БС"Д
Войти
Чтобы войти, сначала зарегистрируйтесь.
Главная > Мигдаль Times > №145 > ОДЕССКАЯ ПРЕССА СТО ЛЕТ НАЗАД
В номере №145

Мигдаль Times №145
ОДЕССКАЯ ПРЕССА СТО ЛЕТ НАЗАД
Ольга КСЕНДЗЮК

«Маленький Одесский Листок», выходивший в нашем городе в начале 20 века, оказался вовсе не маленьким, а огромным! Я отвыкла от такого формата, да и вообще от газет, с их тонкими, хрупкими страницами.

О чем же писал «МОЛ» в 1915-1916 годах?

Конечно, каждый номер начинается с войны. Характерный заголовок: «Война. 793-й день». Вести с фронтов, «переговоры о подводной войне», события в Греции, «польский вопрос». Военно-полевой суд, вопросы призыва, военнопленные и беженцы, прибытие раненых. Перебои с продовольствием, рост цен, повышение акциза на продукты из нефти, подорожание сахара и пр. Актуальный вопрос: «Где можно получить керосин?» Все это порождает волну спекуляций и мошенничества. Больная тема – «хвосты», то есть очереди, им тогдашние фельетонисты посвящают много ядовитых слов.

(0)

Постоянные разделы – «внутренние известия», информация одесской думы, культурная жизнь, хроника, происшествия. Ведь мирная жизнь продолжается, несмотря ни на что – с разводами, пожарами, кражами, премьерами...

Одна из больших угроз для горожан – трамваи: постоянно встречаются заголовки типа «Трагическая смерть под колесами».

Предлагают свои услуги горничные и портнихи, акушерки и врачи. Среди последних я с интересом обнаружила объявление женщины-стоматолога – редкость по тем временам: «Евгения Константиновна Лаская. Лечение, золотые и каучуковые работы. Петра Великого, №24».

В Городском театре новый антрепренер – А.И. Гомберг. Драматический театр ставит новую пьесу С. Юшкевича «Человек воздуха». В Новом театре (Скобелева, 55) с неизменным успехом выступает Еврейская труппа под управлением Боэза Юнгвица, с участием г-жи Заславской и М. Фишзона. В репертуаре – «Яшка-одессит», «Гелтлибе ин шанде» и др. Театр Раппеля ставит оперетту в 3-х действиях «Веселые одесситы». Рубрика «Маленькая хроника» сообщает о гастролях автора-юмориста М.Г. Блюменталя и о том, что в труппу театра «Колизей» вступил артист Л. Утесов. В «Листке» печатается с продолжением роман «Власть золота», автор – А. Чивонибар (догадались прочесть наоборот?)

Еженедельное иллюстрированное издание «Театр и кино» регулярно сообщает о творческих вечерах известной певицы Изы Кремер. На 4-й ст. Среднефонтанской дороги состоятся скачки. В театре «Лира» выступает король свистунов негр Альфредис. В театрах (которые еще не называются кинотеатрами) идут «потрясающие новые драмы»: «Любовь индуски», «Великодушие бродяги», «Отважная маникюрша» («Уточкино»).

В одном из номеров «Листка» много места уделено колоритной истории с подделкой марок1. Расследовал ее начальник сыскной полиции Г.В. Гиршфельд, а одним из пострадавших стал владелец мясной лавки Бендер – однофамилец будущего героя Ильфа и Петрова.

Другая криминальная история впечатляет смелостью и находчивостью потерпевшего:

«…было совершено нападение на купца Якова Блюмберга, проживающего в доме №49 по Троицкой улице. Группа замаскированных вооруженных злоумышленников ворвалась в его квартиру и под угрозой револьверов потребовала выдачи денег. Блюмберг отказал, заявив, что денег у него нет, так как касса находится в магазине. Воспользовавшись удобным моментом, Блюмберг выбросил в окно кувшин и, разбив стекло, поднял тревогу. Злоумышленники испугались и бросились убегать…» (МОЛ, 1916, №184).

