БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №66 > Дата смерти отсутствует
В номере №66

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+8
Интересно, хорошо написано

Дата смерти отсутствует
Борис ШЕСТОПАЛ

В «Энциклопедическом биографическом словаре музыкантов-исполнителей на духовых инструментах» (М., 1995, 2-е изд., доп. и перераб.), можно найти следующие предельно скупые сведения: «Рознер Эдуард Игнатьевич (26.01.1910, Берлин) — трубач, дирижер; Засл. артист БССР (1944). В 1928 закончил Высшую муз. школу в Берлине. До 1935 — рук. эстр.-танц.; орк. и анс., с 1935 — худ. рук. и солист эстр. орк. РосКонцерта. Автор произв. для джаз.-орк., пьес, песен. Посл. годы жил в США, Германии».

Как видим, отсутствует даже дата смерти — 8 августа 1976 года. Хотя объем сведений о других музыкантах в Энциклопедическом словаре, в том числе и о трубачах — по несколько страниц.

В Берлине, в Музее музыкальной культуры, в разделе под названием «Музыканты и политика», на видном месте, находятся рядом портреты Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Эдуарда Игнатьевича Рознера! Почему же портрет Рознера помещен здесь?..

ИзменитьУбрать
(0)

Эдуард Рознер родился в семье выходцев из Польши. Мать, Розалия Рознер, дала своему первенцу очень красивое, как ей казалось, имя — Адольф. Родные и близкие называли мальчика просто Адди.

Он обладал абсолютным слухом, с четырехлетнего возраста обучался игре на скрипке, а в 1928 году закончил с золотой медалью Берлинскую консерваторию. В 18 лет Адди поступил в джаз-оркестр под управлением Штефана Вайнтрауба. Это был один из самых популярных оркестров Европы. В его составе Рознер побывал с гастролями в Голландии и Дании, Греции и Италии.

Именно в Италии летом 1934 года произошел небывалый случай. Там выступал Луи Армстронг, американский трубач, к тому времени уже завоевавший всемирную славу. Для поднятия сборов антрепренер выпустил афиши: «Борьба двух труб! Кто победит: Америка или Европа?» «Американскую трубу» представлял, конечно же, Луи Армстронг. Честь европейских музыкантов защищал никому тогда не известный 24-летний Рознер. Солидное жюри слушало попеременно: номер Армстронга — номер Рознера. И от каждого приходило в восхищение. А публика, битком набившаяся в зал, следила за необычным соревнованием... Победу присудили Армстронгу. С той поры Адди Рознера стали называть «второй трубой мира». А соперник по состязанию подарил молодому коллеге свою фотографию с надписью: «Белому Луи Армстронгу — от черного Адди Рознера». Рознер очень дорожил этим подарком. Главным музыкальным номером в соревновании был «Сент-Луи-блюз». Впоследствии этот номер вошел в репертуар рознеровского джаза и был «коронкой» солиста.

С установлением фашистской диктатуры Рознер не смог вернуться домой, в Германию — он «не соответствовал» новой расовой доктрине.

В 1936 году Рознер создал в Варшаве свой оркестр. Успех пришел мгновенно. Свинговый стиль, в котором работал коллектив, покорил слушателей. Джаз Рознера побывал на гастролях в Париже, где вместо запланированных контрактом двух выступал восемь недель без перерыва, при постоянных аншлагах. Фирма «Коламбия» немедленно приступила к записи рознеровского джаза на пластинки.

На одно из выступлений оркестра пришла Рут Каминская — 19-летняя актриса еврейского театра, которым руководила ее мать, знаменитая Ида Каминская, немало сыгравшая на сцене и в кино (за роль в широко известном кинофильме 60-х «Магазин на площади» И. Каминская получила «Оскар»). В антракте Рут познакомили с Рознером. Это была любовь с первого взгляда. Руг оставила драматическую сцену и стала Первой дамой рознеровского джаза. Ее низкий голос, приятная манера полупеть, полуговорить сразу покорили публику.

Успех выступлений оркестра Рознера рос от концерта к концерту.

