«Есть четыре Новых года: 1 нисана — Новый год для Исхода Израиля из Египта и всего, что с этим связано: для месяцев года, для праздников и для еврейских царей; 1 элула — Новый год для отделения десятины от скота; 1 тишрей — Новый год для счета лет и для суда Создателя над всем мирозданием; а 15 швата — Новый год для деревьев».
Талмуд, трактат «Рош hа-Шана».
После такого предисловия, читатели легко ответят на загадку: какой Новый год отмечают евреи зимой? Конечно, это не первое января, и даже не старый новый год. Речь идет о новом годе деревьев, Ту би-шват (15?число месяца шват). Этот день выпадает, как правило, на январь по гражданскому календарю (в этом году?— 18?января).
Ту би-шват связан в первую очередь с плодами Земли Израиля. Согласно еврейскому Закону, если на дереве плоды начали созревать до этого дня, то созревшие плоды будут отнесены к предыдущему году (и с них, в частности, не взимается десятина нового года). Если плоды завязались после Ту би-швата, они будут отнесены к плодам нового года (завязью считается плод, достигший трети своей нормальной величины).
В этот день было принято у наших предков совершать посадки деревьев, что придавало ему характер праздника земли и природы. Праздник этот не был забыт и в странах нашего рассеяния. Евреи отмечали его обычаем вкушать плоды Эрец-Исраэль. «Высшим шиком» считалось съедение свежих плодов, но большинству евреев приходилось довольствоваться сухофруктами...
Когда после двухтысячелетнего изгнания евреи начали возвращаться в Землю Израиля, им пришлось заново научиться пахать и сеять. Научились. Земля стала родить хлеб, обросла снова еврейскими именами гор и селений, долин и пустынь. И Ту би-шват перестал быть праздником диковинных сухих плодов. Люди снова стали сажать в этот день деревья в свою землю. Деревья пускали корни, пускали корни в свою землю и люди...
Но что-то случилось с евреями в Святой Земле. Как говаривал один датский принц, «порвалась дней связующая нить». Выросло поколение людей, для которых эта земля перестала быть местом, к которому двадцать веков направляли свои сердца евреи всего мира. Вот лишь один пример?— каждые семь лет, в год шмиты, когда еврейский Закон запрещает сельскохозяйственную деятельность на Земле Израиля, раввинат Израиля вынужден издавать специальные напоминания о том, что сажать деревья в Ту би-шват в год шмиты?— не благое дело, а грех... Евреи забыли корни праздника, и это привело к тому, что уже на Святой Земле он снова превратился для многих в день диковинных сухофруктов.
Впрочем, не будем о печальном. Поговорим лучше... А о чем, собственно, можно поговорить в связи с Ту би-шватом? Какие ассоциации возникают в связи с этим днем?
Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, но у меня Ту би-шват стойко ассоциируется с наукой. Это и понятно: тот расцвет, который пережила Земля Израиля в XX?веке, был бы невозможен без успехов израильских «мичуринцев», которым удалось превратить почти безжизненную пустыню в цветущий сад. Очевидно, что работая по старинке, «дедовскими методами», такого результата достигнуть бы не удалось. Да и в других науках евреи проявили себя.
Еще Ту би-шват связан с... Кнессетом, израильским парламентом. Именно в Новый год деревьев в 1949?году начало свою работу Учредительное собрание?— Кнессет первого созыва. Доподлинно неизвестно, было ли это случайным совпадением, или депутаты решили перевести на израильский манер известную советскую армейскую поговорку, которая в нашем случае звучала бы примерно так: «Чем больше в Кнессете дубов, тем крепче наша оборона...» Только с уточнением, что для израильтянина «дуб» (на иврите?— «илан»)?— не ругательство, а символ мужественности и силы, а также популярное в сегодняшнем Израиле имя, в том числе и женское: Илана?— что-то вроде «Дубина»... А что касается обороны, то она действительно была крепка, по крайней мере, раньше.
Итак, Ту би-шват?— это наука и Кнессет. Что выбрать? Поскольку наша задача была не говорить о печальном, политика отпадает. Остается наука. Читайте, господа!..
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.