«Жизнь художника Маурици (Моше) Готлиба оборвалась в 23 года. Никакой тайны в его смерти не подозревалось. Вернувшись в Краков из Вены, куда он поехал, чтобы встретиться со своей новой возлюбленной Лолой Розенгартен, Маурици бродил, взволнованный, целую ночь по городу, простудился, начался абсцесс, его положили в госпиталь, оперировали, но в ночь с 16 на 17 июля 1879 г. художника нашли в постели бездыханным. Было заключение врача и, хотя его биографы писали по-разному: один – что причиной смерти была простуда, другой – воспаление легких, третий – заражение крови, никто не высказывал мысли о возможном самоубийстве… И понадобилось 75 лет, чтобы появилась "загадка" смерти Маурици Готлиба».
(«Маурици Готлиб и его Лаура». Шуламит Шалит, Тель-Авив)
Его имя в разных источниках звучит по-разному: Мауриций, Мориц, Моисей, Маврикий, Моше, и фамилия тоже пишется то с одним «т», то с двумя. Поскольку несчастная Галиция принадлежала в разное время то Австро-Венгрии, то Польше, а потом вошла в состав Украины, его называют и польским, и украинским, и еврейским художником. Отмечу, что в Галиции, где родился будущий художник, до второй мировой войны евреи составляли более трети городского населения.
Мауриций родился 21 февраля 1856 г. в богатой семье одного из первых дрогобычских нефтепромышленников Ицхака Готтлиба и Фани Тигерман. В шумной и дружной семье Готтлибов было одиннадцать детей, которые рано проявили свои художественные таланты. Кроме Мауриция, художниками стали еще четверо его младших братьев – Филипп (род. 1870), Марсель, Марчин (1867-1936) и Леопольд (1879-1934).
Мауриций с отличием закончил гимназию во Львове. С 13 лет он брал уроки рисования у известного львовского художника-любителя Михала Голдевского (1799-1875), а в 16 лет поступил в Венскую Академию художеств.
Через три года Мауриций переехал в Краков, где без труда попал в студию уже признанного живописца Яна Матейко в Академии художеств. Причиной этого переезда были проявления антисемитизма со стороны других студентов, с чем художник еще не раз будет сталкиваться в своей жизни.
Зато взаимоотношения с Матейко складывались прекрасно: студент был глубоко впечатлен творчеством мастера, а педагог не мог нарадоваться «семимильным» успехам ученика. Недаром польские историки в числе любимых учеников Матейко называют и Готтлиба. Но в середине семестра, из-за очередной антисемитской выходки студентов отделения гуманитарных наук, он бросил учебу и уехал почти «на край света» – в маленький норвежский городок Мольде.
Желание все уметь и постичь в профессии и быть в ней первым заставило Мауриция вернуться в Вену и изучать историческую живопись у Карла Вурцингера (1817-1883). Затем художник вновь переехал в Краков к Матейко, а спустя несколько месяцев, с рекомендательным письмом от известного польского живописца, отправился в Мюнхен, чтобы продолжить учебу в местной Академии художеств у Карла фон Пилоти. Все эти переезды в течение одного года сопровождались активным творчеством.
Среди известных работ этого периода – «Автопортрет в костюме польского дворянина», «Автопортрет в образе Агасфера» и историческое полотно «Введение в должность Альберта Бранденбургского Сигизмундом I». За эту картину художник получил Золотую медаль на Мюнхенском художественном конкурсе. А ведь ему исполнилось только 20 лет!
В 1876 г. в Мюнхене из-под кисти Готтлиба вышла одна из выдающихся его работ – «Шейлок и Джессика» – иллюстрация к драме Шекспира «Венецианский купец». С этой картиной в жизнь Мауриция вошла Любовь (именно так – с большой буквы!). Джессику художник написал с Лауры Розенфельд, дочери преуспевающего венского банкира (а по некоторым сведениям – торговца), в которую влюбился, как пишут в романах, «с первого взгляда». Она была на год младше Мауриция.
