишь, некому будет исправить». В этих словах — вся суть науки, которую люди, спустя много веков, назвали экологией. Экология — это система взаимоотношений между элементами мироздания, это жизнь согласно единым законам, установленным «Инженером» природы.

Все в природе соразмерно. Для всех хватает места и пищи.

Но несправедливость нарушает баланс, и в мире, который сотворен для всех людей, кто-то утопает в роскоши, а кому-то нечего есть. Творец создал человека, чтобы тот охранял и возделывал Его сад и питался от плодов его. «И взял Г-сподь Б-г человека и поместил его в Ган-Эдене, чтобы тот возделывал и хранил его». Вред, который Адам принес своей душе, поев плоды Древа познания Добра и Зла, привел к искажению природы мироздания, ибо совершенство всего мира зависело от совершенства Адама. Отсюда мы можем вывести первый принцип «еврейской экологии»: чтобы исправить мир, человек, прежде всего, должен восстановить чистоту своей души.

Нобелевский лауреат в области медицины Конрад Лоренц, международный эксперт по экологии, утверждает, что все проблемы человечества можно квалифицировать как экологические. Ученые приходят к однозначному выводу, что законы природы неотделимы от законов души, что, в сущности, это одни и те же законы. Исправив себя, человек может исправить и природу. Тогда он займет положенное ему место в центре мироздания, а народ Израиля поднимется на подобающий ему пророческий уровень. И мир достигнет первозданного единства. Ведь в действительности все, что создано Творцом, и все, что создано руками человека, подчиняется законам Высшей мудрости.

В книге «Зогар» предсказано, что в шестом веке шестого тысячелетия (то есть в середине XIX в. по христианскому календарю) ворота мудрости откроются, и потоки ее прольются на землю:

Социальная, экономическая, научная и промышленная революции XIX века действительно вызвали «потоки мудрости», но они загрязнились «отходами прогресса», и это окончательно оторвало человека от природы, исказило его душу. Конкуренция, жестокая борьба за существование, погоня за материальными ценностями привели к смятению духа и утрате гармонии. Связь человека с Творцом ослабла, нарушилось равновесие в природе.

Научные достижения, в сущности, нисколько не помогают человеку постичь смысл Творения. Ученые, сознавая это, пытаются найти истину, но не осмеливаются говорить о возвращении к Б-гу, так как это накладывает на людей определенные обязательства. Такое смятение духа, как сказано в пророчестве, характерно для «времени прихода Машиаха».

Законы природы даны Всевышним вместе с законами, которыми человек должен руководствоваться в своем поведении. Наука приходит сегодня к тем же выводам: чтобы выжить, человек должен охранять природу и не засорять окружающую среду. Эта истина давно была известна еврейским мудрецам.

Но в еврейском Законе содержится не только общая идея охраны природы. Еврейские авторитеты детально изучали те же конкретные проблемы, которые сегодня волнуют экологов.

Об обязанности каждого человека беречь общественное достояние рассказывает следующая притча. Некий легкомысленный человек копал на своем поле канаву, а камни выбрасывал на дорогу. Проходил мимо праведник и сказал ему: «Глупец, зачем ты бросаешь камни с чужого владения на сво??». Легкомысленный человек лишь посмеялся над непонятными словами. Но прошло время, и пришлось ему продать свое поле, а когда он шел по той самой дороге, он споткнулся о те самые камни, которые выбрасывал. И сказал он тогда: «Как прав был тот праведник!»

В еврейском Законе содержатся строгие правила охраны «общего сада».

«И сказал Г-сподь Моше на горе Синай: «Говори сынам Израиля и скажи им: когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Г-спода. Шесть лет засевай поле тво?, и шесть лет обрезай виноградник свой, и собирай плоды е? (земли); а в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Г-споду: поля своего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве, не снимай; год покоя будет для земли» (Ваикра, 25:1-5). Мидраш так говорит о седьмом годе: «Поле земледельца в этот год — ничейное, деревья его сада — ничейные, заборы сняты, плоды с его полей на его глазах едят чужие люди... Он же смотрит на все это и радуется. Он рад, что поведением своим свидетельствует: у мира есть один-единственный хозяин — Г-сподь, да будет благословенно имя Его».

«Если осаждать будешь город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти (фруктовых) деревьев... потому что от них ты ешь, и их не срубай...» (Дварим, 20:19).

