БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №94 > Откопать историю
В номере №94

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
-1
Интересно, хорошо написано

Откопать историю
Ольга КСЕНДЗЮК

Работу археолога точно не назовешь «непыльной». Она связана с двумя могучими и неизбежными стихиями – временем и землей, и всегда считалась романтической. Ну как же: золото Монтесумы, Индиана Джонс, тайны саркофагов, «Мумия-1», «Мумия-2», – забавный и несколько детский флер вокруг этой профессии. Один слой, выражаясь языком археологов.

Часть 1,
ознакомительная

ИзменитьУбрать
(0)

«Он уже 50 лет копает, ему это…
он может копать, не копать…»
Из интервью

Следующий «слой», чуть более взрослый, – лирический: экспедиции, азарт поиска, пейзажи непривычные, отношения межличностные, песенно-костровый антураж… (Мода на археологию, кстати, прошла примерно в то же время, когда стало угасать туристическое движение и прочие подобные увлечения.)

И что остается у нас в руках после такой «очистки слоев»? Учеба, чертежи, расчеты, отчеты, поиск средств (денежных) – непростые и прозаичные вещи, но без них науке не обойтись.

А знать и уметь археологу надо многое. Например:
«…рисовать, чертить, фотографировать, владеть основами реставрации и консервации предметов... Он должен знать основы антропологии, этнографии и языкознания, топографии и геодезии, четвертичной геологии, палеозоологии, математической статистики и комбинаторики.
Археолог, изучающий древности исторических эпох (то есть того периода, от которого до нашего времени дошли письменные источники), должен быть не только хорошим историком, но также обладать знаниями в области вспомогательных исторических дисциплин (текстология, нумизматика и др.).
Кроме того, археолог-полевик, выезжающий каждый год в экспедицию, обязан быть грамотным экономистом, хорошим организатором, психологом и педагогом. Но, и это самое главное, археолог обязан “видеть землю”, то есть – уметь прочитать по слоям и прослойкам процесс формирования культурного слоя…


Дневник археолога
День 1. Дошли до культурного слоя. Двигаем отвал.
День 2. Устроили вечеринку. Двигаем отвал.
День 3. Появились глюки. Двигаем отвал.
День 4. Глюки помогают двигать отвал.
День 5. Глюки исчезли. Отвал двигается сам.

Археолог учится основам своего ремесла пять лет в университете и всю жизнь в экс­педициях, архивах, библиотеках и музеях» (www.polit.ru).
Как-то много всего – но только на первый взгляд. Настоящий специалист – в любом деле – знает, что именно так и надо.
В силу специфики археологи чаще являют взору заинтересованного наблюдателя согнутую спину, которая навевает мысль о радикулитах и артритах. Сами археологи добавляют к списку ревматизм, гастрит и… мозоли от лопаты: профессиональные заболевания тех, кто ходит в экспедиции.

Каков обобщенный портрет археолога? Он среднего или пожилого возраста (в странах СНГ, во всяком случае, специальность археолога «стареет»: «в академических институтах средний возраст сотрудников приблизился к 50-ти, а 30-35-летние продолжают считаться молодыми»), часто в очках (много времени проводит в кропотливой работе или над бумагами), в шортах с карманами и в высоких ботинках (удобно), с длинными волосами и обветренным лицом (понятно), украшен бородой – «во время экспедиции бриться не рекомендуется, так как пыль раздражает кожу» (женщины от бородатости освобождаются).

Один молодой археолог говорит, что его коллеги часто бывают обидчивы, ревнивы к чужим успехам и в душе – дети. (Может, он не встречался с актерами, режиссерами и писателями?) Мы не знаем, так ли оно на самом деле. Но можем допустить, что в этой профессии нужно редкое терпение, точность до педантизма, аккуратность до занудливости и неиссякаемое любопытство.
Суеверия вроде бы археологам несвой­ственны. Но есть свои неписаные законы, например, обряд «посвящения в археологи». У него нет единого сценария, но в каждой экспедиции сценарий из года в год повторяется. Его проводят «старики» в День археолога – 15 августа. Во многих экспедициях в последний день перед отъездом сжигают на костре изношенную обувь, в которой работали на раскопе.
Участники экспедиции большую часть времени являются землекопами. Они работают не только лопатами, но также и мелким инс­т­рументом. Есть и чертежники, художники, лаборанты, которые фиксируют находки и ведут полевые дневники. И важно, чтобы один мог заменить другого.
Полевая работа археолога к началу 21 века сильно изменилась, но – главным образом, в отношении фиксации процесса раскопок. «Основные же орудия труда на раскопках остались прежними – лопата, нож и кисть». И, добавим, осторожность.

