БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №136 > ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ СУДЬБЫ
В номере №136

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ СУДЬБЫ
Вита ИНБЕРГ

Странная история приключилась с британцем Йеном Ашером. Он жил себе и никого не трогал, у него была маленькая работа в маленьком магазине ковров, жена, мечты и 50 лет жизни за спиной. Все это давно отдавало пылью. В подобных случаях многие продолжают глотать пыль и антидепрессанты, и в конце концов более-менее благополучно умирают. Ашеру помогла жена – она от него ушла. После этого неведомо каким образом скромного продавца осенила оригинальная идея.

В 2008 г. он выставил на интернет-аукционе eBay свою жизнь. Всю. Включая подержанный автомобиль, рабочее место и друзей. (Не к месту вспомнилось: «Я за машину "Родину" продал!») Еще более удивительно, что нашелся покупатель. На вырученную неслабую сумму Йен Ашер принялся осуществлять свои мечты. Были среди них и обычные: научиться летать на самолете, поплавать с акулами, погулять по Великой Китайской стене… Ну, вы представляете. И довольно экзотические, типа завести домашнего осьминога, сыграть небольшую роль в голливудском фильме. Всего 100 пунктов. За два года он осуществил 94! Вне плана – у него появилась любимая женщина, с которой они вместе открыли издательство детских книг. И, разумеется, вишенка на торте: право на экранизацию написанной Йеном­ автобиографии купила компания Disney.

Честно говоря, история Ашера напоминает сказочку, сочиненную каким-нибудь креативным психотерапевтом. Но интернет утверждает, что это самая что ни на есть реальность. На фотках – мужчина с заурядной внешностью и незаурядно счастливым лицом. Самореализация делает человека яркой индивидуальностью.

С судьбой можно обращаться по-разному. Можно в нее верить или не верить. Принимать ее достойно – или страдальчески, заняв тепленькое местечко вечной жертвы обстоятельств. И еще – можно ее менять. Иногда этому повороту способствует счастливый случай, как с Марком Цукербергом (см. МТ № 120).

Хотя – в случайности я не слишком верю. Вряд ли Марк создал бы Фейсбук, если бы не увлекался программированием и не изучал психологию. Собственно, он и его друзья и единомышленники просто занимались тем, что им нравится. И бывает так, что результат твоих занятий нравится кому-то еще. В ситуации Цукерберга – даже очень много кому. Вот только поворот судьбы не приходит с фанфарами и плакатами, не стучит в ворота и не кричит на всю улицу: эй, это я! Важно расслышать тихий голос судьбы и не пропустить интересную идею. Даже если она кажется безумной.

Изменив свою судьбу, создатель Фейсбука изменил жизнь множества людей. Наши действия неизбежно затрагивают жизнь других – хотя бы окружения. А то и сотен, и тысяч людей.

Одессит Борис Давидович Литвак (1930-2014), основатель детского центра реабилитации, был убежден: «Добро нужно делать тихо. Так, чтобы об этом никто не знал». Все равно не вышло. Знали – в Одессе, во всей Ук­раи­не, в России и в других странах. За время работы Центра получили бесплатную медицинскую помощь больше 24 тысяч детей (это на сентябрь 2013 г.). Получили надежду их семьи. Получили… даже не знаю, как сказать без пафоса, что получили современники Литвака, – урок доброты, благородства, самоотверженности, силы духа?

Борис Давидович повернул свою судьбу – от спорта, тренерства, физвоспитания к «Дому с ангелом» – после смерти единственной дочери Ирины. Так тоже бывает. Возможно, такое творческое изменение жизни – лучший способ справиться с утратой и горем.

Есть специальный еврейский поворот судьбы – тшува. Это раскаяние в совершенных проступках (как сформулировали законоучители Талмуда). Это возвращение – к соблюдению еврейской традиции, к изучению Торы. Это восстановление отношений с Б-гом. Это обновление души. В конце концов, это возврат к самому себе. Как считал философ Франц Розенцвейг (1886-1929), ивритский термин «тшува» настолько глубок, что не поддается однозначному переводу.

С точки зрения рава Кука, «греша, человек изолирует себя от Б-га и разрушает потенциальную гармонию и единство бытия, а раскаиваясь, он преодолевает эту изоляцию и приобщается к Б-гу. Возвращение (тшува) народа Израиля на землю предков – это раскаяние на общенациональном уровне». (eleven.co.il)

Вернувшийся к своим корням еврей называется «бааль тшува» – буквально «хозяин, обладатель» тшувы.

На эту тему есть очень много книг, публикаций, лекций, рассказов и т.п. Тшува – далеко не обязательно чудо или озарение. Но бывает и чудо, и озарение – как произошло с упомянутым выше Ф. Розенцвейгом. Осознание пришло к нему в Йом-Кипур, когда он услышал молитву в берлинской синагоге…

Истории «состоявшихся» баалей тшува полны случайностей, совпадений, удивительных событий. Алина Фаркаш пишет:

«У меня были два знакомых брата. Старший – отличник и умница, серьезный мальчик, самостоятельно в 14 лет уехал учиться в ешиву и стал одним из лучших учеников. Младший – крещеный панк, веселый бабник и хулиган, не верящий ни в черта, ни в Б-га. Как вы думаете, кто из них сейчас живет в Бней-Браке с женой, семью детьми и бородой до пояса, а кто путешествует автостопом по Индии, совершенствуясь в медитациях?