Даже такая мелочь, как выливание грязной воды, обсуждается мудрецами. Они сходятся в том, что летом нельзя выливать помои на улицу, а зимой, когда грязь быстро смывается дождями, — можно. Если выплеснувший помои нан?с ущерб чужому хозяйству или общественному достоянию, нарушитель должен заплатить штраф. Мишна запрещает загрязнять землю отходами производства. Нельзя, например, вымачивать л?н вблизи садов и огородов, чтобы плоды не впитали ядовитые вещества.

Особый закон запрещал устраивать огороды в пределах Иерусалима. Это объяснялось тем, что на огороды выносят дурно пахнущие удобрения. Раши добавляет, что сорняки, которые выпалывают и выбрасывают за пределы сада, портят вид города.

По поводу устройства городов находим следующие указания: туалет должен быть на определ?нном расстоянии от колодца, чтобы подземные воды не загрязнялись нечистотами; мастерская по обработке кожи не должна располагаться внутри городской черты; владелец сада или поля не имеет права выстроить на этом месте мастерскую. Вообще, еврейский Закон предписывает закрыть любое предприятие, если оно мешает окружающим: шумит, дымит, изда?т неприятные запахи и т. п.

В весенний месяц нисан, выходя в поле или в сад? и, любуясь цветением, еврей произносит такое благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, владыка Вселенной, создавший совершенный мир и красивые деревья, чтобы радовать ими человека!»

Еврейский Закон запрещает загрязнять общественный источник, например, мыть в н?м ноги. Мудрецы предостерегали, что нельзя пить из открытого сосуда, — может быть, из него пила змея, и вода стала ядовита. Отсюда выводится требование закрывать колодцы крышкой. Человек, больной экземой, не может купаться в реке или другом водо?ме вместе со здоровыми людьми.

Галаха запрещает, не только вредить природе, но и просто портить вещи. Сказано, что человек, который рв?т одежду, бь?т посуду, ломает мебель — вс? равно, свои или чужие, — уподобляется идолопоклоннику. Нельзя бросать на землю хлеб и вообще играть с едой — это значит пренебрегать Дарами Всевышнего, которые Он дал нам в пищу. Хлеб следует отдать бедным, употребить на корм скоту, но не выбрасывать. Если хлеб лежит на земле, следует его поднять. Запрещено без необходимости убивать животных или ранить их. (Надо заметить, что евреи никогда не занимались охотой.) Тора позволяет употреблять животных в пищу, но не мучить их. Поэтому правила шхиты (кошерного убоя домашнего скота и птицы) предписывают убивать животное только одним способом: когда мгновенно перерезается горло. Кровь переста?т поступать в мозг, и животное умирает мгновенно, не испытывая страданий.

Разумеется, вс? это только часть установлений Галахи, регулирующих отношения человека с окружающей средой. Но соблюдай мы даже эту малую часть законов, насколько чище — во всех отношениях — был бы мир! Нелишне также напомнить, что все мудрые законы евреи исполняли ещ? тогда, когда европейские города утопали в грязи и страшные эпидемии свирепствовали в «просвещ?нных» христианских странах.

Смысл экологии заключается не только в том, чтобы соблюдать чистоту на лесных полянках, но в культуре жизни. Попросту говоря, это идеально гармоничные отношения между четырьмя ступенями Творения: неживая природа — растения — животные — человек. Эта гармония была нарушена первым грехом Адама, и, чтобы исправить нарушенное, Всевышний создал народ Израиля. Но вместо того, чтобы стать, подобно первому человеку, хранителями Райского сада, наши современники растрачивают силы на суету, погоню за богатством и наслаждениями.

В современном обществе вс? перев?рнуто с ног на голову. Люди ценят друг друга не за душевные качества, а за богатства и умение делать карьеру. Родители покупают любовь детей подарками, а потом хватаются за голову: почему ребенок вырос наркоманом, вором, растлителем, кто научил его этому?..

Располагая свободой, человек может действительно решить, что он и только он хозяин своей судьбы, и вс? подчиняется его воле. Для того, чтобы мы не забывали, Кто на самом деле управляет миром, и существуют законы природы. Даже свободный в своих поступках человек не может их нарушить, .это вовсе не значит, что законы природы «главнее» законов, установленных для человека, или что они неизменны. Мы знаем, как по воле Всевышнего расступилось море, и солнце остановилось в небе.