«Ремесло археолога сродни ремеслу хирурга – одно неверное, неумелое движение ножом может привести к гибели пациента. Дело в том, что археолог в процессе раскопок фактически уничтожает тот памятник, который изучает: вскрытый лопатами культурный слой повторно уже нельзя исследовать, так как в процессе раскопок все слои и прослойки перемешиваются, содержавшиеся в слое объекты (остатки пост­роек, мостовые и т. п.) разрушаются, а находки извлекаются из слоя (то есть, из того исторического контекста, в котором они находились) и превращаются в музейные предметы.

СТРАННЫЕ ЗАКОНЫ АРХЕОЛОГИИ
Закон Шехема
Наиболее важное открытие всегда появляется в конце археологического сезона и должно быть засыпано, чтобы подвергнуться исследованию в следующем сезоне.
Дополнение 1. Упомянутое открытие не будет обнаружено в следующем сезоне.
Дополнение 2. Если упомянутое открытие обнаружено в следующем сезоне, то выяснится, что это не что иное, как современное вторжение в слой.
Дополнение 3. Если упомянутое открытие все же утрачено, то в анналах археологии будет записано, что археологи совершили величайшее открытие экспедиции в упомянутое время, но эти идиоты попросту вышвырнули его.
www.archaeology.ru

Таким образом, археолог должен так суметь зафиксировать все мельчайшие детали стратиграфии и планиграфии изученного раскопками памятника, чтобы любой профессионал, обратившийся через 50 или 100 лет к составленной во время раскопок полевой документации, мог полностью воссоздать весь процесс проведенных его предшественником исследований».

Часть 2, проблемная

«Александр Великий не существовал».
(Теорема, имеющая доказательство)

ИзменитьУбрать
Кумранские пещеры
(0)

Археология – единственный источник информации для «доисторического периода», т.е. многих тысяч лет, предшествовавших появлению письменности. Материалы археологических исследований уточняют письменные свидетельства, сохранившиеся в Библии, и дополняют их. Притом считается, что у археологов есть неоспоримое преимущество – бури нашего сегодняшнего дня их обходят. А как бы не так! Нейтральная, казалось бы, дисциплина нередко становится полем или поводом для ожесточенных идеологических и политических баталий.

В 19 в. немецкий ученый Ю. Вельхаузен, руководствуясь анализом текстов, поставил под сомнение достоверность библейского описания исторических событий. Причем – задолго до того, как на Землю Израиля пришли экспедиции специалистов.
Первая значительная археологическая экспедиция имела место в начале 20 в. В ней участ­вовал У.Ф. Олбрайт, основатель ведущей научной школы библейской археологии. Он сформулировал следующую задачу: «…составить, по мере возможности, такую картину прошлого, которая восстановит долгий путь наших предков к духовным высотам этического монотеизма и иудео-христианской культуры». Ученый «убедился в том, что реальные открытия, одно за другим, подтверждают историческую достоверность библейского текста даже в таких деталях, которые можно было бы счесть легендарными».

