БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №136 > ПЕРЕМЕНА… ЧАСТОТЫ
В номере №136

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ПЕРЕМЕНА… ЧАСТОТЫ
Николь ТОЛКАЧЕВА

«Обманчива прелесть и тщетна красота», – напоминают женам за субботним столом еврейские мужчины, и женщинам остается только надеяться на хорошую память своих мужей, в которой они останутся молодыми и красивыми, вопреки действию времени. Действительно, где женская красота может оставить свой след? Лишь на лицах детей, да во влюбленном сердце. А наука и техника, как показывает жизненный опыт, в этих случаях совершенно бессильны. Впрочем, одна очень-очень красивая женщина смогла оставить в науке и технике след столь глубокий, что мир вспомнил и о ее красоте.

Она была удивительно красивой, красивой, как в кино. Она и была актрисой кино. И так странно, что поток времени, донесший до нас имена великих актрис Золотого века Голливуда – жесткой Марлен Дитрих, естественной Ингрид Бергман, загадочной Греты Гарбо – по дороге расплескал имя блистательной Хеди Ламарр.

ИзменитьУбрать
(0)

Впрочем, как это бывает у актрис, родилась она под совсем другим именем. 9 ноября 1914 г. в Вене появилась на свет Хедвига Ева Мария Кислер. Между этим именем и «Хеди Ламарр» поместится отрезок жизни, наполненный такими событиями, что их хватило бы на пару-тройку фильмов с интригующим сюжетом, только выбери жанр. Приключения, боевик, мелодрама или комедия? Как она потом в них блистала, во всех этих жанрах! Потому что, если в кадре нужно было женское лицо, оправдывающее все происходящее на экране, делающее убедительным все страсти, все безумства, все нелепые и забавные ситу­ации, то выбрать надо было именно ее.

Вот она вполоборота глядит с экрана: тяжелые темные локоны аккуратно разделены пробором, губы пухлые (от нижней даже падает легкая тень), удивленно изогнутые брови, а глаза, в окружении длинных ресниц, каждая из которых – как приведенная в боевую готовность стрела. Но главное – это взгляд, нежный взгляд снизу вверх. И сразу становится ясно, что другое развитие сюжета просто невозможно, а возможно все только так, со всеми безумствами, страстями, приключениями и нелепостями.

Девочке из еврейской семьи в 20-е годы прошлого века жить в Австрии было еще совсем не страшно, тем более что это была очень приличная еврейская семья: мама пианистка, а отец – директор банка. Гертруда Лихтвиц и Эмиль Кислер. Музыка, гимназия, хорошее образование – все по расписанию. Но у юной дамы есть и свое собственное расписание – пора играть. Девочку из состоятельной семьи игрой в куклы не удивишь, куда интереснее играть в жизни. Не знаю, какие из сведений более достоверны: она бросила школу, подделав подпись матери на согласии родителей, или решила бросить инженерный факультет университета ради актерского ремесла. Но доподлинно известно, что она была знакома с театральным режиссером Максом Рейнхартом, а в кино начала сниматься с 16 лет, и чьи-то архивы наверняка еще хранят те истории, что скрывались за названиями ее первых пяти фильмов.

Зато с этим фильмом 19-летняя Ева навсегда попала в историю. Фильм «Экстаз» (1933) Густава Махаты остался в истории кино, потому что во многом был первым. Только что (1932) был принят международный стандарт звукового кинематографа, и все менялось просто на глазах. Технология диктовала эстетику. Со стокилограммовым оборудованием не побегаешь за артистами, не заглянешь им в лицо. Пришлось перейти к длинным диалогам героев в кадре, вернуться от натурных съемок в павильоны и работать на неподвижную камеру.

В фильме Махаты есть все приметы времени – и технологические, и эстетические, и художественные. Сюжет прост, но актуален для любого времени. Классический треугольник: молодая, полная чувств женщина, беспомощный и холодный муж, молодой мужчина и… природа. Почти «Любовник леди Чаттерлей», но с некоторыми вариациями: покинутый муж оказывается не бесчувственным и кончает жизнь самоубийством, а потрясенная Ева расстается со своим возлюбленным Адамом.

