БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №117 > Книжные гербы Одессы
В номере №117

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Книжные гербы Одессы
Людмила Клигман

Вы открыли книгу и увидели небольшую гравюру или ярлычок. Это экслибрис – владельческий знак книголюба, так сказать, эмблема его библиотеки, ее герб.

До сих пор нет единого мнения о том, что такое экслибрис. «Книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книги, преимущественно на внутреннюю сторону переплета; обычно на нем обозначено имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки». Такое определение можно найти в любом книговедческом словаре. Но так ли все просто? Зачастую эта маленькая картинка – самостоятельное произведение графики, интересное по содержанию, запечатлевшее мир интересов хозяина книги, характер его собрания или литературные образы, изречения.

ИзменитьУбрать
(0)

История одесского экслиб­риса неотделима от истории города. По словам исследователя М. Поволоцкой, один из ранних книжных знаков Одес­сы (1825 г.) – экслибрис И.П. Ба­лам­бер­га, организатора и первого директора Одес­ско­го археологического музея.

«Экслибрис» (лат.) – «из книг». Впервые он по­явил­ся на родине книгопечатания, в Берлине, в 15 в. Альбрехт Дюрер создал экслибрис, датируемый 1503 г., для своего друга, библиофила Виллибальда Пиркхаймера, чья библиотека, одна из наиболее крупных в Европе, насчитывала около 4-х тысяч томов.
«Желание закрепить право собственности владельческим знаком на самых дорогих и близких душе и сердцу предметах возникает в глубокой древности. А что может быть дороже и ближе книги – доброго, преданного друга, верного, неизменного советчика, постоянного спутника непрекращающейся, бесконечной эстафеты поколений», – пишет Яков Бердичeвский, автор книги «Народ книги» (Берлин, «Алеф», 2005).
Семья Ашкенази – одна из тех, которые, по словам Бабеля, делали из Одессы Марсель или Неаполь. В 1919 г. богатейшая библиотека С.Е. Ашкенази, насчитывавшая более 10 тысяч томов, поступила в Одесскую публичную библиотеку. Книги Ашкенази отмечены, помимо овального шрифтового штемпеля, круг­лым экслибрисом в виде оттиска сургучной печати с соответствующими надписями.

В начале 20 в. выпускники Одесской рисовальной школы – Осип Браз, Леонид Пас­тер­нак и другие – много работали над созданием экслибрисов.

Экслибрисами не только помечают экземпляры определенного книжного собрания, они сами становятся предметом коллекционирования, и многие одесситы увлекались этим (Я. Бер­ди­чев­ский, «Ев­рей­ские книжники Украины. Из истории людей и экслибрисов»).

ИзменитьУбрать
(0)

Один из первых собирателей книжных знаков в России О.Я. Пергамент – известный одесский адвокат, депутат Государственной думы от Одесской курии, библиофил, иностранный член швейцарского «Еxlibris-verein» в Базеле. На книгах Пергамента – экслиб­рис (в разных форматах и на различной бумаге), выполненный в 1901 г. немецким художником-графиком из Регенсбурга Л. Ройде, использовавшим афоризмы Плиния Старшего – «Ни дня без строчки» и «Нет такой книги, которая была бы бесполезной».

Н.О. Лернер, один из составителей первой научной биографии А.С. Пушкина, – выпускник юридического факультета Новороссийского (Одесского) университета. В 1906 г. художник А.М. Арштам нарисовал книжный знак для его ценнейшей библиотеки, впоследствии вывезенной спецрейсом из блокадного Ленинграда.

М.С. Линский (настоящая фамилия Шлезингер) – рисовальщик, карикатурист, фельетонист, сотрудник одесской прессы, впоследствии убитый фашистами в оккупированном Париже. Его острому карандашу принадлежит множество шаржей на именитых и знакомых сограждан. В 1998 г. состоялась выставка шаржей Линского, к которой Одесская научная библиотека им. Горького выпустила каталог под названием «Вся Одесса в шаржах Линского». Экслибрис для книжного собрания сатиры и юмора Линского еще в конце 19 столетия нарисовал его близкий приятель и соученик по Одесскому художественному училищу, график М.И. Соломонов.

До недавнего времени отдельным персональным фондом в Библиотеке Академических наук в Санкт-Петербурге хранилось 50-тысячное книжное собрание одесского адвоката А.Я. Пассовера (известного обличителя еврейских погромов в России), включавшее не только литературу по праву на европейских языках, но и редчайшие издания по философии, истории, искусству, в том числе на иврите. Все книги были помечены экслибрисом Пассовера.

В Одессе родился видный литератор, журналист, общественный деятель П.Л. Розенберг, выпускник Казанского университета, в середине 1880-х гг. получивший долгожданное право жительства в Петербурге. Скромным ярлыком «Изъ библiотеки Петра Львовича Розенберга» отмечены книги по праву, философии, истории, искусству, в числе которых редкие книги по иудаике, почти исчезнувшие после Великой Отечественной войны.

Одесситом был и обладатель значительнейшего собрания еврейских книг аптекарь М.Э. Азриль (Азрильян). Немало его книг, чудом переживших гитлеровскую оккупацию, проделав только им одним ведомый путь, попали в удивительную библиотеку Я.И. Тверского. Сын киевского раввина, потомок чернобыльских цадиков, Тверский сумел собрать ставшую легендарной библиотеку, значительную часть которой (около 4000 томов) исхитрился вывезти в Израиль в 1966 г. Он собрал коллекцию еврейских экслибрисов – около 700! После смерти Тверского почти все его книги приобрела Иерусалимская русская библиотека. На всех – экслибрис библиофила, созданный им самим.

