БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №94 > Полный отвал
В номере №94

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+3
Интересно, хорошо написано

Полный отвал
Подбор материала Виты ИНБЕРГ

Дворец царя Давида?
В 2005 г. израильский археолог Эйлат Мазар сообщила, что обнаружила в Старом городе Иерусалима объект, который может оказаться легендарным дворцом библейского царя Давида. Многие ученые выразили сомнение в том, что обнаруженный фундамент принадлежит дворцу Давида. Но они признают, что сделаны редкие и важные находки – здание, датируемое примерно 10 веком до нашей эры, черепки гончарных изделий, относящихся к эпохе царей Давида и Соломона, государственная печать, упомянутая в Книге Иеремии.

ИзменитьУбрать
Печать, найденная экспедицией
Эйлат Мазар
(0)

Опираясь на Тору и археологические находки, Мазар пришла к мысли, что найденные ранее рукотворные каменные уступы были частью крепости, завоеванной Давидом, а его дом должен был находиться с внешней стороны городских стен, на пути к тому, что его сын Соломон превратил в Храмовую гору. Дворец Давида был темой по­следнего разговора Эйлат с ее дедом, ныне покойным знаменитым археологом Биньямином Мазаром.
«Это один из первых приветов, полученных нами из Иерусалима времен Давида и Соломона, того периода, который на протяжении столетия играет с археологами в своеобразные прятки» (Г. Баркай, археолог из Университета Бар-Илан).

Амихай Мазар, профессор археологии Еврейского университета в Иерусалиме (и родственник Эйлат), называет находку чудом. Он считает, что строение – это крепость Сион, которую Давид после завоевания переименовал в Град Давида.

Возраст здания можно определить по остаткам керамики. Мазар обнару­жила пол большой площади, из известняка. На полу и в кургане под ним оказались гончарные изделия, относящиеся к I железному веку, то есть к 12-11 вв. до н. э., непосред­ственно перед завоеванием Иерусалима Давидом. Кроме того, Мазар нашла основания стен толщиной около 2 ярдов и протяженностью не менее 30 ярдов. В одном углу обнаружены гончарные изделия II железного века, или 10-9 вв. до н. э., периода Единого царства.

ИзменитьУбрать
Стела с текстом, упоминающим
сражение с царем «из дома Давидова»
(0)

Работа велась под эгидой Из­раиль­ского исследовательского института. Пос­лед­ние раскопки Мазар финансировал Р. Гертог, нью-йоркский банкир, президент Центра «Ша­лом» в Иеру­са­ли­ме. Его цель – показать, что «в Библии описана еврейская история».
В 2007 г. экспедиция Ин­ститута археологии, частного исследовательского института Shalem Center, возглавляемая Эйлат Мазар, обнаружила в центре Иерусалима стену, предварительно датируемую 5 в. до н.э. Она уверена, что конструктивные особенности стены соответствуют описанию из книги Нехемии, который восстановил, согласно Торе, город­ские укрепления Иерусалима. А 16 января 2008 г. она объявила, что группа нашла на юге Храмовой горы печать, датируемую временем
Нехемии.

vernisag.com,
www.eurotourne.ru

Зерна и косточки
В 2003 г. проф. Амихай Мазар (Еврейский университет в Иерусалиме), д-р Хенд­рик Брунс из Университета им. Бен-Гуриона в Негеве и проф. Ханс Ван дер Плихт из Университета Гронингена (Нидерланды) сообщили, что результаты раскопок Тель-Рехова, расположенного в пяти километрах от Бет-Шеана в северной части Иорданской долины, свидетельствуют: в 10 в. до н.э. на этом месте располагалось крупное городское поселение. По ряду признаков и эти, и прежние находки такого рода относятся к эпохе Единого царства Давида и Соломона.

ИзменитьУбрать
Раскопки в Тель-Рехов
(0)

Раскопки в Тель-Рехове начались в 1997 г. Были обнаружены различные культурные слои, начиная от эпохи Судей (12-11 вв. до н. э.) и до завоевания страны ассирийцами (8 в. до н. э.). Найденные при раскопках Тель-Рехова зерна пшеницы и масличные косточки были переданы в Университет Гронингена на радиометрический анализ, позволяющий с большой точностью установить возраст исторического экспоната.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что два слоя раскопочного участка почти наверняка относятся к 10 веку до новой эры. Один из них был разрушен в результате пожара. Дата пожара с поразительной точностью совпадает с временем правления Ши­ша­ка, египетского фараона, вторгшегося в Эрец-Исраэль приблизительно в 925 г. до н. э. Это событие описано в Третьей книге Царств (14:25), а также в памятной записи, сделанной по приказу Шишака в храме Амона в Карнаке (Египет), в связи с завоеванием целого ряда израильских городов, в том числе и Рехова.
www.jafi.org.il