В нашем мире присутствие Б-га в мире скрыто. Наказание не следует сразу за преступлением. Потоки? лавы и огня не проливаются на город злодеев, земля не разверзается под богохульником. Но грешник своими поступками разрушает не только духовный, но и материальный мир, и последствия этого уже проявляются в том, что называют экологическими проблемами.

Мир создан для человека. Недаром Адам был сотвор?н последним, в шестой день Творения. Вс? уже было готово к его появлению, вс?, что нужно человеку для счастливой жизни, уже существовало в природе. Все принципиально новые вещи, которые люди пытаются привнести в мир, только мешают и засоряют его. Когда народ Израиля стоял у горы Синай, ожидая получения Торы, его общий духовный уровень равнялся духовному уровню Адама до прегрешения. Но как Адам не выдержал испытания, так и народ Израиля не смог долго сохранять свой духовный потенциал и осквернился, создав золотого тельца. Всевышний, разгневавшись, скрыл от евреев ? Свой лик, как скрыл Он его от Адама. И каждым своим грехом мы только уплотняем завесу, отделяющую Творение?от Творца.

Человечеству не надо искать новых путей к “светлому будущему”. Вс?, что ему нужно, — это вернуться к тому свету, который сиял в мире до первого греха.

Современные светские философы в отчаянии: мир катится в пропасть! Но мы сами способствовали этому... На самом деле, миром управляет Всевышний, Который не даст ему погибнуть, а еврейскому народу исчезнуть.

Все духовные ценности остались неизменными, мы просто не хотим их замечать. Народы мира так долго не признавали роль евреев в мире, что многие евреи сами перестали е? понимать. Если бы народам и правительствам дано было видеть истину, они бы поставили полицейского около каждого еврея, чтобы тот заставлял его учить Тору, не поднимая головы! В конце дней понимание этого прид?т ко всем народам. Мир и любовь снова станут главными ценностями, и еврейский народ займ?т подобающее ему место. Все силы природы, энергетические ресурсы, наука, искусство начнут служить только правде. Это и будет идеальный мир. Когда он наступит, во многом зависит от нас. Райский сад по-прежнему жд?т своего садовника.

Экология наших душ

Являясь частью материального мира, человек подчиняется физическим, химическим и биологическим законам природы. Вместе с тем, наличие у него сознания определяет принадлежность человека духовному миру, миру идей. Разумеется, эти идеи в мире действия связаны, в основном, с материальным миром: вырастая из него и удаляясь от него, они в действительности никогда не отрываются от этого мира.

Вс?, что составляет существование человечества, имеет, таким образом, две стороны: материальную и духовную. При этом в мире действия духовное подчинено материальному, поскольку законы природы определяют облик и структуру всех вещей и руководят всеми процессами, происходящими в н?м. В этом мире дух может проявить себя и выполнить сво? предназначение лишь на тв?рдой почве явлений, которые мы именуем «силами природы».

В свою очередь, «законы природы» определяются существованием десяти сфирот — каналов, по которым струится Б-жественный свет. Все десять сфирот представляют собой единое, органичное целое, и каждая из них выполняет свою уникальную функцию, дополняя все другие сфирот и являясь при этом необходимой для выполнения всем целым своей задачи.

Величественная система взаимодействующих сфирот выражает постоянную связь между Б-гом и Его миром. Связь эта — двусторонняя, т.к. мир может быть как объектом, так и субъектом проявления инициативы. С одной стороны, десять сфирот определяют порядок мироздания, то, что мы называем законами природы в мире. С другой стороны, события, происходящие в нашем мире, непрерывно оказывают влияние на десять сфирот, преобразуя природу и характер взаимоотношений между изливающейся свыше энергией и каналами, принимающими е? в себя.

Древние источники описывают это явление с помощью следующей аллегории. На острове посреди океана живут птицы. Для снабжения их всем необходимым царь устроил сложную сеть желобков, по которым посылает птицам еду и пить?. И пока пернатые ведут себя так, как им предназначено природой, пока они парят в небесах и поют, корм поступает бесперебойно. Но, когда птицы начинают копошиться в грязи, долбить своими клювами желобки, те засоряются, портятся, и поступление пищи прерывается. Наш мир подобен этому острову, он зависит от правильного функционирования сфирот, когда их нормальной деятельности препятствуют, в системе возникают неполадки, и тот, кто эти неполадки вызывает, сам же страдает от последствий этого.