В фильме статические моменты сменяются динамическими натурными съемками, лаконичные диалоги – продолжительными безмолвными сценами, немое кино – звуковым. И все самое важное в жизни Адама и Евы происходит так молчаливо и естественно, словно они часть той дикой природы, в которой и произошла их встреча. Десятиминутное купание обнаженной Евы в озере стало самой известной сценой фильма. И неизвестно, что больше взволновало публику – эта демонстрация свободы или впервые попавшее на экран лицо женщины, застигнутое камерой в момент интимной близости. Сама Хедвига говорила, что в то самое время, когда она играла экстаз, Густав Махата колол ее булавкой, чтобы добиться нужного выражения лица и глаз.

«Экстаз» произвел скандал, и картина сразу же оказалась запрещена к показу в ряде стран. Она вышла в прокат лишь через несколько лет с множественными купюрами. Самыми тяжелыми для нее оказались попытки выйти на американский рынок. Просто невозможно представить, сколько изменений вносилось раз за разом в фильм, для того чтобы адаптировать его к пуританским вкусам довоенной Америки. В течение нескольких лет «Экстаз» демонстрировался только в рамках ограниченных показов в специальных кинотеатрах, но разрешение от Администрации контроля за соблюдением правил производства кинопродукции получил лишь в 1940 г. – после того, как были вырезаны все сцены с обнаженной натурой. И даже после этого в нескольких штатах отказались демонстрировать картину.

В Европе судьба фильма складывалась не менее скандально, но гораздо успешнее. Сам Бенито Муссолини на время отменил национальный закон о цензуре, чтобы разрешить показ картины на 2-м Венецианском кинофестивале, чем вызвал яростный протест Ватикана и опасения, что это будет стоить фильму приза. Но фильм получил приз. Личный приз Муссолини за лучшую кинорежиссуру, а Хеди получила известность, пусть и неоднозначную.

Сегодня этот возмутительный «Экстаз» кажется скромным почти до целомудрия, и его знаменитая сцена купания в озере превратилась просто в символ, символ свободы женщины жить.

А потом – то судьба следует за ее ролями, то роли повторяют ее судьбу.

Взбудораженные такой известностью своей дочери родители выдают 19-летнюю Хеди замуж в очень хорошую еврейскую семью. Фриц Мандл, 33 года, австрийский миллионер и фабрикант. Свое состояние приобрел, создавая и продавая оружие тем, кто его покупает, а покупали – Германия, Венгрия, Италия. Еврейская кровь Фрица Мандла в вопросах ведения бизнеса должна была молчать, другое дело – женитьба. Жениться надо было на девушке из хорошей еврейской семьи, и Фриц Мандл украсил свою коллекцию успешного человека необыкновенно привлекательной женой.

Новая роль недолго радовала молодую актрису, вскоре не осталось сомнений в том, что эта роль станет единственной в ее амплуа. Роль жены очень богатого мужа. Кроме того, Мандл был страшно ревнив и даже пытался скупить все копии «Экстаза», чтобы прекратить скандал вокруг имени и обнаженного тела своей жены.

«Может быть, моя проблема в браке, и это проблема многих женщин в том, что хотим, чтобы была и близость, и независимость. И трудно достичь баланса, так как они оба важны для брака». Хеди и Фриц балансировали четыре года, а дальше все происходит, как в бульварном романе: молодая жена бежит от мужа под покровом ночи. Не то она дождалась его отъезда и обманула приставленную к ней горничную, не то она напоила его снотворным и переоделась в платье служанки, возможно, ей помогал влюбленный в нее друг Фрица. Вариаций много, но факт, что в 1937 г. Хедвига уже в Лондоне и уже одна.

Что могло быть притягательней для молодой актрисы, чем Голливуд? Значит, пора играть в американку.