Тоннелю две тысячи лет
Израильские археологи случайно во время раскопок обнаружили в Иерусалиме тоннель, по которому, по всей вероятности, 2000 лет назад евреи спасались бег­ством от римских завоевателей. Cотрудник Израильского управления ценностей Эли Шукрон сообщил, что тоннель находится в прекрасном состоянии.

По мнению археологов, масштабное сооружение было главной частью дренажной системы города в период падения Иерусалима в 70 году. Высота хода позволяет взрослому человеку в полный рост свободно передвигаться по нему. В раскопанном стометровом фрагменте коллектора археологи обнаружили несколько отверстий, ведущих на поверхность, то есть прямо на улицу. В отверстия стекала вода, что предотвращало затопление Иерусалима во время сильных ливней и таяния снега.

Сенсационный характер находке придает повествование древнеримского историка Иосифа Флавия в «Иудей­ской войне» о падении Иерусалима под ударами когорт императора Веспасиана в 70 году. Когда римлянами был взят последний оплот защитников города – Соломонов Храм, остатки оборонявших его еврейских воинов покинули Иерусалим по тайному подземному тоннелю. Археологи полагают, что Флавий писал именно об обнаруженном ими дренажном подземном ходе.

ИзменитьУбрать
(0)

За минувшие столетия тоннель оказался плотно забит землей и мусором, поэтому работа археологов продвигалась с трудом. Удалось расчистить лишь около ста метров дренажной конструкции. По мнению ученых, от Храмовой горы тоннель дальше идет под еврейским кварталом в сторону Мертвого моря. Общая его длина, как полагают, может составлять не менее одного километра. Обследуя пространство, археологи нашли немало древних монет, различные рабочие инструменты, фрагменты глиняной посуды.

Завершить исследования в этой области можно было бы, проведя раскопки на Храмовой горе, где раньше стоял Соломонов Храм и куда ведет тоннель. Однако это место является святыней мусульман, поэтому иерусалимский вакуф категорически запретил израильским ученым дальнейшие работы. Но как бы то ни было, Шукрон гордится своим открытием: «Мы были первыми, кто попал туда за минувшие две тысячи лет. Последними, кто проходил этим же путем, были наши предки, бежавшие от римлян».
historic.ru

Тяжеловесное свидетельство
Многие годы это было одной из загадок иерусалим­ской археологии. Откуда брались огромные желтые камни, из которых был сложен Второй Храм, и каким способом их доставляли на место по­стройки?

Группа археологов из государственного Департамента древности внезапно наткнулась на каменоломню во время рутинных охранных изысканий территории, на которой должна была возводиться новая школа. (Археологи в Израиле – это просто бедствие для строителей, без их разрешения и тщательного обследования места не может начаться никакое строительство, так что и планируемая школа осталась пока непо­строенной или пришлось подыскивать другое место... – прим. переводчика).
Каменоломня расположена в Рамат Шломо, в четырех километрах на северо-запад от Старого города, на гребне горы, поднимающейся на восемьдесят метров над высотой Храмовой Горы.

«Впервые здесь обнаружены камни, которые шли на постройку стен Храма», – говорит Юваль Барух, сотрудник департамента древности, участник раскопок. Он рассказывает, что на этом месте более двух тысяч лет назад во время строительства опорных стен на горе трудились десятки рабочих царя Ирода.

На территории Иерусалима было открыто много древних каменоломен, и среди них большие по размеру, чем эта, но она первая, – в чем уверены архитекторы, – служившая для храмостроительства.

Невероятный размер камней, найденных в этом месте – более восьми метров в длину, а также монеты и фрагменты глиняных сосудов, датируемые первым веком до нашей эры, – все это служит доказательством, что перед нами место, откуда брали камни, из которых складывали стены, включая сохранившуюся западную. Таково мнение археологов.

«Мы никогда не находили в Израиле других памятников, сложенных из камней такого размера, западная стена – единственное исключение», – вот на что обращает внимание Юваль Барух.

