Пасхальная Агада начинает изложение истории Исхода словами: «Рабами были мы у фараона в Египте, и вывел нас Г-сподь Б-г наш оттуда».
Различают две разновидности рабства, которые могут сопутствовать друг другу, а могут существовать и по отдельности. Первая — рабство юридическое, то есть такие политические условия жизни, которые низводят человека до уровня имущества, превращая его в предмет, принадлежащий владельцу. В силу системы законов, принижающих статус человека, и тело раба, и его мастерство становятся собственностью его владельца. Раб просто «вещь», и он должен подчиняться любой прихоти, любому капризу своего владельца, будь то физическое принуждение, эксплуатация или унижение.
Рабство второго рода — типологическое; оно представляет собой скорее внутреннее состояние рабской покорности, чем физически навязываемое порабощение. Есть люди, думающие, чувствующие, действующие и реагирующие на окружающее с той отчетливой покорностью, которая показывает, что их воля сломлена, «я» разрушено, а свобода искалечена и зажата в тиски.
При таком состоянии психики инициатива утрачивается, размываются контуры личности, страдает также способность правильно оценивать окружающее. Такого рода рабское восприятие мира можно встретить даже у политически эмансипированных людей.
Посланные Моисеем для осмотра Святой Земли разведчики кратко выразили свою безропотную подавленность: «И были мы в глазах наших как кузнечики» (Числа 13:33). Подобное чувство собственного ничтожества, по мнению Г-спода, не могло бы породить того всплеска инициативы и уверенности в себе, который был необходим для успешного завоевания Святой Земли.
Двойной смысл слова «рабство» соответствующим образом отражен в Пасхальной Агаде, где в благодарственной молитве говорится об избавлении от египетского пленения: «И вознесем мы к Тебе песнь новую о нашем избавлении ( юридическое рабство ) и об освобождении души нашей ( типологическое рабство )».
Хотя раб, находящийся в услужении у хозяина-еврея, может с его согласия быть обращен в иудаизм, тем не менее, пока он остается рабом, его религиозный статус ограничен.
По .алахе рабы недвусмысленно исключаются из трех аспектов еврейской жизни:
- Раб не имеет права быть свидетелем в суде
- Раб освобожден от заповедей, связанных со временем; он обязан соблюдать все запреты Торы, однако, он свободен от соблюдения тех позитивных заповедей, для которых установлено некоторое конкретное время
- Раб не имеет права жениться и тем самым связать свою судьбу с другим человеком до тех пор, пока он остается рабом
Рабство приводит к психическим последствиям, которые трансформируют личность и мешают ей реализовать свою свободу воли. Рассмотрим каждый из этих запретов более подробно.
Раб не имеет права быть свидетелем в суде
Есть две причины, по которым свидетельским показаниям раба нельзя доверять: во-первых, у раба искажено само понятие истины и, во-вторых, он постоянно пребывает в страхе. Раб — это человек, лишенный возможности выбора. Он не может принимать решений, за исключением, быть может, самых незначительных. Вследствие этого у него постепенно разрушается способность разбираться в более или менее серьезных ситуациях. У него не вырабатывается уверенности в правильности его суждений, поскольку он не имеет возможности проверить и уточнить их на практике. Поэтому у него отсутствует опыт проб и ошибок, в процессе которого росла бы его уверенность и оттачивалось бы восприятие. Постоянное столкновение с богатым выбором возможностей, таящихся в самых разных аспектах жизни, доступно только свободному человеку. А тот, для кого выбор способов участия в жизни ограничен, приобретает склонность к иллюзиям, истина воспринимается им субъективно. Истина и ложь четко различаются теми, кто может воспользоваться этими различиями, и наоборот, эти понятия размыты для калек и заключенных, живущих в мире ирреальности. А ведь дача свидетельских показаний связана с умением классифицировать события, отдавать себе отчет в тех или иных нюансах.
Кроме того, раб живет в состоянии постоянного страха, ведь он — игрушка переменчивых настроений своего хозяина. Так что даже в тех случаях, когда никто ему открыто не угрожает и не пытается запугать, он все равно неспокоен. Он интуитивно старается не возражать своему хозяину, боясь вызвать его гнев. Такое поведение становится рефлекторным актом страха и недоверия.