...Началась вторая мировая. Адди и Рут гадали, что с ними будет. По пакту Молотова-Риббен-тропа Польша была разделена на две части. Одна половина была оккупирована Германией, и Адди с женой оказались на этой половине. Они тайно покинули Варшаву и перешли на территорию Западной Украины, присоединенную в сентябре 1939 года к Советской Украине. Рознер принял советское гражданство. Его мать Розалия эмигрировала из Германии в Аргентину.

По распоряжению из Москвы Рознер приступил к созданию новой программы. Цензурный контроль в области репертуара был чрезвычайно строгим. Песни должны были исполняться исключительно на русском языке — чтобы всем было понятно. Также по требованию цензуры Адди был «переименован». «Адольф — это Гитлер. Это имя — на афишах?.. Неприлично и недопустимо!» Изменив всего одну букву имени, Адди Рознер стал Эдди Рознером.

Премьера новой программы состоялась в помещении Львовского оперного театра. На концерте присутствовал первый секретарь ЦК Белоруссии Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко — большой поклонник джазовой музыки и почитатель таланта Эдди Рознера. После концерта Пономаренко пошел за кулисы, чтобы поздравить музыканта: «Государственный джаз СССР у нас уже есть. Не хотите ли стать Государственным джазом Белоруссии?» Рознер улыбнулся, ничего не поняв (к тому времени он еще не владел русским языком, его родным был немецкий). Ему перевели предложение. Пономаренко добавил: «По-русски, значит, не говорите? Ну, нам и не нужно. Звуки вашей трубы все скажут за вас».

Вскоре о рознеровском джазе заговорили и в Москве. Его первое выступление в столице прошло в ЦДРИ (Центральном Доме работников искусств), а когда все 26 музыкантов оркестра с солистами предстали перед москвичами в концертном зале сада «Эрмитаж» — старые стены едва выдержали шквал оваций.

Появления на советской эстраде нового коллектива не могла не заметить пресса. Правда, ее реакция оказалась более сдержанной. «За короткий срок Эдди Рознер сумел создать высококвалифицированный джазовый ансамбль, — говорилось в одной из рецензий. — Он состоит, в основном, из безработных музыкантов города Львова»...

В период Великой Отечественной войны оркестру дали старенький вагончик — гостиницу на колесах. Маршрут — города Урала и Сибири. В январе 1942 года оркестр прибыл во Фрунзе. И тут рознеровский джаз неожиданно стал распадаться. Некоторые музыканты взяли в руки оружие и вступили в польскую армию генерала Андерса. Остальные стали играть в джазе этой армии. От оркестра Рознера осталось меньше половины. С оставшимися музыкантами он играл перед сеансами в городском кинотеатре «Алатау». Пантелеймон Пономаренко во что бы то ни стало хотел восстановить джаз в республике. Во Фрунзе из Москвы, Баку, Владивостока стали прибывать музыканты.

В годы войны оркестр так часто бывал на фронте, что заслужил благодарность маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, а в 1944 году Эдди Рознеру было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Белорусской ССР». Ко Дню Победы Рознер приготовил новую программу — «Вот мы и празднуем!». Публика приняла ее с восторгом.

Уже после войны в Доме звукозаписи главный редактор как представитель цензуры сделал замечание, что вокалисты (в том числе и Рут Каминская) поют по-русски с польским акцентом. Действительно, все они были выходцами из Польши. К этому времени вышло постановление, что поляки могут вернуться на родину, поэтому многие музыканты польского происхождения уехали домой. Последней каплей, переполнившей чашу, стала рецензия — заказная статья в одной из центральных газет, где Эдди Рознера назвали... «второсортным трубачом».

ИзменитьУбрать
(0)

Рознер стал усиленно добиваться разрешения на выезд. Ему было отказано: «Хочешь в Польшу — попадешь в Магадан». Эдди не прислушался к этим угрозам. Он узнал, что разрешение на выезд иногда удается получить во Львове — тем, кто проживал там до 1939 года. У Эдди и Рут были штампы о прописке в паспортах. Всей семьей (к тому времени уже родилась дочка Эрика) они сели на поезд и 22 ноября 1946 г. прибыли во Львов. В тот же день в квартиру Рознера пришли четверо в кожаных пальто... Рознера осудили «без суда и следствия» по статье 58-1 — «Измена Родине». Приговорили к десяти годам лагерей строгого режима. Рут отправили в Казахстан. Четырехлетнюю дочь приютила Д.М. Сантатур.

