Предлагаем вашему вниманию результаты интервью с владельцами небольших специализированных магазинов в Израиле.
Ира ЭПШТЕЙН-КАЦАВ,
владелица бутика домашнего текстиля
«Я сделала работу над ошибками
до работы»
Когда мой возраст приближался к 40 годам, я решила организовать свой бизнес и, как человек основательный, пошла на курс для начинающих предпринимателей. Через два месяца я вышла оттуда хозяйкой бутика декоративных тканей. Мечта моей жизни!
Известно, что более 85% процентов малого бизнеса закрывается в первый год. Очень печальная статистика. Чтоб не попасть в число этих бизнесменов, я внимательно следила за всем, что происходило на курсе, слушала истории людей, участвовала в ролевых играх. Я предпочитаю учиться на чужих ошибках.
Я хотела завозить потрясающий американский дизайнерский хлопок в Израиль. Одновременно со мной открылись еще три-четыре бизнеса, которые стали завозить эти ткани. Остался из них только один и я. Знаете, почему? Наверное, потому, что я выслушала всех скептиков, всех, кто сказал, почему я не пробьюсь, почему это не рентабельно, почему невыгодно торговать тканями и шить. Сделала работу над ошибками еще до самой работы.
Зная, что текстильная Мекка в Израиле находится в южном Тель-Авиве, я поехала туда и прошла все улицы пешком. Я заходила в сотни маленьких магазинчиков тканей и галантереи, искала оптовых поставщиков. Я услышала поразительные истории про все виды бизнеса, связанные с тканями. Про расцвет и закат текстильной эпохи в Израиле. Про то, что погубило многих бизнесменов и что помогло выжить. Что сегодня покупают и что не пользуется популярностью.
Израильтяне словоохотливы и доброжелательны. Я выслушала сотни историй, впитала в себя весь опыт других людей и вышла из этого не только со связями, но и с новыми знаниями и более точным видением будущего моего бизнеса. Были те, кто обрадовался предложению сотрудничать со мной, и те, кто не дал мне шанса. Были те, кто снабдил меня дополнительными телефонами и адресами, и те, кто не выдал явки и пароли.
В целом, мой нетворкинг1 прошел успешно. Я выбрала поставщиков, на которых получила наибольшее количество рекомендаций. Получила от ведущих импортеров каталоги декоративных тканей. Ткани из Америки, Японии, Кореи, Китая я привожу небольшими партиями, предварительно списавшись с фабриками по электронной почте. Удивительно, насколько этот канал связи прекрасно работает!
Держать свой бизнес на плаву и торговать в Израиле – дело непростое. Нужно быть не только специалистом в выбранном секторе и предложить оригинальный товар, нужно знать местный рынок и покупательские привычки израильтян, законы, налогообложение, сезонные факторы. Например, в период Песаха и Рош ѓа-Шана я продаю в два раза больше, чем в остальные месяцы, а вот в феврале – очень мало. Внутренний рынок Израиля маленький, к нам привозят 5 вариантов товара из 10 существующих. Не надо изобретать велосипед и стараться поразить израильтян изобилием товара. Сначала сделайте себе имя, станьте популярным, добейтесь хорошей репутации. Потом у вас купят все.
Ада ДИБНЕР,
владелица магазина-студии
дизайнерских украшений в Хайфе
«Мои покупатели – прежде всего
творческие люди»
Как открыть магазин в Израиле? Регистрируешь бизнес в налоговом управлении. Берешь ссуду, находишь помещение (требования только твои – симпатичное, приемлемая цена, проходное место, нормальные соседи), обустраиваешь его (я начинала с нуля и будучи ограниченной в средствах): мебель, стиль, оформление витрин. Договор с кредитной компанией о кредитных операциях, бухгалтер, налоги и т.д. Налог на добавочную стоимость 18% и на национальное страхование (начисляется по какой-то формуле). Вот и все, что касается законности.
Я всегда хотела свое место, свою студию, свой маленький мир, где я смогу творить и представлять украшения широкой публике. Магазинчик с особенными вещами, куда стоит приехать даже издалека.