В 1983 г. Адам Зерталь (Хайфский университет), руководивший археологической разведкой в Самарии, обнаружил на горе Эйваль вблизи Шхема квадратное сооружение размером 8х8 м, с каменным пандусом, заполненное пеплом и костями животных. Эта находка поистине уникальна на Ближнем Востоке: великолепно сохранившийся жертвенник всесожжения.
Найденный на том самом месте, где, согласно библейскому повествованию, Йеѓошуа Бин-Нун построил жертвенник после того, как колена Израиля перешли Иордан, этот объект отвечает классическим описаниям алтарных сооружений в Торе и в талмудических источниках. Найденные рядом с ним сосуды были датированы 12 в. до н.э., то есть примерно тем временем, когда, согласно библейскому рассказу, евреи вступили в землю Ханаанскую.
Несмотря на все эти факты, виднейшие израильские археологи скептически отреагировали на возможность увязки найденного объекта с еврейским завоеванием Ханаана. В адрес Зерталя прозвучало обвинение в том, что его работа движима политическими мотивами: сочувствием к поселенческой деятельности за «зеленой чертой». Он был потрясен этими обвинениями и еще больше – молчанием, которое воцарилось после того, как первые взволнованные отклики на самарийскую сенсацию утихли.
…Одним из самых сенсационных археологических открытий
90-х гг. стало выявление первого вне библейского текста, упоминания о Давиде. Надпись, обнаруженная при раскопках городища Дан на севере Израиля в 1993 г., сообщает о сражении с царем из «дома Давидова».
Из статьи Д. Хазони «Память в руинах»

Среди учеников Олбрайта – виднейшие израильские археологи И. Ядин, Б. Мазар и И. Аарони, американцы Н. Глик и Дж. Брайт, другие известные исследователи. Некоторые их выводы не выдержали испытания временем, но общий подход этих ученых к проблемам библейской археологии и историографии был исключительно плодотворным.
Целое столетие библейская археология была опорой еврейского национального возрождения, восстанавливала значительные фрагменты древней истории Израиля, убеждала в том, что Писание содержит свидетельства важнейших событий нашего прошлого, – писал в статье «Память в руинах» главный редактор журнала «Тхелет» Д. Хазони.

Однако сегодня библейская археология стоит на распутье, так как возникла новая «школа» исследователей Писания, историков и археологов. Они предлагают иначе толковать сделанные прежде открытия и отрицают достоверность основных библейских рассказов. Ключевым направлением стал пересмотр представлений, относящихся к Объединенному царству Израиля, к именам Давида и Соломона. В частности, эта школа утверждает, что такого царства никогда не суще­ствовало.

«Не странно ли, – замечает Д. Хазони, – что после достижения блестящих успехов библейской археологии, до мельчайших деталей, вроде имен персонажей и местонахождения сооружений, несмотря на впечатляющие находки, сделанные уже после смерти Олбрайта в 1971 г., конец 20 века ознаменовался в этой науке возвращением к критической концепции Вельхаузена?» Это и впрямь трудно объяснить с точки зрения подлинной науки, но возможно проследить связь этой «критики» с современными политическими идеями.

Интересно, не являются ли для археологов «новой школы» доказательством могущества Соломона и его царства руины Соломонова Храма? Приводим еще «недавнее» (1869 г.) свидетель­ство Марка Твена: «Повсюду вокруг мечети Омара видишь разбитые колонны, жертвенники удивительной работы, обломки прекрасных мраморных украшений – бесценные остатки Соломонова храма. Их раскопали под толстым слоем земли и мусора на горе Мориа, и мусульмане всегда были склонны сохранять их с величайшей бережностыю. В той части древней стены Храма Соломонова, которая называется “Стена Плача” и где евреи каждую пятницу лобызают священные камни и оплакивают былое величие Сиона, всякий может видеть остатки самого настоящего и доподлинного храма Соломона – три-четыре камня, лежащие один на другом, причем каждый вдвое длиннее семиоктавного фортепиано и шириной примерно во всю его высоту. На обломках этих очень своеобразная, необычная резьба. ... Они [обломки] встречаются на каждом шагу; особенно много их в соседней мечети Эль Акса, – для лучшей сохранности они вделаны в ее внутренние стены. ... В этих прекрасных обломках старины куда больше притягательной силы для легкомысленного грешника, чем в суровых камнях “Стены Плача”, которую целуют евреи.
Ниже, в лощине, под оливами и апельсиновыми деревьями, растущими в просторном дворе мечети, стоит множество колонн – остатки древнего Храма, который они когда-то поддерживали. Там же сохранились массивные своды, – их не сумел уничтожить даже разрушительный плуг, о котором вещал пророк» (Марк Твен, «Простаки за границей»).
Речь, правда идет о Втором Храме, но почему-то он называется «Соломоновым», а не «Иродовым».