Шекспир стал своеобразным мерилом тех страстей, которые вспыхнули между влюбленным художником и его «неукрощенной Катариной». Два года продолжался этот роман, Мауриций видел в Лауре свою Музу, ее он изобразил на множестве картин, например, на известной иллюстрации к трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». Художник написал самого Акосту, философа и романтика, с которым, вероятно, ассоциировал себя, рядом с его возлюбленной Юдифью, образ которой и был списан с Лауры.
Мне кажется, эта картина стала своеобразным предзнаменованием того, что случилось с художником чуть позже. Возможно, Мауриций непреднамеренно, но спроецировал героев картины и, соответственно, драмы на себя и Лауру. Ведь по сюжету пьесы богатый отец Юдифи отдает ее замуж за другого. Юдифь в отчаянии кончает жизнь самоубийством, а вслед за ней погибает и сам Акоста, не перенеся смерти возлюбленной. Замужество, смерть, молодой возраст героя – как много совпадений…
Но пока Мауриций полон счастья и радужных надежд. Предложив девушке руку и сердце, он писал ей страстные письма, срывался из любого города, чтобы несколько часов провести с ней.
В 1876 г. Готтлиб приезжает в Дрогобыч, чтобы поделиться своими чувствами с семьей. Здесь художник делает множество эскизов для картины «Еврейская свадьба», словно сам уже готовится к ней. В конце года он возвращается в Вену, куда спешит не только на занятия к Генриху фон Ангелю в Академию художеств, но и потому, что этот город связан с его Лаурой.
Мауриций был принят в семье Розенфельд, в 1877 г. он даже обручился с девушкой и уже мечтал стоять с ней под хупой и, надев на указательный палец невесты кольцо, произнести: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моше и народа Израиля». Но мечты не сбылись.
Израильская журналистка Шуламит Шалит в исследовании, посвященном Готтлибу, пишет: «Аристократка Лаура Розенфельд отказала слишком пылкому юноше – ей вообще не хотелось еще замуж. Она вернула ему письма и сообщила, что сердце влечет ее к другому». Но дело было не в «другом», просто братья Лауры видели мужем сестры богатого, преуспевающего человека и настояли на отказе.
Спасением для страдающего Мауриция стало творчество. Именно в эти два, как оказалось, последних года жизни он написал свои лучшие картины. Основной темой художник делает еврейскую историю и современные образы евреев. Он с радостью принимает предложение издателя Брукманна об иллюстрациях к произведениям крупнейшего писателя и драматурга немецкого Просвещения – Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781), в частности, к драматической поэме «Натан Мудрый», и отправляется в «творческую командировку». Сначала в Санкт-Петербург, затем в Мюнхен.
В 1878 г. в Мюнхене Готтлиб написал свою «главную» картину – «Йом-Кипур в синагоге», которая находится сейчас в Музее искусств Тель-Авива. Это полотно – и своеобразное подведение итогов, и предчувствие скорой смерти, и дань любви и уважения близким людям. Из двадцати фигур на картине пятнадцать знакомы художнику лично. Мауриций изобразил своих родителей, нашлось место на холсте бывшей невесте Лауре и ее семье, причем девушку он изобразил дважды. Возможно, потому, что для него Лаура времен их романа и после отказа – два разных человека, или потому, что все женщины для него стали предавшими любовь Лаурами.
На этой картине не забыл он и о себе, написав автопортреты в трех разных возрастах. В центре художник изобразил себя 22-летний (именно столько ему исполнилось в 1878 г.), с медальоном в виде звезды Давида и своими инициалами на ней. Слева стоит маленький Готтлиб с таким же медальоном на шее, а справа он же – подросток, усердно читающий молитвенник. Надпись на картине: «…в память о покойном Моше Готтлибе». Художник словно прощался с самим собой, с той жизнью, в которой была Лаура…
Но жизнь, тем не менее, продолжалась. Во второй половине 1878 г. Готтлиб вернулся из Мюнхена в Вену. Во Львове состоялась первая и единственная прижизненная выставка художника, на которой были представлены картины на исторические и библейские сюжеты.
При поддержке лидера еврейского общества в Вене Игнасио Куранда (его портрет Готтлиб написал в том же 1878 г.) и венского раввина художник получил стипендию для учебы в Италии, и с денежными средствами, предоставленными Фондом Фани Жеттельс, уехал в Рим.
