БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №138 > ФОРМУЛА ПОРТО-ФРАНКО
В номере №138

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

ФОРМУЛА ПОРТО-ФРАНКО
Олег ГУБАРЬ

Недавно общался с заинтересованным доброжелательным гостем Одессы, профессиональным экономистом. Он задал ряд вопросов, например, о характере ввозимых в период порто-франко зарубежных товаров, о таможенном тарифе, затем разговор плавно перешел на сущность механизма порто-франко в одесской версии. Мои ответы и разъяснения несколько удивили и даже озадачили собеседника, и он констатировал, что, не занимаясь историей региональной экономики, пребывал под влиянием стереотипов и шаблонов по поводу феномена Южной Пальмиры. Ему всегда представлялось, что здесь создавались благоприятные условия, преимущественно привлекающие иностранных товаропроизводителей, для чего якобы даже полностью отменялся таможенный налог. На самом же деле все обстоит несколько иначе, хотя не обошлось и без упомянутой «заманухи».

«Одесский проект» изначально ориентировался на вывоз, главным образом сельскохозяйственной продукции. Здесь складывалась совершенно иная, нежели в балтийских портах, ситуация: можно было осуществлять внешнеторговые операции напрямую, минуя посредников. Экспорт должен был регулярно превышать импорт, причем ощутимо. В противном случае проект был бы неэффективным. Разумеется, Одесса просто обязана была становиться все более и более притягательной, однако никак не в ущерб себе. Не могло идти и речи о напрочь беспошлинной торговле. Другое дело, что таможенные сборы составляли сперва 1/5, а затем 2/5 от пошлины в портах с традиционным таможенным режимом. Эти средства, случалось, давали 75% наполнения городского бюджета, позволяли решать множество проблем и создавать стартовые площадки на перспективу. Попробуйте представить подобную ситуацию сегодня, когда Одесский порт отчисляет городу налоги как госпредприятие…

ИзменитьУбрать
(0)

Что конкретно ввозилось и вывозилось через Одесский порт в эпоху порто-франко? Относительно экспорта особых вопросов как будто не возникает. Разумеется, зерно. Однако не только оно. Далеко не всем известно, что в отдельные годы экспорт сала, шерсти, шелка, пеньки, железа, кож, воска, льняного масла, фруктовой водки и других товаров превышал зерновой. Еще с середины 1800-х в Северном Причерноморье стало процветать тонкорунное овцеводство, которым занимались французские предприниматели при деятельном покровительстве герцога Ришелье. Шерсть составляла очень важную статью экспорта. В Анатолии пользовалась спросом и продукция непосредственно одесских канатчиков. Что касается зерна, то со временем вывоз его стал нерентабельным, ибо мука компактнее укладывалась в трюмах. Местным коммерсантам пришлось переходить на рельсы индустриализации – в Одессе завели паровые мукомольни.

В давних архивных делах я раскопал реестры предпринимателей, осуществлявших внешнеторговые операции через одесский порт накануне запуска системы порто-франко и в первые годы ее функционирования. В 1814-1815 гг. основные экспортеры сельхозпродукции – греческие купцы (Амвросио, Велисарио, Инглези, Калафати, Маразли, Палеолог, Петрококино и др.), есть несколько небезызвестных русских (Мясников, Новиков, Протасов и др.), французских (Лессар, Рено, Сикар), юго­славянских (Андрич, Квеквич, Лучич), польских (Липковский) и других фамилий. Первые еврейские фамилии фиксируются в 1816-м – Хав­кин и Цвибак, 1817-м – ни одной, за 1818-й данных нет, в 1819-м – Бернштейн, Полнер, Рабинович Тевель, Рабинович Янкель, Фридман, Цвибак, в 1820-м к предыдущим прибавляются Билет, Винштейн, Виолин, Голберг, Годенштейн, Закс, Рабинович Берко и Ротенберг (о большинстве из перечисленных лиц я собрал информацию). Итого – 14 еврейских экспортеров. Хотя суммарно это лишь около 10% от общего числа, а объемов производимой ими торговли мы н
е знаем, однако сам по себе показатель близок к проценту евреев-горожан (порядка 12%). Несомненно, с немалым отрывом первенствуют греческие негоцианты, однако начинает ощущаться конкуренция, что стало одной из причин непредвиденного меж­этнического конфликта в 1821-м.

Что касается импорта, он был, конечно, гораздо разнообразнее, но объемы его по сравнению с экспортом менее значимы. Обозначим некоторые важные отрасли ввоза на период, когда порто-франко уже набрало обороты.

Аптекарские материалы. 1830 год: доставлено на сумму 131882 руб., из них на 78107 руб. ушло вовнутрь страны, остальное – для городского потребления. 1833-й: соответственно 97333 руб. и 76 591 руб. 1834-й: 115921 руб. и 76091 руб. 1835-й: 168963 руб. и 166006 руб. На 1836-й мы имеем статистику по странам, откуда доставлялись медикаменты: Турция, Египет, Греция – на 330125 руб., Италия – 7600 руб., австрийские владения – 53121 руб., Голландия – 11000 руб., Англия – 8391 руб., и транзитом – 1725 руб. Ничего себе, география связей лишь по одной, вовсе не главной статье импорта! Итого – более чем на 458 тысяч руб.; разница с предыдущими годами на самом деле невелика, поскольку показаны рубли в ассигнациях, а не в серебре.