В 1996 г. К. Уайтлэм, декан факультета библеистики Шеффилдского университета, опубликовал книгу «Изобретение древнего Израиля», получившую скандальную известность. В частно­сти, там утверждается: «Западная наука изобрела древний Израиль путем замалчивания палестинской истории...» Уайтлэм, как отмечают Сима и Михаэль Корец, «находился под влиянием идей Эдварда Саида, известного арабского интеллектуала и политического деятеля, поставившего задачу вытеснить представление о библейском периоде истории путем создания альтернативной версии «истории палестинского народа».

Но самое неприятное чувство возникает, когда такого рода спекуляциями начинают развлекаться, собственно, те, о чьей истории и идет речь, – евреи, израильтяне.

В конце тех же 90-х несколько израильских ученых во главе с И. Финкельштейном, деканом Института археологии при Тель-Авивском университете, стали развивать теорию, согласно которой Объединенное царство Израиля является историческим вымыслом. Финкельштейн старается как-то отделиться от Уайтлэма, но его собственный подход служит, по существу, тем же целям.

В 1999 г. в приложении к газете «ЃаАрец» вышла «сенсационная» статья об этих изысканиях: «Правда из Святой Земли: после 70 лет археологических раскопок в Эрец-Исраэль стало ясно, что библейской эпохи – не было». Автором был З. Герцог, из Тель-Авив­ского университета, ничтоже сумняшеся обо­звавший Великое Объединенное царство Израиля и Иудеи «плодом историософской фантазии», Иерусалим во времена Давида – «нищей деревней», а самого Давида – малозначительным племенным вождем.

ИзменитьУбрать
Каменная дощечка с
указанием на место
захоронения царя Иудеи
Уззии (785-769 гг. до н. э.)
(0)

Характерно, что пресса встретила все это сочувственно, а вышедшая в 2001 г. книга Финкельштейна «Раскопанная Библия: новый взгляд археологии на древний Израиль и происхождение священных текстов» заняла место в списке американских, а затем и израильских бестселлеров.

ИзменитьУбрать
Пленные иудеи из Лахиша,
захваченного Санхеривом
(701 г. до н. э.)
(0)

“Новые археологи”, старательно вытравливая царство Давида и Соломона из еврейской исторической памяти, оказывают вполне ощутимое влияние на культурное самосознание нации», – пишет Д. Хазони. «Помогает» им израильская археология, отказываясь от публикации популярных книг для широкой аудитории. Такие заметные труды как «Археология библейской страны» А. Мазара (1990 г.) или «Археология древнего Израиля» (под ред. видного израильского археолога А. Бен-Тора, 1992) имеют свои недостатки – чрезмерную усложненность, неубедительность, описательность и др. А ведь «археология способна влиять на актуальное самочувствие и сознание общества».

«Актуальная политическая задача, для решения которой привлекается историческая наука, очень помогает сформулировать выводы и подогнать решение под нужный ответ, – пишут С. и М. Корец. – Недаром агитационные сайты мусульманского толка с удовольствием цитируют на заглавных страницах выводы угодных им ученых-библеистов, а с Храмовой горы бульдозерами счищают и вывозят землю, в отвалах которой археологи умудряются находить уникальные сосуды времен Первого Храма.

Как ни странно, несмотря на работу стольких видных ученых, занятых поисками альтернативных объяснений находок археологов, таких, например, как передатировки и даже отдающие детским садом научные предположения о «существовании другого Давида, не имеющего никакого отношения к легендарному библейскому», никаких находок, свидетельствующих об историческом присут­ствии на территории Земли Израиля предков палестинского народа, пока не обнаружено. Наверное, плохо искали».

В Иерусалиме «раскопки библейской ориентации прекратились вовсе, хотя целый ряд признаков указывает на возможность обнаружить исключительно интересные объекты библейской эпохи, включая остатки построенной Соломоном стены и Давидова дворца. ... Равнодушие ученых, принадлежащих к археологическому большинству, играет на руку ревизионистам: первые – не ищут, вторые – утверждают, что “за семьдесят лет ничего не найдено”. Сокровища еврейской истории таятся вокруг нас в изобилии, и первые семьдесят лет библейской археологии лишь чуть-чуть приподняли над ними завесу».