Побывавшие в концентрационных лагерях рассказывают, какими покорными все становились там со временем, с какой готовностью подчинялись приказам и как боялись принимать мало-мальски четкое собственное решение. В основном, преобладало автоматическое присоединение к общему мнению.
Принятие во время Пасхального Седера положения «облокотившись» при выполнении тех или иных ритуалов направлено на то, чтобы продемонстрировать освобождение от рабства и связанных с ним запретов. С полулежанием связано представление о полной расслабленности; это снятие всех напряжений и забот — сбрасывание ярма. Полулежание противопоставляется по смыслу стойке «смирно!»; оно говорит о независимости и раскованности.
Раб освобожден от заповедей, связанных со временем
Раб освобождается от требования соблюдать заповеди, связанные со временем, потому что у него отсутствует представление о нем.
Все на свете, как в органическом мире, так и в неорганическом, существует во временном измерении. Неумолим цикл рождения, жизни и смерти, неизбежны перемалывающие вс? изменения, наиболее отчетливо проявляющиеся в органическом мире. И в неорганическом мире приливы и отливы времени также собирают свою жатву, постоянно видоизменяя его и придавая ему новые формы.
Весь мир есть как бы «объект воздействия времени», и лишь одно существо в мире способно быть субъектом по отношению ко времени, способно воспринимать время в своем жизненном опыте. Только человек ощущает, как оно проходит, и чувствует его дыхание. Эту способность называют осознанием времени.
У времени можно различать три дополнительных размерности, каждая из которых составляет часть временного опыта. Это ретроспекция, предвидение и ценностная сторона времени.
Говоря о ретроспекции, мы имеем в виду способность человека заново переживать свое прошлое, глубоко чувствовать то, что принадлежит уже только памяти, переносить события из далекого прошлого в творческий жизненный опыт настоящего.
Предвидение же, напротив, заключается в проецировании человеком его надежд и представлений на будущее.
Можно с уверенностью сказать, что жизнь человека в настоящем управляется надеждой на исполнение его мечтаний.
И, наконец, осознание ценности времени делает настоящее драгоценным сокровищем, изначально значимым само по себе.
Вне ретроспекции невозможно представить себе заповедь «рассказывать о выходе из Египта». Седер как таковой есть воссоздание прошлого и переживание его заново как сегодняшней, сиюминутной реальности.
Мы произносим слова: «В каждом поколении каждый человек должен чувствовать, что он сам пережил Исход из Египта». История становится частью нашего текущего восприятия времени.
Память — это нечто большее, чем склад фактов; она может стать жизненным опытом сегодняшнего дня, частью осознания своего «я».
Трагедия многих евреев нашего времени в том, что они ничего не знают о своем прошлом и поэтому воспринимают себя лишенными корней, отчужденными и оторванными от прошлого. Это евреи, живущие только настоящим.
Для того чтобы жить во времени плодотворно, необходимо иметь как достойное прошлое, так и многообещающее будущее. Осознание времени дано нам не только для мечтаний. Нам дана свобода принимать решения, равно как и моральный долг вмешиваться в происходящее с нами.
В ретроспекции мы находим моральный императив действовать сегодня, сейчас, для того чтобы осуществить наши представления о будущем.
Агада начинает свой рассказ с «Авадим hАину» («Рабами были мы в Египте») и завершает его благословением после hАлеля «Нишмат коль хай» («Душа всего живого да благословит Имя Твое»), представляющим собой предвкушаемый образ будущего; тем самым мы переходим от умудренности опытом к предвидению.
Третья размерность осознания времени — ценность; эта сторона восприятия времени связана с необходимостью осознавать, что каждое наше мгновение — это бесценный дар. Ретроспекция и предвидение имеют смысл только в той мере, в какой они преобразуют и видоизменяют настоящее.
В hАлахе уделяется очень много внимания времени. Наступление Субботы, интервалы времени, в которые можно произносить «Шма», Храмовые жертвы определяются во времени с точностью до одной минуты. Большое число и других hАлахических предписаний зависит от минутных интервалов времени.
Осознание времени является прерогативой только свободного человека, который может ею воспользоваться как с пользой для себя, так и во вред. У раба нет возможности использовать чувство времени для достижения своих целей. Будучи не в состоянии управлять временем, он постепенно становится к нему безразличным; он не замечает времени, начинает все больше опаздывать и не соблюдать назначенные сроки. Добавим, кстати, что это одно из несчастий многих из тех, кто к концу своей жизни уходит на отдых и проводит время в праздности. Они уже не ощущают себя нужными, им больше нечего предложить окружающим, и поэтому они утрачивают напряжение ожидания и предчувствия, которое обычно сопровождает человека в течение дня. В результате жизнь их становится убаюкивающей и бесцветной, из нее уходят эмоции.
