БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №41 > Евреи и греки — конфликт или сотрудничество?
В номере №41

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
0
Интересно, хорошо написано

Евреи и греки — конфликт или сотрудничество?
Пинхас Полонский

В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме...

1. Война за право верить.

В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме. Евреи утратили государственную независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским. Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону. Иными словами, в этой войне евреи добивались, прежде всего, религиозных целей. Маккавейские войны отчасти носили характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.

2. У отступников всегда есть «логично обоснованные» доводы.

Евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти полувека, являлись проводниками греческого влияния. Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры — «национальной» по форме и «всечеловеческой» по содержанию, дававшей своим последователям чувство «гражданина вселенной». Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и мракобесами, которые выступают против «принятой во всем мире» цивилизации. Только «возомнивший о себе» иудаизм отказывался «модернизироваться» (поскольку еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).

3. Реформировать-дополнять или реформировать-уничтожать?

Проблема эллинистов была не в том, что их взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской истории было множество движений и сект, но конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской жизни, оставаясь в целом в рамках Закона и Традиции, эллинисты прилагали усилия к отказу от традиционных национальных принципов, замене их на якобы «общемировые» греческие.

Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить всю традиционную базу — оказался той критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов, объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на сторону врага.

4. Если видеть корни предназначения, то можно избежать конфликтов.

Война Маккавеев — пример конфликта еврейской и греческой культур. Но между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут дополнять друг друга. Чтобы понять специфику каждого из этих начал — «еврейского» и «греческого», мы должны обратиться к истоку расхождения их путей: к отношениям между двумя из трех сыновей Ноя: Шема, предка евреев, и Яфета, предка греков. Благословляя своих детей, Ной сказал: «Благословен Г-сподь, Б-г Шема; пусть даст Б-г красоту и простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема» (Берешит 9:26). Культура Яфета связана с простором: территории, ума, созидания — и с красотой. Это культура эстетическая, в которой «создания культуры» живут жизнью, отдельной от создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладают ценностью независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих произведений. Культура же Шема — это «шатер», т.е. взаимоотношения между людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом.

5. Два столпа современной мировой культуры.

Таким образом, Шем и Яфет, т.е. евреи и греки, должны были стать двумя столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся эстетика восходит к греческим, а почти вся этика — к еврейским источникам. Эти две линии должны дополнять, но не подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству, как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии, на то, что «красота спасет мир», — в этом случае оно может лишь позолотить колесницу, которая увлечет человечество к падению в пропасть.

Ханука проходит с 25 Кислева по 2 Тевета (в этом году с заходом солнца 19 декабря и до такого же момента 27 декабря).

Каждый мужчина зажигает свой ханукальный светильник (ханукию): даже нищий обязан одолжить деньги или продать свою одежду, чтобы купить масло или свечи. Ханукию зажигают в доме, где живут постоянно, в той комнате, где обычно едят, после захода солнца (в пятницу — до захода солнца, а в субботу — после Авдолы).

Ставят свечи (прибавляя каждый день по одной), начиная с правого края, но зажигают — слева направо (например, на второй день — вторую свечу, а потом первую). Сначала зажигают шамаш (свеча-служка), произносят над ним благословения и от него зажигают остальные огни: в первый вечер — один, во второй — два и т. д., пока на восьмой вечер не будут зажжены все восемь огней. Женщины исполняют свой долг, присутствуя при зажигании огней мужем или отцом и отвечая «амен» на благословения.

Издавна сложился обычай устраивать в дни Хануки обильные трапезы, сопровождать их песнями, сложенными в честь этого праздника, и рассказывать о чудесах, которые Всевышний совершил в те дни.

В дни Хануки запрещено поститься — даже жениху и невесте.

В дни Хануки разрешено работать, но все время, пока горят ханукальные светильники, женщины не работают.

По обычаю, в ночь на четвертый или пятый день Хануки родители дают детям (независимо от их возраста) ханукальные деньги (хануке гелт), которые дети могут использовать по своему желанию, но часть денег обязательно должны отдать на цдоку.

Источник: Маханаим


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №41 > Евреи и греки — конфликт или сотрудничество?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2020-03-29 03:07:25
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Dr. NONA Jerusalem Anthologia