Правитель-наместник Обе­тованной земли во времена римского владычества царь Ирод хорошо известен своими строительными проектами, при нем для возведения общественных зданий использовался камень только лучшего качества.
В каменоломне нетронутыми сохранились белые, похожие на мраморные, огромные 5-7-тонные каменные блоки; из таких же сложено основание Западной стены.

Огромные камни, вероятно, тащили на Храмовую гору лошади, верблюды, а то и рабы. Древняя дорога на Иерусалим, по которой, видимо, только и могла осуществляться эта невероятная деятельность, проходит в ста метрах от каменоломни.

Археологи раскопали только треть территории старого карьера, остальное – на земле, находящейся в частном владении, и там останется неприкосновенным. Находки впечатляют: от каменных громадин до мелких монет и глиняных черепков, но одна – это дар забывчивого работника, который оставил когда-то на своем рабочем месте пятикилограммовое железное орудие труда. Этот железный лом применяли, чтобы раскалывать камень, оно так и было найдено, заклиненным в массивном обрубке белого ракушечника.

Для археологов, долго искавших каменоломню, из которой могли быть взяты грандиозные блоки для постройки Второго Храма, это почти случайное открытие стало монументальным. «Это сенсационная историческая находка, – вот что я вам скажу», – подводит радостный итог Юваль Барух. (Э. Лефковиц, перевод А. Мисюк, «Шомрей Шабос», № 27(663)).

Могила Ирода
Израильский ученый Эхуд Нецер считается крупнейшим в мире специалистом по периоду правления самого знаменитого царя Иудеи Ирода. Его сообщение в 2007 г. ошеломило публику: найдена могила того самого Ирода...

«Я – человек простран­ства, – рассказывал Нецер. – Я его чувствую и вижу, даже если оно еще покрыто вековыми песками. Так было и с могилой Ирода. Раскопки на территории Иродиона (насыпного холма в 12 километрах от Иерусалима) велись с 1956 г. Но мы, в отличие от тех же французов, которые копали Иродион до нас, начали копать на новом месте, в той части Иродиона, которую не рассматривал в качестве места захоронения ни один из моих предшественников. Мы нашли захоронение между двумя дворцами, выстроенными на искусственно насыпанном холме.
Изучив труды Иосифа Флавия и поучаствовав в раскопках Иерихо и Масады, где было найдено множество памятников иродианского периода, я стал понимать архитектурные замыслы Ирода. Это был человек с хорошим пространственным мышлением, богатым воображением и абсолютной логикой. Кроме того, он первый иудейский царь, который начал строить комплексно. Он продумывал все объекты и соединял их в архитектурный ансамбль. Ирод приглашал для строительства разных архитекторов, но все архитектурные проекты имеют общее… Надо быть немного строителем, чтобы понимать, где Ирод мог устроить свою могилу».

ИзменитьУбрать
Раскопки могилы царя Ирода
(0)

Однако гробницу иудей­ского царя трудно было найти – она оказалась в самом неожиданном месте. Трудно было предположить, что могилой Ирода окажется не пещера, как было принято в иудейской традиции, а мавзо-
лей. Нижний этаж мавзолея был прямоугольным, размером примерно 10х10 м, верх­ний предположительно – круглым. Золотая кровать и корона, описанные Флавием, были помещены в гиган­тский саркофаг. Удалось найти лишь куски саркофага с характерными для той эпохи элементами декора – розетками, такими, какие были найдены на саркофаге царицы Елены. Предположи­тельно, саркофаг был разбит во время Великого восстания Маккавеев против римлян в
66-72 гг.н. э.

Первое заявление об обнаружении могилы Ирода было сделано 8 мая 2007 г., а раскопки еще не закончены. Профессор Нецер предложил ряд доказательств того, что найдена именно могила Ирода, но полный отчет и описание найденных объектов обещает представить научной общественности позднее: «У нас еще много работы».
www.rfhu.ru

Самый древний алеф-бет
Археологи, проводившие раскопки на объекте Тель-Заит под Иерусалимом, обнаружили камень с выгравированным на нем алфавитом в стене одного из древних зданий. После анализа археологических слоев развалин ученые пришли к выводу, что они имеют дело с самым ранним из известных им образцов древнееврейского алфавита, что является важнейшей вехой в истории человеческой письменности.

Камень был обнаружен в Тель-Заит, на южных склонах Иудейских гор, в 18 милях от Ашкелона, где тогда был древний филистимский порт. Две строчки букв, 22 символов еврейского алфавита, были выгравированы на 20-килограммовом камне. С одной стороны было выбито углубление в виде чаши, что наводит на предположение, что камень использовался как сосуд для ритуалов.