Там Мауриций встретился с Яном Матейко, который приехал в Италию для работы над картиной «Король Ян Собеский отправляет Папе сообщение о победе после битвы при Вене». Матейко убедил Готтлиба вернуться в краковскую Академию, чтобы продолжать изучать композицию. В Кракове, в начале 1879 г., художник написал удивительно поэтичный «Портрет еврейской женщины».
Разбитое несчастной любовью сердце Мауриция попыталась оживить уроженка Львова Лола Розенгартен, с которой художник познакомился тоже в Вене. Об этой девушке, кроме имени, история не оставила никакой информации. Но случился новый роман, а некоторые исследователи утверждают – и свадьба. Правда, Готтлиб продолжал жить на два города: учился в Кракове и навещал новую возлюбленную в Вене.
В июле 1879 г. Мауриций приехал на выходные в Вену и узнал, что 3 июля состоялась свадьба «его» Лауры с молодым берлинским банкиром Лео Хеншелем. В тот же день он умчался в Краков, даже не попрощавшись с Лолой. Там он попал в больницу и через несколько дней умер.
Исследователи жизни Мауриция Готтлиба, связав дату свадьбы Лауры с датой смерти художника (всего через две недели), выдвинули версию, что он покончил жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток. Эту версию поддерживают записи в дневниках Лауры, обнаруженных в начале 1960-х гг., где она пишет, что Мауриций покончил с собой. Из-за нее. Но по заключению врачей, причина смерти была в осложнениях от простуды, а не в отравлении. Девушке, отвергнувшей влюбленного в нее художника, по-видимому, хотелось верить, что он умер из-за неразделенной любви.
Талантливый художник умер на самом взлете. Ему было 23 года! Всего за пять лет творческой жизни он успел написать почти триста картин, часть которых является украшением многих музейных коллекций. На сегодняшний день найдено меньше половины работ, указанных в едином каталоге художника. Думаю, большая часть картин была уничтожена в вихре революционных событий начала ХХ века и во время Второй мировой войны, поскольку многие еврейские семьи считали за честь заказать у Готтлиба портрет или купить его готовую работу для своей коллекции. Отмечу, что Мауриций Готтлиб вместе со своим земляком Зигмундом Наделем (1854-1926) стал первым профессиональным еврейским живописцем галицийского происхождения, чем очень гордились его земляки.
Много для популярности художника сделали его братья (напомню, четверо из них тоже стали художниками), скопировав известные полотна Мауриция. Например, Марчин Готтлиб (1867, Дрогобыч –1936, США), учившийся тоже у Яна Матейко, написал копии картин «Шейлок и Джессика», «Автопортрет в арабском костюме» и «Евреи в синагоге», подписав их «E.M. Gottlieb» и представив их в 1900 г. на выставке во Львове, в отеле «Метрополь». Произведения старшего брата копировал и Филипп Готтлиб. Он учился в конце 1880-х годов в Школе изящных искусств в Париже и выполнил копии картин «Шейлок и Джессика», «Уриэль Акоста», «Рынок девочек-рабынь в Каире» и множества портретов.
У читателя может возникнуть вопрос – как же сложилась жизнь Лауры Розенфельд? Она счастливо прожила в браке с банкиром Хеншелем тридцать лет, родив ему четырех дочерей.
В 1930-х гг., спасаясь от нацистов, семья переехала из Австрии в Голландию. Почти девяностолетняя Лаура Хеншель погибла в апреле 1944 г. в Освенциме.
Об этом рассказала в своем исследовании Шуламит Шалит. Удивительным образом она познакомилась с внучкой Лауры (кстати, тоже художницей) Бат-Шевой Шефлан, узнала много интересных фактов о жизни возлюбленной Готтлиба. Госпожа Шуламит пишет: «Безвременная смерть художника словно связала их навсегда. Лаура была предана его памяти всю свою долгую жизнь (муж Лео умер в 1909 г.), никому не показывая, оберегая от чужого взгляда, но свято храня и его письма к ней, и свой портрет его работы».
Этот портрет, написанный Готтлибом незадолго до расставания с Лаурой, ее родственники в 1956 г. подарили Музею искусств Тель-Авива.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.