В продолжение криминальной темы – история еще одной «неудачи»:

(0)

«В квартиру А. Ликера (Б. Арнаутская, №107) забралось два вора. В квартире никого не было, и воры сложили в узлы все, что можно было, и направились к выходу. Здесь ‘‘визитеры’’ столкнулись с квартирохозяином. Последний нашел этот способ очистки его квартиры несколько неудобным, предложил оставить узлы на месте и прокатиться в участок. Оба ‘‘неудачника’’ весьма неохотно исполнили предложение. Отрекомендовались они ‘‘специалистами’’ А. Радзинским и Б. Вонером» (МОЛ, №226). Радует здесь не только сюжет, но и стиль заметки.

Вообще, стилем одесситы всегда были сильны. Например, увлекает красноречием некий гр. Арктуръ, в «Письме к одесситам» призывающий объединяться в потребительские кооперативы:

«Одесситы-потребители, сознаете ли вы, какую вы из себя представляете силу? – Нет, не сознаете.
Сотни фабрик, тысячи лавок, десятки тысяч рабочих всегда готово к вашим услугам.
Тысячи предпринимателей-торговцев живут за ваш счет. И живут, несомненно, лучше, чем вы сами, потребители. Вы всех кормите, а сами живете впроголодь… вам, потребителям, не дают настоящих продуктов. Везде и всюду процветает фальсификация. …Фальсификацией продуктов разрушают ваш организм, а вздуванием цен отравляют все ваше существование… Неужели же она, настоящая безалаберщина, не научит вас, одесситы, уму-разуму?»
(МОЛ, №189)

Своеобразный отклик на злободневные вопросы в сатирической рубрике «Экран жизни» дает некто под псевдонимом Джентльмэн, сочиняя арифметические задачи. Например: «Купец купил 1,500 пар галош и, в ожидании повышения цен на оные, спрятал купленный товар на одном из своих складов. Через сколько времени купец купит себе автомобиль?»

«Отцы» города спят по 300 дней в году. Когда они проснутся?» (МОЛ, №455) Последний вопрос – прямо на все времена.

Но, конечно же, не только этим жили одесситы сто лет назад.

№193 «Листка» сообщает, что «в Мадридский университет на кафедру еврейского языка и литературы приглашен доктор Иагуда2, еврей по происхождению и религии. После изгнания евреев из Испании это первый случай, чтобы еврей был допущен профессором».

Номер 488 поздравляет с юбилеем основателя, руководителя и заведующего училищем им. Эльмана на Пересыпи, Абрама Акимовича Ланду, активного участника почти всех еврейских культурно-просветительных обществ: «А.А. Ланда хорошо известен среди евреев, жителей Пересыпи, и пользуется большим уважением и симпатией всех знающих его».

№198 «Листка» публикует некролог Х.И. Гохману, который был приват-доцентом Новороссийского университета, доктором прикладной механики, и «известен многим одесситам как учредитель и владелец коммерческого училища».

В №519 за декабрь 1916 г. сообщается о собрании вновь учрежденного отдела попечения о еврейских женщинах и девушках – при одесском отделе общества защиты женщин. Оказывается, было и такое. Председательницей стала Д.М. Моргулис-Лазарович. Среди членов правления – С.А. Полякова-Ландесман (см. МТ №140), Ц.Е. Жаботинская, Д.Г. Атлас3.

В 1916 г. «Листок» посвящает заметку

35-летию металлургического завода И.С. Каца. Этот завод, «насчитывающий до 450 рабочих, специализируется на изготовлении весов и является одним из первых в России. 10 лет назад основатель его, инженер И.С. Кац, был награжден званием потомственного почетного гражданина. Рабочие устроили Кацу юбилейное чествование». (МОЛ, №481)

№191 публикует заметки автора под псевдонимом Бедовый. Приведу небольшой отрывок:

«ОДЕССИТЫ НА ЧУЖБИНЕ
На далеком петроградском кладбище, поблизости один от другого, очутились два одессита.
Два летчика. Уточкин и Абрамович.
Блестящий русский летчик, молодой человек, студент, Абрамович погиб несколько лет назад.
Абрамович – внук еврейского писателя, смотрителя одесской Талмуд-Торы, Менделе-Мойхер-Сфорима, 80-летие которого на днях праздновалось.
Судьбе угодно было, чтобы и другой выдающийся летчик-одессит, С.И. Уточкин, нашел вечное упокоение поблизости от коллеги, одессита Абрамовича»
.