Авторские украшения – это не колготки и не продукты, и отношения продавец – клиент здесь немного другие. В маленьком помещении клиент и я – один на один. Это не как в большой сети, где он зашел посмотреть и это не обязывает. Здесь он полностью на моей территории, и моя задача – сделать, чтобы ему было уютно, создать атмосферу, побуждающую возвращаться именно ко мне, в мой магазин, к моим изделиям.
У меня много знакомых художников разных профилей, а потому в моем магазине продаются и их изделия – шелковые шарфы, текстильные куклы, сумки, вязаные игрушки, изделия из керамики. И вообще, продвигать художников – святое дело… Кроме этого, я провожу по пятницам около своего магазина ярмарки с приглашенными художниками – это красочное, атмосферное действо!
Помимо магазина, я совершаю продажи в интернете, в основном через Фейсбук – оказалось, что его формат очень удобен для этого. И клиентам тоже!
Мои покупатели – прежде всего творческие люди. Даже если работают на не очень творческой работе. Вот, например, как-то зашла ко мне в магазин пожилая дама. Такая, знаете, с прической, одежда – все подобрано один к одному. Из олдскульных (старой школы – М.К.) интеллигентов. И знаете, что она выбрала? Браслет из гаечек и болтиков – есть у меня такая хулиганская серия. И еще сережки к нему заказала – из гаечек же. Вот кто бы мог подумать?
Иногда мы вместе творим, придумывая изделия, я всегда посвящаю клиента в процесс, даю ему «прикоснуться» к творчеству – людям это очень нравится. А какие идеи рождаются у них! Например, интерьерное панно – мордочка бульдога. Первой мыслью было – отказаться, я не смогу, да еще из проволоки, как?
Мысль эту я подавила, заменив ее на «не попробуешь – не узнаешь». Взялась за дело. И получилось, да еще как!
Или одна моя религиозная клиентка, увидев хамсы с гранатами и виноградной гроздью, предложила мне сделать коллекцию «шив'ат а миним» («семь злаков земли Израиля»), и получилась красивейшая коллекция.
Таких примеров очень много, когда приходится быть для клиента «золотой рыбкой», и это развивает неимоверно.
МАКС,
владелец пивного бара
«Главный капитал нашей компании – это ее работники»
Пиво долгое время было моим хобби, и каждый раз, приезжая в Израиль, я чувствовал нехватку заведений, где бы к этому напитку относились с должным пиететом.
Мы – заведение совершенно нового формата для Израиля – take away паб, расположенный в самом центре Петах-Тиквы. Своим посетителям мы предлагаем уникальную возможность взять разливное, свежее, живое пиво с собой, чтобы устроить себе небольшой праздник в уютной домашней обстановке. Для тех же, кто хочет провести время за бокалом пива у нас, мы предлагаем места за столиками и за барной стойкой с большим выбором пивных закусок и по ценам самым низким в Израиле. У нас 14 сортов разливного пива со всего мира, а опытные продавцы-бармены всегда смогут предложить посетителям не только продукт высочайшего качества, но и подробно расскажут о пиве.
Мы работаем, в основном, с поставщиками с местного рынка. Кого-то мы находим сами, кто-то находит нас. В отношениях с поставщиками стремимся наладить взаимовыгодный бизнес-процесс, отдавая предпочтение партнерам с подходом, ориентированным на клиента. Работаем мы и с зарубежными поставщиками, в частности, с Россией и Китаем.
Несмотря на то, что у нас пока одна розничная точка, к нам нередко приезжают со всех концов страны. Так, недавно была у нас семья из пяти человек из Хайфы, которые специально приехали к нам, увидев нашу рекламу. Такие истории, конечно, подкупают, как и множество благодарных отзывов, которые мы получаем от клиентов.
Я считаю, что главный капитал нашей компании – это ее работники. Начиная от команды, которая работает в информационном пространстве и каждый день предлагает аудитории новые интересные статьи, конкурсы, и заканчивая непосредственно продавцами-барменами в пабе. Хороший продавец обязан знать своего клиента, понять его предпочтения, настроение. Высший класс – это когда бармен предлагает на свое усмотрение пиво сомневающемуся клиенту – то, которое, как ему кажется, наиболее соответствует моменту, и получает одобрение довольного посетителя.
