15-летие еврейского центра «Мигдаль» традиционно отмечалось в ночном клубе «Палладиум».
15-летие еврейского центра «Мигдаль» уже традиционно (как заметил в своем поздравлении
Иосиф Зисельс1) отмечалось днем в ночном клубе «Палладиум».
Общее впечатление от праздника — обилие и многогранность. Много гостей. Выступления коллективов «Мигдаля» — презентация всех поколений, объединившихся вокруг еврейского центра «здесь и сейчас». В контексте — коллеги, друзья и сочувствующие, в том числе «бывшие мигдалевцы», разлетевшиеся по различным структурам и странам, но как это ни парадоксально, не дистанцирующиеся от центра. В контексте — открытость «Мигдаля» «городу и миру»: все поздравления — будь то раввин или представитель городского отдела культуры, «Джойнт» или «Сохнут», секретарь посольства Государства Израиль или друзья из Симферополя и Николаева, не говоря уже об А. Розенбойме или А. Дроздовском, — выдержаны в «близкородственной» интонации.
Поначалу у зрителя могло возникнуть представление, что обилие кажущееся: одни и те же юные артисты просто меняют костюмы, поочередно сменяя друг друга. То, что это не так, становится ошеломляюще ясно в момент финального «парада-алле», когда выступавшие коллективы переполняют сцену и просцениум.
И это еще не все — в подтексте полутысячная аудитория дельфинария, где несколько дней спустя отмечали юбилей «Мигдаля» и пятилетие программы «Мазл-Тов».
В подтексте — абоненты библиотеки, читатели журнала «Мигдаль-Times», зрители местных и гастрольных концертов, посетители сайта и музея...
Вообще, по определению, юбилей предполагает кратность пятидесяти. Отмечая 15-летний юбилей, мы по необходимости соглашаемся с тезисом о том, что в «Мигдале» год идет за три. И даже за три с чем-то. И это немудрено. В период общеполитических кризисов время летит быстро, события уплотняются. Распался СССР. Вместе с ним рухнула биполярная структура политического мироустройства. Возникают новые государства со всеми «родовыми» проблемами революционного периода. От кровопролитий, в том числе совсем рядом, в Молдове, до гиперинфляции, заставляющей вспоминать о схожих процессах в межвоенной Германии. Скачкообразно усиливается вынужденная миграция...
В такие периоды обычно возникает множество общественных, культурно-просветительских и творческих объединений. Как правило, они очень продуктивны и... недолговечны. Слишком быстро меняется ситуация для создания чего-либо устойчивого и прочного.
Именно в этот момент в Одессе возникает «Мигдаль». Крепость, которая в период «бури и натиска» не просто устояла, а разрослась и окрепла. Точнее, устояла. Потому что не стояла на месте. Развивалась. Жила. И сила «Мигдаля» не в стенах, а в людях. В людях, «желающих странного».
Во время «внутреннего» (для коллектива центра) празднования Кира Верховская произнесла тост в честь своего умения собирать и удерживать нестандартных (то есть ненормальных) сотрудников, а точнее, соратников. «Тостующий» и «тостуемый» пьют до дна. До дна, до капельки, с бессонницами, нервными срывами, беспрерывным напряжением, без которого не будет тока, не будет света и тепла. Все время — между Сциллой неустойчивости и Харибдой стабильности.
Я не случайно собрал в первой фразе своих заметок оксюмороны, совмещения несовместимого: еврейский центр и «Палладиум», традиционность и клуб, день и ночь. Жизнь, как и творчество, не укладывается по аккуратным полкам.
Все описания «Мигдаля», шутливые или вполне серьезные, не могут обойтись без вопиющих противоречий. Вот, например, характеристика, данная Михаилом Гольдом: «Характерный пример еврейского иллюстрированного журнала — одесский “Мигдаль-Times”... На редкость неидеологизированное издание — редкая птица среди еврейских СМИ».
Как может «редкая птица» быть «характерным примером»?
Не говоря уже о том, что идеология «Мигдаля» четко сформулирована на первой же странице журнала в уникальном special thanks: «Особая благодарность Всевышнему, благословен Он, для которого нет ничего невозможного».
А замечательное эссе «Доктор сказал, в морг...», представляющее анамнез «мигдалемании», отмечает наряду с прочими признаками «тяжелой и безнадежной стадий» снижение и отсутствие полового влечения.
Откуда же тогда столько детей?!
А если совсем серьезно, то перед «Мигдалем» — все перспективы и бездны пубертатного возраста, стремительно перерастающего в зрелый. Самое время остановиться, оглянуться. Подумать. Но жизнь ведь не остановишь... Значит, нужно оглядываться, не останавливаясь, успевать смотреть под ноги и безоглядно стремиться вперед... Еврейское совершеннолетие позади, но общегражданское еще грядет.
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.