Из Одессы репатриировался в Израиль литератор и собиратель памятников еврейской старины Давид Юделевич, для библиотеки которого в середине 30-х годов выполнил экслибрис художник Борис Гордон.

Замечательную «Одессиану» экслибрисов собрал известный московский библиофил и коллекционер книжных знаков П.С. Вайншейн, одессит по рождению. Экслибрис с Потемкинской лестницей он применял не только для книг, но и для гравюр, литографий и фотографий. Этот знак для него изготовил на дереве московский мастер В.М. Богданов.

В экслибрис для Л.О. Утесова художник Николай Саутин ввел элементы популярных песен – от самовара (у которого «я и моя Маша») до граммофонной пластинки (где «старинные новинки»).

ИзменитьУбрать
(0)

Одному из авторов Всемирной энциклопедии экслибриса – собирателю редчайших изданий, которому знаменитые писатели (от Ж. Сименона до М. Шагинян) и выдающиеся художники присылали свои произведения, – художник К. Козловский посвятил знак с надписью: «Бориса Яковлевича Левых и его музей экслибриса предохраняй». Для этого неутомимого коллекционера разные художники создали не менее 200 книжных знаков, из которых выделяется огромная сюита офортов одессита Давида Беккера и замечательная работа чешского мастера Надежды Чанчиковой – панорама Иерусалима с размещенной по центру экслибриса буквой «алеф».

ИзменитьУбрать
(0)

Еще один экслибрис художника К. Коз­ловского, созданный для Б.Я. Левых, напоминает о крепости, заложенной под наблюдением А.В. Суво­рова в 1773 г. (остатки ее стены находятся теперь в парке Шевченко).

Ф. Каменецкий рассказывает, что Оперный театр и Потемкинскую лестницу Козловский изобразил на экслибрисе председателя Одесского общества экслибристов Моисея Гительмахера, который к 200-летнему юбилею города подготовил замечательную экспозицию «Одесса и одесситы в книжных знаках» и передал ее в дар Всемирному клубу одесситов. На другом экслибрисе из огромной коллекции Гительмахера московский художник Г.А. Кравцов изобразил одесский маяк – символ просветительской деятельности владельца знака, пишет Т. Менделев.

ИзменитьУбрать
(0)

В Одессе родился и провел половину отпущенного ему жизненного пути художник И.Х. Гринштейн, график, книжный иллюстратор, плакатист, преподаватель Одесского художественного института. Из известных его работ – экслибрис И.Р. Бродовского, журналиста, сотрудника газеты «Одесские новости», автора знаковой на ту пору книги «Еврейская нищета в Одессе» (1902), и экслибрис Я.А. Левина, одного из наиболее активных деятелей ОЗЕТа (Общества по землеустройству еврейских трудящихся).

Всю жизнь прожил в Одессе художник-график, вы­даю­щийся мастер офорта А.Б. Пос­тель, окончивший Ху­до­жест­вен­ный институт по мастерской профессора Т.Б. Фраер­­мана, основателя и первого директора Одесского музея западного и восточного искусства, друга Анри Матисса. Для библиотеки своего учителя Постель создал один из своих наиболее проникновенных экслибрисов.

Памяти одесского художника Я.Н. Аптера, погибшего в рядах народного ополчения осенью 1941 г. под Москвой, Постель посвятил мемориальный книжный знак. Аптер, выпускник Одесского художественного училища, продолживший занятия в Москве в мастерской В.А. Фаворского, был замечательным библиофилом, собравшим уникальную коллекцию каталогов всевозможных выставок, среди которых были и редчайшие экземпляры армейских и провинциальных изданий периода революции и гражданской войны.

Еще один выпускник Одесского художественного училища А.С. Аксельрод почти всю жизнь проработал в редакции газеты «Гудок». В конце 1920-х гг. он нарисовал книжный знак для своей библиотеки – с дымящими (и наверняка гудящими) заводскими трубами на фоне восходящего солнца и с непременной эмблемой серпа и молота.

Среди работ известного одесского художника Г.В. Гар­ми­де­ра, лауреата литературных премий имени Э. Баг­риц­ко­го и К. Паустовского, наряду с пейзажами и портретами, архитектурными видами старой и современной Одес­сы, есть ряд интересных книжных знаков. На одном из серии экслибрисов для библиотеки главного редактора международного журнала «Судоходство» В.Г. Денисова – акватория нашего порта.

Среди нескольких экслибрисов, выполненных для библиотеки (более 4 тыс. томов) Е.М. Голубовского, литератора, журналиста, краеведа, председателя Секции книги Одесского дома ученых, отметим великолепный экслибрис, выполненный крупнейшим современным мастером офорта Д.Ю. Беккером.

Так что экслибрисы – это не просто знаки библиофильской собственности. Они зачастую дают уникальную возможность проследить судьбу книг, частных библиотек. Это память об ушедшем, метки времени и странно переплетенных судеб, выпавших на долю книг и их владельцев.

Источник: Экслибрисы предоставил для публикации В.И. Селиванов


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №117 > Книжные гербы Одессы
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-12-12 11:49:17
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jerusalem Anthologia Dr. NONA