(0)

Необычный синтез жанров представлял «первый в России художественный и научно-литературный кинематограф «Урания» (Екатерининская, 6). Это было общество, учрежденное профессорами и преподавателями. Демонстрировались фильмы-экранизации (называемые тогда инсценировками), например, для первого показа были выбраны «Бесы» Достоевского. Показы сопровождались комментариями и лекциями М. Слонима, Б. Варнеке, Л. Гросмана, М. Ман­де­са и других. М. Слониму принадлежит также множество серьезных публикаций о театре и его развитии.

Одним из примеров «нового еврейского театра», о котором много говорили в те годы, был спектакль по пьесе Шолома Аша «Наша вера» в Драматическом театре (дирекция А.М. Сибирякова). Л. К-овъ пишет об этом спектакле:

«…затронут острый в то время вопрос о взаимоотношениях польского и еврейского населения в Западном крае, достигший было крайнего напряжения и остроты… еврей Лейзер – довольно интересная сценическая интерпретация еврея – активной натуры, человека земли и силы». (ТиК, №41)

Неизменной популярностью у одесситов пользуются развлекательные жанры. Немало внимания театральные обозрения уделяют театру Раппеля на Преображенской, 96. Это, собственно, «Товарищество еврейских опереточных и драматических артистов под управлением Л.Л. Рап­пеля». Ведущей актрисой выступает молодая и хорошенькая «известная каскадная артистка Зинаида Раппель». Критик описывает неоднозначные впечатления от спектакля «Ди идише кройн»:

(0)

«…мелодраматический сюжет, отдельные «сильно» драматические места и разом веселые сценки комического персонажа… На первом месте – г-жа Раппель в роли юной Розы… Слаба и постановка. Особенно это сказалось в массовых сценах и поведении актеров. Каждый делает на сцене, что хочет… Публики – полный зал. Оперетта нравится, и ‘‘bis’ам’’ нет конца». (ТиК, 1916, №44)

Ниже я предлагаю вам подборку фрагментов – новости, заметки, реклама, – которые, надеюсь, дадут представление об одесской жизни и атмосфере сто лет назад.

«Драматический театр. Единственный концерт знаменитого скрипача-виртуоза Яши Хейфеца. Билеты заблаговременно продаются в аптеке И.К. Авербуха, Дерибасовская, №16». (ТиК, 1916, №21)

«В последнем собрании общества еврейской народной музыки известный московский критик Д.Д. Энгель сделал интересный доклад на тему «У истока еврейской песни». Докладчик записал ряд еврейских мотивов во время специально предпринятой совместно с писателем С. Ан-ским поездки. Доклад сопровождался музыкальными иллюстрациями». (ТиК, 1915)

«В воскресенье, 13 декабря, в «Унион» состоится концерт малолетнего скрипача Натана Мильштейна при участии лучших сил Городского и Драматического театров». (ТиК, 1915)

«Вечер еврейской поэзии, песни и музыки. По инициативе Е.Б. Галантера, Иза Кремер, Розенфельд, Подвысоцкий, Л. Розенблюм. Вступительное слово – Х. Гринберг». (ТиК, 1916, №2)

«Смеялась я! Романс-письмо. Для пения с акком­панементом фортепиано. …Г.Е. Музы­ка Сим­циса. Слова Изы Кремер. Продается во всех музыкальных магазинах: А. Густавсона, Иозефера, Островского, и у автора (Торговая, 44, кв. 2)». (ТиК, 1915)

«С артисткой еврейской труппы Пепи Литман третьего дня произошел несчастный случай. Во время представления она поскользнулась и вывихнула себе ногу. Помощь оказал театральный врач А.Я. Майзельс, наложивший повязку. Несмотря на боль, артистка продолжила играть и закончила спектакль». (МОЛ, 1916, №191)