Л. Стагер, археолог из Гарвардского университета, принимавший участие в других раскопках в Израиле, заявил, что осколки глиняной посуды, найденные на объекте, «в точности соответствуют 10 веку, что значительно увеличивает ценность этой исключительно редкой находки». Правда, он добавил, что для подтверждения этой гипотезы необходимы дополнительные исследования.

Надпись была обнаружена в контексте крупного комп­лекса зданий, найденных на объекте. Д-р Таппи предположил, что Тель-Заит был важным пограничным городом, основанным расширяющимся Израильским царством со столицей в Иерусалиме. По­гра­ничный город такого размера и культуры, по его мнению, предполагает централизованное управление, политическое руководство и высокий уровень грамотности, что подкрепляет образ Единого царства Давида и Соломона в 10 веке до н. э.

Дом царицы Елены
Израильские археологи, проводившие в восточном Иерусалиме раскопки на месте одной из автомобильных стоянок, обнаружили здание, возраст которого насчитывает около 2000 лет. По мнению специалистов, скорее всего, эта летняя резиденция принадлежала царице Елене из Адиабены. Эта находка – небольшая, но исключительная для истории Священного города.

Останки здания были обнаружены вне стен Старого города, под слоями более поздних поселений, которые сами до недавнего времени были скрыты под асфальтом на небольшой автостоянке. Раскопки ведутся в арабском районе Сильван, построенном на склоне горы, где размещались наиболее древние в Иерусалиме поселения. Это место более известно ученым, как Город царя Давида.

ИзменитьУбрать
(0)

Здание, в котором расположены хранилища, жилые помещения и ритуальные ванны, является крупнейшим и наиболее сложным сооружением, из обнаруженных археологами в городе Давида. 2000 лет назад в этом районе проживала почти исключительно городская беднота. Еврей­ский историк Иосиф Флавий, который оставил подробное описание Иерусалима, упоминает лишь одну богатую семью, жившую там – семью царицы Елены.

Построенное в то время, когда Иерусалим был столицей Иудеи, находившейся под римским правлением, это здание было уничтожено вместе с Храмом и остальной частью города в период подавления римскими легионерами еврейского восстания.
Археологи обратили внимание, что массивные камни второго этажа были намеренно обрушены на арочный свод первого – именно это и по­служило причиной разрушения дома. Среди руин ученые нашли черепки керамической посуды и монет, датированные временем еврейского восстания против Рима.

Согласно запискам Флавия и иным еврейским текстам, Елена происходила из царского рода, правящего в Адиабене, этот район в настоящее время находится на севере современного Ирака. Вместе со своей семьей она приняла иудаизм и прибыла в Иерусалим в первой половине I века н.э. Царица Елена заслужила признательного упоминания в «Мишне», где ей дается высокая оценка за щедрость к бедным и внесение пожертвований на Второй Храм, который находился всего в нескольких сотнях метров выше ее дома. Она по­гребена неподалеку в особой могиле. Сегодня одна из центральных улиц Иерусалима носит ее имя.
ijc.ru

Родина сельского хозяйства
Археологические раскопки к северу от Иерихона доказывают, что именно в этом регионе доисторический человек впервые взялся за «грабли и лопату». Теперь Из­ра­иль может официально считаться родиной сельского хо­зяй­ства. На месте доисторической деревни в Иорданской долине были обнаружены самые древние в мире следы фермерских работ. Ученые считают, что именно тут началась сельскохозяйственная революция, в рамках которой наши прародители перешли от охоты и собирательства к самостоятельному производ­ству продуктов питания.

В ходе археологических работ, которые выполнял Университет Бар-Илана, ученым удалось обнаружить несколько сотен семян фруктов, пролежавших в земле около 11400 лет. До сих пор считалось, что сельским хозяйством человек начал заниматься на тысячу лет позже.
ijc.ru

Самый старый мед
Ученые из Иерусалимского университета раскопали в Северном Израиле, в районе города Реховот, хорошо сохранившуюся пасеку, возраст которой оценивается более чем в 3000 лет. Некоторые ульи оказались совершенно целыми, от других остались значительные фрагменты.
Всего пасека состояла из 30 ульев. Эта находка означает, что пчеловодство процветало на территории Израиля еще в библейское время. А поскольку эти ульи – древнейшие из обнаруженных, израильские ученые высказали предположение, что, возможно, родиной пчеловод­ства является именно Ближний Восток.

ИзменитьУбрать
(0)

Ульи сделаны из необожженной глины, в которую замесили рубленую солому (весьма популярный строительный материал древности – на Ближнем Востоке из него сооружали дома еще 4000 лет назад). С одной стороны ульев расположено отверстие, через которое пчелы вылетали, а с другой стороны имелась плотно закрытая крышкой выемка, при помощи которой пчеловоды извлекали мед. Судя по всему, археологи отыскали меньше трети ульев – в обширном помещении, где они были обнаружены, могло находиться около сотни пчелиных домиков.

ИзменитьУбрать
Общий вид пасеки с тремя группами
уложенных рядами ульев
(0)

Любопытно, что найденные археологами соты – это первое подтверждение того факта, что в древнем Израиле уже умели разводить пчел. Ранее главная загвоздка заключалась в том, что пчеловод­ство ни разу не упоминается в Библии, хотя мед фигурирует во множестве фрагментов Писания: «О, если бы народ Мой слушал Меня... Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы» (Пс. 80:14, 17), «И вошел народ в лес, говоря: вот течет мед» (1 Цар. 14:26), и т.д. Ряд исследователей считали, что имелся в виду финиковый мед, приготовлявшийся из фруктов и не имеющий отношения к пчелам. «Однако в Библии есть и прямое указание на сотовый мед, – напоминает этнолог Л. Коржев­ский. – Например: “Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим...” Труднее сказать, имело ли пчеловод­ство один центр происхождения, которым действительно мог быть Ближний Восток, или же оно зародилось независимо в различных точках земного шара. По-видимому, по­след­няя версия имеет больше шансов на существование. Несмотря на древность израильской находки, вероятно, что пчеловодство развивалось в разных уголках земного шара совершенно независимо».
www.vkus.by

Как евреи рыбу ловили...
Израильские археологи нашли снасти, с помощью которых жители древней Галилеи ловили рыб. Ночью рыбаки выходили в море, разводили огонь в железной корзине и глушили рыбу, которая плыла на свет.

В ходе работ на дне Тивериадского озера (Галилей­ского моря) археологи нашли следы кораблекрушения, происшедшего в 7 веке н.э. несколько западнее Галилеи.

Среди обломков судна ученые нашли рыболовные орудия, инструменты и другие артефакты. Как предполагают исследователи, все эти предметы древние рыболовы использовали во время ночного лова рыбы.

Однако наиболее выдающейся находкой оказалась специальная корзина для огня, которая стала свидетельством существования рыбной ловли с применением корзин с огнем. Ранние источники говорят о том, что ночами рыболовы промышляли с огнем с берега или с лодки, для чего могли упо­треблять факелы или же помещали огонь в специальную жаровню, крепившуюся на носу лодки. Ночью свет привлекал рыб и других морских обитателей и одновременно освещал их, так что рыболовы могли точно закидывать сети.

Кроме корзины, археологи нашли основные грузила, использовавшиеся для оснащения прямоугольных рыболовных сетей. Эти грузила – плоские или свернутые в цилиндры – мгновенно опускали сеть на дно практически сразу после того, как рыбаки закидывали ее в воду. Ученые также обнаружили бронзовый безмен в форме женщины, который, скорее всего, использовался для взвешивания всей той рыбы, которую моряки вылавливали за одну «ходку». Также в раскопе найдены железный рыбацкий гарпун с пятью зубцами и железный лот для измерения глубины воды.

Лот опускался с носа лодки и иногда смазывался салом. К жиру прилипали частицы грунта со дна, что позволяло морякам определять место лодки в море, а также глубину. По словам ученых, наличие лота также доказывает существование ночной рыбалки. Дело в том, что единственным способом ориентирования, который был доступен для древних рыбаков ночью, были звезды, однако для более точного определения собственного местоположения лот был незаменим.

Многочисленные бронзовые монеты, обнаруженные на месте кораблекрушения, позволяют датировать аварию приблизительно 665 г. н.э.
Как отметил в интервью Discovery News доктор К.С. Хан­сон, один из ведущих специалистов по библеистике и древним методам рыболовства, Священное писание действительно содержит информацию о том, как древние рыбачили и какими снастями и инструментами для этого пользовались, однако по­дроб­ного описания ловли рыбы с огнем в Библии нет.
(О. Молчанова, dsc.discovery.com)


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №94 > Полный отвал
  Замечания/предложения
по работе сайта


2021-05-12 05:16:13
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет Еженедельник "Секрет"