…Будущего физика с мировым именем впервые пригласили на праздник в еврейский дом во время учебы в Швейцарии. Студент ожидал веселой вечеринки, красивых девушек, развлечений и вкусной еды, а вместо этого почти до утра просидел за пустым столом, подчиняясь странному медленному ритуалу – тот праздник оказался Песахом. …вернувшись домой, парень через некоторое время стал соблюдать Шабат и искать еврейскую девушку для брака.

Я знаю одного "еврея по папе", который пошел проходить гиюр только потому, что однажды его выцепили на улице благодаря специфической внешности, спросили, не еврей ли он, и, услышав положительный ответ, попросили вместе пройти в синагогу на общественную молитву. Но, расспросив по дороге подробнее о родителях, извинились и ушли искать другого, настоящего еврея. Что для моего знакомого оказалось как-то неожиданно и очень обидно». (jewish.ru)

«Дерущийся раввин» (Fighting rabbi) – так в шутку прозвали коллеги израильско-американского боксера, чемпиона мира Юрия Формана, когда узнали, что он поступил на курсы по изучению Торы.
«Для меня быть одновременно боксером и человеком духовным – это нормально. … Каждый человек – и все религии в этом единогласны – состоит из двух частей: души и тела. Выбирать только одну из этих частей – это не путь. Для меня духовность – это гармония, баланс этих двух составляющих, умение развивать обе части в себе. И в боксе мне это очень пригодилось, поскольку там очень много негатива, и для меня было очень важно найти этот внутренний духовный стержень…»
Семья Форманов репатриировалась из Белоруссии в Израиль. «Моим родителям было по тридцать лет, молодые совсем. Отец, с огромной шевелюрой, был фанатом рок-музыки, мама – практически хиппи. Но, несмотря на их космополитичный менталитет, пришлось им очень трудно…» В 18 лет Юрий один эмигрировал в Америку.
«Я приехал в Нью-Йорк с небольшим рюкзачком, где были мои спортивные принадлежности и большая мечта. И если б мне тогда сказали, что через десять лет я буду драться за звание чемпиона на новом стадионе Yankees, то не поверил бы…» Не раз ему приходилось все начинать с нуля. Но все свободное время­ Юрий посвящал реализации своей мечты – стать чемпионом мира по боксу.
Теперь, когда эта мечта осуществилась, «дерущийся раввин» идет к новой цели – развеять образ ортодоксального еврея как слабого и неспособного защитить себя и свою семью книжного червя. «Я понял, что мысль наша на самом деле имеет такую же силу, как и физическое тело… Иудаизм как раз очень большое внимание уделяет избавлению от негативных мыслей. Мой план – в 2015 г. открыть зал или школу, где я смогу соединить свой боксерский, жизненный и духовный опыт». (jewish.ru)
Действительно, так может выглядеть первоначальный толчок, импульс к духовному поиску. Однако чаще всего собственно тшува является результатом длительных и трудных усилий, душевных, интеллектуальных, социальных, да просто житейских. Здесь можно столкнуться с неожиданными затруднениями, с разочарованием, гневом и страхом, с реакцией семьи, родителей… Говорят, что бааль тшува всегда находится в пути. А иногда человек понимает, что это – не его путь. Важно вовремя остановиться, и с уважением к себе и к другим, и к затраченным усилиям, все же найти себя и свой образ жизни. Возможно, придет время, когда захочется вернуться на этот путь.

Не обязательно возвращение связано с кризисом, потребностью изменить образ жизни, выйти из душевной подавленности. Ури Зоар и Рой Нойбергер в своих книгах , каждый по-своему, описывают непростой путь баалей тшува. Но оба подчеркивают: они и их семьи изначально были во всех отношениях благополучны. Это был зов души. Это было необъяснимое чувство одиночества и отчужденности, как будто в жизни чего-то (или Кого-то) недостает. Это был поиск ответов на вопросы, на которые больше нигде ответа не находилось.

«Тора не заставила меня отвернуться от всего пережитого, – замечает Зоар. – Она не отрицала мою жизнь, а просто расставила в ней все по местам, назвав вещи своими именами. … Твое "я" расцветает в душе, как самое прекрасное художественное произведение. Твоя личность выходит из подземелья на свободу…»

В еврейском мировоззрении нет понятия о фатуме, предопределенной судьбе. Есть право выбора и личная ответственность за него. Требуются здравый смысл, чуткость и терпение. Как напоминает тот же Ури Зоар, у человека есть обязанность – искать истину.


Добавление комментария
Поля, отмеченные * , заполнять обязательно
Подписать сообщение как


      Зарегистрироваться  Забыли пароль?
* Текст
 Показать подсказку по форматированию текста
  
Главная > Мигдаль Times > №136 > ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ СУДЬБЫ
  Замечания/предложения
по работе сайта


2024-03-29 02:10:36
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua

Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: (+38 048) 770-18-69, (+38 048) 770-18-61.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Dr. NONA Jerusalem Anthologia Всемирный клуб одесситов