«Пеппи Литман. Второй сезон выступает на еврейской сцене в Одессе эта своеобразная артистка, вызывая восторги одних, презрительное пожимание плечами у других и возмущение у третьих, но собирая неизменно полные сборы. … Голос у нее небольшого низкого диапазона, очень приятный, грудной, вдруг делающий необычайные переливы на высоких нотах, напоминающие лучшее канторское пение. Этот голос трогает сокровенные струны еврейской души и вызывает бесконечные восторги слушателей…» (ТиК, 1915)

*

«Помощь ночью. … особенно обострился этот вопрос теперь, когда тысячи врачей ушли в армию. Наиболее популярные в городе врачи обременены работой. … Нельзя не приветствовать учрежденную А.И. Финкелем ночную медицинскую помощь. Заболевший обыватель не будет теперь беспомощно ждать рассвета. … Кроме того, что эта помощь будет быстрая – она еще и бесплатная. … Может быть, добрый почин А.М. Финкеля найдет подражателей…» (МОЛ, 1916, №250)

«Лотерея-аллегри в пользу еврейских детей 22 и 23 октября. Комитет ... находился под председательством Л.Г. Ашкенази и предъявил с самого начала войны энергическую деятельность, направленную на облегчение участи семей и особенно детей евреев-воинов…» (МОЛ, №470)

(Позднее сообщили, что сбор достиг 100 тыс. руб. – О.К.)

«Дамы! Ваши страусовые перья, эгреты, спри, парадии, плерезы и боа могут быть всегда чищены, крашены, обновлены и переделаны по последним моделям в специальной мастерской Фридмана, где также приготовлен большой выбор сезонных новостей. Греческая, 50». («Одесское обозрение театров» , 1915, №815)

«Одесский Листок» сообщает, что сейчас на многих одесских дачах, на воротах можно видеть такие таблички: «Согласно постановлению всех дачников этой дачи, гости принимаются исключительно по четвергам». Иные, более милостивые, назначают по два-три приемных дня. Родиной этого новшества, конечно должна быть Одесса. («Новое время», сентябрь 1916)

«Почерки самые неправильные исправляю лично и заочно каждому в 10 уроков на бегло конторские и изящно красивые. … Проф. каллиграфии А. Коссодо. Дерибасовская, дом Тэк-Жульена, 19». (ТиК, 1916)

«Спешите видеть! Теперь или никогда! Настоящее дубовое полено, годное для отапливания печей. Желающие видеть во избежание возникновения "хвоста" должны заблаговременно запасаться билетами. Цена за вход – один рубль. Тронуть рукою – только один рубль и пятьдесят коп.». («Одесская Шпилька», ноябрь 1916)

*

«Вчера, в 30-й день кончины поэта С.Г. Фруга, в Бродской синагоге обер-кантором синагоги П.М. Миньковским в сослужении хора отслужена была панихида. Присутствовали, кроме семьи и родных, представители местных еврейских просветительских и благотворительных учреждений, учащиеся … много студентов. …» (МОЛ, №461)

Редактор «Театра и Кино» Л. Камышников пишет: «…имя Фруга известно всем, известно и каждому актеру … Стихи Фруга, такие чистые, такие трогательные, не раз вызывали у зрителей слезы признательности и благодарности по адресу читавших их. Вот почему и актерская среда не может пройти мимо смерти великого поэта…» (1916, №38)

Не только актеры читали стихи С. Фруга, он и сам не раз участвовал в поэтических вечерах, весьма популярных в Одессе. Например: «Зал «Унион». Троицкая, 43. В субботу, 19 декабря 1915. Вечер писателей Х. Бялика, С. Фруга, О. Фришмана, А. Фихмана, Н. Осиповича. При участии артистов Драматического театра А. Мурского. Вступительное слово Х.И. Гринберга. Билеты все проданы. Устроитель вечера Е.Б. Галантер». (ТиК, 1915)

«По инициативе редактора журнала «Театр и кино» импресарио г. Галантер устроит в ближайшее время суд над Л. Андреевым и героем его последней пьесы. В качестве участников суда намечены проф. Варнеке, прис. пов. Ю. Гросфельд, И.М. Хейфец, Л.М. Камышников, Лоренцо, Н.А. Пересветов и прис. пов. М.Б. Цвиллинг». (ТиК, 1915, №1)