Не то еще в Лондоне, не то прямо на корабле «Нормандия», совершающем рейс в Америку, она знакомится с Луисом Б. Майером, владельцем MGM. Скандальная слава – тоже слава, ей не надо было рассылать резюме, в мире кино Хедвига Кислер уже была известна. Но известна была и история с американским прокатом «Экстаза». Поэтому от ее имени останется лишь Хеди, а фамилию Луис Майер ей подарит от себя. Десять лет назад у него была уже любимица, Барбара Ла Марр, которая умерла от пристрастия к наркотикам, так не пропадать же хорошему имени.

Луис Майер говорил о Хеди Ламарр: «Это самая красивая женщина на свете. Не иначе как Господь Б-г посылает мне эту восхитительную брюнетку. Я давно считаю, что пора прервать монополию стереотипных платиновых блондинок на экране».

Она уже хорошо знает, что именно не нравится американской публике, осталось только понять, что же ей нравится. Судя по тому, что с 1938 по 1958 гг. она снялась в 25 фильмах, судя по тому восторгу, с каким ее принимала публика, Хеди Ламарр это поняла и открыла свою Америку.

Ей везло и с работой, и с партнерами – Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт, Спенсер Трейси и Джуди Гарланд… Вот только не очень везло с критикой, ведь она лишь только «ecstasy girl», ведь она не умеет играть, ведь она живет на экране так, словно все еще снимается в немом кино.

ИзменитьУбрать
С Кларком Гейблом в фильме «Шумный город»
(0)

«Хеди Ламарр, конечно, сногсшибательно красива, но у нее просто не хватает способностей справиться с такой ролью…» – это о фильме «Рискованный эксперимент» (1944). «Проблемы „Леди без паспорта“ (1950) начинаются, когда понимаешь, что всегда эффектную Хеди Ламарр попросили сыграть бедную беженку из концентрационного лагеря. Ламарр не подходит для роли ни по внешности, ни по гриму, что наносит удар по достоверности фильма. Ламарр, хотя и является редкой красавицей, не обладает особым драматическим потенциалом, и требования к актерской игре в „Паспорте“ не соответствуют ее способностям». Это пишут об актрисе, которую публика уже поставила в один ряд с Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Гретой Гарбо.

В каком бы жанре она ни появилась на экране, какие бы роли ей ни доставались, какой бы эпитет ни получала от прессы ее героиня – сложная, сдержанная, взбалмошная, свое­нравная, замкнутая – Хеди Ламарр всегда играла чужестранку, загадочную и недостижимую. Вот только, к сожалению, ни один из 25 фильмов, в которых снялась Хеди Ламарр в Голливуде, не стал ее «Касабланкой». В 50-е годы карьера идет на спад, и последний фильм с участием Хеди Ламарр датирован 1958 годом.

Кино позволило ей заработать 30 млн долларов. С 1953 г. она была американской гражданкой, у нее было трое детей, шесть браков, и ни один не принес ей счастья надолго, а шестой муж лишил ее всего состояния. Покинув Голливуд, она так потом и не смогла в него вернуться, телевизионные проекты и множественные рекламные предложения ее не интересовали, и о Хеди Ламарр продолжали помнить только самые преданные, любители скандальной хроники и соседи по дому престарелых в Майами-Бич. А еще наверняка о ней помнили те, кто когда-то получил поцелуй блистательной Хеди Ламарр.

Когда началась Вторая мировая война, популярная американская актриса, венская еврейка, предложила свою помощь созданному для укрепления обороноспособности США Национальному совету изобретателей, а в ответ получила предложение использовать свое обаяние и популярность для продажи облигаций оборонного займа. Она собрала таким образом семь миллионов долларов! Ведь тот, кто покупал облигаций на сумму 25 000 долларов, получал поцелуй от самой Хеди Ламарр. Желающих набралось на семь миллионов…

А как же наука и техника? О, вся эта техника теперь неотъемлемая часть нашей жизни: интернет, вайфай, блютус, даже простой разговор по мобильному телефону несет воспоминание об изобретении Хеди Ламарр.