В концентрационных лагерях день переставал отличаться от ночи, граница между ними исчезала. Время приобретало расплывчатую и бессмысленную структуру.
Поэтому никакая заповедь, определенная во временном контексте, не распространяется на раба. Эти заповеди содержательны только в их взаимосвязи с тем, что предшествует их выполнению, и с тем, что последует за ними.
Кидуш (освящение) с бокалом вина в Пасхальный Седер заканчивается словами: «Который освящает Израиль и пору празднеств». Тем самым время объявляется священной сущностью; но только свободный человек имеет право совершить Кидуш, приписать некоторому отрезку времени особое значение. Время существует только для того, кто чутко реагирует на его приливы и отливы.
Раб не имеет права жениться
Брак представляет собой нечто большее, чем только социальный институт, цель которого — удовлетворение конкретных личных и социальных потребностей. Брак приподнимает человека над одиночеством; в браке устанавливается духовное родство человека с другим человеком.
Связать себя с другим человеком свободно и в обоюдной любви может только тот, кто владеет собой. Раб не хозяин самому себе, и потому не может жениться.
Для Пасхальной Жертвы необходима общность семьи: «по агнцу на семейство, по агнцу на дом» (Исход, 12:3). Перед жертвоприношением каждый еврей должен был осознать свою групповую принадлежность.
Такие социальные или групповые взаимозависимости воплощают в себе опыт жизни на свободе. Для личности раба брак недоступен.
Подведем итоги нашего анализа рабства: мы показали, что раб — это испуганная личность с сильно поврежденной способностью различать истину; он плохо оперирует временем; и, наконец, он не способен устанавливать родственные отношения.
www.machanaim.org
————————--
«И говорил Моше все это сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за малодушия и тяжкого труда».
#Тора называет две причины, сделавшие сынов Израиля «глухими», не позволившие им услышать и понять слова Моше. Относительно второй причины все ясно: лепят рабы кирпичи, а тут аристократ и белоручка обрушивает на них утопические идеи. Тяжел труд этих людей, страшно далеки они от свободы. А вот первая причина не так однозначна и понятна.
#За «неслышанием» стоит не только изнурение плоти непосильным трудом, но и рабское свойство характера: нежелание и неумение тратить время на то, что не сулит очевидного и немедленного эффекта. Например, на размышления.
#Старый анекдот: чем отличается прапорщик от обезьяны? Обезьяна трясет пальму, кокосы не падают. «Думай!» — слышит она внутренний голос. Подумав и оглядевшись, берет обезьяна палку — хоп! — и орех падает ей прямо в лапы. А рядом трясет пальму прапорщик. «Думай!» — слышит он внутренний голос. «Чего там думать, трясти надо!» — решительно отвечает бравый служака самому себе.
#Рабская природа отмечена многими яркими чертами. Неверие в будущее и, как следствие, желание получить все и сразу — одна из таких черт. Похлебку — сейчас! Мир — сейчас! Равенство — сейчас!
#Гражданин Шариков ведь как говорил: «...пишут, пишут... Голова пухнет. Взять все, да и поделить...»
#Неспособность выслушать и вслушаться продиктована внутренним страхом: а ну как Моше прав?! Тогда ведь вся жизнь — кувырком. Вещи собирать, в путь пускаться...
#Жизнь сложна, мало кто свободен от «тяжкого труда». Но если слова Торы не доходят до сердца и ума, не стоит обманывать себя: не одни лишь тяготы жизни тому виной.
#Не только вне нас причины нашей глухоты и невосприимчивости. Всегда есть и внутренняя причина, коцер руах, нетерпение и малодушие. Мало, стало быть, выйти из рабства, надо еще и рабство выдавить из себя. Научиться слушать и слышать. Осознать, что понимание не рождается в спешке.
Александр Фейгин (www.judaicaru.org)
Сайт создан и поддерживается
Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра
«Мигдаль»
.
Адрес:
г. Одесса,
ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.:
(+38 048) 770-18-69,
(+38 048) 770-18-61.