БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №30 > Форточка в иудаику
В номере №30

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Форточка в иудаику

Рашид Капланов, президент Европейской ассоциации иудаики, председатель академического совета Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сефер» (Москва), принимал участие в работе конференции «Одесса и еврейская цивилизация». Рашид — человек очень широких интересов и обширных познаний — колоритен и неакадемичен. Мы не упустили случая «попытать» его на предмет бдений и забот.

—?Рашид, расскажите, что такое «Сефер» и с чем это едят?

—?Наша организация координирует деятельность различных вузов на территории бывшего Советского Союза, которые преподают еврейские предметы: не только еврейские учебные заведения, но и государственные, и принадлежащие христианской церкви. Если они преподают Танах, иврит, то имеют право на нашу поддержку. По подсчетам на 1999?год в сферу нашей деятельности входило более 90 высших учебных заведений и исследовательских центров. За это время некоторые из них прекратили свое существование, но возникло и много новых учебных заведений, где хотя бы на уровне спецкурса присутствует иудаика.

Для того чтобы эти учебные заведения знали друг о друге, мы издаем справочник. Кроме того, необходимо, чтобы они встречались, и такую возможность мы им предоставляем: это ежегодная большая «взрослая» конференция, которая проходит во время университетских каникул (в конце января?— начале февраля) в Москве. Участвуют человек 400—450 со всех концов СНГ, докладов?— 250—300 (два-три десятка секций, три дня работы). Какие-то контакты у нас были практически со всеми, кроме Туркменистана?— там иудаика не развивается. Конференция, прежде всего, имеет научное значение. Программу мы составляем оригинально?— не исключаем никакой тематики. Просим людей посылать тезисы и уже потом делаем из них секции. Все расходы по странам СНГ мы берем на себя. Приветствуем и участие наших западных коллег. На этих конференциях проводятся и форумы руководителей высших учебных заведений, где преподается иудаика, при участии израильских коллег. Мы возникли в 1994?году в какой-то степени по инициативе израильского Центра университетского преподавания еврейской цивилизации, с которым мы находимся в тесном контакте. Они за это время изменили статус?— теперь это часть Еврейского университета (Иерусалим). Изначально предполагалось создать целую сеть подобных организаций по всему миру. Но работают только московский и оксфордский.

Рабочими языками конференции являются английский, русский, иврит и идиш.

Мы очень много занимаемся молодежью. Причем понимаем это весьма широко: в молодежной конференции имеют право участвовать лица до 36?лет. Возникли эти «детские» конференции по инициативе детей: они провели первую конференцию в 1996?году и сразу издали материалы, мы раскачивались дольше... Эти конференции по масштабу скромнее, но тоже человек 120.

В конференции имеет право участвовать любой человек, интересующийся этой проблематикой. У нас и Африка была представлена (республика Сан-Томе и Принсипи), часто бывают наши соседи?— немцы и поляки, бывают американцы, канадцы, французы, англичане.

В развитие конференции появились школы, которые проводятся под Москвой, и где дети слушают наших корифеев. Те, кто лучше себя проявил в этих школах и конференциях, получает право участвовать (тоже изобретение наших детей) в программе «Эшнав» («Форточка»). Они через эту форточку «заглядывают» на израильскую жизнь и науку, проводят месяц в Израиле, занимаются под руководством тютора, который показывает им библиотеки, архивы. Есть у них и менторы?— крупные израильские ученые, не обязательно говорящие на русском языке.

Раньше мы не занимались средней школой, но профессора хотят хороших студентов, а хорошие студенты получаются из хороших старшеклассников, поэтому мы сейчас устраиваем и школы для старшеклассников.

Издаем материалы конференций, справочную литературу, библиографию. Кроме того, мы проводим тематические конференции. Одна из них уже много лет проходит совместно с Институтом славяноведения РАН. Каждый раз это новая тема: сначала были мотивы различных библейских книг в фольклоре соответственно евреев и славян, потом?— тема «грех» (как председатель одной из секций, я сказал, что не имею никакого теоретического материала в этой области, но зато огромный практический). А сейчас у нас тема «Как себе представляют евреи друг друга», причем на этот раз нас поддерживает «Сохнут».

У нас есть лекторское бюро. Сейчас его финансирует московский «Сохнут» и только в рамках тех стран, на которые распространяется его компетенция?— Россия, Беларусь и страны Балтии. Очень жаль, что Украина в этой программе не участвует: интерес к иудаике у вас очень высокий.