Оркестр без своего руководителя продолжал гастролировать по Закавказью. Туда пришла телеграмма: «Имя Э.И. Рознера с афиш снять». Один из администраторов обклеил весь Кутаиси афишами: «Государственный джаз Белоруссии — бывший оркестр Эдди Рознера». За это последовало наказание: оркестр был распущен.

В ГУЛАГе Эдди Рознер организовал оркестр из заключенных и даже написал сюиту «Мы за мир во всем мире», восхваляющую мудрую политику «Отца народов»...

Эдди Рознер пробыл в заключении восемь лет. После разоблачения Берии последовала амнистия.

Первого после освобождения музыканта концерта ждала вся Москва. Он состоялся в Центральном Доме культуры железнодорожников. Эдди Рознер выступал в костюме Аркадия Исааковича Райкина, пришедшего поддержать артиста. Публика встретила Рознера шквалом оваций. На концерте присутствовала и Эрика. Это было ее первое свидание с отцом.

Зрители судачили: где был? что делал? сидел? за что? Эдуард Игнатьевич удовлетворял зрительский интерес следующей репризой. На сцену выходил конферансье, выносил стул и говорил: «Маэстро, вы все время на ногах. Пока я выступаю — вы присядьте», — на что Эдди отвечал: «Спасибо, я уж у вас тут насиделся».

В дальнейшем джаз-оркестр под управлением Эдди Рознера стал Государственным оркестром гастрольно-концертного объединения «РосКонцерт». Его выступления проходили по всей территории СССР. И всюду зрители принимали оркестр тепло, со вниманием, проявляя огромный интерес к человеку с фантастической биографией.

Оркестр Эдди Рознера почти ежегодно бывал на гастролях в нашем городе. Как правило, музыканты останавливались в гостинице «Спартак», а выступали в Летнем театре филармонии.

В 1960 году Эдди Рознер отметил свой юбилей. Ему исполнилось 50 лет. Молчало руководство. Молчала пресса. Было обидно и больно. В 1972 году Эдуард Игнатьевич уехал в Берлин. Из жизни он ушел быстро. Не мог жить без своего оркестра, без своей публики, без гастролей, концертов и записей, без трубы. Ему было только 66 лет.

С 1987 года в столице Белоруссии — Минске ежегодно проходит международный джазовый фестиваль под названием «Вместе с Эдди Рознером». В сопровождении оркестра под управлением Михаила Финберга выступают солисты — инструменталисты и вокалисты. Имя Эдди Рознера продолжает жить на сцене.

———————

«Постепенно происходило и знакомство с советской действительностью. На гастролях в Грузии они впервые узнали о массовых репрессиях. Там же состоялся “особый”, их самих ошеломивший, концерт.
Совершенно неожиданно музыкантов посадили в специальный самолет и привезли в Сочи. Сутки они провели без сна, а на следующий день их привезли в театр. Вся территория театра была оцеплена офицерами НКВД. Артистов тщательно обыскали. Атмосфера была настолько напряженная, что никто не разговаривал даже в гримуборных.
По традиции оркестр начинал играть при закрытом занавесе. Когда его подняли, оказалось, что зрительный зал пуст. Только в ложах по обе стороны от сцены были плотно закрыты шторы. Выступать было очень тяжело. Ведь любому артисту нужен живой зритель. А тут после каждого номера — глухая, гнетущая тишина.
Наконец “пытка” закончилась, и музыканты покинули театр в гробовом молчании. В ту ночь никто не спал и не “юморил”, как обычно. В шесть утра похоронная атмосфера была нарушена телефонным звонком. Администратор оркестра Давид Рубинчик трясущимися руками схватил трубку. После разговора он долго стоял и молчал, как будто что-то в горле мешало ему говорить. Потом очень тихо произнес: “Мне было сказано, что Хозяину концерт понравился”».

Т. Айзикович (журнал «Чайка», №10, 2002 г., США)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №66 > Дата смерти отсутствует
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-18 04:46:33
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Еврейский педсовет Jerusalem Anthologia