БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №22 > Народ книги — народ газеты
В номере №22

Мигдаль Times №22
Народ книги — народ газеты
Болеслав Капулкин

В январе 1996 года в столице Кыргызстана Бишкеке вышел первый номер еврейской газеты «Мааян». На его страницах доктор медицинских наук Зарифьян опубликовал свой диагноз: «...весть приятная эта — настоящий сюрприз. Ведь еврей без газеты — как без юрты киргиз». Насчет юрт им там в Бишкеке виднее, но представить себе еврея без газеты действительно тяжело. Да мы и не будем... Вместо этого мы с вами лучше представим себе других евреев. С газетами. И, как настоящие врачи, поинтересуемся, давно ли это у них.

Печать — штука хитрая. Том Кенти, герой марктвеновского «Принца и нищего», помнится, использовал печать для раскалывания орехов. Правда, это была Большая Гербовая Печать, которая вроде бы к нам отношения не имеет, но сама постановка вопроса интересна — для чего нужна печать? Даю вам минуту на размышление и выслушиваю ваш правильный ответ: печать, особенно периодическую, надо читать. Читать периодически. То есть постоянно.

Евреи, между прочим, это поняли давно. Некоторые историки считают первыми еврейскими периодическими изданиями постановления польского ВААДА четырех земель XVI века. Вроде все правильно: печатное, периодическое (минимум два раза в год)... И все же большинство склоняется к тому, что первое еврейское периодическое печатное издание (по-простому — газета) появилось в 1675 году в Амстердаме.

Называлась она «Газета де Амстердам», и ее, в течение 15 лет, выпускал для сефардской общины города печатник Давид де Кастро Тартас. Газета издавалась на ладино (еврейско-испанский язык). В 1686 году, в том же Амстердаме, появилось и первое ашкеназское издание — еженедельная газета на идиш «Динстагише унд фрайтагише курант». А чтобы окончательно закрепить за Амстердамом славу «города номер один», добавим, что в 1729 году там появляется ежемесячник на иврите «При эц-хаим».

А дальше... дальше печатная волна покатилась на восток. В 1750 году в Берлине начинают издавать еженедельник на иврите «Коhелет мусар» (вышло, правда, всего два номера), а с 1783 года в Кенигсберге появляется «hа-Меассеф», издававшийся по образцу немецкого журнала «Берлинише монатшрифт». Журнал продержался до 1811 года, а спустя десять лет ему на смену пришел «Бикурей а-итим» (Вена). Тогда же первые еврейские издания появляются в Соединенных Штатах и Великобритании. Правда, пока на английском языке. В 1846 году в городе Папа начинают издавать ежеквартальник «Мадьяр синагога» на венгерском языке. Это, конечно, экзотика, почти такая же, как журнал «Шаарей мизрах», издававшийся в те годы в турецком Измире на языке ладино.

1840-е. Бурные, революционные. В 1848 году, после отмены цензуры в Австрии, во Львове появляется первая еженедельная политическая газета на идиш «Лембергер идише цайтунг». Просуществовала она всего один год, но, видимо, пример оказался заразительным, потому что в 50-60-е гг. возникает множество изданий на еврейских и не очень еврейских языках, причем в самых разных странах. Например, румынская «Корот hа-итим» (идиш), «hа-Магид» — первый российский ивритский еженедельник, издававшийся, правда, в Пруссии, «hа-Леванон» — первый ивритский журнал Эрец-Исраэль, «Рассвет» — первый еврейский журнал на русском языке, журнал «Сион» на том же языке, пришедший на смену «Рассвету». В 1860 году появляются ивритские издания: в Вильно «hа-Кармель», а в Одессе — еженедельник «hа-Мелиц», ставший затем ежедневником, причем, приложением к нему является газета «Коль-мевассер» на идиш. В 1862 г. в Варшаве появляется ивритский еженедельник «hа-Цфира», ставший с 1886 года ежедневной газетой и считавшийся центральным органом российских евреев. В 1869 году в Пеште (в дальнейшем — часть Будапешта) появляется газета «Пештер идише цайтунг», выходившая пять раз в неделю.