Когда Хеди обратилась в Национальный совет изобретателей, возможно, она хотела кому-то рассказать о том оружии, которым торговал ее бывший супруг, а возможно, у нее уже были какие-то свои изобретения, которые сейчас так же засекречены, как когда-то был засекречен принцип шифрования сигнала, придуманный ею. Об этом история умалчивает. Но история рассказывает о том, что на одной вечеринке Хеди играла в четыре руки на фортепиано с голливудским композитором Джорджем Антейлом, и в тот момент, когда ведущая партия переходила от одного исполнителя к другому, она поняла, как решить проблему, над которой бились когда-то инженеры в компании Фрица Мандла.

Им никак не давался ответ на вопрос, как приводить подводные торпеды точно к цели. В водной среде не передашь сигнал по проводу, значит, необходимо использовать радио­волны. Вот только радиоволны, идущие на одной выделенной частоте, противник обнаруживал, глушил на той же частоте и сбивал оружие с цели. Но что, если использовать не одну частоту, а целый набор, и сигнал будет шагать по ним, как по нотам? Часть сигнала будет посылаться на одной частоте, а следующая его часть пойдет на другой. Синхронизированный с передатчиком приемник будет
принимать сначала первую часть, потом вторую, как при игре в четыре руки. Так сигнал стал бы устойчивым к помехам при глушении.

Джордж Антейл писал в Голливуде музыку к кинофильмам, и его наиболее известным произведением был «Механический балет» для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера. В 1936 г. написал книгу, предсказавшую Вторую мировую войну. Следующее его произведение называлась «Каждый сам себе детектив. Курс эндокринологии», кроме того, в бульварном журнале «Эсквайр», где он подрабатывал обозревателем, Джордж публиковал статьи по эндокринологии.
Хеди тут же поделилась своими соображениями с Антейлом, он взялся за техническое описание идеи, и в декабре 1940 г. заявка в Национальный совет изобретателей была подана. Председатель совета Чарльз Кеттеринг был главой исследовательского отдела компании «Дженерал Моторс», и он отобрал эту заявку из сотен тысяч других, а затем помог авторам ее доработать.

11 августа 1942 г. Ламарр и Антейлу был выдан американский патент под номером 2292387 на систему секретной связи «Secret Com­mu­ni­cations System». Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех возможных выплат. Но в то время выплаты им и не грозили, к сожалению, на практике изобретение оказалось громоздким и плохо реализуемым. Зато в 1957-м, когда в дело пошли полупроводники, у «Системы секретных сообщений» появилось будущее и новое имя – «широкополосный сигнал».

Во время кубинского кризиса (1962) американские войска уже были оснащены новой радиоаппаратурой, а наиболее масштабно эта технология была реализована в проекте военной спутниковой связи «Милстар», которая была частью пресловутой программы «Звездных войн». И неизвестно, услышали ли бы мы о Хеди Ламарр как изобретательнице, если бы не потепление в отношениях США и СССР и сворачивание гонки вооружений. В середине 1980-х гг.

Пентагон снял гриф «секретно» с ряда патентов, тем самым поспособствовав бурному развитию электроники и систем связи. И с тех пор весь мир активно пользуется всеми достоинствами широкополосного сигнала (от мобильных телефонов до Wi-Fi), пусть даже не очень хорошо зная, что же это такое, как он работает, и почему он связан с именем блистательной американской актрисы.

В 1998 г. Ламарр подала в суд на компанию Corel за использование ее портрета на упаковке программного пакета CorelDraw8. В иске она потребовала выплатить $15 млн и немедленно снять ее изображение со всех продуктов Corel. По решению суда компании разрешили использовать лицо актрисы в течение 25 лет, и обязали выплатить ей $250 000.
Незадолго до своей смерти (19 января 2000 г.) Хеди Ламарр подала иск на $12 млн против винной компании «Галло», которая использовала в телевизионной рекламе экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь и не создали у зрителей ложного впечатления о ней как о человеке.

В 1997 г. Хеди Ламарр официально наградили за открытие. Актриса отказалась явиться на церемонию и лишь передала аудиозапись своего приветственного слова.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №136 > ПЕРЕМЕНА… ЧАСТОТЫ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-03-29 12:33:22
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"