Вино. Одна из важных статей импорта, однако точными данными мы не располагаем, можем судить лишь качественно. Палитра вин была весьма широка, доставлялись они из Франции, Италии, Греции, Испании, Португалии и других стран, в бочках и стеклотаре, в том числе – по индивидуальным заказам. Винные погреба содержали преимущественно греки, элитарные лавки – французы. Крупнейшим экспортером в 1820-1830-х был известный предприниматель Жан Рубо. В начале 1840-х развернул виноторговлю небезызвестный Пьер Нуво. Карта вин удовлетворяла самого взыскательного потребителя: бордо, бургонь, шампанское, марсала, кьянти, мадера, херес, включая и такие, которые сегодня называют коллекционными. Завозились и другие экзотические напитки – мастика, ром, бенедиктин, кюрасо, дженевер и проч.

Кофе. Располагаю очень подробной статистикой, но чтобы не утомлять читателя, ограничусь иллюстративными фрагментами. В 1829 г. в одесский порт было доставлено 8642 пуда и 32,5 фунта кофе на 254185 руб., из которых вглубь империи ушло лишь 1718 пудов и 23 фунта. То есть основная часть потреблялась в самом городе. Это легко объяснимо, ибо кофе – традиционный напиток для очень многих горожан, в отличие от чая, о котором еще пойдет речь. Вместе с тем, и спрос на него во внутренних губерниях значительно, на порядок ниже, чем на чай. Кофе доставлялся, понятно, не прямо из мест произрастания, а через Турцию, Египет, Грецию, Италию, австрийские владения, Англию. Одесские кофейни – тема отдельного обстоятельного и приятного разговора.

Пиво. В Одессе первые пивоварни появились уже в конце XVIII ст., в 1800-1810-х их можно даже именовать заводами, в частности, пивной завод питейного откупщика Василия Кошелева на Водяной балке (1814). Производилось так называемое черное русское пиво, на смену которому гораздо позднее, в 1860-е пришло одесское пиво, производимое по немецким технологиям. Возить пиво издалека было, конечно, невыгодно. Поэтому изначально импортировались лишь портер и эль. Так, в 1829-м привоз портеру составил лишь 1688 бутылок на 4864 руб. из них 416 бутылок ушло вглубь империи. Как видим, очень дорогое удовольствие. Тем не менее, поставки из Англии росли, и в 1836-м составили уже 44197 бутылок. Одесские пивные – тоже особая глава, и здесь не у места.

Табак. Тут особая ситуация, поскольку в Одессе издавна устраивались более или менее крупные производства по переработке табачного сырья. В 1829-м привоз в листах и сигарах составил 5801 пуд и 8,5 фунтов на 111115 руб. Любопытно, что в числе переправленного вглубь империи – нюхательный табак, выделанный в Одессе, на фабрике Рубо. Объем импорта постоянно рос, и в 1847-м составлял 19928 пудов и 12 фунтов на сумму 277925 руб­лей серебром. Нередко половину этого объе­ма составляли сигары. Поставщики: Турция, Египет, Греция, сигары – преимущественно из Италии, Испании, Англии, элитарный табак – из Голландии, нюхательный табак – из австрийских владений, Испании и др., а также транзитом. Одесские «табачки» – тоже тема.

Чай. Статистика по чаю очень четко фиксирует ситуацию, которая оставалась практически неизменной до открытия Суэцкого канала. Чай в страну доставлялся сухим путем, через Кяхту, а Одесса импортировала его морем исключительно для удовлетворения собственных потребностей. То есть мы регулярно видим ввоз через порт, но не видим вывоза вовнутрь страны. Причем не только в годы порто-франко, но и позднее, в 1860-х. И только в 1870-х по понятной причине картина меняется, при этом город становится, что называется, «чайной столицей империи».

К прелюбопытным темам, связанным с импортом, относится зарубежная книга – местные книжные лавки специализировались в основном на европейских изданиях. Литературу в Европе закупали тот же Рубо, его соотечественники Сорон, Камоэн и др., швейцарец Коллен, немец Штюрц, грек Карияниди. Функционировали и лавки русских книгопродавцев – Клочкова, Ширяева, Золотова, Картамышева, Григорьева, позднее – Белого.

Довольно рано в город стали завозить и музыкальные инструменты, – сперва по индивидуальным заказам, а затем для торговли.

С появлением элитарных магазинов в Одессу хлынули европейская посуда (Веджвуд, Лимож и пр.), часы, оптика, лампы, галантерея, парфюмерия, косметика, канцелярские товары, эстампы, разнообразные инструменты и механизмы, оружие, затем фотооборудование, «тихошвейки», велосипеды и проч.

Занимательно, что даже первые игральные карты пришли в город из Средиземноморья, как, впрочем, целый ряд тамошних традиционных игр. Но поскольку изготовление карточных колод было монополией государства, а вырученные деньги шли на благотворительные цели, замечательные итальянские карты, раскрашенные вручную, сделались контрабандой. Как с ними ни боролись, а отдельные образцы все же просачивались.

Когда поднимается вопрос о возможности устройства системы порто-франко в нынешнее время, тотчас возникает другой: что мы будем вывозить, что на что менять? При такой модели экспорт должен рельефно превосходить импорт, в противном случае получится нонсенс.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №138 > ФОРМУЛА ПОРТО-ФРАНКО
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-10-01 11:23:54
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов Еженедельник "Секрет"