1868 год. Перец Смоленскин начинает издавать журнал «hа-Шахар». Этот журнал, предназначенный для российского еврейства, по цензурным соображениям издавался в Вене. При создании он задумывался как ежемесячник, однако выходил нерегулярно. Несмотря на это, журнал продержался 18 лет (для еврейской периодики очень большой срок) и оказал огромное влияние на еврейскую интеллигенцию. При этом следует учесть, что слово «огромное» — характеристика качественная, никак не соотносящаяся с количеством экземпляров. Тиражи тех времен были очень небольшие, большинство изданий выпускалось сотнями (не более) штук. Особенно значим «hа-Шахар» для любителей иврита, ведь именно в нем была опубликована знаменитая статья Элиезера Бен-Йеhуды, кстати, впервые подписанная этим псевдонимом.

А сам Бен-Йеhуда в 1884 году основал свой журнал. Иерусалимский «hа-Цви» (первоначально — еженедельник) в 1908 году преобразовался в ежедневную газету. С 1910 года она получила название «hа-Ор» и стала первым периодическим изданием на иврите, соответствовавшим европейским нормам. «hа-Ор» просуществовал до 1915 года, а уже в 1919 году эстафету принимает сын Бен-Йеhуды — Итамар Бен-Ави. В течение 10 лет он редактировал газету «Доар hа-йом». Несмотря на то, что он считается первым современным евреем, чьим родным языком был иврит, Бен-Ави выступал за латинизацию иврита и даже издал книгу воспоминаний об отце, написанную на иврите, но латинскими буквами. А на редакторском посту его сменил Владимир Жаботинский.

Тем временем, параллельно ивритским изданиям, бурно развивалась пресса на языке идиш. Идишистские газеты появляются в Южной Америке, Австралии, Соединенных Штатах, причем как известные долгожители, типа существующей поныне нью-йоркской «Форвертс» (название позаимствовали у польского издания), так и недолговечные «Теглихе газетен» или «Чикагер вохенблат». Были и профессиональные издания, вроде «Абенбладт», возникшего в 1894 году, после крупнейшей забастовки швейников, а также «Шнайдер фарбанд» и «Каппенмахер журнал». Интересно, что в начале XX века в том же Нью-Йорке выходили 15 немецких газет, но до настоящего времени не дожила ни одна, в отличие от идишистских изданий.

В 1908 году в Варшаве начинает выходить газета «Хайнт». «Хайнт» и конкурирующий с ней «Момент» были наиболее влиятельными и массовыми еврейскими изданиями Польши. Помните знаменитую картину Пэна — «Часовщик»? Никогда не обращали внимания на то, какую газету читает герой? А ведь он читает «Хайнт». Вообще, в отличие от ивритских изданий, имевших разный спектр взглядов и, в большинстве своем, занимавшихся культурными вопросами, идишистская пресса была политизирована и практически полностью контролировалась социалистами.

Конечно, говорить о еврейской прессе можно очень долго — только в Краткой еврейской энциклопедии обзор еврейских периодических изданий занимает 42(!) страницы. Увы, размеры журнальной статьи не позволяют растечься мыслью по древу и фактами по бумаге. К тому же, хотелось бы рассказать, хотя бы вкратце, не только о еврейской прессе, но и о еврейских журналистах.

Здесь стоит бегло упомянуть Жаботинского (это несправедливо, блистательный журналист Владимир Евгеньевич заслуживает отдельного рассказа, но, увы, извечная журнальная проблема свободного места), Михаила Кольцова, Анатолия Аграновского или безвестных одесских репортеров, которых, по слухам, боялся сам Антон Павлович Чехов...

И еще... Как известно, декабристы разбудили Герцена, а «дело Дрейфуса» разбудило Герцля. Став свидетелем всплеска антисемитизма во Франции, бывший сторонник ассимиляции Теодор Герцль начал задумываться об иных способах окончательного решения еврейского вопроса. Что из этого получилось — вам прекрасно известно. Остается добавить, что в Париже с 1891 по 1895 гг. Герцль находился в качестве корреспондента венской «Нойе фрайе прессе». Газета хоть и была нееврейской, но владельцами ее были Сами-Понимаете-Кто. Так что, если даже еврейское государство и не родилось из газетных репортажей, то уж, по крайней мере, не без их помощи.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+6
Интересно, хорошо написано

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №22 > Народ книги — народ газеты
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-11-18 04:01:37
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Еврейский педсовет