В этом смысле вся система сфирот действует автоматически. Однако человек — единственное существо, обладающее способностью свободно существовать в этой системе, — может изменить, как е? структуру, так и порядок е? функционирования. Ибо каждое действие человека влияет на систему сфирот: дурной поступок вызывает в ней нарушение, т.е. отрицательную реакцию, а доброе дело исправляет е? и поднимает на качественно более высокий уровень. Любое из наших действий влияет на все миры, а оттуда, в свою очередь, воздействует на наш мир и на нас самих. Несмотря на то, что, с многих точек зрения, наш мир совсем невелик, он является местом, в котором пересекаются все остальные миры, — благодаря власти изменять установленный порядок вещей, которую Создатель дал людям, наделив их свободой воли. Наш мир подобен пульту управления десятью сфирот в различных их сочетаниях.

С ростом и развитием своих физических и духовных сил человек постепенно осозна?т высокую сущность своей души — сообразно, разумеется, уровню, на котором он находится. Но на жизнь его и сознание всегда будут влиять его собственные физические свойства, окружающий его материальный мир и существа, которые этот мир наполняют.

Человеческая душа функционирует в мире, используя тело как инструмент. С помощью своей оболочки она должна выполнить в реальной действительности двойную задачу: улучшить внешний мир или хотя бы ту его часть, в которой, согласно Б-жественному провидению, обитает человек, и, наряду с этим, поднять на более высокий уровень саму себя. Эти задачи взаимосвязаны и выполняются одновременно, т.к. сам физический мир содержит в себе высшую сущность, в которой, пусть даже в скрытом и искаженном виде, присутствуют искры Б-жественного. Именно с этими высшими силами и соединяется душа, выполняющая свою миссию: совершая ТИКУН — исправление мира, она тем самым возвышает и саму себя.

Но далеко не каждой душе выпадает подобная судьба; многие из них по тем или иным причинам сбиваются с пути: иногда человек не выполняет свою духовную миссию до конца, иногда злоупотребляет дарованной ему силой, ухудшая тем самым и свою участь, и участь других. Душа в таких случаях не выполняет своей задачи и наносит вред самой себе: опускаясь вместе с миром, который призвана возвысить, ей не удастся завершить работу над той частью реальности, которую лишь она могла изменить, и поэтому, после смерти человека, она не обретает покоя и возвращается в другое тело, чтобы ещ? раз попытаться исполнить свою задачу и исправить вред, который она причинила и миру, и себе в предыдущей жизни на земле.

Когда человек воздействует на любой физический объект, он устанавливает тем самым цельную систему взаимоотношений, в которую вовлекается вс?, что связано с этим объектом во времени и пространстве. И в этом отношении поступок, соверш?нный в сфере материального, приобретает большую значимость, чем вс?, происходящее в интеллектуальной и духовной сферах человеческой личности, ибо служит частью ТИКУНа — процесса, связанного с окружающей нас физической реальностью. Происходящее в сфере духовного лишь косвенно воздействует на материальный мир, в то время, как физическое действие влияет на него непосредственно. При этом не следует забывать, что физический мир неотделим от более высоких миров, от мироздания в целом, все уровни которого входят в общую систему ТИКУНа — процесса очищения и совершенствования миров, необходимого для раскрытия в них Всевышнего.

Различные существа в этом мире стремятся, со своей точки зрения, наилучшим образом выполнить поставленные перед ними задачи и тем самым преображают мир, а наиболее значительные изменения и искажения в н?м вызываются действиями человека.

Обладая свободой выбора и возможностью навязывать свою волю другим созданиям в материальном мире, человек, в определ?нном смысле, не зависит от сил других миров, низших и высших. Поэтому все его мысли и дела, грехи и слабости способны не только выводить из строя элементарные формы в физическом мире, но и наносить урон другим мирам.

В сво?м первоначальном виде, когда наш мир представлял собой Райский сад, он был по своей структуре более или менее совершенным единством физического и духовного в мироздании. На пути духовного подъ?ма еврейский народ совершенствует и вс? мироздание, возвращая его к Источнику — Шхине. И когда весь народ действует как единый организм, в котором бь?тся общее сердце, он совершенствует мир сообразно сценарию Творца.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Интересный иудаизм > Экология и Тора > Экология райского сада
  Замечания/предложения
по работе сайта


2022-06-29 04:42:46
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Всемирный клуб одесситов