Очень важна для хорошего продавца работа с клиентом. Покажите свой профессионализм, свое владение предметом, завоюйте доверие вашего покупателя к себе, заведите разговор, станьте добрыми приятелями, всегда будьте на позитиве. Именно этому мы учим своих продавцов, на этом акцентируем их внимание.
Людям, которые планируют начать собственное дело в Израиле, я бы посоветовал не бояться рисковать. Исходя из собственного опыта, знаю, что всегда лучше принять решение и взять на себя ответственность, чем ничего не делать. Даже если вы ошиблись, вы вынесли из этого урок, вы сделали шаг вперед. Безусловно, открытие своего дела в Израиле отличается от открытия своего дела в странах бывшего СССР, но в целом процедура достаточно легкая и понятная. Рекомендую хорошо изучить все нюансы, обязательно сделать бизнес-план. Грамотное планирование – ключ к успеху.
Марина САЛАХОВА,
владелица цветочного салона
«Общение в рамках сделки
нужно обеим сторонам»
Флорист зарабатывает на двух вещах: умении правильно сохранить цветы и мастерстве. В цветочном бизнесе товарооборот – всегда искусство! Подбирая срезанные цветы и зелень к ним, упаковку и корзинки, вазы и горшечные растения, ты будто играешь в затейливое «лего»= – что с чем сочетается, смотрится, что в сезон будет лучше, а что – при любом раскладе.
В Израиле ты можешь преуспеть только, если душевно делаешь свое дело. Восток, как известно, более эмоционален, ты можешь стать дорогим и любимым у своего клиента. Я знаю не одного и не двух людей, которые проделывают немалый путь по нашим пробкам и жаре, и лишь оттого, что хотят свои деньги отдать не кому-то, а именно этому продавцу или мастеру.
Наш клиент – человек, который знает, чего хочет в жизни, и цветов это тоже касается. Он выбирает то, что отвечает его вкусу, и этот вкус у него есть. Он уважает качественную работу, прислушивается или сам просит совета профессионала. И, безусловно, этот клиент способен заплатить за то, что ему понравилось.
Сама торговаться не умела и не пыталась никогда. Как-то, гуляя по одесскому Привозу, увидела что-то, что хотела прямо вот тут и сейчас купить. Подхожу, спрашиваю цену, достаю кошелек, вынимаю и протягиваю требуемую сумму. Хозяйка прилавка сразила ответом: =«И шо, ты вот прям так и хочешь купить? Торгуйся!»
«Да нет, – говорю, – я не буду, мне подходит». Ее ответ запомнила навсегда: «А мне – нет! Я сюда не продать прихожу, а пообщаться! А не хочешь – так и иди, я тебе не продам!»
Вот это был урок, так урок! Из чего поняла – общение в рамках сделки нужно обеим сторонам. И задать тон этого общения обязан продавец, иначе будет играть по правилам покупателя, а это не совсем верно, продажа – это процесс, который должен доставлять удовольствие обеим сторонам.
Продавец должен быть, в первую очередь, профессионалом в своем деле. А во вторую – психологом. Хотя бы немножко. Уметь «считывать» невербальную информацию. Чего ждет клиент? Только ли букета цветов? А может – праздника, который вы передадите ему со своей работой, а он бережно понесет его, чтобы не расплескать, в душе, и передаст тому, кому сегодня несет цветы? Я всегда говорю (ученикам, сотрудникам) – никакого подобострастия! Не «стелитесь» под клиента. Но и противоположность – высокомерие – исключите. Ровное, доброжелательное общение. С долей юмора и присутствием такта.
Привожу пример, который как-то наблюдала в одном из цветочных магазинов: по магазину ходят муж с женой, выбирают цветы. Хозяйка – за ними, пытаясь расположить мужчину к покупке: «Что вам предложить? Что-то типа того, как в прошлый раз?» Он: «Какой прошлый раз? Вы что-то путаете». Хозяйка: «Ну что вы, я как раз хотела спросить – понравился букет вашей жене, вы позавчера покупали?» Жена: «Ах, да-а-а? Букет жене?!» Занавес.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.