ИзменитьУбрать
Камень с надписью
«К месту трубления».
Найден на Храмовой горе
(0)

Тезисы «новой археологии» достаточно слабы, и та или иная находка опровергнет их самым убедительным образом. Но для того, чтобы такая находка объявилась, «… ведущие библейские археологи должны вернуться к своим профессиональным истокам».
«В первые десятилетия существования Израиля археология была нашим национальным хобби, – говорит Д. Хазони. – Частные организации, университеты и государственные учреждения принимали совместное участие в многочисленных археологических проектах, осуществлявшихся с привлечением тысяч добровольцев. Царившее в обществе настроение поощряло непосредственную встречу граждан с камнями библейской первоосновы, и целая страна превратилась в учебный класс, с любовью и вдохновением изучавший историю древнего Израиля. … Эта задача не утратила своей актуальности и теперь, по прошествии пяти с половиной десятилетий со времени провозглашения независимости Государства Израиль» (Статья написана пять лет назад. – Ред.)

ИзменитьУбрать
Жертвенный алтарь,
найденный в Беэр-Шеве
(0)

Искажение истины в пользу какой-либо трепетно любимой идеи или позиции – одно из популярных человеческих занятий, и за примерами далеко ходить не надо. Тем паче, игры и спекуляции с прошлым. Ушедшие века и люди могут защитить себя только с нашей помощью. И археологии здесь принадлежит веское слово.

_______________________________________________________________
ЛИКБЕЗ
ИЗ СЛОВАРЯ АРХЕОЛОГОВ

Основные понятия археологии – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой.

Археологический памятник – отдельное поселение и|или погре­бение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю. Также – отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведутся по культурным слоям.

Археологическая культура – это группа археологических памятников, объединенных временем, территорией и характерными чертами. Существует устойчиво на конкретной сравнительно большой территории в течение достаточно длительного времени. Никогда не повторяется и соответствует одному народу.

Культурный слой – это слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности (вещи и их обломки, органический и неорганический строительный и хозяйственный мусор, остатки сооружений и т.п.), срок образования которого ограничен во времени и имеет отчетливо выраженную нижнюю и верхнюю границы. Культурные слои (или слой) располагаются между материком (нижний слой земли) и дерном (верхним почвенным слоем). Может составлять от 1 см до 10 и даже 20 м. Фиксация стратиграфии (стратиграфия, от «страта» – слой, – «чтение» слоя) – важнейшая часть мастерства археолога.

ИзменитьУбрать
(0)

Раскопки – основной метод археологического исследования, систематическое обнажение последовательных горизонтов культурных слоев. Задача раскопок – реконструировать историю изучаемого памятника, воссоздать картину жизни данного локального социума.

Горизонт характеризуется появлением идентичных признаков или предметов на большой территории. Места поселений оставлялись или разрушались и заселялись вновь, и таким образом нарастали один поверх другого жилые горизонты, составлявшие в целом культурный слой и отделяемые один от другого прослойкой разрушения, золы или наносов. Прослеживание горизонтов – одна из главных задач археолога.

Раскоп – место ведения раскопок. Основная процедура – снятие культурного слоя пластами по всей площади раскопа. Толщина такого пласта – около 20 см. Чем древнее период, тем более тонкими слоями снимают грунт и тем аккуратнее их фиксируют.

Отвал – насыпь, состоящая из грунта и мелких остатков предметов, которая естественно возникает возле раскопа. Может представить интерес для археолога. Не зря при посвящении в археологи существует фраза «Клянемся спать, жить и умереть в отвале».

Радиоуглеродный анализ – физический метод датирования объектов, наиболее известный и доступный, производится путем измерения содержания в материале радиоактивного изотопа
C-14 по отношению к стабильным изотопам углерода. Предложен У. Либби в 1946 г. После этого была разработана система уточнения полученных данных, которая называется «калибровкой» и позво­ляет уточнить датировки, если материал не датируется ранее 30-35 тыс. лет до н.э.

Время изготовления керамики определятся при помощи палеомагнитного метода. Он основан на свойстве глины при остывании от 800° до 200° сохранять отпечаток напряженности и направления магнитного поля Земли, которое меняется ежегодно.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №94 > Откопать историю
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-28 11:55:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Еженедельник "Секрет" Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl