БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №121 > Что век грядущий нам готовит?
В номере №121

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+5
Интересно, хорошо написано

Что век грядущий нам готовит?
Ольга КСЕНДЗЮК

«Будущее всегда выглядит иначе,
нежели мы способны его себе вообразить».
Станислав Лем

На еврейских часах сейчас век пятьдесят восьмой – 5773 год. Как заметил берлинский раввин Хаим Розвацкий, понятие «время» занимает в еврейской традиции очень важное место. События прошлого, отношение к прошедшему и будущему играет в еврейском сознании первостепенную роль. На протяжении многих столетий оставалось справедливым высказывание, что родина Израиля1 – это его история...» (evreyskaya.de).
Еврейский календарь ведет отсчет времени от Сотворения мира. Нас не затрагивает растущая мода на катастрофические ожидания конца века и конца света, наоборот – в еврейской традиции конец света связан с самыми радужными ожиданиями.
С другой стороны, мы неизбежно и активно взаимодействуем с миром, в котором существуют различные точки отсчета, разные системы ценностей, события, проблемы, достижения. Еврейский мир сочетает в себе древность и современность, сохранение традиции и открытость. В этом смысле можно сказать, что еврейская цивилизация удивительно созвучна сегодняшней постмодернистской эпохе, где причудливо мешается все со всем.
И поэтому, даже ведя отсчет времени по еврейскому календарю и сверяясь с циклами еврейской истории, мы не можем закрыть глаза и сделать вид, что не замечаем принятого в мире летоисчисления, а также ожиданий и итогов, связанных с этими временными вехами.
Что принес человечеству 20-й век?

ИзменитьУбрать
(0)

Научно-технический прогресс и начало эры информационных технологий. Начало и конец СССР. Войны и Холокост. Государство Израиль и возрождение иврита, несколько волн алии, нарастающий возврат к еврейской традиции. Великие открытия, невероятный расцвет искусства и его же упадок. Множество вещей, облегчающих жизнь, и множество проблем, ее же усложняющих. Массу причин для оптимизма и не меньше – для тревожных размышлений.
Что принесет новое столетие?
С уверенностью можно сказать, что это будет эпоха головокружительного развития средств коммуникации. Обрушивающийся на наши головы поток информации станет еще мощнее. Новый век отметил свое рождение созданием всемирной электронной энциклопедии – Википедии (2001), социальных сетей (2003), айфона, айпода и прочих «ай». Различные знания и технологии добываются в Интернете «по мановению щелчка компьютерной мышки». Нет, теперь уже буквально – по мановению руки, благодаря сенсорным технологиям. Практически с такой же легкостью мы можем связаться с другим человеком в любой стране мира. Мы дрейфуем в Интернете, там же совершаем подвиги, познаем мир, знакомимся и прочее.

Сделало ли все это нас счастливее и благополучнее? С одной тсороны – да. С другой стороны, присутствует парадокс: при невероятно развившихся технологических возможностях общения все чаще говорят об одиночестве, о трудностях в построении отношений и вообще – в контактах с реальностью…
Как выглядит выходной день современного человека?
Например, так. Возникло у вас желание приготовить мясо по-бургундски, или начать здоровый образ жизни, или сходить в кино. Заходите в Интернет и бродите по ссылкам (прогноз погоды, рецепты и т.д.). Часа через три, в середине чтения статьи об овцеводстве в Новой Зеландии, вдруг замечаете, что устали. Съедаете кусок пиццы и отправляетесь подремать. А до моря доехать – десять минут, много – пятнадцать…
Многие замечают, как изменилось то ли физическое течение времени (это вряд ли), то ли его субъективное восприятие, что более вероятно. Еще один парадокс: времени мы экономим все больше – вроде бы, – но у нас его все меньше. Не успел оглянуться – промчался день, пробежала неделя, куда-то подевался месяц. Я часто слышу, что люди всерьез этим озабочены. Чем объясняют? Возрастом, физическими и мистическими причинами, пустотой или, напротив, напряженностью жизни.
Я думаю, дело в высокой информационной насыщенности окружающей среды. Ведь чем больше происходит событий любого рода – тем быстрее, кажется, бежит время. А за «событие» наша психика принимает любую информационную атаку – телефонный разговор, телепередачу, радио, рекламу в магазине, новости в сети. Мы и не успеваем осознать, какую массу сведений в течение дня нам нужно воспринять, рассортировать, отложить в памяти, взять себе или отвергнуть. Даже простой поход в супермаркет требует от нас обработки огромного количества информации – только для того, чтобы выбрать необходимое и более-менее спокойно уйти. (Список покупок и ограниченная сумма денег – единственная профилактика от приступа шопоголизма.) Мы с вами «работаем» сейчас, как супермощные компьютеры, и так привыкли к этому, что не понимаем, откуда берется хроническая усталость.
«Скорость обновления информационной технологии возрастает настолько, что поколения этой технологии сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Интеллектуальное освоение последствий такого быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации» (polbu.ru). «С одной стороны, информационно-техническое общество вроде бы обеспечивает все условия для торжества гуманизма, однако …одной из глобальных опасностей, существующих в современном мире, считают кризис человека».(analiculturolog.ru)

Станислав Лем как-то в интервью сказал: «Темп изменений столь огромен, что мы уже давно перестали его контролировать… То, что произошло с моими футурологическими построениями при встрече с действительностью, немного напоминает автомобильную катастрофу. Мы имеем совсем не то, о чем мне когда-то мечталось. Осуществилось только то, что оказалось доходным, что удалось хорошо продать. Мы взяли из будущего не самое красивое и возвышенное, не то, что могло сделать каждого из нас лучше, а все, что показалось наиболее коммерчески перспективным, с чем были связаны наилучшие маркетинговые планы молодых специалистов в больших рекламных агентствах».
Наши любимые Стругацкие и не предполагали, что в 21 веке не случится всепланетного единства и Мира Полдня, а вот «неедяки», «дикобразы», «слег» (бомжи, бандиты, наркотики) – эта вся красота будет цвести. Что, несмотря ни на какие уроки истории, фашизм, антисемитизм и в целом извращенное влечение к тоталитаризму (слегка подкрашенные, а то и вовсе без маскировки) не будут с позором изгнаны из жизни, напротив – получат поддержку в обществе. Мало кто знал, что в список актуальных проблем человечества будут входить психические расстройства, ожирение, терроризм и мировой финансовый кризис.
Хочу по этому поводу вспомнить не ученых-футурологов и даже не астрологов, а одного выдающегося мыслителя, которого многие считают просто сатириком и замечательным писателем.

ИзменитьУбрать
(0)

«…Выражаю личное мнение о будущем, имея в виду что-то вроде конца 20, начала 21 века.
Итак, что мне показалось этим жарким летом: дружба будет торжествовать повсеместно. Под этим будет пониматься что-то иное, чем сейчас, но в ней будут искать опору и утешение.
Любовь исчезнет в связи с исчезновением личности. Слово «любовь» в теперешнем понимании будет использоваться юмористами. Секс притупится. Он будет более интимным, чем рукопожатие, но не потребует столь строгого уединения. Для его возникновения потребуется гораздо больше времени ... Интимное сближение обозначит начало, а не конец знакомства.
Супружество сохранится в виде состояния в штате на договорных началах. ...Секс очень помолодеет, сократится, примет спортивный характер.
Некоторые болезни будут ликвидированы, взамен появятся другие – от лекарств, ликвидировавших предыдущие. Опытное население станет избегать врачей с образованием. Процесс обезличивания среди них завершится к концу века. Редкие врачи станут еще богаче.
...Правда исчезнет окончательно. Жизнь, как ни странно, будет продолжаться. Оратор и аудитория будут говорить на одном языке, прекрасно понимая, о чем речь, и не о том. Истины слышно не будет, но она будет известна.
…Огромное число ученых, живущих совершенно отдельно. Их никто не будет видеть. Об их существовании будут судить по синтетическому мясу, лазерному телевидению, пробирочным разнорабочим. Совершенно отдельный мир с открытиями, премиями, конгрессами.
…Литература приобретет устный характер и лаконизм. Вместо книг – кассеты с веселыми текстами. Писатели исчезнут. Останутся ученые, острящие для слушателей. Живопись в виде цветовых пятен, поэзия в виде эпиграмм. Для слуха – тексты к песням. Музыка электронная звучит непрерывно, управляется диспетчером.
Из черт характера – обязательность превыше всего. Деликатность исчезнет из-за бесполезности. Наглость будет настолько привычной, что перестанет добиваться таких успехов.
Справки, резолюции через ЭВМ и грамматика исчезнут. Знаки препинания только в ученом мире. В мемуарах сами вспоминаемые наговорят отобранные собой цитаты. Космосу так и не найдут практического применения в мирных целях, и космонавты исчезнут.
Прописка сохранится, но потеряет смысл из-за быстроты авиации, хотя самолеты будут грязными и будут падать. Случаи отказа управления с огромными потерями не вызовут таких огорчений, как сейчас. Вообще отношение к смерти выровняется.
Усилиями ТВ пропадут ирония и юмор, хоть смех останется. Причины для его вызова самые простые.
Что исчезнет окончательно и будет цениться превыше всего – искренность».
(Михаил Жванецкий, «Мне показалось».)

Написано в 70-х годах прошлого века. А «попало» почти по всем пунктам…
Все чаще приходится слышать от окружающих или читать в том же Фейсбуке такое определение – «он/она настоящий/ая». И это не о профессионализме или таланте – это об искренности.
Откуда произошло это слово? Викисловарь предлагает версию: от древнерусского слова «искрь» – «близко». Но звучит в нем такой же корень, как в слове «искра». Ведь если человек искрится радостью и добротой, он незащищен и открыт. О влюбленных говорят, что между ними «проскочила искра». И даже если отношения между людьми «искрят», т.е. непростые и огнеопасные, не потому ли, что они не скрывают своих чувств?
Может быть, этот самый большой дефицит наступившего века и есть искра – искра откровенности и откровения, отсвет Б-жественной Истины? Удастся ли нам в меняющемся с бешеной скоростью мире увидеть ее и сохранить?


1Здесь подразумевается «народ Израиля» – еврейский народ.

Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №121 > Что век грядущий нам готовит?
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-04-26 02:58:15
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jewniverse - Yiddish Shtetl Jerusalem Anthologia