Есть программы, связанные с двумя американскими еврейскими семьями (познакомил нас с ними «Джойнт»), располагающими достаточными средствами и заинтересованными в развитии еврейского образования на территории бывшего Советского Союза. Это семьи Ньюманов и Шнайвайсов. Госпожа Ньюман, которая в какой-то степени является идеологом этого проекта, не просто дама со средствами, она преподает политологию в Колумбийском университете, так что она знает, что такое высшее образование. Они финансируют программу стажировок в Москве, на которую имеет право любой преподаватель иудаики?— преподающий на уровне спецкурса или еще только собирающийся преподавать иудаику?— если он представит письмо академического начальства. У нас очень разнообразная география, правда, из Одессы не было никого.

—?Насколько востребованы еврейские предметы в нееврейских учреждениях? Насколько они востребованы студентами?

ИзменитьУбрать
Рашид Капланов
(0)

—?Во многих учебных заведениях читается спецкурс. Часто такую специализацию вводят в университетах. Чтобы народ «повалил», не скажешь, аудитории не ломятся, за исключением «стратегических» тем. Стратегической темой надо считать Холокост. Поддерживают такие программы и некоторые правительства. Так, например, латышские студенты слушают лекции по Холокосту на деньги правительства Латвии. В Москве на подразделении Педагогического университета студенты получают как еврейский диплом, в общем-то, скорее символический, так и педагогический. В Институте стран Азии и Африки, который является частью МГУ, тоже создан центр иудаики и еврейской культуры. Есть Государственная еврейская академия имени Маймонида, которая недавно переименована в классическую академию, где иудаика есть только на филологическом факультете. В МГУ есть еврейская специализация (одно из первых и лучших отделений), называется это «Центр евреистики и иудаики». Есть «Туро-колледж», заведение религиозного плана. Есть различные факультативы, например, на историческом отделении МГУ.

—?Расскажите немного о себе.

—?Генеалогия у меня довольно оригинальная для преподавателя иудаики. По «официальной версии» я в родстве с самим пророком Мухамедом (хотя как историк я понимаю, что местным хронистам верить не стоит). По другой версии?— происхожу от Чингисхана. Мои нееврейские предки жили на севере Дагестана, еврейские мои предки, увы, никакого отношения ни к Одессе, ни к Украине не имели?— они были сплошными «литваками». Дед женился на бабке в Париже?— оба там учились в Сорбонне. Тетя родилась в Стамбуле, моя матушка?— в Китае, ну, а мне повезло больше?— я родился в Москве.

—?Каким образом вы «вышли» на еврейское самоощущение?

—?Моя тетя, по стечению обстоятельств, прожила некоторое время в фашистской Германии. Это произвело на нее сильное впечатление и заставило заинтересоваться еврейской тематикой и заинтересовать меня. Ну, еще и такое обстоятельство, как присущий многим дух противоречия: если нам давали понять, что такой науки нет, естественно, я ею заинтересовался. А во времена социализма, когда нищенское существование было гарантировано, и, что бы ты ни делал, получал 150?рублей, можно было читать книжки, изучать языки. Так я собрал довольно богатую коллекцию языков: я говорю примерно на 19, а читаю вообще на тридцати языках. Я много читал на еврейские темы, иногда в спецхранах. Кстати, и в одесских библиотеках я при советской власти искал про евреев. Многое читал в московских библиотеках. Я был официальным историком, занимался историей Португалии, работал в Академии Наук (и сейчас моя трудовая книжка там). Так что это был неплохой трамплин для меня: Португалия сыграла в истории евреев (и евреи в истории Португалии) немалую роль.

—?Нам трудно оценить уровень нашей конференции?— мы только начинаем. Как вы оцениваете эту конференцию?

—?Я могу оценить ее вполне высоко. Но я вообще удивляюсь, это все-таки Одесса, одесская молодежь, она, конечно, присутствовала на конференции, но не прозвучала. Должен заметить, что еврейская молодежь не очень тянется к еврейским знаниям. Нет, какой-то процент всегда есть, но в основном, они хотят быть программистами, хотят быть готовыми к карьере за границей. Но все равно я удивляюсь, что до сих пор в одесских вузах нет, ну, хотя бы спецкурса.

Хорошая конференция, и надеюсь, она станет регулярной (к примеру, говорилось о конференции, посвященной С.?Я.?Боровому, юбилей которого в следующем году). Думаю, есть все предпосылки для развития иудаики в Одессе.

Интервью вела И.Рубинштейн


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №30 > Форточка в иудаику
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-19 05:01:00
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia Jewniverse - Yiddish Shtetl