«Театр Экспресс. Дерибасовская, 26, против Пассажа. Ты ко мне не вернешься… Сенсационная программа. Кино-поэза Игоря Северянина». (ТиК, 1916, №38)

«Сегодня в Драматическом театре состоится спектакль «За океаном», устраиваемый Обществом охраны здоровья еврейского населения для усиления средств общества. При участии в дивертисменте г-ж: Изы Кремер, Н.Б. Бориной, Пепи Литман, Клары Юнг и г-д Волосова, Глазунова и др.» (МОЛ, 1916, №205)

*

«Получена из цензуры: Еврейская оперетта "Койл-сусон-койл-симхо" (Крик веселья – крик радости) в трех актах Л. Грос­смана. Музыка Бенами. Оперетта представлена исключительно театру И.М. Безмана. Злободневные напевы! Курьезы жизни! Театральные гримасы!» (ТиК, 1916, №38)

Рисунок С. Фазини из книги «Седьмое покрывало». Опубликован в №32 еженедельника «Театр и Кино», 1916 г.
(0)

И. Шкаровский – автор большой статьи о судьбах еврейского театра, об идее создания подлинного еврейского театра. Его «пионеры» – Гольдфаден, Перец Гиршбейн – были вынуждены постоянно странствовать. Теперь, говорит автор, пора создать нечто постоянное – «театр.., где бы ставились произведения еврейских художников, благо они имеются… куда стремилась бы и интеллигенция еврейская – такой театр нужен. Сейчас же. …» (ТиК, №52)

«Театр «Аквариум». Кондратенко, 31. Сегодня и ежедневно демонстрируется художественная картина: "Жизнь евреев в Палестине". Картина сопровождается подробными объяснениями М.Д. Елика, В.А. Кагана, Б.Б. Комаровского и И.Б. Сквирского». (ТиК, 1916, №18)

«Первая на Юге России Кинематографическая фабрика «Мирограф» М.И. Гросмана. Одесса, Дерибасовская, 18. Приступлено к съемкам драм, фарсов и комедий. Покупаю сценарии. Принимаю заказы по изготовлению картин и титров.» (ТиК, 1916)

Кинематографическая контора Г.М. Зусман и Я.А. Корн. Ришельевская, 48. Прокат и продажа фильм. (ТиК, 1915)

«Вышла в свет и продается в лучших книжных магазинах книга "Седьмое покрывало". Стихи и рисунки. Цена 1 р. 25 коп. Стихи Багрицкого, И. Бобовича, Фио­летова, Шершеневича… Рисунки и обложка работы С. Фазини». Сборники новой поэзии – «Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало» – продавались «в лучших книжных магазинах» и широко рекламировались.

Благодарим сотрудников
Одесской национальной научной библиотеки
за предоставленные материалы.

Чтобы ставить отрицательные оценки, нужно зарегистрироваться
+2
Интересно, хорошо написано

1Марки-деньги – особый вид непочтовых марок, выполнявших функции разменной монеты в связи с ее недостатком.
2Авраѓам Шалом Яхуда (1877-1951) – историк, востоковед. Возглавлял кафедру языка иврит и раввинистической литературы в Мадридском университете (1915-22).
3Доротея Атлас (1874 – ок. 1929) – одесский историк, краевед, автор книги «Старые друзья и недруги».

  Отправить ссылку друзьям

Главная > Мигдаль Times > №145 > ОДЕССКАЯ ПРЕССА СТО ЛЕТ НАЗАД
  Замечания/предложения
по работе сайта


2018-01-24 09:51:34
// Powered by Migdal website kernel
Вебмастер живет по адресу webmaster@migdal.org.ua
Сайт создан и поддерживается Клубом Еврейского Студента
Международного Еврейского Общинного Центра «Мигдаль» .

Адрес: г. Одесса, ул. Малая Арнаутская, 46-а.
Тел.: 37-21-28, 777-07-18, факс: 34-39-68.

Председатель правления центра «Мигдаль»Кира Верховская .


Всемирный клуб одесситов Jewniverse - Yiddish Shtetl Еврейский педсовет